Тимур ибн Тарагай Барлас-Тамерлан. Глава третья

Глава третья.

               

               Тимур ибн Тарагай Барлас -  Тамерлан


               
Тимур, Тимур ибн Тарагай Барлас  ( Темир значит «железо».)  Прозвище Тимур-э Лянг -  Тамерлан -«Тимур Хромой»,

 родился 9 апреля 1336 года в селении Ходжа-Ильгар близ города Кеш (ныне Шахрисабз, Узбекистан) в Средней Азии.

Его отец  Мухаммад Тарагай происходил из монгольского племени барласов,которые пришли вместе с Чингизханом  в Мавераннахр.

  Мавераннахр -это местность между Аму-Дарьёй и  Сыр-Дарьёй,  с городами Бухара и Самарканд.

 О матери Тимура известно только, что ее звали Текина Мох-бегим.


  Тимур с раннего возраста увлекался охотой, участвовал в конных состязаниях, метании копья и стрельбе из лука.  Атабеки - наставники, служившие у его отца Тарагая, обучали Тимура всем видам военного искусства.

 Тимур отличался от сверстников  ясными рассуждениями, способностью быстро принимать правильные решения в  экстремальных ситуациях, был смел,отважен и выдержан.
 
 Он уже в юношестве стал предводителем небольшого вооруженного отряда, с  которыми совершал набеги на соседние земли и торговые караваны.

 В двадцать два года Тимур поступил на службу к хану Туглук-Тимуру, а в 1360 году он уже стал правителем  Кашкадарьинского тумана.

 Тимур в борьбе за власть одержал победу и уничтожил эмира Хусейна, а затем сразу же расчетливо женился на женщине из гарема Хусейна – Сарай Мульк-ханум, принцессе чингизидского происхождения дочери Казагана, последнего чагатайского хана Мавераннахра.

  После этого он объявил, что является потомком Чингисхана и намерен возродить монгольскую империю.
 
Столицей своей империи Тимур сделал Самарканд.

Тимур не мог носить титул великого хана, поэтому именовал себя эмиром (вождём, предводителем), а породнившись с домом Чингизидов,он принял имя Тимур Гурган, то есть « зять» и получил право на царствование.

В 1370 году на курултае Тимур принял присягу от всех военачальников Мавераннахра и начал борьбу за создание централизованного государства.
В этом же году у Тимура появился духовный покровитель – Сайид Барака,который благословил его деяния и всю жизнь оставался при нем как религиозный наставник.
 Духовенство стало при Тимуре важной политической и социальной силой и важнейшей опорой его государства.

 Тимур в своей власти всегда опирался на мусульманское население Средней Азии.

Неслучайно Тимур, совершая «семилетний» разрушительный поход по Малой Азии, совершил паломничество к мавзолею святого Даниила- Даниёра- Даниёла  в Сузе  и  часть останков святого отправил в Самарканд и распорядился захоронить их на холме у притока реки Заравшан  Сиаб.
 
Под этими именами святого одинаково чтут мусульмане, христиане и иудаисты.
 
 Кроме того, Амиром Тимуром из Бурсы, от турецкого султана Баязида, привезен Коран Османа,  написанный в 644-656 года н.э. самим Османом ибн  Аффана - третьим праведником халифа, залитый его кровью.


Во время своего пребывания в Узбекистане  мне  представилась возможность узнать об этом, увидеть и поклониться  этим артефактам, святым реликвиям мусульманского, христианского и иудаистского мира.


  По существу всю свою жизнь Сахибкиран Тимур (Властитель Счастливых Созвездий) провел в военных походах.
 
Он был истовым поклонником Чингисхана и всю жизнь стремился во всём стать равным ему и,подобно Чингисхану,также прославился своей крайней жестокостью.

1370 – 1380 годы – Тимур ведёт ожесточенную борьбу с многочисленными ханами и  завоевывает Хорезм.

Многие города добровольно или, поддавшись обману,открывали перед ним  ворота и торжественно встречали завоевателя.

1380 год – Тимур  помогает хану Тохтамышу свергнуть правящего хана Мамая и занять престол Золотой Орды.
  Этим он даже способствовал ему в 1382 году, в отместку за поражение на Куликовом поле,захватить Москву.

1381 год – Тимур завоевывает Персию.

1382 – 1387 годы  покоряет Хорасан и Восточную Персию, Фарс, Ирак, Азербайджан и Армению.

1389 год  Тамерлан совершает поход в монгольские владения и  доходит  до Иртыша.

1389 – 1395 годы  Тимур продолжает вести войну с  Тохтамышем.

