4-я книга, 2-я часть. 4-я гл. прощание с любовью
ПРОЩАНИЕ С ЛЮБОВЬЮ
.. И все-таки! – от встречи Рита завелась, как музыкальный инструмент, с удовольствием перебирая струны памяти: лучшее из прежнего!...С годами плохое забывается, а лучшее, - словно политые цветы, - оживает, разгораясь звездами на тусклом небе отчаяния... «Хорошо, что он был, - мой «гражданский муж», - целых четыре года!…и чего-то я не допоняла в нём?…Почему, например, вначале не остановила, - не вникла? Обидой жила!. Да разве я любила по-настоящему? Стихами жила да выставками, ему только рассказывала…А как он умел слушать! Жил этим!!!.. Надо было с его матерью как следует подружиться… Может, и Витя был бы мой…Была бы душевней… может, были бы счастливы.. Я малодушна, как все?..Так ли уж все? Но дочери ЕГО не было бы! - я виновата была бы.. всю жизнь..Дочь – это серьезно. Дай Бог как следует узнать себя, не то что других...»
«Чтобы распознать как следует, что ты не ангел, человеку требуется иногда трагический случай, - сделала вывод Рита, - Не ангелочки мы, увы!.. Он редко ругался, а было - кричал.. Странно, что ничего из того, что кричал он в запальчивости, - я не помню…А в Мурманске …так глупо, по-мальчишески хвастался пьянством.. и я сдуру подумала: «спившийся негодяй, бог весть что возомнивший о себе»… А когда он другую нашел, то лопнуть от злости готова была, - старалась поддеть, уязвить... Мстила!..А я умею любить?.. Подарили мне двух крольчат, черненьких…а я сходила на рынок, набрала им капустных листьев… И они умерли!... Потом узнала: кроликам капусту нельзя...Выходит, я убила их!..Вот так во всем….»..
…Встреча с Витей – была как надежда выжить. «Глоток воды в пустыне»..Рита разнарядилась: красивая розовая кофточка и к ней в тон шелковый розовый шарфик..сверху синяя курточка в талию, полюбовалась в зеркале…Звонку Виктор страшно обрадовался:
- Ты?!... не забыла!? Спасибо! Можешь приехать? Сейчас я как раз дежурю в Училище… Ты свободна?
Она была страшно свободна! – безнадежно свободна в этой жизни.. Как никогда ...Вечер выдался осенне- теплый, тучи набегали на ясное небо, но ветер их тут же разгонял.. Вытащила из кармана бумажку с адресом. Шла от метро «Смоленская» по незнакомой улице…Адрес упорно вел туда, где дом не находился. Кончилась улица, пошли катакомбы стройки..Рита попала ногой в глиняное месиво, еле вырвалась, испачкав туфли: словно кто не пускал ее!...Вернулась к началу улицы, в досаде продолжая искать... Спросить некого: безлюдно!.. Тучки сгущаясь, закрыли солнце… Она шла по каким-то трущобам, то и дело проваливаясь…Потеряв надежду, вышла к невзрачному трехэтажному особняку с большими запыленными стеклами..Дом утопал в хламе…Неужели… Училище?! - нелепое заведение в захолустном уголке…Остановилась в сомнениях, обошла здание, нашла крошечную табличку: «МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ №…» ..Ммда.. Звонила, стучала по толстым беззвучным стеклам…С досадой думала: «Ишь, забрался! Хуже не мог найти…чуть ноги не переломала!- только в столице можно найти подобное в центре!..» Несколько раз она звонила в широкий звонок у дверей и стучала в окна. Разочарованная, уже повернулась уйти, как вдруг за дверью - зашуршало, лязгнуло, заворочалось, и зазвенело ключами… Дверь скрипуче, боязливо приоткрылась, и в проеме обрисовался, зевая, помятый Виктор! –
- Пришла?..-спросил с извиняющейся улыбкой,- Ну, прости, проспал… заходи!
