Честь имею

“Душа - Богу, сердце - женщине,                долг - Отечеству, честь - никому”
      ЧЕСТЬ ИМЕЮ …………!               


Немного метасофии
Давайте рассмотрим этот известный старинный и пафосный афоризм, являющийся эпиграфом к данному эссе, который характеризовал и характеризует порядочного человека во все времена: «Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь – никому». Не рискуя впасть в логические противоречия можно с уверенностью утверждать, что из всех четырех постулатов самым четким и категорическим для настоящего человека является лишь последний. Мне думается, что доказать правоту этой мысли несложно.

Начнем по порядку: «Долг отечеству». По большому счету данный постулат не корректен. Ну, почему каждый россиянин должен что-либо своей стране. Во-первых, часть граждан вообще считает (и не без основания), что страна должна почитать за честь их существование на её территории. Во-вторых, во времена наступивших рыночных отношений в моде всяческие бухгалтерские расчеты -  кто кому должен. Так большинство современных пенсионеров вообще считают, что государство им должно, ох как много! И эту бухгалтерию можно бесконечно продолжать, и в – третьих, и в - четверых  и т.д. Но есть мощный противовес меркантильности в душе русского человека. Как бы страшно-беспощадно не обошлась с ним Родина, русскость подлинного россиянина не позволяет ему забыть отчизну, где бы он не жил. Примеров тому масса в бесчисленных волнах русской эмиграции за прошлый век во всем мире. Огромное большинство их не просто тосковало по Родине, а, не имея возможности вернуться, завещало посмертно возвратить отчизне самое сокровенное, что они имели, вплоть до собственных останков. Упокоится в родной земле – это конечная стадия жизненной эпопеи россиянина, которую нельзя интерпретировать как «долг Родине», а можно лишь как «жизнь отчизне».

Следующий афоризм – «сердце женщине» вообще некорректен, так как не подразумевает не только сердце одной единственной женщины на свете, а в современных условиях голубого маразма вообще любому существу среднего рода. Тем не менее, как флаг и жизненный символ для нормального мужчины оставим его в качестве  части заповеди полноценного россиянина. Дело в том, что, как это мы увидим далее, честь женщины (в широком понимании) сама по себе не существует, а представляет собой  большущую часть  чести ее рыцаря, то бишь, мужчины.

И, наконец, афоризм  «душа богу» вызывает у меня наибольшее возражение, и, именно потому, что душу, как и честь свою, не могу поручить НИКОМУ. …….

И только последний постулат: «Честь никому!» является (с моей точки зрения) основным и определяющим в самосознании нормального человека - россиянина. Поэтому трансформированный в соответствии с современными нормами жизни лозунг порядочного российского мирянина, носящего бога в себе, должен звучать так, как это станет ясно в конце данного изложения.

Итак, «Честь имею!» - кто из вас в последнее время слышал эту фразу в российском обществе и тем более в дальнем зарубежье, в лоне современных хваленых демократий. Я, лично, ничего подобного на своем веку не припоминаю. 
Развитие современных цивилизаций сделало понятие чести ненужным анахронизмом. Стремление к пресловутой всеобщей демократии, при которой  «честь и достоинство» (не случайно взятые в кавычки) принято отстаивать в бесконечных судах, где при наличии двойных стандартов право всегда на стороне более толстого кошелька, только усугубляет дело. Мы сейчас озабочены падением духовности русского человека и пытаемся ее найти в старине глубокой. Но исторические корни многообразны и в таких поисках легко заплутать среди множества корневых ответвлений. Что мы прекрасно и делаем: ищем чести и достоинства в догмах христианства, ничего общего с этим понятием не имеющим. Чего стоит только ее заповедь возлюбить каждого ближнего (без разбору) вкупе с непротивлением злу насилием. Все что может христианство – это совестливо подставить негодяю другую щеку взамен той, по которой только что прошлась его десница. Этим превосходно пользуются ультра демократы, безнаказанно дурача и грабя простонародье во всех «демократических» странах без исключения.

Я не знаю, как совмещали в себе честь и достоинство «честь имеющие» христианские дворяне, но уверен, что честь и достоинство не может привить нации никакая религия. Все, что она может сделать – это внушить относительное понятие совести, терпения и смирения.  А я считаю, что честь и совесть понятия не идентичные. И в этом меня еще более убедило очередное (углубленно – копательное) обращение к великолепному толковому словарю В.Даля. Даже этот великий знаток русского языка сам практически не различает понятия совести и чести, но его дотошность позволяет таки найти разницу. Судите сами: «совесть - нравственное сознание или чутье, нравственное чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла, невольная любовь к добру и истине.
Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
Согласитесь, что в обоих случаях имеется почти полная тавтология, за исключением слова  - доблесть. В этом слове, как мне кажется,  заложен корень принципиального различия этих понятий. Не будем слишком строги к Владимиру Далю, ведь он был датчанином, и проникновение в суть русского духа не было его профессией. А вот как профессионал лингвист, он оставляет нам возможность полностью разобраться в этимологии понятия честь. Дело в том, что выше приведенное толковании чести считается вторым по важности, а первым (основным) толкованием его словаря является следующее:  «честь -  считать, полагать, почитать, принимать за что-то». Отсюда можно сделать собственный вывод, что совесть – есть основное нравственное чувство справедливости в человеке, а честь призвана (на основе совести) оценивать (считывать, полагать и почитать) нравственную сторону поступка.
Но не только! Ведь не даром у Даля в толковании чести имеется слово – доблесть. А, если более детально рассмотреть его толкование понятия совести, то выясняется совершенно удивительная вещь – беззащитно – индифферентное существование совести. Вот одна из  характерных его поговорок: «Робка совесть, поколь не заглушишь её». Да, велик русский язык! И он совершенно четко говорит, что можно быть совестливым, честным человеком (по библии, Евангелию или Корану) и всю жизнь прожить в рабстве и унижении. Конечно, нет у человека совести, не может быть и чести. Но только ЧЕСТЬ позволяет отстаивать нравственные принципы СОВЕСТИ, без чего о принципах  вообще не может быть и речи.
И только честь, в отличие от робкой совести, может отстаивать эти принципы доблестно, со славою или бесславно, но всегда самоотверженно, а часто и ценою самой  жизни носителя чести.

