Викторианская эпоха. Фредерик Лейтон

Фредерик Лейтон. «Пылающий июнь», 1895. Музей де Арте-де-Понсе, Пуэрто-Рико.

            Одним из ярких представителей Викторианской эпохи был  ФРЕДЕРИК ЛЕЙТОН  (1830–1896), английский художник и скульптор. Родился 3 декабря 1830 в Скарборо (графство Йоркшир). Его отец был врачом, а дед, сэр Джеймс Лейтон, придворным врачом русского императора Александра I.
               
            Лейтон начал рисовать в девять лет, поправляясь после скарлатины. В 1842 году он (прибавив себе несколько лет) поступил в берлинскую Академию художеств. Уже через три года его приняли в Академию художеств во Флоренции. Серьёзно писать Фредерик Лейтон начал во Франкфурте в 1846 году. Здесь он поступил в местный институт культуры. Через два года Лейтон покидает Франкфурт, в связи с революционными волнениями и переезжает в Париж.
 
    В 1855 году он завершил работу над своей «Мадонной Чимабуэ» и отослал её в Лондон, на выставку Королевской Академии.Картина привлекла внимание многих любителей живописи к молодому художнику. Восхищала тщательно продуманная композиция полотна. Впечатляли ее размеры - 222.2 x 520.5 см.

           Сама королева Виктория по совету принца Альберта приобрела работу Лейтона за колоссальную по тем временам сумму в 600 гиней. Это стало началом небывалого творческого взлета художника и его славы.

           В 1859 году Лейтон уже в Лондоне, принц Уэльский приобрёл в этом же году его картину, после чего наследник престола стал не только дальнейшим покровителем живописца, но и его верным другом. В 1859-м художник вступил в 20-й Добровольческий стрелковый корпус Миддлсекса, больше известный как «Стрелковый корпус художников» и принимал самое активное участие в жизни своего подразделения. В 1880-м году Лейтону присвоили звание полковника.

                Уже в начале 1860-х годов его ежегодный доход составлял около 4000 фунтов стерлингов. В 1864 году положение Лейтона ещё более упрочилось — он стал членом Королевской Академии художеств. К этому году для художника был построен роскошный особняк с мастерской в Кенсингтоне, на Холленд-Парк-роуд столицы Британии. А в 1869-м году Лейтона назначили инспектором художественных школ при Королевской Академии. Крупнейшим произведением, созданным живописцем в этом году, стали две фрески «по индустриальным мотивам».

            1878 год принёс Лейтону новые почести и обязанности. Его избрали президентом Королевской Академии и наградили французским орденом Почётного легиона. Тогда же ему был присвоен дворянский титул. В 1880-м году правительство Италии предложило мастеру прислать свой автопортрет для уникальной коллекции автопортретов знаменитых живописцев, которая хранится в галерее Уффици.
   
            В своих работах Лейтон часто обращался к мифологии и истории, а его поддержка классицизма принесла ему высокую репутацию в Англии.
Лейтон писал картины главным образом на сюжеты из античной литературы и истории с изображениями обнаженных женских фигур.

         Лейтон часто вводил в свои композиции сентиментальные подробности. Именно эта особенность его работ стала одной из причин популярности художника.
  Среди наиболее известных картин Лейтона – признанный шедевр "Пылающий июнь", 1895.

ПЫЛАЮЩИЙ ОГОНЬ(Иллюстрация вверху)
 
          Знаменитый "Пылающий огонь" Лейтон написал незадолго до своей смерти в 1895году. По его словам, идея картины пришла ему в голову, когда он увидел натурщицу (Дороти Дин), уснувшую в его мастерской.

     "Меня поразила гибкость и податливость фигуры уставшей девушки, - говорил художник, -и я решил изобразить ее". Лейтон к тому времени уже не раз изображал спящих девушек. Да и сама тема сна была чрезвычайно популярна в викторианскую эпоху.