«Как это «проспал»?! Что значит проспал? Не ждал что ли? Он что, тут живет? Ну и видок!!...»- пронеслось в голове. Виктор - засаленный, обрюзгший, будто вовсе не он стоял перед ней. Диву давалась изменениям: «Он все рубашки носил наглаженные, накрахмаленные, с красивыми запонками! Не терпел грязи!. А тут- воняет… чем-то дохлым… Брр! Кто он? Неужели не врач? И не преподаватель?! Господи, он ключник!...»..
Виктор что-то залепетал, оправдываясь, а Рита потрясенно таращилась на ДРУГОГО, позевывающего, и почесывающегося Виктора, пока он сметал с заляпанного стола крошки:
- Садись на стул… не, лучше на табуретку..Постой, я уберу,- провел ладонью, стирая что-то липкое, стелил газетку,- Да чего ты стоишь-то? Ну, тесно у меня… в такой каморке живу… Тебе не нравится? Живу, как могу! Погоди, чай поставлю…- побежал в коридор, водрузил на электроплитку черный помятый чайник (такие наверно были после войны)…Новость, что Витя ключник - сразила ее… но ее ожидала и другая, не менее жуткая…Хотя, казалось, хуже быть не может..Грязный стол, завален смятыми бумагами,… другие новости добавили немало к потрясению, хотя Рита никак не могла поверить, что видит его …Образованного и мудрого «чистюлю»! С изумлением оглядывала каморку...
- Вот, - зевая во всю пасть и дыша перегаром (какой забытый запах!), - обьяснял, - здесь я обитаю… через день…Смотри, телефон есть! Хочу - сплю, не хочу - телик смотрю. Хочешь, включу?
- Да –ааа…?- протянула она…но было не до телика, – слушай, что-то неясно... как это случилось?.А ты…ну..как ты до этого дошел?
- Что неясно?! Все хорошо у меня!- нервно выкрикнул Витя.
- Непривычно… - пожаловалась Рита, как это…ты и…?!
- Привыкай, - «утешил» Витечка, - это моя новая работа.
«Молодец, - хотелось ядовито заметить, - есть чем гордиться!».. Виктор меж тем неторопливо сообщал, что его сняли с работы за… «ха -ха- ха!- мои выкрутасы с выпивонами..» …Рита вспомнила «выпивоны» в Мурманске, как он выкидывал мебель из окна, и невольно подумала: «Что думают об этом его близкие: жена, мать?... Как гордо он это рассказывал: «Несу над собою стол, а все передо мной расступаются!!!..»
- А жена твоя…как?
- Никак..- отвечал, глядя в сторону, - я же сказал, что отпускаю ее… на выходные!
- Куда? – повтори, пожалуйста! Я не расслышала..
- ..К другому…отпускаю, к любовнику…- пояснил Виктор.- ..Как?- воскликнула Рита, словно подавилась..- Витя! - ты ж был ревнивый как бес! Витечка, ты ли это?! Жену - к другому?! – и ты это терпишь…?!..
Виктор помрачнел, сьежился.Рита хорошо помнила, - как он свирепо ограждал ее от всех поклонников, едва не вцепляясь… уводил за руку!..
- А с нее не убудет? - усмехнулся он, шокировав ее циничной прохладностью,- если б ты знала...Да ладно, чего там…-махнул рукой.
- А ты… расскажешь ей обо мне?
- Нет. Именно к тебе она меня ревнует! А больше ни к кому.
- Ах, вон оно что! - улыбнулась Рита: «Знает кошка, чье мясо сьела».
Виктор пытался обьяснять случившееся длинно, путано:
- Дочь выросла: ради кого женился! Ее назвали именем моей покойной матери..
-Что-оо?! Как - покойной?!
- Так…мама умерла.- сказал Виктор отстраненно. Рита глядела оцепенело. До нее доходили слухи, что жена его не ладит со свекровью, но чтоб сжить ее со свету! Виктор нехотя пояснил:
- Они с самого начала не ладили. Маме нельзя было волноваться,- а после очередной ссоры она совсем заболела.. а после больницы мы ее больше не видели….
- Бедная, бедная! – воскликнула Рита,- как же так?!
- Да, так.. - говорю, не вышло,- вздохнул он глубоко,- только не береди…
«Болван! –хотелось сказать ему, но Рита смолчала.. Ведь как он любил мать…и как глупо ее потерял! Из-за жены...»..
