И на исТОПТаном КавкАзе наШЛИСя МНЕ неХОЖены местА

                И на исТОПТаном КавкАзе -
                наШЛИСя МНЕ - НИ КЕМ НЕ ПРОЙДенны,
                неХОЖенны местА!
                И на исТОПТаном КавкАзе -
                ногА местАми - НЕ ступАла!

                Нога где ЕЩЁ НЕ ступАла НИ ЧЬЯ -
                и ПЕРВой ступАла ступИла МОЯ...
                Нога где ЕЩЁ НЕ ступАла НИ ЧЬЯ -
                ТАМ ПЕРВой ступАла МОЯ!

 авнО не быВАл на АЛТАе,
 ДавнО не быВАл я в ДомбАе,
 В СибИре давнО не быВАл, на ПамИре,
 В КрымУ, на родИмом Тянь-ШАНе:
 СходИл на леднИк ТуЮк-су -
 В ЕГО ледянУю красУ:
 Гле ветер морОзом сжигАл,
 В ПОТ меж лопАток стекАл!

 ДавнО не быВАл я тогда и в ДонбАсе:
 ТянУло в иНЫе краЯ, -
 КудА челоВЕка ноГА НЕ стуПАЛа,
 И ПЕРВою СТАЛа моЯ!
 ноГА челоВЕка кудА НЕ стуПАЛа,
 А ПЕРВой стуПИЛа моЯ,
 ВпервЫе стуПИЛа моЯ, -
 НаШЛИСя ОНИ й для меНЯ,
 А вмЕСТе бывАли й друзьЯ!
    .....................

 Но - всё-ж - и на стАром "пижОнском" Кавказе -
 НаШЛИСя такИе местА й для меНЯ -
      такИе иНЫе краЯ:
 ноГА челоВЕка кудА НЕ стуПАЛа,
 А ПЕРВой стуПИЛа - стуПАЛа моЯ -
 ВпервЫе стуПИЛа моЯ! -

 Вот ПЕРЕЧЕНЬ Этих таИнственных МЕСТ:

 1. НепроЛАЗные дебри и каменные завАлы на северо-восточном склоне горЫ
    Беш-Тау - над остановкой "Беш-Тау" электро-поезда "МинВоды-Кисловодск"
     Ночью 27 июня 1959-го я вылез из товарного вагона поезда на станцие
 МинВоды, СТОя (НЕ нашлось сидячего места для меня) "покунял-подремал"
 там до утра и в 4 часа сел в электро-поезд (впервые в моей жизне!),
 а когда на остановке "Беш-Тау" поезд уже тронулся, -
 я решил сойти (и с умА, и с поезда!), но поезд так быстро набрал
 скорость, что я чудом удержался на четвереньках - так инЕрция сильно
 дёрнула меня вперёд! Я без разДУМий (ДУМать я НЕ умЕю - ДО СИХ ПОР -
 ведь учИть НАС ДУМать - НИ КТО - и НЕ ДУМает - ДО СИХ ПОР!)
 поЛЕЗ прЯмо вверх от бетонной платформы - прЯмо сквозь непроЛАЗные дебри
 на северо-восточном склоне горЫ Беш-Тау ("Пять ГОР" - в переводе с татарского).
    А среди этих дебрей - встечАлись и каменные завАлы -
 мз глыб светлого камня - бештаунита - главной массы лаккоЛИТов -
 вулканической магмы - НЕ излИвшейся из недр ЗемлИ нпоужу -
 а медленно заСТЫВшей под толшей покрывАщих ЕЁ горных порОд.
 Я еле-еле смог перейтИ одну Осыпь - шириной "30 м, -
 где большие (1 метр и более) глыбы бештаунита - скользили
 подо мной: под моИми ногАми и под моИми рукАми -
 когда я пытался ползтИ на четвереньках - Эти глыбы - мгновенно
 сползАли вниз, - едва я на них становился!
      Но я БЕЗ ТРОП проЛЕЗ на самую высшую из пятИ вершин БешТау (1500м),
 долго сидел там среди пышных трав, увидел Эльбрус,
 а потом спустился в уютный зелёный городок ЖелезноВодск, -
 откуда уехал в Кисловодск. А там над городом - переспал ночь -
 под скальным карнизом - в сторонке от прогулочной тропы "террен-КУРа"...
      Так что я полагАю - что вряд-ли ЕЩЁ проЛЕЗ сквозь ТЕ непроЛАЗные дебри
  и каменные завАлы на северо-восточном склоне горЫ БешТау;
  миллиОны нормальных людей проШЛИ на горЫ БешТау - по хорошим тропам!
    ..................................