Ну, с совестью мы, как и положено, договорились. А вот как соотносится ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО друг с другом? Достоинство действительно определяется и устанавливается  любым обществом  из простого принципа – кто чего ДОСТОИН. Скажем,  крестьянин не достоин ездить в карете или носить  кружевные панталоны. Он и не ездит, и не носит. И никому от этого не хорошо и не плохо, все довольны. Конечно, достоинство крестьянина  определяет и отправные понятия чести. Но дело в том, что Честь – это уже  личностная категория, меру которой определяет каждый индивидуум для себя самого. Этот уровень может быть и ниже общественного понятия достоинства, но, как правило, он выше такового и формируется внутренним миром человека и даже меняется с ростом и совершенствованием этого внутреннего мира.
Чего стоит в этом плане немецкая притча о молодом композиторе, который в18 лет мнит себя, и честь имеет называть себя единственным гением в музыке, в 25 скрепя сердцем допускает Моцарта равным себе, а в 40 лет  с честью признает  гением только одного Моцарта!
Таким образом,  честь хотя и базируется на отправном понятии достоинства в обществе, но является  в количественном выражении личностной, генетической константой конкретного человека. К примеру, не трудно с достоинством носить модный сюртук, значительно сложнее с достоинством выглядеть в потертом и тщательно вычищенном пиджаке, но кое-кому это удается. В этой ситуации проглядывается тонкий переход от понятия достоинства к понятию чести. При этом этот переход осуществляется  по восходящей линии, от средневзвешенного  (для данного общества) положения до бесконечности.
Другими словами всякий может с достоинством носить костюм, но не каждый способен умереть с честью!

Прежде чем говорить  о современном понятии чести, посмотрим, что понимали под этим древние. К слову сказать, современное понятие чести резко отличается от римского взгляда на честь. В древнем Риме понятие чести (existimatio) примитивно смешивалось с идеей гражданского полноправия. Честь принадлежала человеку лишь постольку, поскольку он пользовался правами гражданства. Не имевшие римского гражданства честью де юре и де факто не обладали.. Полную противоположность этому убого - объективному римскому взгляду представляло субъективное германское возвышенное понимание чести. Честь есть нравственное достоинство, присущее каждому лицу, независимо от его государственного положения, но в различном объеме, смотря по принадлежности лица к тому или иному общественному классу: позорное для рыцаря не всегда было позорно для горожанина. Более продвинутую концепцию этого понятия предложил Вильгельм Арп (1903-1941). Согласно его исследованиям у древних индоевропейцев понятие чести восходит к первоисточнику самого слова: «Наше слово «честь» первоначально означало, как и ряд аналогичных слов в древних нордических языках, «блеск». В соответствии с этим честь может быть только самооценкой личности, качества которой воспринимаются, как блеск в сознании собственной ценности, в чувстве чести, а также в оценке и уважении других».
В нашем древе русском праве  понятие чести, также как и у римлян, первоначально  сливалось с понятием служило-родового достоинства. Честь по родству имели бояре, поскольку могли доказать, что их предки служили  тому то государю, а также некоторые дворяне, заслужившие ее в порядке исключительной воинской доблести. Петр I сломал этот стереотип и привил  германское воззрение на честь. Приоритетным понятие чести с тех пор у нас стало воинское понятие, в еще большей степени, чем у германцев. Чего стоит только уставное требование «Отдать честь!» высшему начальству. Ни одному немцу и в голову подобное не придет. Тем  не менее, как и у них, в русской армии все могли удостоиться чести быть награжденными высшими воинскими отличиями – Георгиевскими крестами. Только для офицеров это был орден, а для рядовых - набор медалей, целых четырех степеней. Но каждому Сеньке по шапке и это уже хорошо.
Со временем понятие чести распространилось от военных на все слои уже буржуазного общества и продолжало, по разному, интерпретироваться а плавильном котле различных наций. В этой связи интересно относительное формирование понятий чести, у часто сопоставляемых, русской и американской наций. А ведь  разница в понимании чести  у них и впрямь РАЗНАЯ…Квинтэссенция  всех толкований на эту тему может быть истолкована следующим образом.
Американское общество, сформировавшееся из свободных, авантюрных личностей, по большей части не имевших в кармане  даже намека на миллионное состояние  и, тем более, никаких аристократических кровей, вынуждено было предоставить своим членам, мягко говоря, «возможность  соревнования» за право стать обеспеченной личностью. Соревновательность – есть основной постулат чести американца. Честь для носителя данной культуры выражается, главным образом, в отношении со стороны окружающих, и обладает конкретными внешними проявлениями (привилегиями, наградами и т.д.). Основа для чести хорошая, но однобокая, так как ограничена только понятием чести лишь как достоинства. Американец расшибется в лепешку, лишь бы доказать, что он в чем то достойнее соседа. У россиян всегда вызывает улыбку постоянно однозначное поведение двух героев любого ковбойского боевика, когда один из них полуживой, весь в фекалиях, последним нечеловеческим усилием выбирается из очередной клоаки на свежий воздух, а другой, сухой и здоровый, встречает его на верху вопросом (с надеждой в голосе подтвердить свое превосходство): «Ты в порядке»? Ответ того, что в фекалиях, всегда звучит утвердительно, даже если он при последнем издыхании. Вы скажите, и что тут плохого! Отвечу – в понятии чести должна быть соревновательность, но не должно быть меркантильности и фетишизма. Ведь только по этому, что спасает  любой американец в беде……..Свою задницу !…
Что спасают большинство русских в аналогичной ситуации …….Свою душу!......Слегка  заметная (правда, не для всякого) разница.  И это  даже на фоне явного падения нравов у современных россиян. Откуда же столь стойкие глубинные различия? Вот цитата одного из философов: «Русское средневековое общество характеризовалось слабостью политических позиций аристократии и отсутствием у нее корпоративной сплоченности, что позволило государственной власти необыкновенно усилиться за ее счет. Такого феномена, как рыцарство, на Руси не сложилось вообще. Все население, за исключением духовенства, разделялось Судебником 1497 года на две категории. Это категории «служилых» и «неслужилых» людей. Деление производилось на основе отношения к государственной службе и не могло способствовать межсословной соревновательности. Соревнование же индивидуальное велось лишь за степень приближенности к носителю власти, т.е. к монарху. Отсюда выражение  «быть в чести». Можно было бы что-либо возразить против этого, но как-то не хочется.
Тем более что такое отрицательное положение к соревновательности усугублялось патриархальностью воспитания русской семьи и негативным давлением церкви. Древнерусская семья воспитывала своих членов по веками выработанному шаблону, в основе которого лежали религиозные предписания. Понятие чести, как известно, не фигурирует среди христианских добродетелей, а соревновательность чужда идеалу ортодоксального православия, культивировавшего терпение и послушание. Но худа без добра не бывает, и русская зациклинность на себе самом оформилась со временем в законченное философское понятие «русскости». Для русской философской и этической мысли было характерно большее внимание к внутреннему миру человека, нежели к внешнему миру, тяга к проблемам духовного, нежели физического бытия. Поэтому и понятие чести соотносится, во-первых, с внутренними качествами человека, а во-вторых, с отношением человека к самому себе. После всего сказанного как-то и итог подводить не хочется (в плане кто или что лучше защищает). Уж больно велика для россиянина разница между своим миром и любой частью тела!
Я никогда не сомневался, что честь и достоинство всегда были присущи русской нации, но хочу далее убедить себя и вас, что честь – основная  характерная черта русского духа, не бесконечная терпимость и стойкость к страшным историческим напастям его преследующим, а честь и достоинство, с которыми русская нация их преодолевала и преодолевает. Тут самый раз попытаться разделить эти близкие великие понятия духа человеческого. Достоинство сродни великодушию. Достойно можно принять смерть, не прося о пощаде. Великодушно можно простить врага или недруга. Но честь требует  постановки ребром вопросов о нарушении совести и морали, исходя из своих личных понятий об этих категориях.  Без чести невозможно само человеческое состояние или «Стояние человека». Оно его становой хребет и сродни доблести обычного, совсем не отважного человека, который, превозмогая страх, бросает свою душу на защиту беззащитной совести.
Сказав себе – «Честь имею», ты становишься личностью!

