Портрет Губаревой

По традиционной атрибутике портрет Губаревой написан Д.Г. Левицким в 1789 г.
В августе 1787 года Левицкий оставляет преподавание в Академии, подав прошение об отставке. Совет Академии, учитывая заслуги художника, назначает ему пенсию 200 рублей в год. В это время Дмитрий Григорьевич утрачивает роль первого живописца, испытывает большие материальные затруднения. В это же время начинаются гонения на масонов и в частности на его друга Н.И. Новикова. Очевидно, стечение именно этих обстоятельств заставляет его в 1789 г. жить некоторое время в своем родном селе  Маячка на Полтавщине в кругу семьи.
Всего в 4 километрах от Маячки находилось село Губаревка, владельцами которой были Губаревы. Изображенная на портрете помещица принадлежала к этому роду, либо как жена хозяина имения, либо как его дочь, более точно установить на сегодня не удалось.
Этот заказ был, очевидно, связан как раз с материальными трудностями художника, поэтому после его завершения он, скорее всего, находился в Губаревке.
В 1917 году при национализации имущества Константина Михайловича Маркелова (1868 – 1944) был конфискован и портрет Губаревой в составе его собрания живописи, который поступил в Государственный музейный фонд, а уже от туда в 1926 г. в Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, где находится в настоящее время.
Путь картины, от имения в Губаревке до имения Маркеловых в Красном стане под Москвой, где очевидно и происходила конфискация, в настоящее время неизвестен.
Можно предположить, что картина перешла к Маркеловым с каким-либо наследником Губаревых либо в семью наследников поэта Василия Ивановича Майкова, так как сам он умер в 1778 г., которые затем её передали в породнившуюся семью Маркеловых, либо непосредственно в семью Маркеловых.
Еще один из возможных путей картины от Губаревой к Маркеловым может быть связан с тем, что Левицкий не оставляет картину в Губаревке, а увозит её с собой в Петербург. Трудное материальное положение либо его самого, либо его вдовы после его смерти, либо позже его дочери, вынуждают их продать картину. Возможными покупателями в этом случае и мог выступить кто-либо из Маркеловых.


Рецензии