     Пожалуй, ни один живописец той поры не устоял перед соблазном написать "красивый" сон молодой женщины. Лейтон, безусловно, знал это, и тщательно прорабатывал композицию, стараясь, чтобы его картина не была похожа на сотни других "сонных полотен".

      Работая над "Пылающим огнём", он создал множество набросков, ища нужное положение тела натурщицы и наиболее выразительный формат картины. Мастер приблизил фигуру спящей девушки почти вплотную к зрителю и заключил ее в рамки "тесного", герметичного пространства, напоенного летним теплом и пронизанного таинственностью.

          Восхитительно передано замкнутое пространство картины, удивительное "пылание" шафранных драпировок, пронизанных яростным летним солнцем, трепет горячего воздуха, а возможно - и сам символ огненного сна июньской нимфы...
В качестве модели художнику позировала актриса Дороти Дени. Она же запечатлена на картинах художника "Купание Психеи", "Феба" и других.

ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛЕЙТОНА И ДОРОТИ  ДЕНИ .

                В начале 1880-х художник встретился с Адой Алисой Пуллен, девушкой кокни (один из самых известных типов лондонского просторечия, на котором говорят представители низших социальных слоёв населения Лондона), которая пыталась содержать себя и своих младших сестер, работая в качестве модели художников. Лейтон очень любил Дороти Дин (сценическое имя Ады Пуллен), и написал множество портретов и сюжетных картин, используя ее в качестве своей модели.

           Неизвестно, связывали ли художника и его последнюю музу романтические отношения, но Лейтон очень заботился о девушке - он занимался ее образованием, часто посещал бедный дом ее родителей.

         Ее сестры Эдит Эллен, Генриетта Сара (Хетти), и Изабель Елена (Лена), также позировали ему. Дороти очень стремилась к карьере актрисы, и для осуществления её мечты Лейтон сделал все возможное, но её мечта так и не осуществилась.
 
       Лейтон использовал каждую свободную минуту, чтобы навестить этих молодых, красивых и жизнерадостных сестер в их маленьком доме, и эти визиты, видимо, приносили ему долгожданный отдых от весьма нудных церемониальных и административных обязанностей президента , и докучливой необходимости поддерживать высокий уровень общественной жизни.

               Джордж Бернард Шоу хорошо знавший художника и его любимую модель был уверен, что она, вместе со своими замечательными сестрами, является вдохновением для Фредерика Лейтона и не в коем случае не использует его в своих целях.

             Когда Лейтон умер в 1896 году, он оставил Дин значительную сумму денег, которою она не успела воспользоваться, т.к. она умерла на 40-м году, после продолжительной болезни три года спустя. Она не выходила замуж.

  С начала 1890-х годов здоровье Лейтона постепенно начало ухудшаться, хотя скорость и качество его работ ни сколько не снизились. Его отец скончался в 1892 году на девяносто третьем году жизни.

             Так как Лейтон жил и работал в лихорадочном темпе в течение многих лет, много путешествовал, и не особо следил за своим здоровьем, теперь приходилось расплачиваться за это. В начале 1895 года, состояние его здоровья сильно ухудшилось и ему был поставлен диагноз стенокардии сердца. В качестве лечения врачи рекомендовали спокойный отдых в теплом климате.

          А в 1896 году, перед самой смертью, Лейтон первым из британских художников удостоился титула барона. 25 января 1896-го года Лейтон скончался. Гроб с телом мастера выставили в Королевской Академии, а 3 февраля Лейтона со всеми почестями похоронили в лондонском соборе Св. Павла.

ГАЛЕРЕЮ работ художника можно посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/4872154


Рецензии
Мой любимый художник и любимая картина!
Посмотрите вот эту репродукцию.
http://stihi.ru/2013/10/28/9940
Из всего увиденного в интернете мне больше нравится эта спокойная цветовая гамма. И качество довольно хорошее для 155 кб.


Тамара Залесская   06.09.2020 00:13     Заявить о нарушении
спасибо.Посмотрела.

Алина Алексеева-Маркезин   06.09.2020 14:56   Заявить о нарушении