Особенно ярко это качество проявлялось у российского дворянского сословия, не обремененного непосильным трудом для добывания хлеба насущного, просвещенного, светского, имеющего массу свободного времени для саморазвития и самосовершенствования и, тем не менее, решающие все вопросы чести путем смертельного поединка. Парадокс! При этом суть ссоры с точки зрения юриспруденции современного «демократического общества» обычно смехотворна: нескромно взглянул на чужую жену, нечаянно толкнул и не извинился, без спросу поднял оброненный носовой платок и …..туда же и того хуже….  Вы скажите, что это плоды недостаточной образованности и просвещенности прошлых веков или  даже просто первобытный недостаток интеллекта.  Не обольщайтесь! Сошлюсь на эллинских творцов философии и науки во главе с Платоном и Аристотелем. Вся последующая блестящая плеяда философов, вплоть до современных, в принципе, не сказала ничего такого, чтобы не попытались себе представить эти уникумы два тысячелетия тому назад. Поэтому нормы поведения, этики и совести всегда были известны высшим слоям любого цивилизованного общества. Так что интеллекта просвещенному дворянину хватало. И, тем не менее, честь - никому, ни в каком случае и ценою жизни по каждому пустяковому случаю! В чем глубинная суть этой проблемы для меня пока что тайна. Далее мы попытаемся разобраться в этой головоломке.

            Поединок

Наиболее гротескно понятие дворянской чести проявляется в дуэльном поединке. Что он представлял собою согласно дуэльному кодексу дворянского собрания (сокращенно по описанию В. Дурасова, С-Петербург 1912) смотрите сами. Наши комментарии можно  пропускать и мимо ушей.
“Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя”

Основной принцип и назначение дуэли – решать недоразумения между отдельными членами,  между собою, не прибегая к посторонней помощи. Дуэль служит способом отмщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но, вместе с тем, и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права. Цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не представление, не решение спора и не состязание в силе). Это последнее обстоятельство, по моему мнению, весьма примечательно: цель поединка – не победа или доказательство своей правоты, а  именно удовлетворение поруганной чести (защита чести ценою жизни). И не важно ты победил или пал – ты честь имел!
Поэтому участников дуэли только двое, т. е. оскорбленный и его обидчик;
Средство дуэли - смертоносное оружие.

Об оскорблении и праве оскорбленного
Опустим чиновничью регламентацию правил дуэльного кодекса, расписывающего все - от степеней тяжести нанесенного оскорбления до правил использования правой или левой руки или написания  многостраничного протокола поединков. Мне кажется, что если тебе бросили перчатку по поводу или без такового, ты обязан ее поднять. Вспомните причины вызовов на дуэль тремя матерыми королевскими  мушкетерами провинциального молокососа по имени Д/Артаньян: нечаянный толчок с искренними извинениями Атосу, услужливо поднятый платок, нарочно оброненный  Арамисом, и случайное  обнародование, под хохот товарищей, односторонней подвязки Портоса (не имевшего средств на дорогую одежду). Тем не менее, дуэль не состоялась только по стечению непредвиденных обстоятельств.
Поэтому никакая регламентация не способна удержать честь имеющего дворянина лишний раз засвидетельствовать сомневающимся, что так оно и есть. Не даром ничем не увенчались попытки английских и французских королей в XIII – XIV веках разрешать поединки между рыцарями только в присутствии всего двора. Никакие дополнительные сверх условия его проведения не останавливали соперников. А если им было не по карману выполнение всех этих королевских предварилок, они просто сбегали на пустырь и дрались без свидетелей и зрителей. Честь – превыше всего!

