Принципы научных тезисов для написания романа

Принципы научных тезисов для написания повести или романа


Писатели пользуются разными правилами в придумывании сюжетов и написании текстов. И эти правила очень часто берут в работу стихийно, руководствуясь стихийным вдохновением и стихийной вспышкой графомании. Собственно, все наши способности проявляются стихийно, как бы сами по себе.

Это эссе предлагает кое-что изменить в вашей технологии написания повести или романа. Конечно же, последнее слово за вами, но перед тем, как сказать последнее слово, попробуйте выполнить все нижеперечисленные рекомендации.

В принципе, суть предложения проста. Нужно взять кое-что на вооружение из уже известного и давно используемого.

Кроме художественного творчества существует творчество научное. Молодые учёные (как и молодые писатели) начинают сочинять и писать научные статьи, диссертации, рефераты после того, как выполнят практические научные исследования. Даже на первый взгляд между учёным и писателем много общего. Писатель вникает в жизнь, её проблемные стороны; фиксирует, запоминает, анализирует и начинает применять весь накопленный опыт (базу знаний) для написания крупного произведения, повести или романа. Но, повесть или роман — это конечный продукт, такой же, как научная диссертация или научный реферат. Что же такого интересного, с точки зрения писателя, делает учёный? Он, перед тем, как вынести в свет своё научное детище, пишет научные тезисы.

Пояснение. Научные тезисы — это продуманный, отфильтрованный научный текст, в котором изложены основные результаты исследовательской работы учёного. Почему бы этот приём подачи информации не использовать писателям?

Какая бы творческая стихия не бушевала в вашем воображении, всё равно вы пишете черновик или плановые наброски будущего произведения. Некоторые писатели пишут текст будущей книги сразу же, глава за главой. И если это правило работает без сбоя — пусть пишут. Но мы определили начальное условие: все писатели пишут по-разному. Предположим, вы пишете, отталкиваясь от черновика, который, в свою очередь, может дать выход разного по качеству продукта. И если вы ставите цель: получить большой плюс на выходе, — то поставим дополнительное условие: используем все возможные положительные приёмы. Применительно к нашим задачам — это правила написания научного эссе.

Первое, что писатель должен сделать, опираясь на науку, чётко поставить цель.
Любая цель опирается на актуальность. В чём актуальность вашей повести или романа?

Любовь со всеми её перипетиями актуальна всегда. Тема искательства тоже. Проблемы молодёжи и становление личности идут на расхват. Матёрые писатели все эти вещи знают и глубоко понимают. Молодые писатели тоже знают об этом, но очень поверхностно, без той глубины, которую мы называем творческим (или писательским) опытом. И, часто, первая повесть или роман напоминают море, в которое зашёл читатель. Вот он идет, идёт, и никак не дойдёт до той глубины, в которую можно нырнуть, и свободно поплыть, наслаждаясь процессом плавания и чувством глубины под ногами.

Научная мысль всегда должна быть глубокой. Художественная — тоже.

И начальный старт вашей глубины задаёт название повести или романа. Здесь важный момент. Для писателя названием романа должен быть всеобъемлющий, рабочий заголовок. Потом, при издании в бумажном варианте (по воле издательства), это название может быть сокращено или изменено. Неважно. Для писателя его рабочий заголовок будущего произведения и есть та путеводная звезда, на которую он держит курс.

Для примера возьмём стандартную тему любви. И базой знаний для этой темы служит ваш личный опыт. Скажем, школьный. Но сама по себе школьная любовь — банальна. Нужен проблемный гвоздь. И этот гвоздь в доски творчества вбивает рабочее название для вашего будущего произведения. Назовём наш школьный роман примерно так: "Парень моей подруги".

Обратите внимание. Само название уже определяет: от чьего имени пойдёт повествование, и даёт воображению читателя (который ещё только взял в руки вашу книгу) три разных направления сюжета. Возможно, школьница от своего имени расскажет всё, что произойдёт на страницах книги. Возможно, об этом расскажет взрослая девушка. Возможно, замужняя женщина раскроет тайны своей замужней подруги.

Как видите, заглавием произведения вы озадачили читателя и этим же заглавием обозначили научно-литературную цель: получить художественный результат литературного исследования взаимоотношений моей подруги и её парня.

Теперь в наших с вами тезисах должны найти отражение задуманных результатов в сочинённых текстах. Эти практические результаты для художественной литературы формулируются в главах будущего произведения. Не имеет никакого значения, сколько глав будет в окончательном варианте. Всё это решится ближе к завершению повести или романа. И не нужно напрягаться, чтобы художественно написать эту часть своих тезисов. Ваша задача — наметить и детально описать основные главы, где и будут происходить основные события. Причём, чётко определите и опишите сюжетные линии для рассказчика, для подруги, для её парня. Каждый персонаж имеет свою линию и эти линии будут пересекаться, выявлять интригу, конфликт, философию морали и т. д.

После этого, в качестве заключения (как это делают учёные в своих тезисах), вы тоже запишете свои писательские выводы, которые, в отличие от выводов учёных, никогда не станут известны читателям. Потому, что они нужны только вам и суть их заключается в следующем. В этих выводах вы подводите итог своей задуманной литературно-аналитической работе. Пишите выводы в произвольной форме. Как уже сказано, они важны и нужны только вам, и каждый ваш вывод должен отвечать на вопрос: "Как писатель, я достиг цели своей работы, обозначив её в заглавии произведения?".

Выводов вы можете сделать достаточно много. Например.
Да, от лица рассказчика вы задумали (и хорошо продумали), как написать интересное, интригующее произведение о взаимоотношениях вашей подруги и её парня.
Да, по вашему замыслу образ подруги получится ярким, выразительным, вызывающим ответные чувства у читателя.
Да, её парень должен получится в описаниях тоже ярким, логичным (или противоречивым), и его чувства к подруге искренними, чистыми (или расчётливыми, наигранными).
И т. д.

Не жалейте времени на составление и написание подобного тезиса-плана. Даже всемирно известный писатель и поэт Роберт Стивенсон, прежде чем написать свой знаменитый приключенческий роман "Остров сокровищ", придумал и нарисовал карту несуществующего острова, где должны были произойти приключения команды корабля "Испаньола", изложенные от лица мальчика Джимми. Эта карта придуманного острова вдохновляла Стивенсона и возбуждала читателей. Не зря же они после выхода в свет "Острова сокровищ" заваливали издательство письмами: "Дайте!... Дайте нам координаты этого острова!... ".

Так что, дорогие писатели, пишите так, чтобы и вас заваливали письмами: "Где?... Где живут ваши герои?... Вы написали мою жизнь!...".

Удачи во всём, и особенно в творчестве!
7 декабря, 2015 г.
В. Сандовский


Рецензии
Умная, доходчивая публицистика...Спасибо...

Алексей Фандюхин   04.12.2016 17:35     Заявить о нарушении