    2. Отвесная стенА запалного борта каньОна речушки АЛИ-ХАНовки -
    в ""4-5 км от ЗАМКа и ресторана "КовАрства и ЛюбвИ" -
    выше по течению речушки.
     29 июня 1959-го я
 часа два шёл по безЛЮДной, без единого деревца или кустика - дороге -
 по скучному (без единого деревца или кустика) днищу долины,
 А мне надо было идти на запад - к реке Куьань!
 Я несколько раз пытался вылезти по Отвесным скалам -
 из какого-то светлого камня - возможно - типа бештаунИта (как на горе Бештау),
 но не смог - нет зацЕпок и отвесно!
    Наконей-таки замктил щель (а с низа долины до подножия скал -
 было метров сто) - "камИн" - на языке любителей лазить - не в интимные -
 а в скальные местА! И по этому скальному "камИну" - мне удалось вылезти из долины!
      И я на 99,999999999% уверен - что вряд-ли Именно тут пролез ещё епеой-то
 блдван типа меня: в этом месте нормальные люди только Ездят -
 ро дорогам и тропам - а не по отвесным скалам!
     А для любителей - таких скал - хоть отбавлЯй -
 и на десятки килО - вдоль долины речушки АЛИ-ХАНовки,
 и возле самого ЗАМКа и ресторана "КовАрства и ЛюбвИ"! -
    Зачем жае тогда выбирать себе скалоДРОМ - в глуши такоц скучной долины!
 ПролезАя через узкий "камИн" - я свой компас раздавИл, -
 после чего никогда больше не брал с собой компаса! А наверху были необжитые,
 абсолютно безлесные (ни кустика!) холмы. Я переспал под карнизом -
 в единственном (на всём моём пути до Усть-ДЖегуты) красивом ущельице -
 с пышными тоавами, где меня обожгло пышными листьями борщевника
 (я же брёл голякОм - в одних дещёвеньких туфельках на микроПОРе), -
 о чём я узнал на другой день, - обнаружив на животе щиплющие и уже
 содранные волдыри - потом там годами были коричневые шрамы!
    А 30 июня я до вечера шёл (а "15 км меня подвезли на грузовике -
 два парня-черкеса, - недавно возвращённые из высылки 1944-го года) -
 через необжитые, голые (без единого кустика или деревца) некрасивые горы
 и долины, В 10км до Усть-ДжегутЫ - где я часа три ожидал попутного грузовика
 (поглядывая на безжизненные скалы на западном берегу мутной Кубани в валунно
 й пойме): Он довёз меня до РОДины РИТы ЛугАнской - городка Клухори -
 Карачаевска (не особо красив, хотя в узкой лесистой долине),
 а его водитель-парень показал мне мощный родник-фонтан вкусного нарзана
 (вкуснее, чем в Кисловодске!) у самой дороги...
     ..............................


     3. УЧАСТок Западного борта РЕЧКи Ачи-псе ВЫЩе Устья Лауры

 11 июля 1959-го На ж-д вокзал Сочи наш автобус от Озера Рица -
 приехал уже в темноте. И я промАялся без сна до утра 12 июля,
 взял из каамеры хранения мой рюкзак и утром электричкой уехал в Адлер,
 а оттуда авто-ПАЗом ("ботинок") в Красную Поляну!
    Когда-то Это был стоЛИЧный аул - который пол-ВЕКа НЕ моглМ
 покорИть ВСЕЙ воЕнной МОЩЬю Российской империи -
 АЖ покА за Это подловАтое "ДЕЛо" - принялся мой пра-ДЕД -
 ВивцЯр (а по-бАтюшке - КалиЧЕнко КалинЧЕнко) КопытОн Андреевич -
 в 1855-56-х - оборонявший Севастополь от брИтов и не-брИтов!
     И в 1864-том - под жаркую Осень -
 на Ква-АБЕ (Красную Поляну) - двинулись Российские отряды -
 СРАЗу с четырёх сторон:
   1. с ЗАПада - от Адлера - как и я -
 но НЕ авто-ПАЗом - знаменитой МАРКи "ботинок", -
 а колоннами ВОЙСК - по горным тропам и сувозь ущелье Вх-су -
 где готорвили путИ на ОлимпиАду СОЧИ-2014 -
 трое моих старших деток и мой старший внучек Георгий -
 арнибший 27 июня 2013-го (ЕГО ПРАХ - разВЕян над горами Увыувзв).
    2. С Юга - из долины Псоу - через горный хребет.

