На пороге смерти

   Я говорил ему, что все пройдет, что боль закончится, что ранение не смертельно. Но оба мы знали, что это ложь. Жизнь моего друга постепенно угасала.
   Стемнело. Наш отряд ушел, забыв о нас. Тихо было вокруг, пусто. Поломанные деревья, грязные лужи. Небо черное, дождевые облака сожрали звездный свет.
   Я прервал молчание:
- Как себя чувствуешь?
- Не знаю... Какая разница...
- Все с тобой в порядке будет. Доживешь еще до конца войны, до победы!
- Какой в этом смысл?
- Ты о чем?
- Черт!.. Вот сколько уже идет война, и понимаешь, я только сейчас, на пороге смерти... Погоди, не перебивай. Только сейчас, на пороге смерти, я понял, насколько бесполезным было все, что я сделал за годы сражений. Я помню, как еще задолго до войны путешествовал за границу, встречался там с разными людьми... Понимаешь, вот я им улыбался, общался с ними... С каким искренним дружелюбием смотрели мы друг другу в глаза! А теперь я должен их, вот этих самых людей убивать. И ведь выбора нет!.. Если не убью я, убьют меня. Убьет тот, кто еще вчера улыбался мне... И ведь он не лицемерил, нет! Он искренне был добр ко мне. Что же случилось с ним теперь? Почему он с перекошенным, искаженным лицом бежит навстречу мне с единственным намерением - разорвать меня на куски?!
- Это война...
- Это игры политиков, друг мой. Они диктуют нам, что мы должны делать. Мы верим каждому их слову, всей чепухе, которую городят на телевидении и по радио. Только Господь Бог знает, сколько там лицемерия и лжи. Думаешь, ты страну защищаешь? Нет! Ты - марионетка, которую жирный боров дергает за ниточки! Ты за этих свиней воюешь, а не за отечество! Представь, что все это спектакль, игра. Они ведь сами не идут умирать, не ползают в грязи, не становятся инвалидами! Они делают на нас деньги, и за счет нас насыщают свое тщеславие. Ах, если бы каждый в мире человек понял это, не поверил бы в этот дешевый спектакль, не пошел бы на бойню... Не было бы войны, сколько жизней было бы спасено... Господи, каким я был идиотом!..
   Он заплакал. А я не мог вымолвить ни слова. Всю ночь мы просидели молча, ни разу не заговорив.
   На рассвете мой друг умер.
 


Рецензии