C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Торговые связи

  Торговые  связи между Германией и СССР перед войной

Тяжелое положение, в которое Гитлер вверг немецкую экономику, представляло собой благодатную почву для предложений о взаимовыгодной торговле с Советским Союзом.  Определенная заинтересованность в Германии существовала и у советского руководства. Советский Союз, оказавшись в изоляции стремился усилить свой военный потенциал. Для этого ему нужна была иностранная помощь, и, прежде всего, немецкая технология.
         
В то же время, набиравшая высокие темпы военная промышленность Германии испытывала большею потребность в сырье, а немецкое население - в обеспечении продовольствием, прежде всего пшеницей. Оживление торговых и экономических отношений обещали временное ослабление жесткого курса германо-советской конфронтации.
               
Потребность Германии в сырье одержала верх над политическими сомнениями. 19 декабря 1935 г. произошло подписание протокола о продлении германо-советского экономического договора. 
            
Однако опасения советского правительства вызывали планы Гитлера относительно марионеточного государства Закарпатской Украины. Этот восточный уголок чехословацкого государства он хотел превратить в плацдарм против Советской Украины. В первые же недели после появления этого едва жизнеспособного государственного образования Гитлер начал планировать создание «Великой Украины».
               
Но кроме Германии свои притязания на закарпатскую Украину высказывали Польша и Венгрия. Гитлеру пришлось признать, что ему следует учитывать интересы одной из этих стран, чтобы не создавать лишних врагов. Понимание в отношении планов Гитлера стало проявлять венгерское правительство.
               
В беседе с польским министром иностранных дел Беном (5 января 1939 г.) Гитлер, намекая на притязания Венгрии, подчеркнул, что он не намерен допустить Польшу к дележу территории Закарпатской Украины.
             
Весьма вероятно, что Гитлер, зная о советском беспокойстве, вызванном его планами создания «Великой Украины», хотел произвести впечатление, будто у него нет никаких намерений относительно Украины.
            
Кроме того, этим маневром Гитлер хотел припугнуть Польшу заболевшую «манией величия» и продемонстрировать ей возможность немецко-русских действий против Польши. Таким образом, Гитлер надеялся одним ходом сделать поляков уступчивее, а русских - доверчивее.
               
Одновременно Риббентроп, испытывая давление со стороны своих экспертов по вопросам экономики, попросил согласия Гитлера начать новые, решающие переговоры. Военно-промышленный сектор во главе с Герингом высказывался по этому вопросу однозначно: без советского сырья - будь то прямой вывод с оккупированной Украины или урегулированный договором советский экспорт - дальнейшие наращивание производства вооружений невозможно и, следовательно, о конфронтации с западными державами вообще нечего и думать.
               
Итак, Советское правительство вынесло впечатление, что Гитлер не заинтересован в Украине и не имеет агрессивных намерений против СССР, а, напротив, хочет видеть улучшение отношений, на это положительно среагировали средства массовой информации.
               
В соответствии с секретной информацией разведывательных служб Гитлер пока отложил осуществление своего плана наступления на восток, с тем, чтобы отправить на запад. А для этого ему были необходимы сырьевые источники, которые мог предоставить Советский Союз. Но более тесное экономическое сотрудничество между обоими странами (на это рассчитывала германская дипломатия в России) могло стать первым шагом по пути стабилизации внешнеполитического развития в Восточной Европе.
               
В феврале - марте 1939 года тревога Москвы по поводу непосредственной угрозы со стороны Германии улетучилась. В тот момент, когда казалось, что советское правительство преодолело свои сомнения, дипломатические попытки начать широкие экономические переговоры вновь потерпели фиаско. 8 марта 1939 года, когда Гитлер приказал оккупировать Польшу и решить «польский вопрос» военными средствами.
               
Оккупация Чехословакии (15 марта 1939 года) и создание Протектора Чехии и Моравии военными силами Германии, «шокировали, но, вероятно, не застали совсем врасплох» Советское правительство. Оно не испытало того потрясения, которое ощутили западные государственные деятели в связи с тем, что рейх перешел от «политики национальной экспансии к агрессии».
               
