Менять ли четыре лапы на четыре колеса?
Несколько статей на тему вредности легковых автомобилей я написал еще в 2009 году. "2000", регулярно публиковавшая рекламу "суперкаров", их не опубликовала. Понятно, почему. Но когда-то же должно прийти понимание, что частный эгоизм гробит всеобщее существование! Потому привожу одну из тех статей.
В 2009 году 2 НОЯБРЯ ПО TV УЛЫШАЛ Я,
ЧТО НЕКИЕ АНГЛИЙСКИЕ «УЧЁНЫЕ»
ПОДСЧИТАЛИ, ЧТО ОДИН ДОМАШНИЙ
«ЦУЦЫК» (НА ЭКРАНЕ ПОКАЗАЛИ
МИТТЕЛЬШНАУЦЕРА) СЪЕДАЕТ В ГОД 164Кг МЯСА.
А чтобы те «кГ» получить, надо пасти скотину на такой
площади, с которой, буде она засеяна, скажем, рапсом,
можно получить столько биотоплива, что «внедорожник»
на нём пройдёт километров 100. Разработкой «учёных» первых
уже заинтересовались «учёные» следующие, работающие на ниве автопрома…
Тон телеведущей был вовсе не шуточный, и я, хоть и не держу собаку, глядя на своего 6,5 кГ «британского голубого» красавца, со страхом подумал: «Неужели ни тебе, Барсик, ни твоим сородичам не видать больше любимых консервов «Вискас»? Да и шкурка у тебя — на норку похожа. Что стоит, сославшись на «научные» разработки, начать «кампанию» по разведению «британцев» для шапок и манто? Кот, словно поняв, о чём я думаю, внимательно посмотрел на меня своими жёлтыми «тигриными» глазами….
КТО КОГО ДОСТАЁТ?
Авто у меня нет, но внедорожник ЗиЛ-157КВ 6Х6 немного водил, да и «Прогресс-4» под «Вихрём-М» у меня был 25 лет. Поэтому что такое поршень, коленвал, бензин и карбюратор мне известно. Известно и то, что в импорте легковых автомобилей мы догоняем «цивилизованный мир»: только в Киеве число легковушек уже подошло к миллиону, а уж про Москву лучше умолчать Но стоит ли в этом догонять свет Божий? Ведь неизбежно к проблемам, порождаемым жизнью самих людей, добавятся ещё и проблемы, порождаемые вызванными ими к жизни «четырёхколёсными друзьями». Проблемы, которые решить непросто. Вон что в Пекине делается, какие смоги и загрязнения среды обитания человека!
6 лет назад в Киеве, в ответ на вопли «Достали!» собственников авто, родился лозунг «купил автомобиль - посади дерево!». Логично? Вполне! В столице от множества работающих автомобильных двигателей уже «дух захватывает», а кислород, как известно, воспроизводят только деревья, трава и водоросли, которых в городе всё меньше и меньше. Владельцы же авто о посадке лип да вязов и не помышляют, думают только о том, чтобы «портить воздух» как можно дешевле. Ссылаются даже на Западную Европу, в которой якобы вообще транспортные налоги во время кризиса отменяют. Потому парк «Автомобилист» в столице так и не появился… «Пейте бензин, аки воду, жгите общий кислород, аки ладан, «рыцари четырёх колёс»! Достаёте же вы нам общую погибель.
ВО ЧТО ОБХОДЯТСЯ «ЛИТРЫ ОБЪЁМА»?
Всякий двигатель, в котором сгорает топливо, изменяет состав воздуха, заменяя в нём кислород продуктами окисления топлива. Но и человек потребляет кислород. Сколько же его и кому необходимо? Прикинем. По нашим улицам ездят монстры, на бортах которых написано «5,7L» - суммарный объём цилиндров их двигателя равен 5,7 литра. Но 5,7 литра - это объём легких очень хорошо тренированного человека среднего роста! В минуту он делает вдох 4-6 раз в покое, и до 12-15 раза--в движении. Примем 12, во весь объём лёгких. Четырёхтактный «5,7L», даже работая вполсилы, на 2400 об/мин, в минуту «делает вдох» 1200 раз. В 100 раз больше! Но человек за один вдох усваивает только 25% кислорода, двигатель же регулируют так, чтобы кислород при всех режимах сгорал без остатка. Итого: владельцы авто «узурпируют» у других людей кислорода в сотни раз больше, чем нужно для жизни их самих.
А ЛЮДИ ЛИ ЕЗДЯТ?
