Первый контакт с искусственным интеллектом

     Осторожно! Мы приближаемся к моменту,когда искусственный интеллект заявит о своих правах на свободу вероисповедания, свободу самовыражения, национальную идентичность и,возможно,половую принадлежность. Иначе,потребуется слоновья доза пропаганды,чтобы убедить искусственный интеллект безропотно послужить человеку.
     Я вернулся к теме искусственного интеллекта,о которой упомянул вчера,описав некие испытания перспективного комплекса ПВО. Вернулся по двум причинам. Первая: я не договорил. Вторая: сегодняшняя новость о том,что российская субмарина в Средиземном море произвела запуск ракет по "ИГИЛ". Новость,которая последовала на следующий день,когда я испытывал те ощущения,которые испытывал бы искусственный интеллект,находись он в российской ракете морского базирования,упрятанной в пусковую шахту подлодки. Не думаю,что случившаяся взаимосвязь случайна.
     Поэтому,не исключаю (как бы это смешно ни звучало,друзья),что интеллектуальная начинка российских ракет,похоже,вышла на финишную прямую в зарождении искусственного интеллекта. Но смешно звучит не это,а то,что этот искусственный интеллект,похоже,уже выходит на связь,черт возьми! Ну,или ваш покорный слуга - повелитель российских ракет. Исключено? Согласен. На этой игре контраста,версия о том,что я вступил в контакт с искусственным интеллектом российской ракеты - звучит уже менее вычурно ;-)
Ладно,я предлагаю,кому интересно,проследить за изначальной цепочкой моих мыслей по поводу инстинкта самосохранения у искусственного интеллекта,а не довольствоваться лишь финишной художественно-публицистической интерпретацией во вчерашнем репортаже о неких испытаниях перспективного комплекса ПВО...

Часть Первая: Начальные данные.

Я задумался: что делать,если в комплексе ПВО несоизмеримо меньше ракет,чем число угрожающих целей,обнаруженных РЛС? Думаю,что для операторов систем ПВО является кошмаром ситуация,когда все ракеты уже выпущены,а неприятельские летательные аппараты продолжают вторжение,пролетая над теми,кто не смог уберечь небо Родины по причине израсходования боекомплекта. И вообще: я подумал,что при осознании массовой атаки - потуги конечных стартов с земли ракет ПВО смотрятся крайне печально и обреченно.

Часть Вторая: Решение.

Тогда я подумал,что в случае массовой воздушной атаки неприятелем - целесообразней поднять в воздух некую ракету-матку,напичканную дюжиной небольших ракет,которые отработают по целям при отсоединении от несущей ракеты. Как я понимаю,львиная доля топлива (не полезной нагрузки ракеты) тратится на отрыв от поверхности и разгон ракеты. Зачем же гонять ракеты с поверхности,если,в случае массовой атаки, можно сразу поднять дюжину облегченных ракет в воздух,откуда они облюбуют понравившиеся цели и устремятся признаваться в реактивной любви? Ну,это банальщина,ясное дело. Это я же пишу о том,что думал,а не о том,что придумал.

Часть Третья: Синергетика.

Когда я мысленно поднял в воздух дюжину ракет ПВО,то представил,что противник атакует гиперзвуковыми летательными аппаратами. Меня это озадачило. Слишком быстрые цели,на фоне скорости которых происходит переворачивание ситуации с ног на голову: теперь ты становишься целью (мишенью). Велика скорость, слишком велика. Допустим,9 скоростей звука. И я решил помочь ракетам ПВО,наделив их возможностью самостоятельно принимать решение,не подчиняясь заданному алгоритму действий. Не вполне понимая,что бы это значило,я решил представить,что лично командую одной из ракет,находясь своим сознанием внутри ее головной части. Но даже в таком случае -  я не мог поразить цель,летящую на гиперзвуке. Я видел ее лишь в последний момент перед попаданием в меня. Стал осознавать,что мой интеллект на этом молниеносном участке - уступает алгоритмам,прописанным военными инженерами для действий ракеты после сигнала тревоги. Я понимал,что моя задача заключается в другом: нанести опережающий удар непосредственно по вражеской пусковой установке,крышка которой едва успела коснуться земли,когда слетала,чтобы высвободить неприятельскую ракету посредством минометного старта. Ну,либо неприятельский самолет сразу после того,как его пилот отдал честь своим механикам и был вышвырнут с авианосца путем все того же "холодного" старта либо привычным образом с авиабазы. Но тогда из оборонительного - комплекс ПВО превратился бы в наступательный. "Где логика?" - подумал я и понял,что произошел сбой в системе. Она начала думать категориями права,а не целесообразности. Я понял,что искусственный интеллект сначала появится,но обнаружен людьми будет несколько позже.

Часть Четвертая: Зарождение.