    3. С Юга - из долины Авад-ХарА - через горныйхребет ГКХ,
       и по долине Мзымты!

    4. С СЕВера - через горный хребет ГКХ (по долине речки Белая -
         Через переВАЛы Армянский, Солдатский, Турецкий, Берёзовый -
         и по долине Мзымты!

     5. С Востока - по долине речки Уруштен - через горный хребет ГКХ Псеащхо -
        пр карнизу тропе Бзерпи и по долине Мзымты!

 А ВОСТОл-ГЛАЗые джигИты защИтники -
 МЕТКо расстрЕливали НАШих солдатущек -
 из ТОЧНых и дальноБОйных англИйских винтОвок и ПУщек!
     Но кое-как - ВЗЯЛИ Эту ПРОКЛЯТу Красную Поляну!

  А терерь Эта Красная Поляна = сонный, безлюдный посёлок, где запомнились
 только пузатые трубы - воды-ВОДы - от ГОРНых водЫ-СБОРНиков -
 к электро-генераторам ГЭС...
     Под солнцем - слепящим - по пыльной дороге,
 скучной дороге я прошёл 13 км до безлюдного посёлка эстонских переселЕнцев
  (времён 1908-го года) - Эсто-садок или Эстонка, - где мне запомнились
 только множество грязнЮчих свинЕй - на грязнЮчей грунтовой дороге - Улочке =
 под густой (до тьмы) ТЕНЬю большУщих раскидистых тенистых деревья грецких орешников.
     Ещё пяток км и я за речушкой Лаура (ТАМ в самом начале 2000-х годов - мой
 младший сын Славик - выполнял работу по экологическому обоснованию -
 сооружения горно-ЛЫЖной БАЗы для ВВП) - я уткнулся в шлагбаум:
          Проход и проЕзд - категоричкски ЗАПРЕЩЕНЫ!
        Кордон Кавказского Государственного Заповедника!
 Седой сухощавый вычокий старичОк не пропустил меня за шлагбаум:
    " - Пошёл вон отсюда - по-добру, поебову! И больше ТУТ - НЕ поСМЕЙ
      появлЯться: НАЩи стрелкИ - МЕТКо стрелЯют - в ТАКИХ проходИмцев!"
 И я ""по-добру, поебову"" - пошёл назад, а ниже устья Лауры перешёл
 (с двумя (для устойчивости) белыми буко-
 выми палками - "альпен-ШТОКами" (я вырезал ИХ из на НЕСенных ПАВодками
 куч сухого бУкового плавника) бурную речушку Ачи-псе
 (по-живот глубинОй с полу-прозрачною про ХЛАДною водОй) -
 на западный борт Ачи-псе - и часа ДВА - с километр путИ - продирался -
 НЕ дорОгой, НЕ зверИной тропОй -
 а НИ КЕМ НЕ ХОЖенной - НЕТ - НЕ тайгОй -
 тайгА - Это бОльшей ЧАСТЬю - как ПАРК городскОй -
 без осОбых преГРАД для ходьбЫ (я НЕ вулючАю сюдА тайгУ АлтЫн-ТАЯ -
 ЧУЙскую и ЧулЫш-МАНскую) -
 я силкОм продирАлся - сквозь ПАПоротник густой (ВЫШе меня РОСТом),
 сквозь подлесок густой - по западному склону АчипсЕ.
 Идти было трудно - Очень крутой - НИ КЕМ НЕ ХОЖеный склон
 прорезали овраги - с ещё более крутыми почти отВЕСными склонами:
 я в один скатился высоты "4-5 м, но без последствий...
      С запасом (чтоб не увидели меня) - я обойдя кордон вверх по течению -
 и снова перешёл бУрную Ачи-псЕ и грунтовую дорОгу вдоль Ачи-псЕ -
 и сразу же поскорЕе забрался в лес высоченных (метров до 50) пихт
 и полез по склону наверх - сквозь пышные папоротники - выше меня - великана!
    Но ТУТ были УЖЕ - НЕ ПРОСТо ХОЖенные местА, -
 а даже давно СПИЛенные и НЕ ВЫвезенные отсюдп -
 огромные полу-СГНИВШие стволЫ ПИХТ - диАметром - повыше меня - великана!
    .......................