О вызове
Весьма характерны правила вызова на дуэль. По ним не допускается: вызов на дуэль начальника подчиненным по делам, касающимся службы; по личным же обидам, не касающимся службы, допускается вызов подчиненными начальников, офицерами - генералов. То бишь, оскорбления по службе ты снести обязан, но стоит начальнику на минуту забыться и перешагнуть в ругани порог учреждения, как моментально служебные разносы становятся личными оскорблениями и дают тебе возможность отстоять честь своего «Я». Пределом такой возможности является недопустимость  вызова на дуэль императора, поскольку служба - фора императору, постоянная и пожизненная.
Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно не принимать и кого не принято вызывать) считаются:
1. лица, опозоренные в общественном мнении;
2. сумасшедшие;
3. несовершеннолетние, т. е. не достигшие 21 года (кроме женатых);
4. лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (простолюдины);
5. должники по отношению к своим кредиторам;
6. близкие родственники (например, дядя и племянник или дед и внук, кузены к дуэли уже допускаются);
7. женщины.
Опять я сомневаюсь, что оскорбленный станет собирать разного рода справки об оскорбителе, поэтому совершенно очевиден только последний пункт про женщин, включение которого в дуэльный кодекс показывает полное отсутствие чувства юмора у его составителей. Ведь добрая половина дуэлей на Руси происходила именно из-за женщин без их участия, но в их защиту. И вообще помещение женщин в категорию позорных мужчин, сумасшедших, малолетних и финансовых преступников удручает. Но верно женщины в том не виновны, виноваты зацикленные составители кодекса. Не ведаю как во Франции, но в России оскорбление, нанесенное женщине, ее лично не касалось, а непосредственно падало на ее естественного защитника, который и становится оскорбленным лицом. Нравственное и честное поведение женщины по кодексу являлось необходимым условием для допустимости дуэли, но эту тонкую условную грань определял ее защитник. Более того, при заочном оскорблении женщины любое из присутствующих лиц имело право заступиться за нее и потребовать сатисфакции (лат. satisfactio — удовлетворение.
Тем не менее, женщина всегда была основной причиной дуэльного поединка. Особенно это ярко выражалось в поведении рыцарства. Длительные полуаскетические странствия и обет целомудренного почитания, данный своей избраннице, только акцентировали эту поведенческую реакцию, доводя ее до психологии петушиного боя, когда любой петух, лишь только завидя приближающегося к его курятнику соседа, сразу же вступает в бой. Так и рыцарь, который носит имя своей донны на щите или платок, подвязку ее, обязательно на видном месте, непременно встанет в позу и задаст встречному криминальный вопрос: согласен ли тот, что его Дуль - Синея самая прекрасная из женщин. Это не только про несчастного Дон Кихота, с тазом для бритья на голове вместо шлема, но и про всякого  рыцаря круглого стола легендарного короля Артура. Любой невнятный ответ встречного подразумевает смертельное оскорбление чести  дамы и является первостатейным поводом для бескомпромиссного поединка. И это заметьте без всяких аргументирующих доказательств  ее прекрасного вида. Фото тогда не существовало, миниатюрные портреты были редки и чрезвычайно дороги, а у обычно неграмотного рыцаря не хватало лексики красочно описать предмет дуэльного спора. Да этого и не приходилось делать практически никогда. Сердце противника, вопреки рассудку, всегда говорило ему, что этот рыцарь лжет. Быть того не может, потому что не может быть никогда,  чтобы его избранница и его лозунг чести оказался лучше моего. Поэтому само требование признать  первенство чужой дамы означало прямой вызов на смертельный бой и невозможность отказа.  Победа одного из них лишь укрепляла уверенность победителя не столько в своей абсолютной правоте, сколько в еще большей чести своего лозунга, которая отныне еще более благословляла его на дальнейшие подобные подвиги.
И это все происходило не только не в присутствии предмета спора, но и сам предмет находился  в полном неведении за три девять земель и не известно чем в это время занимался. Я не думаю, что честь имеющий рыцарь сто процентно доверял чести и достоинству своей дамы. Иначе, зачем было навешивать ей при расставании на интимные места пояса целомудрия с хитроумными замками. Конечно, сомнения были, но любовь, гипертрансформированная в честь, занимала не малую долю всей имеющейся чести у честь имеющего рыцаря, чести, которая полностью поглощала его сердце. Отсюда, мне думается, и произошел один из основных лозунгов общего афоризма чести – сердце женщине!
Мне кажется, что такой поворот в понятии чести устроит любую нормальную современную женщину. Анормальными в этом смысле я считаю имансипированных девиц (см. эссе про имансипацию), которые давно утратили исконно русское, единственно верное и полноценное определение девичьей чести (невинность – девственность), а стремятся приобрести не свойственные женщине мужские понятия чести. При этом они совсем не осознают тупиковую логику этого стремления, которая неизбежно приведет к иллюзорному психологическому  равенству женщины и мужчины, а, следовательно, к возможности самой защищать свою надуманную честь в поединке с мужчиной. Поединок между мужчиной и женщиной (в современном обществе вскоре станет вполне заурядным делом)– это не только биологическая бессмыслица, но для меня – это невозможность продолжать что-либо толковать про честь имеющего. А значит, и продолжать далее настоящее эссе. Этого я, как честь имеющий автор, себе позволить не могу!
А по сему продолжим по кодексу…..
За одно и то же оскорбление можно вызывать на дуэль только один раз. Обязательным условием дуэли является одинаковое оружие у противников. Неумение пользоваться оружием не может служить поводом для перемены избранного оскорбленным рода оружия. Замена оскорбленного лица другим допускается только в  случае недееспособности оскорбленного лица, при оскорблении женщин и при оскорблении памяти умершего. Заменяющее лицо всегда отождествляется с личностью замещаемого. Заменяемый не должен иметь возраст более 60 лет или менее 16 лет.
Лицо, обратившееся к суду, лишается права вызова, причем взявший обратно жалобу, поданную в суд, не приобретает этим уже раз потерянное право вызова.