- Выходит, жена загнала твою мать на тот свет?- подвела Рита итог.
- Ну, что ты!- возник Виктор,- Ну, не так…ну, почти…
- Жаль,- сказала Рита,- а мы с нею не ссорились...Заметь! Ни разу за четыре года! - хотя она ненавидела меня..
- Нет, ну что ты…- сказал Виктор и замолчал, опустив голову,- правда я обижался на нее… сердился…
Рита вспомнила, как подумала о жене: «нелегко ей будет ладить с характером его матери!»…Но оказалось, у жены характер покруче!. Виктор ссутулился, разом постарел! Стало жаль его, как брата. « какой ты неразборчивый, и не ревнивый! – хотелось сказать, но она сказала другое:
- А я люблю, чтоб меня ревновали!- пусть говорят хоть что! Чтоб глядел влюбленно! - и обожал…И сама ревную! Мне думается, я заслуживаю ЛЮБВИ и РЕВНОСТИ.. А вдруг да такой найдется, чтоб меня НИКОМУ НЕ ОТДАВАЛ?.
«Но..как же он дошел до этого…?!.. Рита знала, его отец спился и умер, - когда еще уезжали из Щербинки. Теперь значит, у него совсем никого…кроме жены...которую –он отдаёт? »
Виктор кисло улыбался...
- Дурак ты с образованием,- фыркнула раздосадованная Рита, - …пил-пил и довыступался!- Ну, чем ты лучше обычного алкоголика?.. Мой Юра в тюрьме сидел, но жену бы ни за что не отдал! - А ты?…Ты ж был лучшим артрологом Московской области!- заметила она, - потом даже поднялся по иглотерапии до МНС…А теперь ты кто? – дрыхнешь тут…без всяких стремлений..
- Ну, я же не карьерист…- слабо возразил Витя.
- Хороша карьера! Признай лучше, что с самого начала ты удобно в жизни устроился..Делать ничего не надо: всё мать или жена: постирают, пришьют..уберут... А я…я плохая была: мне некогда было особо ухаживать…Избалованный ты сыночек, с синдромом перецелованного зада!.
- ТВОЁ выражение?- удивился Виктор,- сама придумала?
- Ты знаешь..- разочарованно сказала Рита,- у меня все своё.
Раньше бы еще более резкое вылепила в лицо, но теперь… « НЕ МОЁ уже «счастье».. чужой муж.. Слишком ЧУЖОЙ, чтобы воспитывать…!..» и Рита горько улыбнулась. Сообщение о смерти матери сбрасывало Витю с пьедестала всех ее ажурных представлений! Тут не позавидуешь - ни жене, ни матери! Ни тем более ему…Не сравнить его и с Юрой… Алкоголик с зоны обладал не только многими талантами, но и желанием делать!.А главное, он умел быть НУЖНЫМ в трудную минуту…в самую-самую..и меня он - спас..«А этот… заученный поросенок с дипломом валяется тут кверху задом, и гордится своей никчемностью: телефон у него видите ли!.. Понимает ли он, до чего дошел?..»
- Да что мы стоим? - Виктор двинул разваливающееся кресло с жирными пятнами, но Рита покосилась:
- Спасибо, постою, - раздражение закипало в ней: « для кого я наряжалась? Кофточку по цвету подбирала…Небось только о выпивке и думает.»
- А хочешь, вались! - разрешил Витя буднично, махнув на лежанку, не замечая ее настроя… - никто не видит...
«Ах, не видит? – бушевала внутренне Рита,- вроде и не расставались: вчера увидел, а сегодня пришла! Сюрпризник нашелся... –и впервые подумала о нем без сожаления: хорошо, что расстались!»
- А что тебя смущает? - подошел он, и привычно обнял за плечи. Рита не отстранилась, повернулась, ткнувшись носом в небритую щеку, и.. едва не задохнулась от перегара!…
Виктор обрадовался, что позволяют: отошел, засуетился:
- Ну, что стоишь? - щас чайку налью... - Выскочил за обгоревшим чайником...