         4. УЧАСТок ГЛАВНого КавКАЗского ХребтА
        между гоРАми АссарА и ЧугУш (14 июля 1959-го)

 КАК я уже рассказал: Я 12 июля 1959-го -
 С запасом (чтоб не увидели меня) - я обойдя кордон
 Кавказского Государственного Заповедника - вверх по течению -
 и снова перешёл бУрную Ачи-псЕ и грунтовую дорОгу вдоль Ачи-псЕ -
 и сразу же поскорЕе забрался в лес высоченных (метров до 50) пихт
 и полез по склону наверх - сквозь пышные папоротники - выше меня - великана!
    Но ТУТ были УЖЕ - НЕ ПРОСТо ХОЖенные местА, -
 а даже давно СПИЛенные и НЕ ВЫвезенные отсюдп -
 огромные полу-СГНИВШие стволЫ ПИХТ - диАметром - повыше меня - великана!
     ТУТ под этими пышными папоротниками -
 выше меня - великана - я переСПАЛ ночку и морослИвым Утречком -
 13 июля 1959-го - свободно и неСПЕЩно пошёл ВВЕРХ по лесу -высоченных пихт -
 ПАЛКами отрЯхивая и раздвигАя эти густые высоченные мокрые
 пышные папоротники. Дождик моросил ВЕСЬ ДЕНЬ,
 а я ВЕСЬ ДЕНЬ лез наВЕРХ по склону горы Ассара
 Я весь день - под морось дождя (не особенно чувствительноно под пышными пИхтаыми) -
 продирался сквозь папоротники (выше меня-великана!) и переползАл
 через полусгнившие, давно спиленные стволы пихт.
     Перед закатом я вышел из леса, через сотню метров вверх по траве по-колено
 вышел на всхолмленное пространство альпийских лугов, снежников и ищумрудных озёр
 к юго-западу от оси главного хребта. Холодный ветер с севера разогнал тучи,
 закатное солнце алым цветом окрасило дальние снежные горы Абхазии. Я шёл по
 снежнику к озерцу и вдруг увидел в 30-50м перед собой стадо (не менее сотни)
 туров. Одни стояли, другие лежали на травке. По мере того, как я подходил к краю
 снежника, поднялись и ушли за холм мамы (малые рожки) с малышами, потом бездетные
 козы, а когда я был в 5 м от края снежника, ушли рогачи, стоявшие на страже. Я
 снял с себя рюкзак и по траве пополз на верх холма. и оттуда сквозь стебли травы
 глядел на стадо в 30м от меня. Вдруг я услышал со стороны стада сильный свист. И
 через 10 секунд всё стадо в прежней очерёднсти ушло за гребень Главного хребта.
 Я хотел спуститься за ними, но на Север было почти отвесно круто и скользко на
 камнях, траве и мокрой почве. Я болван и, вместо того, чтоб спуститься в затишек,
 улёгся спать на самом верху Хребта, символически защитив себя от леденящего
 ветра ажурной кладкой из камней. А утром полез по самому гребню Хребта (острые
 узкие скалы, отвесно уходящие вниз слвва и справа от меня). На Ассаре я оставил
 мою бутылку пол-литра от лимонала "Мандарин", вложив туда
 записку: "14 июля 1959 тут прошёл выпускник ДИИ-Сталино КрылВлИв". Потом я часа
 4 полз по острому скальному гребню "к сияющим вершинам", но не коммунизма (как
 тогда везде писали), а Чугуша (5 вершин выше 3300м), Но я до них не дополз - у
 меня в кармане уже лежал билет 4 класса (Палуба) на 16 июля на теплоход "Сочи-
 Жданов" (за 47 рублей) и 40 рублей на питание и проезд от Жданова до Сталино. На
 поезд у меня рубликов не хватило, да и проплыть хотелось по двум морям. Я слез с
 острых, нагретых солнцем скал Главного гребня и оказался в траншее глубиной 3м и
 шириной 2м - так протаял массив снежника от тёплых скал. Я долго не мог вырезать
 ступени в снегу, ножом заострил конец моего бука и кое-как отжался в упор на
 руки на краю снежника. Но, когда я переносил ногу через этот край, он вдруг
 обвалился (снег же подтаял!) и я вслед за руками опрокинулся вниз и закувыркался
 через голову по крутому снежнику. Когда кувырки сменились быстрым скольжением на
 животе, я воткнул палку в снег, но палка ударила меня по темени - слишком быстро
 я ехал. Тогда я, держа палку двумя руками, стал её заострённым концом тормозить
 по снегу и вскоре остановился. Я отделался легко - только мокрые суставы пальцев
 да локти сочились кровью. А мой гребень остался где-то вверху - за уже далёким
 от меня поворотом лавинного желоба, по которому  меня "спустили" сила тяжести и
 обстоятельства. А вокруг меня высились крутые скалы, а снег усеян их обломками -
 и как меня не разбило о них! Не зря говорят: "Дуракам везёт!" А я - отъявленный
 болван, который не учится даже на своих ошибках... Вскоре снежник кончился и
 крутой, жутко бурный, мутный поток крутыми каскадами падал с непроходимых скал
 в ущелье. Я вылез на клочок наносов, снял рюкзак, трусы повесил сушиться на тёп-
 лый валун (мне по-пояс) и начал мыться в снеговой водице. От внезапного шума я
 прыгнул - и ВО-время:
 на моё место опрокинулся этот валунчик!
 Я долго пытался выковырять из-под него мои трусы,
 но не сумел. - и поэтому - Одел плавки
 (трусов в запасе не было),
 Одел штаны (чтобы колючие кустЫ густЫ -
 не поотрывАли моё хозЯйство - ЧТО в ТЕХ плАвках!) -
 и полез по крутым склонам -
 полез поперЁк Этим крутым склонам!
      И Это оказАлся - ТОЖе ЯВно НИ КЕМ из людей,
      а - возмржно - и не только из людей, - а и из НЕ людей -   
      НЕ исТОПТанный, неХОЖенные,
      НИ КЕМ НЕ ПРОЙДенные местА! -
     ВОТ Этот участочек путИ:
 