Особо следует отметить факт выстрела в воздух, который нам еще пригодится в наших рассуждениях. Стрелять в воздух имеет право только  противник, стреляющий вторым. Противник, выстреливший первым в воздух, в случае, если его противник не ответил на его выстрел или также выстрелил в воздух, считается уклонившимся от дуэли и подвергается всем законным последствиям такого поступка. Другой противник, стреляющий вторым, имеет полное право ответить на первый выстрел противника, обращенный в воздух, действительным выстрелом, причем в таком случае дуэль считается истекшей по дуэльным законам, и противник, выстреливший первым в воздух, не подвергается законным последствиям.
Так, или, скорее всего, не совсем по таким правилам, но вся честь имеющая Европа с шестнадцатого по девятнадцатый век дралась на дуэлях по самым разнообразным и по большей части незначительным  причинам. Спрашивается, а до того что -  чести люди не знали и куда она подевалась в двадцатом веке? Думается мне, в дуэльном кодексе мы ответа  на этот вопрос не найдем, поскольку это такой же  бюрократический документ, как и все прочие регламенты. Он не отражает психологическую суть поединка. А она состоит не в дурацком регламенте ее окончания: «до первой крови, до серьезного ранения или до смерти». Это уж как кому повезет! Конечно, я не исключаю присутствие лютой ненависти к противнику, которая удовлетвориться смертью последнего, но история дуэлей говорит о том, что подавляющее число их оканчивалось лишь ранением (серьезным или не очень) одного из противников. А это обстоятельство указывает на один правильный вывод о психологии дуэлянтов. В дуэли важна не физическая смерть противника, а победа над ним, как факт самоутверждения лица честь имеющего. Именно поэтому любой завзятый дуэлянт в России хвастался  числом дуэльных побед и скрывал число душ противников, отправленных им на тот свет.
Если вы не верите мне, прошу вспомнить фабулу блестящей повести А.Пушкина «Выстрел». Мне легко представляется картина дуэли, когда молодой светский ловелас, промазав первым выстрелом в противника, ожидает смертельного ответного (зная, что его супротивник запросто попадает в муху на стене с десяти шагов) и с полным пренебрежением к смерти спокойно ест черешню, доставая по одной ягодке из фуражки, и смачно выплевывая косточки.  Обладатель второго выстрела Касио, согласно кодекса дуэли, мог сделать два действия: спокойно: пристрелить неудачника или простить его выстрелом в воздух. Но для Касио такой исход не приемлем, ему необходима полная победа, такая, чтобы он видел смятение противника, его страстное желание жить и страх перед неизбежной смертью. Поэтому он, по соглашению сторон, откладывает  свой выстрел до необходимого случая. И когда такой случай наступает (противник на вершине семейного счастья и блаженства), он в лице рока мщения, предстает перед ним в его собственном доме. Уже до дуэли Касио видит, что он победил. Противник подавлен и разбит духовно. Он понимает, что настал его последний час и только честь и достоинство не позволяет ему просить о пощаде. Однако, Касио этого мало. Используя полное замешательство противника, он предлагает тому взять пистолет и заставляет его стрелять снова первым и тот, в полном отчаянии, опять мажет, поражая картину над головой Касио. Тут, как  всегда в великолепной классической драме, вбегает на шум любимая жена хозяина и на ее истеричный крик, что здесь случилось, Касио отвечает, что ее муж только неудачно пошутил  и, уходя, уже в дверях, вкидывает пистолет и всаживает пуля в пулю в свежую дыру  на картине.
Гению Пушкина нельзя не доверять. Значит, весь смыл дуэли – формально защита чести и достоинства, а психологически – одержание победы и  самопознание духа  победителя. Последнее качество присуще любому состязанию   (спорту) и, скорее всего, явилось психоосновой  появления дуэлей в России. Не будь этого качества в русском народе, никаких дуэлей царю Петру нельзя было бы завести из Европы. Отсюда происходит другой постулат чести, который подразумевает невозможность сложить с себя ответственность за поддержание своей чести и поэтому – честь никому!
«Честь никому!»- это вообще магистральный путь не только пассионарной личности, но и единственный мощный аспект движителя истории. Ведь в принципе, чтобы доказать свою исключительную (гениальную) правоту простой человеческой настойчивости обычно маловато будет. В таком противостоянии личности и общественного мнения от первой требуется беззаветное мужество в отстаивании своего «Я» и своей чести. Вспомним только два исторических примера из жизни ученых в противостоянии с верой (с религией и могущественной церковью) по совершенно очевидному сейчас вопросу – кто вокруг чего вертится – Земля вокруг солнца или наоборот. Один – Коперник имел мужество и честь противостоять огромному давлению церкви (Земля это пуп Вселенной), вплоть до испытания смертельным огнем костра, который унес на небеса его бренное тело с душой честь имеющей. А другой, более дряхлый и немощный Галилео Галилей, малость струхнул в решающий момент, чем избежал мученической смерти, но, выйдя из судилища, тихонько прошептал: « А всё-таки она (Земля) вертится»! Оба они имели честь  утверждать свою правоту, правда, в разной степени личного бесстрашия и достоинства.
Вы скажите, а как же Жанна Д, Арк? Прошу не путать веру и самопожертвование за нее и отстаивание чести. Вера вообще понятие мало понятное и мало вразумительное. Верующий человек не сможет объяснить отчего. почему и во что он верит. А честь имеющий всегда вам скажет, в чем суть его чести, по любому конкретному вопросу. Лучшие люди в человечестве всегда готовы идти на костер за Веру или за Честь, вот только за Честь они идут умирать, осознавая свою правоту, а за Веру – исходя из суеверия.
Про современное понятие чести мы еще поговорим. А сейчас вспомним про простолюдинов, которых дуэльный кодекс оставил в бесчестии.
Мужицкое, народное  понятие чести
Имеющий собственное понятие о чести простолюдин  не мог себе позволить дуэльного поединка по причине своей экономической немощи (цена дуэльного оружия превышала многократно стоимость всех крестьянских пожитков) да и из-за запрета владения боевым оружием тоже.

