Большой улит

                Большой улит.

          Работал я тогда лесничим Сысертского леничества Сысертского лесхоза. На берегу северной отноги Верх-Сысертского пруда стояла у нас избушка. Зимой она пустовала, а на пожароопасный период принимали пожарного сторожа, который в ней и жил. Дело в том, что на противоположный берег пруда, являющийся полуостровом между северной и южной отногами, попасть можно было только по воде. Для этого мы  держали в постоянной готовности лодку-казанку с подвесным мотором. Мне нравилось рыбачить на противоположной стороне с лодки со спиннингом. Почему-то как раз напротив избушки на блесну хорошо ловились средней величины щуки и крупные окуни. Вот и на этот раз я приехал сюда в праздник Победы. Приехал рано, ещё до восхода солнца, оставил сторожу мотоцикл и на казанке переплыл пруд.
          Рыба стала брать чуть ли не с первого заброса. К девяти часам, когда клёв прекратился, в лодке лежали четыре щуки от полутора до трёх килограммов и дюжина окуней от полкило до килограмма весом. Ночью прошёл сильный дождь, но к утру небо очистилось, лёгкий туман рассеялся, и солнце начало припекать. Я уже собрался заводить мотор, когда услышал сверху незнакомый голос, больше похожий на громкий мелодичный свист: «тювит-тювит-тювит». Я огляделся, и на длинной ветке сухой сосны заметил птицу величиной не меньше горлицы. Но у неё были длинные зелёные ноги и длинный, слегка загнутый на конце вверх клюв. Сидя на ветви, птица раскачивалась задней половиной тела вниз-вверх, вниз-вверх.  Она была явно из куликов. Но кулик  на дереве!! Такого я ещё не видел! Внимательно разглядываю незнакомую мне птицу, чтобы потом порыться в определителях и узнать, кто она такая. Снизу птица кажется очень светлой: зоб, горло, грудь и брюхо белые, только на зобу и горле заметны пестрины. Крылья серо-бурые со светлым крапом. Вот она просвистела ещё дважды и слетела прямо в воду у берега. Только сейчас я заметил вторую птицу, стоящую по колени в воде. Они вместе побрели по воде, изредка что-то склёвывая с её поверхности.  Сейчас я разглядел серо-бурые спины и ярко-белые надхвостья, и большие чёрные глаза, обведённые белым кругом.. Обе птицы были совершенно одинаковой расцветки.
          Дома я просмотрел определители птиц, и быстро выяснил, что птица эта действительно кулик и называется большой улит.
          Через две недели я вновь рыбачил на своём любимом месте. Клёв был не столь активным, как в прошлый раз, и опять прекратился около девяти часов. Улов был немного хуже: четыре щуки и пять окуней. Я всё время надеялся увидеть или услышать большого улита, но он появился только один раз, молча пролетев над водой вдоль берега. Напротив лодки он повернул на берег и опустился на границе кочковатой сырой лужайки и небольшой вырубки, рядом с лежащим на земле стволом лиственницы. Хотя рыбалка уже закончилась, я не торопился уплывать, а расстелил одежду на носу лодки и решил позагорать и одновременно понаблюдать за природой. Через некоторое время я опять увидел большого улита. Кулик пролетел тем же маршрутом и вновь плавно опустился у лежащего ствола. Это уже становилось интересным, и я причалил к берегу.
          Как ни осторожно я подходил к месту посадки, улит всё же меня засёк и с криком «цви-цви»,  «цви-цви» взлетел метрах в шести-семи от меня, и скрылся за кустами. Гнездо я обнаружил, едва не наступив на него, так оно сливалось с окружением. Оно находилось под прикрытием лежащего ствола, и было небрежно выстлано сухой травой и рыжими хвоинками сосны. В гнезде была полная кладка: четыре грушевидных оливково-зеленоватых яйца, покрытых тёмно-бурыми пятнами и крапинами. Когда ещё через две недели я сюда заглянул, меня ждали только скорлупки. Птенцы благополучно вывелись и покинули гнездо.


Рецензии
Рассказ, от которого остаётся ощущение, что побывал
с добрым человеком на рыбалке и послушал о встрече
с Большим Улитом: он достоин, чтобы его "имя" написать
с большой буквы. Красивая, изящная птица из бекасовых,
Их множество, но кто видел или наблюдал вблизи ?
И кто пытливо разыскивал в определителе название
и читал о его жизни ? Вы проводите читателя в мир
природы, частью которого он сам является, но так мало
знает о нём. Теперь уже больше.
С уважением,

Ирина Манырина   26.10.2022 10:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина!

Вадим Светашов   26.10.2022 19:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.