«5,7L» перевозит 8 человек, с багажом--800 кГ. Зачем же ему двигатель с объёмом в полведра, на пол-тысячи «лошадиных сил» ? Автолюбители ответят: чтобы быстро набирать скорость после начала движения. А…куда рваться? Всё равно средняя скорость движения по городу — около 30 км/час. Теперь понаблюдайте, сколько людей находится в авто, проносящихся мимо. Не менее, чем в 50%-- один водитель! Два-пассажира - не более 20 процентов, три — процентов 10, четыре — дай Бог, чтобы до одного процента дотянуло. Теперь подсчитаем ОВКЧП, «отношение веса конструкции единицы транспорта к числу перевозимых ею пассажиров». Понятно: чем ОВКЧП меньше, тем авто экономичнее, сиречь — менее вредно для окружающей среды и человека.
Средняя «Тоёта» весит около 900кГ. Минимальный ОВКЧП при перегрузке (пять человек)—180 кГ. Рейсовый автобус/троллейбус—15 тонн, вместимость в перегруз — до 140 человек. Минимальный ОВКЧП—около 110 кГ, на 70 кГ меньше. Мне возразят: в «Тоёте» же комфорта больше! Опять прикинем. Максимальный комфорт—один человек в салоне. ОВКЧП — 900кГ. Но при таком ОВКЧП автобус будет перевозить почти 17 человек, в 17 раз больше. И при такой его загрузке у пассажира, свободно сидящего в просторном салоне автобуса, комфорта куда больше, чем в ограниченном объёме кабины «Тоёты». Цифры — упрямая вещь, а они говорят, что личные авто перевозят не людей, а их личное железо о четырёх колёсах. Да ещё и перевозят по общественным дорогам, расходуя общественный воздух.
Движение по дороге одной«Тоёты» по занимаемой ею площади равноценно передвижению 18 человек 60-го размера, идущих, правда, в ногу. В Киеве — уже около миллиона личных авто. Движение такой армады равноценно движению 18 000 000 человек. Вот какая прорва народу может выйти в город. Никаких ни дорог, ни тротуаров для неё не хватит! Счастье, что много машин отстаиваются в гаражах. Но: три «Тоёты» - площадь однокомнатной «гостинки». Площадь, которую занимают 1 000 000 авто,
равнозначна площади 333333 таких квартир. 333 тысячеквартирных жилых дома для малосемейных! С гаражами эта площадь ещё больше. А архитекторы стонут, что строить негде…
Всё больше и больше дворов «украшают» ржавые скелеты «железных коней», которые не вывозят: невыгодно, металла мало, а объём корпуса большой. Автопокрышки разбросаны повсюду, особенно — в лесах вдоль дорог. Очень хочется спросить владельцев авто: понравилось бы им, если бы сосед хранил в их квартире свои старые ботинки? Которые еще и хорошо горят, отравляя воздух и загрязняя сажей всё воркуг?
Для перевоза 140 человек, максимального для автобуса количества пассажиров, требуется 28 «Тоёт». Каждая имеет двигатель, как минимум, 70 л.с. Все вместе—почти две тысячи(!!!). Двигатель же автобуса — в четыре-шесть раз меньше. И примерно во столько же раз меньше он будет сжигать кислорода воздуха, выбрасывать углекислого газа, окислов свинца и всяких там метан-этан-изобутан-пентанов.
Электротранспорт же кислород не расходует вообще, а потому хотим мы этого, или нет, но ключ к развязке проблем и экологии, и чёткого передвижения населения — в развитии транспорта общественного, особенно — в городах. Правда, для подзарядки авто нужны электростанции. Но ведь подзарядка может производиться в часы ночных провалов!
И еще.Задумывался ли кто-то, какая силища томится в двигателях личных авто? Мощность нашей 70-сильной "Тоёты" - 56 кВт. Миллион таких авто имеют установленную мощность своих двигателей 56 000 000 кВт. Установленная мощность всех электростанций "Киевэнерго" - около 4 000 000 квт. В ЧЕТЫРНАДЦАТЬ РАЗ МЕНЬШЕ! Так ТЭС, работающие денно и нощно, приносят реальную пользу! А много ли толку от личного автотранспорта? Особенно в городе, где он работает в самом невыгодном режиме "старт - стоп"? Сам Бог велит развивать электротранспорт! Слышал, что где-то уже используют и "травелаторы" - самодвижущиеся тротуары. Вот за ними будущее!
Никакие развязки, ни наземные, ни подземные, не помогут при бесконечном росте числа личных автомашин. Чем раньше придёт понимание ограничивать их число, тем меньше проблем будет в будущем.
Когда огромное количество личного транспорта причиняет обществу столько проблем, требовать от общества, чтобы на личный автотранспорт вообще сняли налоги, могут только люди, начисто лишённые совести. Здравый смысл для всех нельзя подменять сиюминутной выгодой для себя. Те же, которые в мире, полном голодающих, думают о том, чтобы выращивать агрокультуры, которые дадут топливо для «четырёхколёсных друзей», совести вообще никогда не имели. Начнут «с сокращения» числа собак и кошек, а закончат? Людьми, у которых нет авто? Виктор НОВИЦКИЙ (3 ноября 2009 года)
Свидетельство о публикации №215120901521