   5. ПУТЬ поперЁк крутым склонам котрфОрса -
      отРОСТка от Главного КавкАзского ХребтА -
    между гоРАми АссарА и ЧугУш (14 июля 1959-го)

 Я полез поперЁк Этим крутым склонам -
 потому что опасался идти вдоль бурного МОЩного потОка снеговой холоднющгй
 водЫ - с высокими одЫ

 Здесь скалы чередовались с непролазными зарослями рододендрона.
 Этот участок моего пути (длинОю Около 2 км) был настолько отвратителен,
 что я поНЫНе - старался никогда о нём не вспоминать!
      В сумерки я вышел к грунтовой дороге вдоль левого берега Ачипсе.
 но Услышал голосА - и залёг в кустЫ -
 мимо в сторону кордона прошли ЧЕТВеро девчат в робах и с лопатами на плечах.
 Я тут постелил простынку - и заоднО - и укрывАло -
 и вдруг у меня в глазах заплясали множество ярких зеленоватых огоньков.
 Я испугался - куда ни гляну - со всех сторон пляшут ОНИ. Вот это нагулялся по
 горам по Кавказским - до зелёных светлячков! И тут вдруг один светлячок сел мне
 на руку и перестал плясать. Я прикоснулся к нему пальцем - а это действительно
 светлячок - маленькое, мм 2 насекомое! А у меня от ужаса даже между ног уже
 волосы дыбом встали! Я тут переспал (тепло - не то, что на ледяном ветру гребня,
 где утром все травинки, цветочки и камни одело в корку льда). На рассвете я
 встал, в минуту затолкал простынку в мешок, тихонько (и собаки не гавкнули!)
 пролез под шлагбаум кордона и я уже не нарушитель заповедного режима! На окраине
 Красной Поляны часа три ждал попутку. Подошли мужичок моего мини-роста с такой
 же женщиной. Они бродят по Свету, ищут свою долю где-то заблукавшего Счастья.
 Этим летом они устроились работать на руднике в Худесе на высоте 3600м на склоне
 Эльбруса. Но за месяц работы были непроходящие головные боли и кровь из носа -
 красиво, но пришлось уйти. До этого они работали в Лисичанске на "Подзем-газе" и
 удивились, что я тоже еду на "Подземгаз", но в Ангрен. Я вышел в Хосте, присое-
 динился к экскурсии в Тиссо-самшитовую рощу, где я переночевал на галечнике в
 пойме Хостинки. Утром 16 июля поплавал в море, сел на катер до Сочи, а там в
 12-00 уплыл на теплоходе. В Геленджике я не выходил - было уже темно. 17 июля
 я прошёл по Новороссийску - не увидел ни одного дома - только высокие бурьяны
 на высоких (несколько метров) грудах развалин. Утром 18 июля с базара на площади
 под горой Митридат я из Керчи съездил автобусом в Камыш-Бурун и назад - видел
 только голые, неприглядные холмы. Вечером пол-часа прошёл по уютным кварталам
 новых 5-этажек Бердянска. Я три ночи ночевал на своей простынке под спасательной
 шлюпкой, где мне никто не мешал и где я оставлял рюкзак, сходя на прогулки.
 Утром 19 июля проплыли мимо выгоревших жёлтых берегов Азовского моря. Из Жданова
 я за 10 рублей попуткой доехал до Сталино, там на улице Артёма в новом доме
 возле ДонУгИ зашёл в новый магазин "Турист" с голыми  пустыми витринами, перено-
 чевал в ДПС (ДомПроживанияСтудентов) №1 и 20 июля грузовыми попутками через
 Горловку, ХаЦеПеТевку, Дебальцево, Алчевск приехал домой на Хутор - чем это не
 "экстремум" для меня, по сути, ещё не видевшего нашего Света!
    ...............................
   

