Шахматная Шкатулка. Пояснительная записка

Пояснительная записка

Как педагог дополнительного образования работающий с детьми МБДОУ Детский сад  №10 «Снежинка» в городе Урае Ханты-Мансийского автономного округа-Югры я обнаружил редчайшую возможность выделить в отдельный блок комплекс задач по игровому воспитанию дошкольников на шахматном материале. Именно здесь был выработан объект организующий специальное пространство для игр дошкольников названный нами «Шахматная Шкатулка».
В детском саду имеются: кабинет изобразительного искусства, музыкальный зал, спортивный зал, бассейн – всё это специальным образом поготовленные комплексные элементы, обогащающие образовательную среду дошкольного учреждения. Однако самый главный вид активностей дошкольника- ИГРА – хотя и представлен богато в группах как самим пространством игрового зала, так и наборами самых разноустроенных игр и игрушек, но в масштабе дошкольного учреждения не выделялся в отдеьное специальным образом оборудованное помещение, в котором бы велась специальная, четко ориентированная педагогическая деятельность по ознакомлению малышей с современным быстро меняющимся миром игр.
С одной стороны это связано с общей недоработкой понятия ИГРА и кажущейся его освоенностью в силу «общеизвестности» и «общедоступности».
Многим педагогам кажется, что уж в категории ИГРА они разобрались достаточно основательно.
К сожалению необходимо признать, что до сих пор на самом деле в области развития представлений о сущности детской ИГРЫ мы еще весьма далеки от глубокого понимания.
Результатом этой недоработки является например такое грозное явление как ИГРОМАНИЯ, объяснять которую конечно можно по-разному, но истоки которой коренятся как раз в непроработанностях категории и применений различных игр на дошкольном уровне.
Таким образом «Шахматная Шкатулка» как принципиально новый объект образовательной среды дошкольного учреждения уже является и небольшой автономной лабораторией по накоплению первичного опыта в этой весьма важной на наш взгляд области.
Как пример приведу одно любопытное наблюдение педагогов Домашней школы В.В.Николина (ныне доктор педагогических наук, Омск):
- Если мальчик играет элементами – кубиками, колечками – из него вырастает созидатель, строитель. Если мальчик играет готовыми сложными игрушками – а он стремится их разобрать – из него вырастает разрушитель.
Не разбирая существо этих тезисов хотел бы обратить внимание на их методологическую ценность.
Внося в мир детей массы новых игрушек и игр мы НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ ЗНАЕМ, к каким последствиям это приведет наших детей.
И тут важно зафиксировать именно сам момент подлинного НЕЗНАНИЯ.
Не набора разнообразных благоположительных гипотез (благими пожеланиями устлана дорога в…), а именно реального тотального незнания.
И потому выделение специального крупного игрового блока уже является продвижением в правильном направлении.
На наш взгляд «Шахматная шкатулка» должна появиться В КАЖДОМ дошкольном учреждении наряду,если не раньше, с бассейном и физкультурным залом.
Именно организация точечных мощных игровых воздействий заметно формирует предпосылки успешного развития и дисциплины мышления и культуры игрового общения.
В этом смысле у «Шахматной Шкатулки» в дошкольном учреждении нет достойной альтернативы.
Воспитатель в группе не может быть един во всех лицах.
Физическая культура, музыкальная культура, культура художественного творчества должны и преподаются специально обученными педагогами и это нормально и соответствует сложности современного мира.
Дополнение указанного набора специальным Игровым пространством – это вполне закономерное развитие дошкольного учреждения и его образовательной среды.
Наши дальнейшие рекомендации молодому педагогу – организатору такого пространства как раз и направлены на развитие и становление этого элемента образовательной среды дошкольного учреждения.


Рецензии