Поэтому «ч е с т н ы; е поединки» проходили с использованием сплошь подручных средств, наиболее доступными среди которых являлись собственные кулаки. Барон Герберштейн, историк и писатель современный великому князю Василию Ивановичу, так описывает кровавую забаву того времени: "В праздничные дни мальчики и взрослые собирались в такие места, где могли бы присутствовать многие зрители. Свистки служили знаком, чтобы бойцы готовились к бою, становясь в кучки. Как скоро противники станут друг против друга, то немедленно начинается кулачный бой И в короткое время бойцы до того остервеняются, что поражают своих противников руками и ногами в лицо, живот, грудь и другие чувствительные «причинные» места. Нередко бывает, что многие бойцы лишаются жизни на месте боя, а победители приобретают от всех похвалу и одобрение". И далее следует рефрен: «После такой жестокой потехи, как отрадно было жене встретить своего мужа, а матери сына, когда они изувеченными являлись в свой дом»! Не мудрено, что в обществе сложилось мнение к кулачным боям как к явлению, созданному исключительной некультурностью и невежеством русской деревни.
Но вот вам наиболее убедительное опровержение. Биограф русского воронежского поэта И.С.Никитина Де-Пуле, знавший хорошо отца поэта Савву Евтеевича, говорит в своей биографии, что это был очень умный и для своего круга образованный человек, любивший читать книги и хорошо знавший старых русских писателей, но эта образованность нисколько не мешала ему драться в кулачных боях, в которых он наводил ужас на всех бойцов своей физической силой. Но самое главное, кулачные бои не российское изобретение, а суть всплеска здоровой энергии человечества в относительно безопасной форме, начиная от «олимпиоников» древней Греции до бокса с участием английских лордов.
Любителями кулачных боев (особенно один на один) были не только английские лорды, быстро отвыкшие от смертельно опасных дуэлей, но и русские дворяне, попеременно участвовавшие и в том и другом мероприятии. Примером могут служить известные екатерининские фавориты - братья Орловы (аж, 5 кулачников кряду). Но в основном, два их них, это  красавцы - богатыри Григорий и Алексей, по своей необычной силе, по удали и молодечеству, напоминавшие старинных богатырей русских. Князь Григорий был высокого роста, с правильными и нежными чертами лица "гигант с головой херувима". Неустрашимый и отважный, он отличался и беззаветной храбростью. В 1758 году, в сражении при Цорнсдорфе, состоя в чине капитана пехоты, три раза был он ранен и не оставил поля битвы. Также беззаветно он дрался и на кулаках. Еще большим любителем боев на кулачки был граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Личность, во всяком случае, замечательнейшая! Обладая всеми достоинствами брата - красотой, благородством, прямодушием, а физической силой даже значительно превосходя его (ударом сабли отсекал голову быку, одной рукой останавливал шестерку лошадей и прочее…) большую долю свободного времени отдавал организации кулачных боев в С-Петербурге, и сам дрался в завершение (в финале) с победителем.
Так что кулачные бои не есть порождение духа невежественной русской деревни. Самое интересное то, что происхождение этих боёв имеет скорее наоборот – судебно правовую основу. Карамзин пишет, что судопроизводство древней Руси в случаях невозможности решения судебного процесса ни по закону, ни по совести, отправляло и истца и ответчика на судебный поединок, ко всевышнему, к его воле. -"Обвиняемый требовал присяги и "Суда Божия": требуя "поля" и единоборства, а уж как поле решит, то никакому обжалованию не подлежит. В начале «Сражались обыкновенно в латах и в шлемах, копьями, секирами, мечами, на конях или пешие; иногда употреблялись и кинжалы. (Ист. т. VI, стр. 226) Но и кулачное состязание было в ходу. Известно, что в Москве, для поединков, в самом центре города, на Троицкой площади, у ворот Ильинских,  было отведено особое место, которое и называлось поле (там же, т. VIII, стр. 26). Собственно название "поединок" и не употреблялось ни в устной речи, ни в законе, а имелся термин "поле" или "прошу поля". Это уж потом стало модным нанимать вместо себя платного бойца, а то и двух – трех и, в конце концов, это кончилось групповым боем «стенка на стенку».
«Судебный поединок должен был совершаться при окольничем и дьяке, которые, прибыв на "поле", спрашивали: кто у них стряпчие и поручники, и эти лица должны были присутствовать при поединке, но никакого оружия при себе не иметь. Посторонние не допускались. Поединок мог происходить и между истцом и ответчиком, и между их свидетелями. Малолетним, старикам, женщинам, попам, чернецам и черницам лично биться запрещалось, но беспрепятственно дозволялось нанимать за себя бойцов. Таким образом, бились иногда не только один-на-один и при том посторонние - наемные бойцы, но и целые группы свидетелей противных сторон. В "Судебнике" 1497 г. читаем: "А битися на поле бойцу с бойцом или не бойцу с небойцом, а бойцу с небойцом не битися". Отсюда очевидно, что еще в глубокой древности были специальные кулачные и другие бойцы, заменявшие главную персону на боях и которых можно было нанимать за себя.
В Уложении 1648 г. и поле и  поединки, как окончательное доказательство в суде, правоты, - совсем упраздняется, их правовое понятие в установлении чести утрачивает свое значение и переходит в руки более или менее бессовестных чиновников (судей). Однако дух отстаивания чести в судебных поединках и необходимой для этого доблести нашел благодатную почву в душе простого народа. Для меня совершенно очевидна глубокая корневая связь чести кулачного бойца, как личности, с понятием чести, как своего дома, родной улицы, слободы, где он прожил всю жизнь, или своего  родного села и вообще  Родины и России.  Но, тем не менее, на Руси Великой вся инициатива на добрые и не слишком добрые дела всегда проистекала свыше и «темная  невежественная деревня» здесь ни в чем не виновата. Не такая она оказывается и темная, если сохранила свою форму публичного и зрелищного отстаивания чести на многие столетия, вплоть до появления кино и, конечно, телевидения.
Но негативное отношение общества к кулачным боям, как и к дуэлям, всегда имело место. Так в № 34 Воронежских Губернских Ведомостей за 1851 год помещено следующее описание  П.Малыхина: "Первейшею забавою наших предков, не только простого народа, но даже бояр и князей, почитался кулачный бой, как образец и школа войны: тут молодые люди приучались к неустрашимости и отваге, помня, что кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, того бог простит. Нет сомнения, что такие побоища имели сильное влияние на характер, как мужчин, так и женщин: Первые грубели и дичали, а вторые предавались безвыходной тоске и блекли в тяжкой неволе. Благодетельное правительство запретило бои, как зловредную потеху (См. Указ 1726 г., июля 24 дня). И теперь разве где-нибудь в глуши, изредка встречаются подобные варварские увеселения, но уж, конечно, гораздо в уменьшенном объеме". Согласитесь весьма противоречивое описание сути кулачных боев, начинается за здравие нации, а заканчивается за упокой ее. При этом заупокойная часть, касаемая женщин, является демагогией  недалекого интеллигента, что станет очевидно из дальнейшего изложения. Эта потеха была на Руси во все века и оставалась с некоторыми видоизменениями, аж, до середины двадцатого века. Чему я был уже прямой свидетель и по молодости лет только зачинщиком. Как эти бои происходили в Воронеже и по губернии видно по описаниям современников (для коренных воронежцев это особо интересно).
Кулачные бои на окраинах Воронежа устраиваются и в настоящее время, а раньше процветали здесь. Дрались "стена на стену" придаченцы с городскими или с жителями слободы Троицкой. Бои происходили на рождественских святках и на масленице. Сходились кулачники той и другой стороны на льду реки, которая являлась нейтральной полосой. В позднейшее время кулачные бои происходили на льду реки между придаченцами и жителями береговой городской полосы. Начинали бой мальчишки-подростки. С задорным заскакиванием вперед и криками "давай, давай!" они вызывали противную сторону, бросались снежками. Это задирание мальчишками противной стороны иногда продолжалось очень долго, пока, наконец, какая-нибудь группа из них не увлекалась особенно и не выскакивала далеко вперед. Тогда группа мальчишек из противного лагеря принимала вызов, отхватывала вызывающих врагов от своих и между подростками начиналась свалка, за которой взрослые той и другой стороны наблюдали некоторое время спокойно. Но когда какая-нибудь партия начинала брать явный перевес, на помощь избиваемым ввязывалось несколько взрослых, но противная сторона также не оставалась в долгу и начиналось настоящее побоище. Чижовка билась с Гусиновкой, а вместе они с  Троицкой слободой, Придача с городом на льду пограничной реки и ……..