1391 год – во время похода на Золотую Орду Тимур дошел до Волги и там, стремительным натиском прижал войска Тохтамыша к реке.
Несмотря   на яростное сопротивление татарской конницы Тохтамыша, армия Тимура одержала  победу в этой средневековой "Сталинградской» – БИТВЕ "НА РЕКЕ КОНДУРЧЕ".
   Реке Кондурча  являлась одном из притоков Волги.
 По утверждениям историков,  вероятнее всего, что кондурчинская  битва началась утром 18 июня  1391 года  около нынешнего Теплого Стана,  закончилась 20 июня полным разгромом Тохтамыша и грандиозным месячным пиршеством победителей на берегу Волги в окрестностях Царева кургана.

Кондурчинское поражение  Тохтамыша значительно  ускорило распад Золотой Орды и способствовало освобождению Руси от монгольского ига
1394 год под власть Тимура переходят Месопотамия и Грузия.

 1395 год Тимур окончательно разбивает Тохтамыша  и преследует его по территории России.

Здесь завоеватель вторгается в Рязанские земли разоряет Елец, но из-за постоянных восстаний в Персии он не пошел на Москву, а повернул назад в Персию.

На своем пути в Персию Тимур безжалостно  выжигает города Сарай, Азак (Азов), Астрахань, Кафу (современная Феодосия)

Жестокость, с которой Тимур подавлял восстания в Персии, вообще вошла в легенды. Города разрушались целиком. Жители поголовно истреблялись, а их головы  вмуровывали в стены башен или сооружали пирамиды.

 
 Историк В.  Бартольд в «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона»  написал что:  «В жестокостях Тимура, помимо холодного расчета (как у Чингисхана), проявляется болезненное, утонченное зверство, что, может быть, следует истолковать физическими страданиями, которые он переносил всё бытие (вследствие раны, полученной в Сеистане)».

1396 году Тамерлан возвращается в Самарканд, но в 1398 год  он начал новый поход в Индию.

Уже осенью этого же года войско Тимура вошло в Дели, а весной 1399 года Тимур с богатой добычей  возвратился в Самарканд.
  Дели после этого разграбления и полного разрушения восстанавливали более 100 лет.

1399 году Тимур выступил в  предпоследний «Семилетний» поход.

1400  году он  вступил в войну с османским султаном Баязидом  и одновременно с египетским султаном Фараджем.
 
Несметные  полчища эмира Тимура вторглись в Малую Азию.
 
В захваченном Сивасе Тимур приказал связать четыре тысячи пленников и сбросить их в ямы,а ямы закрыть досками и засыпать землей.
 Все остальные жители города,в том числе и сын Баязида — Эртогрул, были истреблены и  растерзаны, опьяненными кровью победы воинами Тимура.

По существующей легенде, якобы перед битвой Баязид Молниеносный, глядя на знамя Тимура, презрительно усмехаясь, произнес: «Какая наглость думать, что тебе принадлежит весь мир!», а Тимур, показывая на знамя турка, победно произнес: «Ещё большая наглость думать, что тебе принадлежит луна».

 25 июля 1402года с восходом солнца Тимур начал победоносную битву с войском  Баязида.

Сам Баязид  и его сын — Мусса, не смогли спастись и попали в плен.

Не встречая  сопротивления армия Тамерлана опустошили область Коньи, разграбили и сожгли Бурсу, Денизли, Измир.
 Укрепленная крепость Измир после  двухнедельной осады была взята штурмом.  Родосским рыцарям, защищавшим  крепость, удалось спастись морем, а всё остальное население Измира было уничтожено.

Весь путь армии Тимура по Малой Азии был  усеян десятками  тысяч убитых, сожженными городами и селениями.

Византийский историк Дука  писал, что:
- «Продвигаясь от города к городу, он [Тимур] до того опустошил покинутую страну, что теперь уже не слышно было ни собачьего лая, ни петушиного пения, ни детского плача. Как рыбак, вытаскивая сеть из глубины на землю, захватывает ею все, что попадется... так и он обезлюдил всю Азию».

Тимур угнал в свою столицу Самарканд тысячи и тысячи пленных, в числе которых было много ремесленников-умельцев, которыми славились города Малой Азии.


Одна из легенд рассказывала, что Тимур намерен был доставить в Самарканд в железной клетке пленённого Баязида , но тот, якобы узнав об этом, отравился. (только не ясно чем он мог отравиться находясь в клетке?)


  Тимур восстановив свою власть в Багдаде, сократил численность населения почти на 90000 человек.

  Во время последнего своего похода на Китай, Тимур в феврале1405 года умирает в городе Отлар.

