Хомуты

ХОМУТЫ

В начале 90-х большая безработица, невыплата заработной платы, ежедневная огромная инфляция заставляли людей «крутиться». Одни от безысходности впадали в депрессию и просто запивали, другие начали промышлять торговлей. Зарабатывание денег во многих семьях стало просто фанатичным. Перед тем как лечь спать, все, от мала до велика, подсчитывали, кто и сколько за день наторговал. Вчерашние инженеры, военные и учителя становились банальными барахольщиками. Не гнушались возможностью таким образом подзаработать политики, деятели науки и культуры, руководители и чиновники всех мастей и рангов. Было занимательно смотреть, как доктор наук, директор крупного предприятия или работник милиции, последний естественно в гражданской одежде, торгует на рынке бюстгальтерами, детскими трусиками или ученическими линейками. За границу вывозилось все, что можно было приобрести на родине, начиная от крупногабаритных агрегатов и заканчивая носовыми платками. Прилавки объектов торговли опустели настолько, что, собирая ребенка в школу, за теми же линейками или карандашами приходилось ехать уже в Польшу. Там на рынках можно было встретить родственников, соседей, просто знакомых и даже тех, кого не видел несколько последних лет. Людей не останавливали многочасовые очереди при пересечении границы, антисанитария, скотские условия пребывания за рубежом и иные сопутствующие поездке мучения.
На деньги, вырученные за проданные и идущие на «ура» отечественные товары, закупался и ввозился в страну ширпотреб, а иногда и откровенный хлам. По приезду домой своим родным или знакомым под видом дорогих вещей впаривалась всякая дрянь с броскими ярлыками и наклейками. Понятие обмануть ближнего становилось нормой жизни. Ограниченность и бездуховность превращали подрастающее поколение в грубых тупых прагматиков и циников. Дети уже прямо в школах продавали одноклассникам поношенные модные джинсы и рубашки. От старших не отставали первоклашки, торгуя на переменах жевательной резинкой и конфетами. Учеба и высшее образование стали выглядеть в глазах многих людей чем-то архаичным или попросту пережитком прошлого…

— Валя! — позвал с порога жену Петр Сазонович Котов.
— Иду! — отозвалась та из кухни.
— Завтра утречком, как и договаривались, поедешь в Польшу.
— А товар где?
— Здесь! — сияя самодовольной улыбкой, ответил Петр Сазонович. — Все вот в этих двух баулах.
— Батюшки мои! — воскликнула Валентина, взявшись ладонями за лицо. — Ты случайно не придумал, каким образом я дотащу до рынка такую тяжесть? — Женщина с недовольным видом приподняла одну из огромных сумок и, покрутив головой, поставила ее на место. — Нужно часть товара отложить для следующей поездки.
— Ничего уже не отложишь! — возмутился Петр Сазонович.
— Почему не отложишь? — спросила его жена, расстегивая молнию на сумке. Заглянув внутрь, она спросила: — Что это там такое страшное лежит?
— Потому и не отложишь, что в сумках лежат четыре лошадиных хомута.
— И что мне прикажете, сударь, делать с этими хомутами? Ты часом не рехнулся?
— Не рехнулся, а ты, моя дорогая, если в торговле ничего не шурупишь, то не мели чепухи!
— Это я-то не шуруплю?! — разозлившись на мужа, крикнула Валентина. — А кто шесть раз только в Польшу на рынок ездил, ты или я?! Я в прошлый раз раньше всех наших распродалась! У меня даже носовые платки оптом дороже, чем у них в розницу забрали! Директор магазина, что через дорогу от нашего дома, против меня отдыхает! Как только у тебя, милый мой, язык поворачивается сказать, что я ничего в торговле не понимаю!..
— Да я, Валя, не то имел в виду! Заместитель генерального нашего объединения в прошлые выходные продал несколько хомутов по два миллиона злотых за каждый. Вот это я понимаю торговля! Это тебе не карандашики и платочки продавать!..
Утром площадь, с которой отправлялся автобус в Польшу, была заполонена «туристами» и провожающими. Причем, глядя на отъезжающих, можно было подумать, что это колонисты из туманного Альбиона едут на новое поселение в Америку. Их пожитки едва смог вместить старенький «Икарус». Казалось, от объема втиснутых в автобус вещей он вот-вот треснет!
Воодушевленная будущей выручкой, Валентина дорогой и на остановках увлеченно рассказывала попутчикам, как ее знакомый заместитель генерального директора одного из объединений чуть ли не организовал прямые поставки хомутов в Польшу, сколотив на этом приличный капитал.
На рынке желающих купить хомуты не нашлось. Женщины, с которыми Валентина приехала торговать, быстро распродали свой товар и организованно пошли на экскурсию по варшавским магазинам. Чтобы не потеряться в незнакомом городе, Валентине с двумя тяжеленными сумками пришлось за ними только поспевать. Товарки злорадно хихикали, меж собой прозвав Валентину Хомутихой. Она нечаянно услышала приклеенное ей прозвище и готова была от стыда провалиться сквозь землю.
«Сволочь! Тупая сволочь! — озлобившись, думала она в те минуты о муже. — Как был тупыгой в молодости, так им и остался!..»

…На пороге квартиры Петр Сазонович встретил жену с добродушной во весь рот улыбкой:
— С возвращением, милая! Ну, как, Валюша, торг? Как поездочка?
— Никак! — буркнула та и, не забирая сумок из прихожей, грубо оттолкнув мужа локтем, прошла в квартиру.
— Ну, дорогая, ты и накупила! Говорил же тебе, что хомуты дело выгодное! Не верила ведь! Устала, поди, лошадка ты моя! — занося сумки в квартиру, пошутил он.
— Сам конь в пальто! — огрызнулась жена.
— Ты… Ты что, хомуты обратно привезла?! — удивился Петр Сазонович, пересмотрев содержимое сумок.
— Езжай сам и продай!
— Мой заместитель генерального за час хомуты реализовал… У него даже еще спрашивали…
— Спрашивали! Хотели купить специально для тебя и твоего уважаемого заместителя генерального, даже по два каждому! На базаре так и сказали!.. Сами вы оба хомуты! Ты, Котов, мелкий хомут, а твой шеф — большой! Он, вероятно, как последний идиот, сам с хомутами всю Польшу выбегал, вот решил еще таких же дурней и простофиль поискать! И, между прочим, нашел! Ты даже представить себе не можешь, сколько я натерпелась из-за этих дурацких хомутов! Сделал из меня вьючную лошадь, все руки себе оборвала! Как с самой набитой дуры, всю дорогу домой надо мной смеялись! Ты говорил, что хомуты сразу раскупят. Ко мне даже ни один покупатель не подошел — смотрели, как на больную, и проходили мимо! Хорошо, что взяла с собой немного долларов, не то разыскивал бы меня сейчас.
— Я никак не возьму в толк, на каком рынке вы торговали?
— Бог его знает, на каком. Привезли в Варшаву и там бросили.
— В Варшаву?!
— Да, а что, у меня, можно подумать, был выбор?
— Причем здесь это! Ты бы еще в Париж эти хомуты отвезла! Встала бы у Эйфелевой башни и попыталась бы их всучить втридорога проходящему мимо наследному принцу Тобаго!
Валентина ничего не ответила, только громко хлопнула за собой дверью спальни…

9 – 10 ноября 2008г., Слуцк – Минск


Рецензии