Как будто вчера. Часть 5

http://www.proza.ru/2015/08/04/1483

 Когда мы переехали, напротив  строили дом военные, мне было 13 лет, и я начала переписываться с молодым лейтенантом, Вига носил мои записки, но все это кончилось, поскольку Мена заложила меня маме. Думаю, она была права, но все-таки надо было меня предупредить. Мне хорошо досталось. Но вообще проблем они оба не доставляли. Были обычными детьми, болели не много и учились в среднем нормально, в отличии от меня и Марины. Даже в институтах они учились     нормально.

Почему-то, даже сейчас я не понимаю, почему родители все вешали на меня, правда, я не могла сопротивляться, хотя Мена всегда четко отказывалась от всего, а если что-то делала, то потом надо было это переделывать. Любила она учить всех -  в пионерской дружине, дома, что у нее неплохо получалось.  

     ЖИЗНЬ  С 1939 ПО 1952 НА ДЕГТЯРНОЙ УЛИЦЕ (7-Я Советская)

Дом наш был старинный, крепкий серого цвета с проходными дворами, с подвалами и чердаками. Во время войны немцы бомбили все вокруг Смольного, и досталось и нашему дому, была трещина наверху, а на 5-й Советской все было разбомблено. Мы катались на санках с разбитого пятиэтажного дом на 5-й Советской, кругом торчали балки, железные прутья, но мы, дети, не боялись, мы боялись только бомбежки. Квартира у нас была 4-х комнатная. Комната наша была красивая, с большой изразцовой печкой, с лепным потолком и двумя окнами.  Правда  у нас была и  мебель неплохая, кровать с шишечками, в которую я сунула голову и еле вытащила потом, большой буфет, за который папа бросал пачки с оставшимися папиросами и которые его выручили в блокаду, он там нашел много пачек. Он курил очень  много, почти до самой смерти. Я его увидела первый раз только в 43 году, когда он навестил нас после ранения. Я его называла «дядя Саша» (папой я стала звать его только в 1946 году). Когда   я родилась – его посадили (или он уже сидел), потом забрали на военные сборы, потом началась война. 118  дивизия, в которой он служил, входила в 10 корпус 7-й армии, который отступал в сторону Ленинграда, под Нарвой его ранило в первый раз в щеку и его отвезли в Ленинград, хорошо, что не в госпиталь на Кирочной, в который  попала бомба и там почти все погибли. Война и блокада  - это страшные вещи, это трудно представить. Мой папа был нетрусливый, он страдал не от голода, а от отсутствия курева, недостаток еды он компенсировал водой , пил так много, то весь распух. И сосед посоветовал ему постепенно сократить количество выпиваемой воды. Он много раз ходил по Ледовой трассе пешком. Я спрашивала его – не страшно, он говорил, что нет. Страшно было, когда немцы наступают, а нечем стрелять. Он очень жалел тех, которые приходили с маршевыми ротами – все без оружия. Необстрелянные и они почти се погибали. После ранения его взял к себе майор Трошкин – он работал в контрразведке  «Смерш». Папа был очень доволен, они служили в Ленинграде, на Ленинградском фронте. Хотя было тяжело, но все-таки.
Папа вернулся с  войны в конце 1945 года. Он приехал на виллисе (его подбросили) и карманы его были полны конфет. Он тут же начала угощать всех детей – и своих, и чужих.

На фото:1 ряд. мама.сестра Нона.  я в армии.
  2.ряд.       Мена и Вига
3 ряд.дядя Рома. Папа. Брат Рудик.
Дядя Рома (мамин брат)-летчик. 22 июня  1941г. уже сражался в небе с фашистами
А папа с апреля 1941 года в  армии и вернулся  с фронта в конце 1945г.


Рецензии
Добрый вечер, Вахтанг! Преклоняюсь перед людьми, которые спустя много лет восстановили хронологию своего полуголодного детства и сложного взросления. Подобные истории всегда сродни исповеди перед собой, родными и ушедшими в небытие родителями. Очень понравилось сопровождение каждой главы семейными фотографиями, манерно вырезанные зубчиками. В моем фотоальбоме аналогичный метод оформления черно-белых, слегка пожелтевших от времени, фото.
С благодарностью за трогательный экскурс в далекое прошлое, Зоя

Декоратор2   25.12.2019 17:32     Заявить о нарушении
Зоя! Спасибо. Тронут. С Новым Годом! Мы завтра ёлку наряжаем! УРА!
С любовью
Ваш
В.

Вахтанг Рошаль   27.12.2019 05:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.