Шахматная шкатулка. Отвечая на некоторые вопросы

1. Выделение объектов (компонентов) предметно-пространственной среды, связанных с достижением целей образовательной программы
 
В первую очередь выделяйте структурированные плоскости.
Они могут быть представлены на различных носителях.
Для возрастной группы 3-6 лет необходимо остановиться на КВАДРАТАХ.
То есть на структурах состоящих из квадратных элементов.
Именно эти структуры наиболее адекватны для восприятия и усвоения трех-шестилетними детьми и не вызывают у них затруднений.
Во вторую очередь выделяйте абстрактные фигуры (например пешки), лишенные черт индивидуальности, как наиболее соответствующие быстрому вызову внутренних сил фантазии у детей.
Только после освоения абстрактных фигурок в разных качествах – когда им присваиваются различные «имена» можно начинать ознакомление с конкретными образами.
Обратный порядок влечет целый ряд важных педагогических следствий.

2. Описание назначения объектов (компонентов) предметно-пространственной среды в соответствии с целями образовательной программы

Цель Шахматной Шкатулки как образовательной программы – ознакомление детей с миром игр на организованных плоскостях. В соответствии с этим и дается описание нескольких типов «досок» и нескольких типов «фигур»

3. Учёт возможностей и ресурсов открытой предметно-пространственной среды для использования их в образовательной практике

Мы постарались представить целый ряд объектов открытой предметно-пространственной среды и ресурсов времени у родителей и педагогов для расширения программно заданных представлений малыша о «доске» и «фигурах», указав на здания, крепости, скульптуры, фонтаны, выложенные кирпичами площади и рисунки мелом , каналы, линии метро, лифты как на достаточно мощные «аналоги» представленных объектов.

4. Представление инструментария включения дошкольников в освоение предметно-пространственной среды

Основным инструментом включения школьников в Шахматную шкатулку является сам этот объект как базовый комплексный элемент предметно-пространственной образовательной среды дошкольного учреждения.

5. Представление методов включения дошкольников в освоение предметно-пространственной среды

Методы включения школьников в освоение Шахматной шкатулки  - это и занятия в самой шкатулке, и демонстрации, и соприкосновение, и игры на больших и малых досках, и знакомство с наглядными представлениями и компьютерные игры и опыты с программой «пэйнт» и специальными детскимишахматными программами.

6. Учёт индивидуальных особенностей детей при включении в предметно-пространственную среду

Высокая трансформируемость предметно-пространственной среды в Шахматной Шкатулке – только расстановок столиков мы предлагаем более десятка – сеансовый, обзорный, круговой, парный, квартетный, турнирный, аудиторный, лабораторный и др.- позволяет очень гибко разнообразить общение ученика и педагога, общение учеников между собой в процессе индивидуализации занятий. Лабораторный тип организации занятия предполагает полную автономию ученика, применение наушников снижает влияние на аудиозависимых детей, разные типы стульчиков позволяют индивиуализировать занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д. и т.п. Инивидуальные траектории движения детей – предмет нашего особого внимания, и здесь мы плотн работаем с такими  категориями как «зацепление», «включение в состязание», «активное пощрение успеха» и т.д.

7. Учёт возможностей использования ресурсов открытой среды района (региона,  страны, мира) для решения задач реализации образовательной программы Об этом мы уже говорили здесь и писали при разборе понятий «доска» и «фигуры». Шахматная Шкатулка как технология как раз опирается на широчайшее использование всех открытых ресурсов доступных ребенку и его родителям и в родном городе, и в округе и в стране.

8. Представление приёмов оценки доступности среды для детей и учета их в образовательной практике  Шахматная Шкатулка как раз и формируется как область МАКСИМАЬНОЙ ДОСТУПНОСТИ для ребенка объектов предметно-пространственной образовательной среды, работающих на достижение поставленных этой Программой задач. Поэтому критерием оценки доступности должна служить рекомендованная нами посещаемость. Но в нашем случае она опирается на критерий ПЛАТНОСТИ услуги и в этом контексте лижит далеко за пределами педагогической целесообразности.

9. Представление приемов проектирования среды для развития исследовательской деятельности детей

Собственно вся технология Шахматной Шкатиулки активно направлена на создание реальной базы исследовательской и самоисследовательской активности детей. Этому способствуют и сами организованные плоскости и структурированные абстрактно пространства, и логики развития самостоятельных игр ребенка с предлагаемым в том числе и совершенно абстрактным материалом. Ребенок «пробует», «исследует», «изучает» и мир и себя в этой технологии непрерывно.

10. Представление приемов проектирования среды для развития социальной практики
Шахматная шкатулка является как раз образцом формирования новых социальных практик в дошкольных учреждениях Ханты-мансийского автономного округа и этой технологии, я надеюсь, принадлежит большое будущее.


Рецензии