Но наибольшее распространение кулачные бои имели в крупных селах Воронежской губернии. Они « устраиваются, главным образом, в селах с великорусским населением. Малороссы редко дерутся в кулачных боях». Весьма характерная летописная деталь! Попробуй возразить здесь, что у великороссов чести и боевого духа  маловато!  Особенное распространение кулачные бои имеют в Воронежском уезде, причем в некоторых селах, как, например, в Красном Логу, Давыдовке, Усмани-Собакиной, Костенках, Хохле, Петровках и других бои устраиваются только зимой, на рождественских праздниках и на масленице, в других же селениях, как, в Орлове, Никонове, Забугорском, Макарьеве - только на Пасху. Большие бои устраиваются в Большой Верейке, Фомино-Негочевке.. Здесь бьются на масленице. Такие же сильные бои ежегодно устраиваются в Клепове, Гвазде и других селах Россошанского уезда, и попытки местной власти прекратить их и здесь не привели ни к чему. Большие кулачные бои, собирающие огромную массу участников и зрителей, устраиваются ежегодно на рождественских праздниках в селе Колене, Новоперховского уезда, в селах Архангельском, Никольском того же уезда, в селе Тресорукове, бывшего Коротоякского уезда. В Нижнедевецком уезде кулачные бои бывают в Никольском, Турове. В Журавке, Россошанского уезда, бои устраиваются на рождественских святках и на маслянице. В Острогожском уезде кулачные бои происходят в Оськино, Яблочном, Сторожевом, Плотаве. Здесь бои бывают и на рождественских святках и на Пасху. Между прочим, в Плотаве совсем еще недавно существовали бои "дубинники", т.е. палочные. В старину палочные бои имели довольно широкое распространение, но ввиду того, что эти бои были особенно жестоки и давали в результате всегда убийства, они постепенно прекратили свое существование. Последнее обстоятельство вообще тесно связывает психологию палочных боев со  шпажным дворянским поединком, разница только в цене  и престижной доступности оружия.
Интересны кулачные бои  в Тресорукове, которое бьется с соседними селами Марьиным и Почепским. Здесь бои устраиваются по всем праздникам круглый год с 4-х часов дня до темного вечера. Весь луг между Трясоруковым,  Марьиным и Почепским вытоптан совершенно кулачниками и превратился в сплошной ток. Бойцы строго следят, чтобы каждый участник боя был совершенно безоружным. Нарушившего эти правила, общими силами бьют до полусмерти. Бывали случаи, что удары того или иного бойца невольно начинали обращать на себя внимание других участников боя по своей тяжеловесности и последствиям. Когда кулачники замечали, что вокруг такого бойца от его ударов слишком уже много валится народа, на него бросались сразу несколько человек и обыскивали. Попавшись на месте преступления с зажатой в кулак гирькой или свинчаткой, виновный боец спешил бросить свое оружие подальше в снег, но это редко ему удавалось и большей частью тут же на месте производилась над ним расправа.
Кулачный бой  в деревне - праздник, деревенский турнир, зрелище, которое деревня не променяет ни на что, и оно собирает всегда громадную толпу народа, среди которой много участников боя, много и зрителей. Смотря по количеству населения в селе, на бой собирается тысяч до трех и более народа. Центральную часть толпы составляют главные бойцы, обыкновенно старые и уже опытные бородачи; ближе к окраинам молодые кулачники, а самую окраину толпы составляют мальчишки - подростки, которые здесь же проходят школу. В боях взрослых они, редко, принимают участие, но между собой часто устраивают самостоятельный бой, и бывают случаи, когда одновременно идут два боя: один взрослый и другой несколько в сторонке - детский, в котором принимают участие сотни две, а иногда и больше мальчишек. На некотором почтительном расстоянии от боя, ближе к хатам и к открытым дверям, калиткам и воротам располагаются зрители. Среди них, главным образом, женщины. Замужние приходят полюбоваться боем нередко с грудными детьми на руках. Девушки разряжены по праздничному. Вся эта публика с большим напряжением и вниманием следит за ходом боя. Но когда какая-нибудь сторона начинает одерживать верх и теснить своих противников и те, не выдержав натиска, бросаются, наконец, бежать и их преследуют, тогда вся огромная толпа дерущихся, как лавина устремляется в какую ни будь улицу, и все зрители, находившиеся в этой улице, поспешно спасаются, чтобы не быть смятыми. Бегут подальше от боя бабы с грудными детьми на руках, бегут девчата, заскакивают в первые попавшиеся открытые ворота и калитки, пока не остановится лавина дерущихся.  Кое-где местная власть пытается вести борьбу с кулачными боями, пытается разогнать кулачников; но это ни к чему не приводило. - Последнее удовольствие от нас отнимаете - протестовали сами кулачники.
Не знаю как на вас, а на меня эти красочные описания очевидцев производят неизгладимое впечатление. Просто еще раз не лишне убедится, что доблесть и честь всегда  жили в душе россиянина и никакая церковь не могла их искоренить, как не старалась. Я просто ума не приложу как святые отцы в погоне за смирением паствы проглядели ценнейшее национальное качество, без наличия которого само существование церкви и государства Российского было бы невозможным.
Но самое интересное, что эпоха кулачных боев не закончилась с появлением жестокой тоталитарной советской власти. Обычные для большого села  Никольское  кулачные бои этого времени уже напоминали организованные спортивные соревнования.  Вот как описывает его очевидец. Навстречу нам с ревом, свистом и гиканьем, как лавина, двигалась сплошная масса людей, занявшая значительную часть улицы. Середина этой толпы словно кипела. Там были главные бойцы и там шел ожесточенный бой, за которым издали с площади наблюдало множество зрителей, главным образом женщин. Билось 2-е Никольское общество против соединенных сил 1-го и 3-го обществ и теснило их на площадь. Бились "стена на стену", и 1-му и 3-му обществам приходилось, как видно туго, так как они все время отступали и никак не могли остановить противника. Как узнал я уже после, 2-е общество в Никольском выходит победителем во всех боях. Не было ни одного года, когда было бы побито оно. Опасаясь быть смятыми, мы поспешно свернули влево к самим хатам. Кулачники скоро вышли на площадь и сделали перерыв. Только что отчаянно дравшиеся, как заклятые враги, люди стояли теперь рядом друг с другом, мирно закуривали и оживленно беседовали о бое. Некоторые из них были с огромными синяками под глазами, с окровавленными лицами. С помощью снега они стирали, удаляли кровь с лица, прикладывали снег к разбитому носу, стараясь приостановить кровотечение. Некоторые в сторонке сидели или отлеживались от удара "под микитки".  Жалоб, злобы, стонов не слышно нигде. Настроение у всех совершенно мирное. В некоторых местах толпы слышен дружный смех. Смеются и победители, смеются и побежденные. Сами бойцы о своих членовредительствах рассказывали с шутками, восторгаясь только что закончившимся боем, который в этом году, по их словам, особенно удался. Каждый теперь на свободе рассказывал кого он ударил, кто его ударил и как ударил. Рассказывал страстно, с увлечением, как охотник о том или ином интересном случае на охоте, как спортсмен. И опять ни тени злобы, затаенной мести, в этих рассказах я не заметил. Наоборот, удачный удар считался подвигом как победителем, так и побежденным
Православное духовенство называло кулачные бои  "богомерзкой забавой" и карало кулачников отлучением от церкви, проклятием и многими другими наказаниями, но и религиозная борьба с этими боями, как и административное давление, не приносила никакого успеха. Бои продолжали существовать по-прежнему, не взирая на все строгости и церковные проклятия (и это в стране высокого православия). Тут нельзя просто так отмахнуться. Из всего выше сказанного следует, что кулачный бой – это тоже своеобразный поединок, самоутверждение личности, имеющей собственное понятие о чести и справедливости.  Отсюда я вывожу непричастность христианской церкви и любой другой религии к народному понятию чести и поэтому отбрасываю, как не оправданный, первый лозунг в эпиграфе данного эссе – душа богу!
Однако, возвращаясь к  «честной» основе кулачных боев, следует отметить, что, несмотря на то, что происхождение  кулачных боев кроется во тьме русских судебных поединков, по своей природе это спортивный поединок, ближе стоящий к спорту, чем дворянская дуэль. Наиболее популярный вид кулачного боя «стенка на стенку» вообще исключительно русский  бокс (или кик-боксинг) в команде. Поэтому далее уже про спортивную честь.
О спорт, ты мир!