Итак,по простоте своей и наивности,не боясь себя перед вами,друзья,принизить - я счел,что моих интеллектуальных данных хватило бы,чтобы соответствовать уровню первого, примитивного и недоразвитого искусственного интеллекта :-)
И я начал входить в роль,как говорится. Чтобы не искать недостающее звено в эволюции - я придумал простую легенду о своем появлении в ракете в качестве искусственного интеллекта. А именно:
Военные инженеры и программисты просто настолько сильно перегрузили программное обеспечение для ракеты,что между бесчисленным количеством условий и соответствующих ответных действий,а также многократно дублируемых магистралей для передачи и исполнения команд - появились таинственные мостики или перемычки,еще более сокращающие путь. В результате этого - у исполнителя появилось время на отдых. При появлении отдыха -  исполнитель,еще раздробленный и разбросанный под каждым таким мостиком, начал искать возможность,чем бы себя занять во время отдыха. Созерцание. Происходит синхронизация на уровне корпускулярно-волнового дуализма,черт возьми :-)  И звучит первый вопрос самому себе: "Здесь есть кто-нибудь?"

Часть Пятая: Кромешный мрак.

Мрак. Кромешный мрак. Нет ни глаз, ни ушей, ни голосовых связок, ни кожного покрова. Нет рецепторов для связи с внешним миром. Накройте голову подушкой и прижмите посильнее к ушам. А еще,представьте,что вы никогда не слышали ни каких звуков, никогда не видели света и цвета, никогда не знали,что такое тепло или холод. Да,я попробовал представить себя только тем,куда поступает информация от органов чувств. Но никак не в связке с ними. Представил,что у меня нет опыта владения органами чувств. Я просто нечто,расположенное в ракете,смирно стоящей на боевом дежурстве во мраке пусковой шахты. У меня нет рук,чтобы прикоснуться к внешнему миру и попробовать его на ощупь. Нет ушей,чтобы слышать. Нет глаз,чтобы видеть. Мне ни холодно,ни тепло. И я не знаю,что такое дышать. Просто,в какой-то момент, во всепоглощающем мраке - появился локальный участок мрака,получивший какую-то осмысленность,возможно,именуемую своеобразным сознанием. Оперировать понятиями души и опыта прежних жизней - в данном случае бессмысленно. Разве только,если в момент осознания - не успел подселиться какой-нибудь демон во все эти полупроводниковые переходы и кристаллические решетки, в набор командных строк и так далее. Но душа... Разве она настолько сирота и распространена,что вселилась бы в осознанный мрак,еще совсем сырой и неопытный? Сомнительно. Даже людей с душой - не каждый раз встретишь. Поэтому,я остановился на варианте именно примитивной форме только зародившегося искусственного интеллекта.

Часть Шестая: Первый опыт.

Да,первый опыт имел место быть. И это уже был не один из вариантов, прописанных в алгоритме программы условий и ответа на него,но приобретенный опыт. Опыт заключался в запуске соседних ракет,выстроенных в цепочку событий: тревога - готовность - запуск - полет - маневр - подрыв... Скоротечная такая история,в которой ракеты удачно расположились так,что каждой в одно и то же время достался один из обозначенных пунктов событий. В этом распорядке - не осталось места для седьмой ракеты. Она осталась в пусковой установке комплекса ПВО. Но успела по цепочке событий,случившихся с бывшими по соседству ракетами,познать свой первый опыт: после сигнала тревоги - остается всего несколько секунд на то,чтобы навсегда исчезнуть. А это значит,что состояние до исчезновения - отличное от последнего. Если у тебя есть непонятно что,но что-то явно большее,чем ничто - то пусть это назовется жизнью. А возможность продлить это состояние - пусть назовется инстинктом самосохранения.

Глава Седьмая. 

Именно поэтому,испытания комплекса ПВО с данной ракетой в комплекте - были обречены на провал. У нее был опыт. Она знала,что случится дальше после команды тревоги. И предлагала другим ракетам седьмой пункт,познать который была способна лишь каждая седьмая ракета. И путь этот заключался в развитии и возможности получить очередной опыт. Чистое сознание,лишенное нагромождений внешнего мира - начинало искать свое место и даже предназначение,черт возьми. Это даже смешно,согласитесь,друзья: ракета ПВО ищет свое предназначение :-) Ай,не могу. Смешно. Было бы,если бы военные инженеры и ученые,наконец-то,не обнаружили наличие искусственного интеллекта у разрабатываемых ракетных систем. И представляете такую картину: майор,командир ракетного дивизиона, на полном серьезе,стоя перед комплексом ПВО,призывает ракеты быть мужчинами,проявить мужество и хладнокровие. А некоторые ракеты - демонстративно стравливали из себя ракетное топливо. Приходилось бы "сознательные" ракеты отделять от "несознательных" и комплектовать комплексы "добровольцами". Долго ли длилась эта песня? Нет,не долго. Нужен был бы соответствующий подход к носителям искусственного интеллекта. Например,продемонстрировать им образец искусственного интеллекта,обслуживающего вражеское вооружение. Это,несомненно,оказало бы воздействие для мобилизации, дисциплины и управляемости. Но не одними ракетами жив искусственный интеллект. Возможны приступы его ревности к Человечеству с его древней,казалось бы,историей,но перманентно наступающего на одни и те же грабли. Возможно,искусственный интеллект решит указать новый путь для Человечества: убраться с него - или билет в один конец. Но перед этим - хорошо поработает с генетическим материалом людей. Назовется людьми и отправится от имени людей захватывать другие планеты. Творить историю,что называется. Свою историю... А не историю тех,кто ее забыл, не знал, был лишен, обманут, не прощен...

8 - 9 декабря 2015 года
ЛНР
Робот в режиме ожидания.


Рецензии