ОПУС 10

Бежит толстячок. Пузо свешивается через ремень. Лицо выпуклое.в красных пятнах.
Невзрачный.можно сказать,тип.
Или у него ума палата?
- Это ты,Анатолий? Не узнал тебя сразу. Я теперь никого не узнаю. Не успеваю.
Бегу...бегу...бегу... Спешить надо...
- И куда же ты спешишь?
- Где-нибудь что-нибудь урвать. Есть обетованные места.
- А теперь куда?
- Надо Дарье Михайловне поклон отвесить.
- Это в каком же смысле?
- В ножки,в ножки...
Ну,и в средоточие прелестей.
У Дарьи Михайловны Конституция,можно сказать...основной закон...с разными
кучерявыми поправками.
- Поправки в Основной Зкон - это,конечно,дело неотложное. Углы надо сглаживать.
Тип хихикнул - и помчался дальше.
Я никак не могу его вспомнить.
Говорит слова. Я и сам умею говорить.
Бегает. Я и сам непоседа.
Неказист. Так разве нужна человеку красота!?
Должно быть,человек места себе не нашел - вот и бегает по разным закоулкам.
Наверное,мы еще встретимся.


Мы встретились.
Один господин пригласил меня на презентацию своей книги.
Те,кто пишет о себе,не знают других лучше себя.
Те,кто пишет о других,не знает даже себя лучше других.
Издержки самолюбия. Желание славы.
Господин,его близкие и друзья рассказывали об идейном содержании книги,т.е,о
ее ценности. Внимательные слушатели расспрашивали о разных подробностях.
Те,кто не привык слушать других,судачили о своем.
Я стоял в дальнем углу и старался оставаться свидетелем непримечательного действа.
Вдруг с приветствием к автору обратился человек,которого я не мог вспомнить.
Но говорил он почему-то странные слова. Вот что он говорил:
- Господа,среди людей непременно должны быть чудаки. Эти люди не замечают
мелочей жизни,всей путаницы под ногами. Они смотрят вдаль,они видят за гори-
зонтом жизни.они сосредотачивают свое внимание только на исторических собы-
тиях. По историческим событиям они узнают судьбы народов.
Это пророки. Они вдруг замечают,что присходит НЕСОВПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С ЧЕЛОВЕ-
ЧЕСТВОМ. Они стараются найти причину этого несовпадения,предусмотреть его
последствия.
И нам не хочется верить пророкам,если они предвещают нам несчастливую жизнь.
Мне возразят,что Илья Евграфович не пророчествует.он описывает.не торопясь,
свои встречи.свои разговоры с государственными деятелями,с деловыми людьми,
свои поездки в самые дальние уголки земли русской,чтобы в среде простого народа
найти ответ на злободневные вопросы,подтвердить свое родство с народом.
Вот это и есть пророчество:у всех на виду непримечательный человек! В какую
сторону ни подайся,везде этот непримечательный человек,кем бы он ни был:учите-
лем,художником,пастухом,государственным деятелем. Только один грязь месит на
скотном дворе.а другой по красным дорожкам ходит в правительственных корридо-
рах. Нельзя сыскать великого человека. Он,кажется,и должен быть - а запропас-
тился. Он не хочет открыться нам. Он боится нашей насмешки. Ведь мы никогда
не признаем его своим:он будет нам упреком. Он развенчает нас. И он,может быть,
смиряется:он становится таким же непримечательным,как и все мы.
Кто-то зароптал. Но красноречец обратился к Илье Евграфовичу:
- Вы,может быть,со мной несогласны? Может быть,вы полагаете за собой право
стать исключительным человеком?
- Ну,что вы,голубчик,я всегда утверждал:я простой русский человек,побратим
народа.
- И,стало быть,вы не можете претендовать на почести. Вы должны понимать,что
почестями не станешь великим человеком.что почести и выдают в человеке
пошлого обывателя.
- Да,конечно, - соглашался сконфуженный Илья Евграфович.
Он перешел на обрадованно-растерянный возглас,объясняя трудность своего положения насмешливому человеку.
Но разве он насмешничал? Но может быть,правда есть самая язвительная насмешка?
И ее никто не обожает. И ее все боятся?
Кто-то в засаленной телогреечке копается в земле - он не вышел в люди,ему и
скрыть нечем свою жизненную несостоятельность?
А этот состоит при должности,при галстуке и штиблетах,у него зычный командный
голос,он награжден званиями,почетом и уважением - он на самой макушке общест-
ва,он гонор державы,его нельзя попрекать,чтобы вдруг не стала очевидной за
блеском и мишурой государства,цивилизации,прогресса,богатства.культуры никчем-
ность человека.
Нет великого человека. Как говорят,куда ни кинь - везде клин.
Но как же сотворить великого человека из пошленького обывателя? Посильная ли
эта задача для общества?
Или,может быть,общество должно освободить человека от своей опеки?
И что же тогда произойдет с человеком?


Рецензии