Чёрный кот

                За окном падал снег. Всё, этого достаточно.  Как он падал, какого размера были снежинки, кружил ли их  зимний ветер в бешеном танце, завывал ли диким зверем этот ветер в трубе, или где ещё – все метафоры на этот счёт я целиком  отдаю на  откуп вашему видению этой картины.   Это  тогдашние  романисты  посвящали значительную  часть  своих  произведений  всякого рода описаниям,  поскольку  был  на это, видимо, большой спрос у читателя.  У читателя, мне кажется,  развивалось за счёт этого  воображение, позволявшее воочию видеть при определённых обстоятельствах: чертей, вурдалаков, эльфов, привидения и, даже, Всевышнего.  Те же, кто не читал, развивали своё воображение  за счёт  прослушивания  «бабушкиных сказок»,  по-простому – народного эпоса.   На фоне всего этого  тогдашний народ был настроен, мне кажется, куда романтичнее  нас, нынешних.  Были ли они более счастливы, чем мы, живущие  по  соображениям прагматизма?      
                Мои  размышления  прервались  неожиданным образом.  Как я уже  сказал, я смотрел в окно, а за окном шёл снег.  Теперь же, кроме  снега,  за окном, на той стороне  улицы, стоял  человек и растерянно, как мне  показалось,  шарил по карманам  расстёгнутой  меховой куртки.  Вот он,  уже который раз,  залез  во внутренний карман и, убедившись, что он пуст,  замер в  недоумении или растерянности, не берусь судить. Так он стоял несколько минут и на него  падал и падал  большими хлопьями  снег. Потом человек  сделал несколько шагов  в левую от меня сторону  вдоль улицы, но, резко развернувшись, пошёл в другую сторону. Пройдя несколько шагов, он опять остановился, и вдруг  глянул в мою сторону.  Он смотрел так внимательно, что я невольно отпрянул от окна, хотя понимал, что  он  не может меня  видеть  за  тюлевой занавеской.  Но вот человек решительно  перешёл на мою сторону и  остановился у моей  калитки. Забор  перед домом  у меня невысокий, из  рабицы,  поэтому  всё, что  делается перед домом, хорошо видно.  Вот человек  открыл калитку  и направился  прямиком  к  двери моего дома. Через полминуты  зазвенел  звонок  над входной  дверью.  Я  нахмурился от такого поворота  событий.  День был выходной,  супруга  с  дочкой и зятем уехали  в центр на шопинг,  и я никого не ждал  в гости.  Звонок  повторился  уже настойчивей.  Я  пошёл открывать, готовя  мысленно  спич  на  тему правил приличия.  Передо мной  стоял  мужчина, наверно моих лет,  но  несколько  мешковатый  и ссутулившийся. Лицо  его описать я не  могу, в силу  неспособности  к  описаниям, но  могу  сказать, что лицо это было  крайне  растерянное  и робкое. Мне показалось, что от него  исходит, приглушённый какой-то парфюмерной дрянью,  дух  вчерашнего возлияния. 
-Добрый день! Ради бога  извините! – начал он торопливо. – Я  понимаю, что доставляю вам  неудобство,  но  вы  единственный, кто  видел  меня  на этой улице  пятнадцать минут назад.  Не подскажете ли, куда  делся чёрный кот?
Я  опешил в недоумении. 
-Какой чёрный кот?  О чём вы? -  сказал я, чувствуя, что закипаю. – И вообще, кто вы такой и что вам нужно  в моём доме?
Человек удивлённо глянул  мне в глаза.
-Как кто такой?  Сосед ваш по улице.  Мой дом  номер  17, а я – Константинов  Алексей  Михайлович,  честь имею, так сказать.
-Так вот, дорогой мой сосед по улице  Константинов Алексей  Михайлович,  к сожалению  пятнадцать минут назад я не видел ни вас, ни чёрного  кота.  До свидания.
Здесь я  попытался  захлопнуть дверь, но  незваный гость  умоляюще
проговорил скороговоркой:
-Виктор Петрович,  ради бога, выслушайте меня!
Услышав  своё имя,  я  несколько опешил, поскольку  уж точно  не  сталкивался никогда на улице с этим человеком  из дома № 17, поскольку никогда не ходил  по улице, а только ездил.   