В усыпальнице Тимура Гур Эмир в Самарканде на большой тёмно-зелёной нефритовой могильной плите арабской вязью на арабском и персидском языках начертано:


«Эта гробница великого Султана, милостивого хакана Эмира Тимура Гургана; сына Эмир Тарагая, сына Эмир Бергуля, сына Эмир Айлангира, сына Эмир Анджиля, сына Кара Чарнуяна, сына Эмир Сигунчинчина, сына Эмир Ирданчи-Барласа, сына Эмир Качулая, сына Тумнай Хана. Это 9 поколение.

Чингиз-Хан происходит из того же рода, от которого происходят деды достохвального султана, погребённого в этой священной и прекрасной гробнице: Хакан-Чингиз-сын. Эмир Майсукай-Бахадур, сына Эмир Барнан-Бахадура, сына Кабул-Хана, сына упомянутого Тумнай-Хана, сына Эмир Байсунгары, сына Кайду-Хана, сына Эмир Тутумтина, сына Эмир-Бука, сына Эмир-Бузанджара.

Кто желает узнать дальше, да будет тому известно: мать последнего звали Аланкува, которая отличалась честностью и своей безукоризненной нравственностью. Она однажды забеременла от волка[45], который явился к ней в отверстие комнаты и, приняв образ человека, объявил, что он потомок повелителя правоверных Алия, сына Абу-Талиба. Это показание, данное ею, принято за истину. Достохвальные потомки её будут владеть миром вовеки.

Умер ночью 14 Шагбана 807 года (1405 год).»

Внизу камня надпись: «Камень этот поставлен Улугбеком Гурганом после похода в Джитта».

 

Тимур всю жизнь стремился приблизиться к роду Чингисхана, который вел свой род от Борджигинидов – потомков Аланкува.
 
 Тимуриды нашли способ для легитимизации своей власти, указав в родословной другую ветвь рода, также идущую от Аланкува.

Это линия, идущая от Качули, родоначальника племени барласов, тогда как Чингизхан ведет свою родословную от Кабул-хана.

 Но оба – и Качули и Кабул являются детьми Тумана-хана, что указывает на родство Чингизхана и Амира Тимура.

 В сочинении индийского летописца Абу-л Фазла Аллами “Акбар-наме”,  описывается родословная падишаха Акбара (1542-1605), среди его предков указаны имена Тимура-гургана и его отца Амира Тарагая.

В родословной Абу-л Фазл приводит имя Аланкува, которая ведет свой род от Турка – сына Иафета (или Яфиса), который в свою очередь приходится сыном Ноя и далее перечислены все предки вплоть до Адама.
 

  А мы тогда от кого ведем свои родословные?

 
 Хорезмийцы в 7-6 вв. до н. э.  возглавляли крупный союз сако-массагетских племен («Большой Хорезм») и контролировали почти всю Среднюю Азию и часть Восточного Ирана. Другим центром в бассейнах рек Зеравшан и Кашкадарья был  Согд (Согдиана).

Населению этих территорий пришлось пережить эпоху эллинизма и Великих Кушан, затем вторжение арабов, которые принесли  с собой Ислам.

Затем жители Мавераннахра пережили тюркское и монгольское завоевания, и только с 15 века стали образовываться Узбекское, Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства.
 
Теснимые в XIV веке с севера, отдельные народности Золотой Орды двинулись в Среднюю Азию, приняв при этом этноним "узбеки" в честь хана Узбека,но на территории Средней Азии они  местными тюрками были встречены как чужаки.

 Однако, уже в XVI веке пришлые  узбеки разгромили и изгнали из местных земель последнего из тимуридов Бабура, который  со своими соплеменниками завоевал новое царство в Индии.


  Вот в таком "плавильном  казане" Мавераннахра и до сего времени продолжает бурлить, не затухающий более двух тысячелетий, процесс перемешивания и взаимной ассимиляции различных народов.

Лев Гумилёв в своей книге «Этногенез и биосфера Земли»  очень внятно выразил всю сущность этнонимической фантасмагории  этнической мимикрии.


 Ученые далеко продвинулись в генеалогии, в изучении изначальных истоков  родовых корневых связей человечества.

 Например, народ скифского царства имел основную гаплогруппу R1a1, а большинство племён, которые двигались на север в направлении от Африки - R1b1.

Скифское царство  некоторым образом  объединилось с Индией после завоевания Александром Македонским Азии и Индии.

Ветви индоевропейской линии, которые прошли на восток и затем повернули на запад (R1a1), ассимилировались с потоком (R1b1) (от Африки - на север). Сейчас большинство населения Западной Европы имеет  большую статистику R1b1, чем R1a1.


 Таким образом, смею  полагать, что все мы, господа и товарищи, свои  родословные ведем из древности глубокой и изначально от одних корней человеческих.


Тимур  45 лет не прекращал захватнические и грабительские войны, но при этом, всю свою жизнь,  стремился  придать своей столице Мавераннахра  Самарканду и  родному городу  Шахрясабзу необыкновенное   величие и красоту.