Оглядывая «достопримечательности собачьей конуры», Рита дивилась тряпкам: бывшие майки, рубахи… на стенах - картинки с обнаженными проститутками..Прежде бы Виктор таких развешивать не стал: девицы, нагло улыбаясь, демонстрировали интимные места... « Сексуально озабочен! - догадалась Рита..»... Виктор поставив чайник, снял пиджак, и догадался постелить на табуретку:
- Ну. садись, пей чай.
Рита глядела с иронией, - смотри-ка, впервые чай ТЫ мне завариваешь.. - А что у тебя к чаю? Где пирожные?...
- Так вот сухари…Хочешь печенье?- вынул грязный пакет с сухими остатками…конфеты «железобетонные» шоколадки, придвинув серую кружку, в юности белую… Сухари пахли плесенью и потом!.. Рита содрогнулась: «знал о моем приходе, и не мог сходить за мороженым!..И этого мужчину я любила?!.»..
Вспомнилось, как они с Анатолием притащили со стройки старого «козла», и как она растрогалась, едва не прослезилась…Но замолчала, заметив, что Витя демонстративно оставил среди коридора свои ботинки, с кирпичами налипшей грязи: «мол, твоя работа!- чисти…»
В противовес, - покойный алкоголик принес из подвала выкинутый кем-то живописно разрисованный поднос, и - отчистив его от ржавчины, сказал:
- Вот видишь, живопись! - старые мастера делали, не то что некоторые!…и Рита, слегка обидевшись, протерла поднос скипидаром, а потом тонкой кисточкой и масляными красками старательно реставрировала недостающие фрагменты пейзажей и.. поднос - засиял! Он до сих пор висит в кухне на стене,- в память о Юре! И никто из гостей пока не смог отличить старого от нового рисунка…А еще он набрал из арматурных железок и сделал этажерку: залюбуешься…Так чем же мастер - алкоголик хуже никчемного врача?..
- Да ты пей чай!- угощал Витя, - вытащив засаленную коробку с сухарями, - ешь, а то худая, как была...
- Я не худая, - возразила Рита, - я изящная!
- А-аа, ты действительно изящная, - согласился он, - слушай, оставайся, подежурим, а утром вместе уйдем?
- Что ты! - нервно, обжигаясь, отвечала Рита,- не хочется.
- Как? Почему? – удивился он,- Что я тебе сделал?..
« Может, я и неправа, - подумала она, - в Библии говорится: «Блаженны нищие духом… мол, «надо любить падших..». Все грешники, все разные, - ни перед кем не поставишь знак равенства! Сама идея равенства - абсурд.. Жизнь – это старая шкатулка с каверзами, которую все время приходится реставрировать…Но мужчина!…Мужчина должен вызывать уважение, а не жалость! Что за мужчина, если женщина духом сильнее его!..»
- Ты что, своему мужу такая верная? –спросил Витя,- Мы же взрослые люди…
Рита отодвинула чай:
- А ты уже против верности?! –сузила глаза,- А я всегда гордилась своим умением быть верной!. Помнишь, из-за чего мы расстались?.Ты сказал « брак на пять –семь лет».. .и - нашел другую!.. Скажи еще, что я «не девочка»..
- Не скажу, - улыбнулся он, - ты вечная девочка! А я тебя не отпущу.. Уже метро не работает.
- Не ври! - возникла Рита,- еще только двенадцать... силой меня не удержишь, - и стала натягивать куртку… а Виктор, шутя,- пытался стаскивать, и развязал шарфик… Когда –то это было весело и приятно!...
- Извини, я спешу. - сказала Рита,- Спокойной ночи, Витя!
Она уходила по безлюдной улице, пытаясь забыть, что ее более потрясло: падение Виктора, смерть матери, или про жену...? «…Прощай, любовь моя необузданная! Северное сияние!..».. Тут полил дождь…«он словно что-то хочет смыть с моей наивной души..- думала Рита.- весь день копился, собирался!... Вытираешь лицо, а он - все льет…Платок мокрый, шарф мокрый, душа мокрая...»
Свидетельство о публикации №215120902178