Не произвело на Советское правительство никакого впечатления и наступившее в Париже и Лондоне осознание того, что после оккупации Праги Мюнхенское соглашение больше не существует, что Гитлер растоптал надежды западных демократов. В оккупации Праги германским вермахтом оно видело «полное нежелание Гитлера считаться с Англией или Францией и уважать взятые на себя обязательства».
               
18 марта в Москве германскому послу была вручена нота в которой говорилось, «что Советское правительство не может признать законным государственно-правовые изменения в Чехословакии, ибо они были осуществлены без всенародного референдума».
               
С 23 марта английский министр внешней торговли сэр Роберт Гудзон вел в Москве экономические переговоры с Молотовым и Микояном. Перед Гитлером вновь возникла угроза британской блокады Германии.
               
С начала апреля 1939 года после захвата Албании Италией Москва развернула в печати новую компанию за создание «прочной системы коллективной безопасности против фашисткой агрессии» и возрождение идеи о коллективном фронте обороны. В западных столицах главы правительства Невил Чемберлен и Эдуард Даладье испытывали давление со стороны оппозиции общественного мнения и дипломатических служб своих стран.
               
С точки зрения малых стран Центральной и Восточной Европы, которые после потрясения Мюнхена чувствовали себя покинутыми великими державами, наступили, наконец радикальные перемены. «Европа, казалось, проснулась, чтобы перед лицом опасности вновь продемонстрировать свое единство и солидарность».
               
На стороне западных держав выступили также США, направив 14 апреля Гитлеру и Муссолини послание президента Рузвельта.
Первым шагом, отражавшим вновь пробудившийся интерес к системе всеобщей безопасности, явилось возобновление французское предложение, а 15 апреля - первая английская нота.
            
В ней со ссылкой на обещание поддержать страны, независимость которых окажется под угрозой, высказанное Сталиным на XVIII съезде партии, содержался призыв присоединиться к англо-французскому заявлению о гарантиях.
               
В России по наблюдениям западных наблюдателей складывается жесткий командно-административный режим. Во внешний политике советского руководство мыслило субъективно, верх брали эмоции и стереотипы, а не трезвый рассудок. Именно эта непредсказуемость перед решениями правительства СССР во внешний политике и внутри страны отталкивала прогрессивные страны Запада от сотрудничества.
               
Идеи Мюнхена «выжить за счет другого» все сильнее давили во внешнеполитической дипломатии многих стран. То, что Мюнхен оказал далеко идущее воздействие на курс СССР, не подлежит сомнению.
            
В марте 1939 г. в дни XVIII съезде ВКП (б)  в докладе Сталин потребовал «соблюдать осторожность и не давать втянуть в конфликты нашу страну провокаторам войны, привыкшим загребать жар чужими руками». А во время Ялтинской конференции спустя несколько лет в 1945 г. он сказал Ч. Черчелю». ... если бы не было Мюнхена, не было бы и советско-германского пакта».
               
Опасаясь сближения между СССР, Англией и Францией Германия начала готовится к первому дипломатическому контакту.
            
Предлогом служили интересы торговой политики СССР. Перед этим советский полпред Мерекалов посетил руководителя отдела экономической политики Виля, чтобы передать ему вербальную ноту и соответствующий меморандум своего правительства с протестом против прекращения договорных поставок в СССР военной продукции чешского завода «Шкода».
               
Хотя советское ходатайство (последовавшее сразу за оккупаций Чехословакии) о сохранении в силе существующих договоров и было удовлетворено, однако после подписания директивы к плану «Вайс» поставки вновь прекратились. Гитлер не желал экспортировать в СССР продукцию, необходимую для собственной оборонной промышленности.
               
В начале лета в советско-германских дипломатических отношениях наступало некоторое оживление. Важные моменты свидетельствуют, что,  во-первых, стремление к «политической базе» являлось выражением принципиальной советской потребности в прочных связях.
            