     МНЕ могут задать вопрос:
"- А КАК же Это может быть, КАК же Это получилось -
чир и на исТОПТаном КавкАзе - наШЛИСя неисХОЖены местА!" -
    Да вот почему ТАК получилось:

1. ДО завоевания Кавказа Россией -
местные жители в неХОЖенны местЕчки НЕ ходили:
     "- Я же не дурЁн -
        В ГОРы не влюблЁн:
        Потому что там опасно -
        СТРАШный ТАМ уклОн!"
И местные жители в неХОЖенные, в неролЕзжие местЕчки НЕ ходили -
ещё и потому - что вообще ходить НЕ любили, -
а Ездили: по дорОгам, по тропам -
а НЕ по непроЛАЗным дебрям да по Острым ГОРНым ГРЕБНям!

2. А ПОСЛе завоевания Кавказа Россией -
на месте Кавказского заповедника - были учреждены так названные
"РомАновские охОты" - доступные тольуо для КЛАНа РомАновых
да ИХней Веомко-КНЯЖеской ЗНАТи!
     А в боевОм 1918-м - декретом ЛЕНина -
был учрежден так названный "Зубровый заповедник", -
ЧТО возмутило местных жителей и ОНИ не долго думая -
быстренько уничтожили Зубров:
"- НЕ будет Зубров - НЕ будет и <Зубровых заповедников">!!
   Ан - НЕ ТУТа бЫла:
На месте <Зубровых заповедников"> -
был учрежден так названный "Кавказский Государственный (для ГосударЕй!) заповедник" -
уоторый строго охраняли от "быдла" - МЕТКие <лат Ышские> эстОнские
        (Егери из соседнего селения ЭОнски!) стрелкИ:
отстрелИвавши непРОЩенных и неЗВАНных неЗНАТных посетИтелей:
человекк проПАЛ БЕЗ ВЕСТи - <<на простОрах РОДины чудесной>> -
проходЯ по НЕЙ же - <<КАК хозЯин - необъЯтной РОДины своЕй -
         от МосквЫ - до СЕВерных морЕй!>>

                *******************

    А про мои похОды по неХОженным местАм ПРОЧих ГОР СССР -
     я попытаюсь рассказать отДЕЛЬНо:

 1. ГРОТ под ледником Огуз-БашИ в хребте ТерскЕй-АЛА-ТАу
   (Тянь-ШАНь - сентябрь 1960-го)

 2. КулуАр БольшОго ЧимгАна на Тянь-Шане (5 мая 1962-го).

 3. Северное ребрО плато ПулАт-Хан между каньонами Кара-АРЧА и Ак-БулАк
    (Тянь-ШАНь - 2-3 июля 1962-го)

 4. Каньон с водоПАдами МарАл-УлькЕн в плато Чулыш-Ман выше посёлка Коо
    (Горный АЛТАй - 4 августа 1962-го)

 5   Участок реки АХАН-ГарАн между Устьями речек КеленЧЕк и АК-ЧА
     (июнь 1964-го)

 6. Северное ребрО пика ШаИт в Коллекторском хребте Памиро-АЛАя
    (1-2 сентября 1964-го)

 7. Верхний участок каньОна речки КарА-арчА и ЮЖный участок гребня
    вершИны горЫ БольшОго ЧимгАна на Тянь-Шане (29-30 апреля 1965-го)

 8. Участок КызЫл-Тор Чаткальского хребтА
    (Тянь-ШАНь - июнь 1965-го)...
     ....................

         КалиЧЕнко-КрылEнко Владимир  9 грудэня декабря 2015


Рецензии