 — «Над Самаркандом всегда будет голубое небо и золотые звёзды» -  восторженно говорил Тимур.
 

В Самарканд свозили не только  все награбленные в покоренных странах несметные богатства, но и мастеров, художников, ученых, ремесленников, и сотни тысяч пленных, участвовавших в возведении прекраснейшие сооружения – дворцы, мавзолеи, мечети.

Этим  он  увековечивал своё имя, свои победы и мощь своего Мавераннахра.
 
Именно поэтому над входом величественного   дворца  Тимура - Ак-Сарай,  в Шахрисабзе, среди  множества других надписей ещё до XVII века   просматривалась надменная фраза:

 «Если ты сомневаешься в нашем величии - взгляни на здания, построенные нами!».


Каждую победу эмир увековечивал постройкой памятного сооружения: — ансамбли площади Регистан и Шахи-Зинда, мавзолей Гур-Эмир и  великолепная соборная мечеть Биби-Ханым.


После себя Тимур, в отличие от завоевателей Александра Македонского, Атиллы, Чингисхана - сеятелей смерти и варварского, первобытного вандализма,  оставил десятки красивейших  архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мировой культуры.


 Сегодня  в Узбекистане широко  и во всём  возрождается память  об   Амире Темуре ( так его принято называть в Узбекистане):

 «Cквер Амира Темура» в центре Ташкента, изначально был заложен  в 1882 году на пересечении двух центральных улиц нового города – Московского и Кауфмановского проспекта под названием «Константиновского сквера».

В мае 1882 г.,  после смерти генерал-губернатора  Туркестанского  края Константина Петровича фон Кауфмана, сквер стал называться Сквером им. Кауфмана, а мае 1913 года там был установлен памятник  К.П. фон Кауфману.

После революции 1917 года этот памятник  был демонтирован, а на гранитный постамент водрузили знамя, а вокруг установили пушки, захваченные в ташкентской  крепости во время революционных событий в октябре 1917 года.

 Эта «композиция» была названа «памятником борцам революции», а самому скверу дали новое  название: «Сквер революции».

 В 1927 году  на этом месте установили колонну с надписью на двух языках:  русском и, арабским шрифтом, на узбекском: «Октябрь - маяк мировой революции. 1917-1927".

В 1949 году,  к юбилею И. В. Сталина, на гранитном постаменте, в центре Сквера Революции,  ему был установлен памятник.
 

В октябре 1961 года, после ХХII съезда КПСС  было решено демонтировать в СССР все памятники Сталину.

 Памятник  тут же сбросили с пьедестала, а на этом постаменте   на двух языках написали «крылатые» слова из новой Программы КПСС.

 В связи с этим  многострадальный постамент  получил  народное название "Русско-узбекский словарь".

В 1968 году  руководство Узбекской ССР, видимо по указке «Свыше»,   вновь решило взгромоздить в центре города новый памятник. Так в Сквере Революции появился гранитный факел  в виде головы Карла Маркса.
 
Как только  Узбекистан объявил о своей независимости,  в 1993 году  памятник Карлу Марксу был демонтирован.

31 августа 1994 года,  в канун третьей годовщины независимости Узбекистана,   сквер в очередной раз переименовали, теперь  его назвали "Сквер Амира Темура",  и торжественно установили новый бронзовый конный монумент Амиру Темуру.
 
На постаменте памятника, на четырёх языках выгравирован знаменитый девиз Амира Тимура: «Сила в справедливости».

В своей картине «Метаморфозы Нарцисса»  (написана в 1937 году  и сейчас находится в Галерее Тейт в Лондоне),  испанский художник Сальвадор Дали изобразил:
 
« Нарцисса сидящим у воды и глядящим в нее, а рядом стоит разрушающийся камень, который близко повторяет очертания его фигуры, но воспринимается уже по-иному, — как рука, держащая луковицу или яйцо с растущим из него цветком. На заднем плане жестикулирует группа обнаженных людей, в то время как третья нарциссоподобная фигура появляется на горизонте.»


  Вот и с «Константиновским сквером» в Ташкенте  уже более ста лет происходят    удивительные исторические метаморфозы.
 
 Сегодня в Шахрисабзе, возле руин  дворца Ак-Сарай возвышается   памятник Тимуру.
 
Памятник Тимуру, сидящем на скамье, обеими руками опирающимся на меч  установлен в Самарканде.

В 1996 году в Ташкенте был открыт Национальный Музей Истории Тимуридов.

В 1996 году в Узбекистане был учрежден орден Амира Темура.

В 1996 году в Узбекистане был выпущен почтовый блок, посвященный 660-летию со дня рождения Тимура.
 


Рецензии