Обмен товарами и технологиями, в которых СССР теперь, как никогда раньше, действительно нуждался для развития своей оборонной промышленности, не должен был, как прежде, «висеть в воздухе», его следовало поставить на упорядоченную и надежную основу.
               
Во-вторых, за стремлением к «политической базе» могло скрываться намерение поддерживать переговоры, в какой-то мере способствовать стабилизации отношений и тем самым предупредить новые неожиданные потрясения. В Берлине эту формулу не без основания истолковали как выражение минимального сомнения относительно «существования политической базы для возобновления переговоров.
               
Изучение предложения о возобновлении экономических переговоров, даже если отставить в стороне неопределенность и лежащий в их основе политический расчет гитлеровского правительства, должно быть, поставило Советское правительство перед трудными вопросами.
            
С одной стороны, хотелось  воспользоваться предложенными выгодными кредитами, и была нужда в технологии для создания и развития военной промышленности, а с другой Советское правительство не было заинтересовано в том, чтобы снабжать Германскую военную промышленность важным в военном отношении сырьем.
               
А поскольку оно составляло основу германских интересов, то это обстоятельство ограничивало советскую готовность к переговорам. Немецкие военные планы на западе и востоке заставляли быть максимально сдержанными.
Германскому руководству было известно, что для «собственного воинского и промышленного развития Россия сама нуждалась в большинстве видов сырья, включая нефтепродукты и марганец, которые Германия хотела бы импортировать, и что, кроме того, Россия в последние два года не выражала желания поставлять крупные партии материалов, которые прямо или косвенно способствовали бы увеличению военной мощи Германии…Немецкая сторона в свою очередь не было расположена поставлять России военные материалы, станки и другие изделия, предназначенные для создания промышленности по выпуску боеприпасов.
               
Вскоре Германия прибегла к помощи союзников. В Москве контакт с Наркоматом иностранных дел установил его итальянский коллега.
Следующим этапом на пути к сближению был  личный прием у  Гитлера советского поверенного в делах.
          
Когда в последующие дни из Москвы просочились сведения, что политические переговоры с западными державами формально завершились 24 июля в парафировании проекта договора и что западные  страны теперь готовы приступить в Москве к переговорам о военной  конвенции. Гитлер окончательно  решил захватить  инициативу по отношению к Советскому Союзу.
               
Немецкое правительство выразило готовность «договориться с Россией о судьбе Польши». В связи с наметившимися военными действиями против Польши Риббентроп предложил СССР в качестве компенсации за его невмешательство урегулировать три важнейшие для него в этот момент проблемы. Речь шла о проблеме германской кампании в Польше, которая из-за советско-польского пакта о ненападении могла привести к столкновению Германии с СССР, на втором месте стояла проблема Прибалтики, которая в это время стояла на первом плане советских интересов безопасности.
             
При согласии СССР на переговоры на предложенной основе Риббентроп обязался соблюдать строжайшую тайну.
               
Поскольку Советское правительство в течении нескольких последующий дней продолжало молчать, возник план, хотя бы в связи с более успешными экономическими переговорами, выработать какое-то письменное обязательство, которое связало бы Советскому правительству руки на тот случай, если к моменту нападения на Польшу не удалось бы достичь политического соглашения.
               
В начале августа в трехсторонних переговорах наступила затяжка. Причиной тому была проблема, связанная с определением «косвенной агрессии». Советское недоверие к английскому ведению переговоров получило импульс 3 августа, когда германский посол в Лондоне Герберт фон Дирксен приступил к широкомасштабным переговорам относительно германо-английского компромисса. На этих переговорах, по мнению советской стороны, печь шла о новом «переделе мира».


Рецензии
Спасибо, Сергей! С интересом прочитал Ваши труды. С уважением

Игорь Репетилов   28.12.2015 16:40     Заявить о нарушении
Благодарю, Игорь!
С уважением

Сергей Гилев   29.12.2015 21:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.