-Откуда вам известно  моё имя? – спросил я хмуро.
-Да  у нас  тут  каждый знает  кто вы такой.  Вы человек  приезжий, у нас  недавно, а мы,  аборигены, друг дружку  с детских лет  знаем.  Это вы никого из соседей не знаете. Сразу видно, что приехали из города.
-Послушайте,  дорогой Алексей Михайлович,  я очень занят, извините,  поэтому  коротенько сформулируйте, что вы от меня хотите, а я  вам также
коротенько отвечу «да» или «нет». Боюсь, что скорее «нет».
Честно говоря, меня это  всё уже начинало утомлять, и я собирался  поскорее распрощаться со своим соседом по улице.
-Я  пошёл в магазин,  и у вашего дома мне перешёл дорогу чёрный кот. Ну, не совсем кот, котёнок, забавный такой.   Когда я пришёл в магазин, то обнаружил, что  в кармане нет  кошелька.
- Ну, – понимающе воскликнул я, – и вам не на что опохмелиться?  Так должен заметить, что я  не кредитная организация,  и  вообще, я вас вижу первый  раз!
Гость посмотрел с укоризной и покачал головой:
-Денег ваших мне не  надо. Я ищу  своего кота.
-Честное слово, не видел я  вашего кота, -  ответил я уже мягче.
-Я думаю, что  кошелёк, всё-таки, я оставил дома,-  сказал гость  как-то задумчиво.
-Вот видите, зря вы волнуетесь,- заметил я уже тоном лечащего врача.
Мне начало казаться, что этот человек не в своём уме, или, по крайней мере, чем-то сильно взволнован так, что  не отдаёт себе полного отчёта в
том, что говорит. И я сказал успокаивающе:
-Не волнуйтесь, отыщется ваш чёрный кот.      
-Только наклонился разглядеть, что там под  снежком  синеется – а он раз из-за пазухи,  и был таков!   
-Ну, Алексей Михайлович, немудрено!  Вон, какой снегопад на улице!  Кот,  естественно, где-то спрятался от непогоды.  Вот кончится снег, вы  отыщете кота  и  предложите ему  вкусного корма. А пока  ступайте с богом домой,  отдохните!
             Лучше бы я не говорил последней  фразы.  Алексей Михайлович  схватил меня за  руку и, заглядывая в глаза, горячо спросил: 
-Вы  тоже считаете, что Бог всё-таки есть?
Я отношу  себя  к  закоренелым  совдеповским атеистам, и потому такой вопрос поставил меня в тупик.  Что  ответить?  Любой ответ втянет меня в  бесплодную дискуссию на эту тему,  из которой, не факт, что я выйду победителем, если отвечу  отрицательно, и покажу свою невежественность  в этом вопросе. Если же отвечу положительно, то  покривлю душой.  Поэтому я ответил  уклончиво:                - Бог в каждом из нас.  А  напутствие, которое я вам  дал, не  сделает вам ничего плохого. Всего хорошего. Удачи.
Тут я  увидел, к своему спасению, чёрного котёнка  в открытую дверь. Он  важно шёл по дорожке моего  придомового участка и не обращал никакого внимания на падающий снег.
- Алексей Михайлович!  Вон ваш котик,  обернитесь! -  тихо, чтобы не спугнуть котёнка,  сказал я.  Алексей Михайлович обернулся, и я тотчас  закрыл дверь.  Меня раздирало любопытство, что же будет дальше, и я опять подошёл к окну.  На пустынную улицу продолжал падать  снег.  Мой гость  бесследно исчез. «Надо обязательно поставить на калитку замок» - подумал я.
                Супруга долго не возвращалась, и я решил выйти подышать. Снег перестал падать. Тучи  поредели, и  в прогалины между ними проглядывало зимнее солнце. Неожиданно я  столкнулся  с  моим недавним гостем. Он  радостно  схватил меня за руку  и горячо заговорил, дыша
свежим винным перегаром:
-Виктор Петрович, дорогой, есть бог на свете!  Котёночек-то  попал  в хорошие руки, а я  поправил  своё здоровье!
- То есть как?
