Консерватория и филармония

Я искренне рад возобновлению общения с Вами. Если бы мне был от природы дан хоть мало-мальский музыкальный талант, то свои чувства я бы лучше всего выразил какой-нибудь мажорной мелодией, а еще лучше – парадным маршем. Благо для такого звукового приветствия есть веский повод.

Как вы наверняка знаете, вчера состоялось долгожданное всеми истинными любителями и знатоками музыки событие – после очень долгого перерыва открылся наконец заново отреставрированный концертный зал имени композитора Прокофьева. Слава богу, больше у Сергея Сергеевича не будет причин пригорюнившись сидеть на своем постаменте у миасского берега, выронив из рук нотную тетрадь и с грустью глядя на вечный долгострой, словно бы в насмешку украшенный его именем. Теперь прокофьевский концертный зал, по привычке именуемый в народе филармонией, перестал быть строительным курьезом и по праву сделался одной из культурных достопримечательностей Челябинска.

Кстати, не знаю насчет вас, а я постоянно пребываю в сомнении: как же следует правильно называть новооткрытый дворец музыки? Будучи человеком, имеющим весьма смутные представления о мире музыкального искусства, я оперу от балета еще худо-бедно отличаю, а вот филармонию вечно путаю с консерваторией. Итак, чтобы впредь не ударить в грязь лицом, когда придется в какой-нибудь культурной компании заговорить о музыке, я не поленился порыться в словаре и, так сказать, отыскать корни истины в отношении филармонии с консерваторией.

И что же выяснилось? Оказывается, это не совсем одно и то же, хотя кое-что общее у них действительно есть. Начать с того, что консерватория – это учреждение учебное, там учат быть искусными музыкантами, а филармония – заведение просветительское, там прошедшие профессиональное обучение музыканты своей деятельностью пропагандируют музыкальное искусство и приобщают к нему народ.

Вот оно что! Значит, в консерваторию мне точно дорога не лежит: поздно уже учиться музыке, да и ни к чему, а вот в филармонию заглянуть, наверное, стоит, ибо просвещаться, пусть даже в сугубо музыкальном плане, никогда не поздно. Так что разница между двумя словами, как видите, есть.

Но и это еще не всё! Самое удивительно – это рассмотрение тех корней, которые лежат в основе двух хорошо знакомых нам отныне музыкальных терминов. Знаете, от чего произошло слово «консерватория»? От итальянского корня conservatorio, означавшего (вы только вдумайтесь) ни больше ни меньше как приют для сирот и беспризорных, где малых деток обучали ремеслам, в том числе и музыкальным, чтобы они могли в последующей жизни сами добыть себе кусок хлеба. Такое обучение было для многих из них поистине спасительным и вполне оправдывало латинский корень servo (что значит спасать, охранять), от которого и произошли итальянские консерватории. Ну а приставка con означала вместе, – то есть только совместным трудом можно устраивать концерты для публики. Так что музыка может быть не только развлечением, но и коллективным спасением от жизненных невзгод.

А вот у слова «филармония» корни не латинские, а еще более древние – греческие, и какие корни! Phileo – самый лучший и самый важный глагол в жизни: любить, а harmonia в переводе не нуждается – это и есть то искомое состояние уравновешенности, стройности и размеренности, которое способна дать душе только любовь. Хорошие, очень правильные корни у филармонии! Непременно посетите ее – и, если можете, то не в одиночестве, а с любимым человеком. Вот тогда, весьма вероятно, ваша жизнь достигнет действительно полной гармонии и счастья. Тогда-то вам и самим захочется петь, и музыкальное филармоническое просвещение окажется очень даже созвучным вашей душе.

Не считайте это за рекламу – настоящее искусство ни в какой рекламе не нуждается. И давайте подведем итог нашему сегодняшнему общению – итог если уж не музыкальный, то, по крайней мере, ритмический. Итак, настройтесь на мелодию стихотворных строк…

Жизнь беспрерывно оглушает,
И уши хочется спасать.
Однако всё же не мешает
В ней гармоничность поискать.

Уж вы поверьте (и проверьте!),
Что есть всесильная, как страсть,
В филармоническом концерте
Гармонии высокой власть.

Судьба сумбурна, но порою
И нам удастся, может быть,
Филармонической игрою
Души смятенье излечить.

Гармонией, мечтой, любовью
Живем и дышим мы опять.
Залог душевного здоровья –
Способность музыку понять.

Но всё же лучше – на просторе
Побыть немного в тишине
Вдали от всех консерваторий
С возлюбленной наедине.   

Начало 2000-х гг.               


Рецензии