- Да  женщина  упросила  меня  продать ей котёночка,  приглянулся он  её маленькой дочке. Ну, я не стал  долго торговаться, чтобы не гневить  бога, а отдал почти даром, за сто пятьдесят  рублей. И всем  стало хорошо. Девочка счастлива, что у ней есть котёнок, мамаша довольна, что счастлив ребёнок, котику хорошо, что попал в добрые руки, ну, и мне  хорошо, и ещё осталось!- Здесь он похлопал  себя по куртке, под которой что-то топорщилось.-  Ну, прощайте, и будьте счастливы!
               Вечером после ужина я вспомнил  об этой встрече, и, откинувшись на диван, стал размышлять  о  странности  этого  ничтожного события.  Чем  настойчивее я искал в нём какой-то  тайный смысл или знак, тем  больше  одолевала меня дрёма.   «Причём тут Бог? – думал я. - Повезло мужику и всё.  Пропился вчера,  денег на похмелку нет, а тут  нежданная находка.  По сути, получается, он как бы нашёл  сто пятьдесят рублей. Повезло  бедолаге.  Но, вот, человек: как бы верит в Бога, а  пьёт, то есть грешит, а я не пью, и не то, чтобы не верю совсем,  но и не сказать, что сильно верующий.  Опять же,  как верующий, он поступил  нехорошо, продав котёнка.  Может, кто-то ищет  сейчас этого котёнка. Может, такая же девочка, как та, которая упросила мать купить ей котёнка.
А если  это был чей-то котёнок, значит, он, этот Алексей Михайлович, украл этого котёнка. А  в Заповеди сказано: не укради!   Ох, и грешник этот  дядя!  С другой стороны, страждущим  следует помогать. Стало, быть, и я  грешник: не помог страждущему, и толкнул его на  воровство.  С другой стороны, я не обязан  подавать алкашам на  выпивку.А почему он стал алкашом?  Ведь когда-то  он наверняка был  вполне нормальным человеком, судя по  не совсем  ещё  пропащему  виду. А почему я должен  заботиться  о том, чтобы кто-то не стал алкашом?  А почему не должен как-то  противодействовать этому? От алкашей, ведь, одни проблемы  и семье и соседям.  А, может, он и не верующий вовсе, а так,  играет на публику?  Ну, конечно, же!  Как я сразу не догадался!» Приятная дрёма сморила  меня и  я, чтобы не уснуть,  рассказал  о происшедшем случае супруге.
-Да, знаю я этого человека, - оживилась супруга. -  У него жена в том году умерла, а дочка  куда-то за границу уехала. Совсем один  остался. Раньше не пил.  То ли  учителем  работал, то ли бухгалтером, забыла уже, что мне  покойная супруга рассказывала о нём.
               Настроение моё почему-то испортилось.  Я пошёл прогуляться перед сном  по  саду.  Вспоминались события минувшего дня.  «А что такое вообще счастье? – размышлял я. -  Краткое состояние души. Счастье не может длиться вечно. Вот, к примеру, я   голоден,  и чувствую себя  не комфортно.  Поел – и уже  жизнь кажется лучше,  но на миг, потому что следом хочется  чего-то другого для  полноты  ощущения. Поспать, например.  И так без конца.  Мне сейчас крайне  не комфортно оттого, что я так отнёсся  к этому  Алексею Михайловичу.  А  повёл бы себя  вежливее,  даже  дал бы  ему на опохмелку – и чувствовал бы себя  совсем  иначе. А тот же  Алексей Михайлович   пристроил котёночка - и  столько принёс  радости и себе и людям и  котёночку!  Наверняка, уже  счастливо уснул и  снится  ему что-нибудь хорошее.   А я  в саду своего дома  рядом  с гаражом, где  стоит  престижный  внедорожник,  гляжу куда-то в небеса,  а на душе нет  умиротворения. И завтра я проснусь  хмурый оттого, что  не кажется мне, что  правильно повёл я себя в этой жизни».   
                Мои сумбурные  размышления прервал  голос супруги, которая  тоном, не терпящим  возражения,  велела мне немедленно идти в дом  и  ложиться  спать.  Привычки спорить в таких случаях я не имею, и потому  покорно  закончил  прогулку.

2007 год


Рецензии