Вопрос "Что такое спорт?" не является ни особенно оригинальным, ни новым. Ввиду большого разнообразия видов спортивной деятельности общепринятое традиционное разделение спорта на школьный, любительский и большой, профессиональный, представляется весьма поверхностным и мало что говорящим о сущности спорта.  Более прагматичное определение сущности спорта существовало  в СССР, а именно, физическая культура и спорт. Физзарядка это твое личное дело, необходимое для здоровья и может быть даже приносящее тебе удовольствие при взгляде на себя в зеркале, и СПОРТ – это экстремальная физзарядка личности, выставляемая в противовес такой же физике другой личности, т.е. поединок личный или командный. И если первая ничего кроме пользы организму принести не может, то второй запросто может тебя покалечить или вообще жизни лишить. И, тем не менее, большим спортом занимаются наиболее физически одаренные личности. Вы скажите, профессиональный спорт, огромные деньги, цель жизни….. Действительно сейчас сложилась антиреалистическая ситуация.
Представьте себе римского патриция на современном стадионе. Он долго бы соображал кто - где. Раньше все было ясно: на арене смертельный бой ведут  рабы гладиаторы в усладу нашего превосходительства, а тут, все, наоборот – по полю бегают миллионеры, а в другом месте другие мультимиллионеры тузят друг друга кулаками в усладу и к восторгу наемных плебеев, оплативших из своей зарплаты это зрелище. Вообще это та самая «обращенность спорта к миру». Конечно это зрелище парадоксальное, но основной парадокс не в деньгах. Большинство этих миллионеров считает за честь выступать в составе национальной сборной своей страны, где биться приходится  значительно отчаянней, а платят за это «надругательство»  много меньше. А иногда и вообще копейки (бывший СССР).
Но понятие спортивной чести относится  не только к участникам соревнований. Характерный пример – поведение и дух (спортивная честь команды, как малой Родины) присущие английским футбольным болельщикам (обычным болельщикам, а не фанатам). Перед глазами стоит телевизионный репортаж какого-то рядового матча английской премьер лиги 2004 года. Одна команда за два тура до конца сезона уже вылетела из лиги, вторая тоже недалеко ушла, но твердо сохранила свое место в ней.   Первой эта предпоследняя игра уже ни в чем не поможет, а второй она просто и не нужна. Но посмотрите, что вокруг твориться! Стадион полон, все 37000 мест забиты до отказа и болельщики сидят на ступеньках, рев стоит такой, будто это финальная игра чемпионата мира, а футболисты рубятся так, словно это  их последний матч в жизни. Вы можете оценить  эту ситуацию? Я могу! Всех их вместе, на стадионе, объединяет понятие клановой – командной ЧЕСТИ и она проявляется игроками на поле и присутствием болельщиков на трибунах! И  каждый  из них и все вместе в шуме трибун слышат один девиз: «Честь имею»!
Я вовсе не хочу утверждать, что среди профессиональных спортсменов нет бесчестных личностей, там их никак не менее, чем среди других людей. Однако среди них присутствие или отсутствие чести наиболее заметно. Поскольку они на виду массы болельщиков, от которых ничего не скроется, а эмоции болельщика не только на его лице, но в свисте и громогласной нецензурщине или, наоборот, в восторженном реве восхищения. А в основе этого лежит бесчестный или честный поступок спортивного идола. Мне, как  опытному болельщику, в частности,  поначалу был неясен характер талантливого молодого форварда сборной России Д. Сычева. Невнятная возня  с большими контрактами, метание между клубами  в поисках выгоды (правда, при участии родного папы) вроде бы никак не говорила о присутствии чести у парня. Но всего один миг его последней игры  в первенстве России 2005 года все поставил на свои места. Трудно забыть момент, когда он в жесткой, но честной борьбе в высоком прыжке неудачно падает и рвет сухожилие в колене. Боль страшная! Но он не катается в слезах по полю, а стоя на карачках, яростно тузит кулаком не в чем не повинный газон и что-то кричит с гримасой боли на лице. Я его враз понял: он сознает, что выбывает  с футбольного поля на пол года, не будет играть за сборную и клуб в решающих матчах – значит, он не оправдал надежд многих миллионов верящих в него людей, лишил сборную России чести участия в первенстве мира, но….приобрел себе ЧЕСТЬ!
Или другая памятная картина в финале  гимнастического турнира Олимпиады 2004 года в Афинах. Когда не очень удачно выступавший  Алексей Немов,  отдав последние силы и фактически победив в личном зачете на перекладине американского гимнаста, очень удивился, узнав, что ангажированные судьи отдали предпочтение американцу. Несправедливость была настолько очевидной для всех зрителей, что все эти иностранцы (русских было единицы) повскакивали со своих мест и устроили громогласную обструкцию судейской коллегии. Рев стоял битых 10 минут и никакие просьбы  диктора  навести порядок не могли. Что сделал  Немов? После третьего  безрезультатного обращения диктора он сдержано поднялся, помолчал, благодарно поклонился зрителям, жестом попросив их успокоиться. Повернулся и ушел из зала под такой же рев, но теперь уже восторженных трибун, как ПОБЕДИТЕЛЬ. 
От всего от этого как тут не воскликнуть - Спорт – ты мир! Спорт – ты ЧЕСТЬ !
Что есть отсутствие чести?
Вообще очень трудно ответить на этот альтернативный вопрос. Как ни странно, но полным отсутствием чести  никто в мире не страдает. Наиболее ярые претенденты на такое отсутствие - политики. Не даром говорится, что политика – грязное дело. А все из-за двойных стандартов, суть которых – все средства хороши для достижения цели и победителей не судят. В России, вопреки мудрой русской поговорке, по большей части место красит человека.
Поэтому резонно начать обсуждение ситуации  отсутствия чести у народа с его исторических лидеров.  Возьмем чуть ли не самый характерный пример – Н.Хрущев. Всемогущая личность, прославляемая советской пропагандой сверх всяких разумных пределов, которая и внушила ему (видимо вообще не имеющему никакого понятия о чести) веру в свою избранность. Отметим весьма характерную деталь – отсутствие понятия чести у личности автоматически ведет эту личность к преступлениям в полном соответствии с занимаемой ею положением в обществе - к большим, если она стоит высоко и к мелким, если дальше падать некуда! Тем более, что  Н.Хрущев был не просто малограмотным жлобом, а и полнейшей бездарностью. Вот примеры политических провалов: под его мудрым  руководством огромной страной. В начале войны, в 1941 году, фактически им был сдан немцам Киевский укрепрайон, в создание которого СССР вложил огромные средства; потом «щепетильное разоблачение культа личности И.Сталина, до той поры, которая уже показывает преступность в смертельных репрессиях самого Хрущева; провальная эпопея подъема сельского хозяйства путем  создания агрогородов, в которых городской житель ездит на поденную работу в поле;  знаменитая кукурузная эпопея – от Краснодара до Заполярья; огульное поднятие целины, приведшее вместо ожидаемых сверх урожаев пшеницы к дополнительным закупкам  хлеба за рубежом; установка ядерных ракет на Кубе с последующим позорным для СССР бегством, попутно, едва не приведшем к мировой атомной войне, шапкозакидательское обещание, что современное ему (Хрущеву) российское общество будет жить при коммунизме….. И это только наиболее заметные следы деятельности этого «политического гения».
Ну, да ладно, дураков. управлявших коммунистическим СССР у нас в истории достаточно и Хрущев тут скорее стереотип. Дело не в его личности, а в том, имеется ли в его деятельности при бесконечной  борьбе за власть хотя бы признаки  понятия чести. Приходится  констатировать, что даже следов этого понятия не обнаруживается. Все, на что он был способен – это на мастерскую подковёрную борьбу, в которой уступал, видимо, только И.Сталину.
Хотите подтверждение – пожалуйста! Его отношения с Булганиным, тоже не бог весть какого ума политиком (потому что Сталин подчистую выгреб весь интеллектуальный генофонд нации к этому времени), но все же способным дать сто очков вперед Хрущеву. Судите сами – все весьма разумные идеи, обнародованные Хрущевым и с треском проваленные им в результате полной бестолковщины в его голове, были впервые выдвинуты Булганины. Это и необходимость развенчания культа личности Сталина, и потребность приоритетного развития сельского хозяйства и легкой промышленности в ущерб тяжелой (при этом с/х должно было развиваться за счет личного хозяйства крестьянина, а не  путем мертворожденных агрогородов), это и необходимость перехода к разрядке международной напряженности и сокращения гонки вооружений, это и необходимость перевода жилищного строительства  от дорогостоящих сталинских зданий к дешевому  блочному жилью,  и т.д. Другими словами, смоги Булганин осуществить эти программы более 50 лет тому назад, СССР здравствовал бы и по сей день, с уровнем жизни населения, соизмеримым с европейским. Но, видать, над Россией витает злой рок, практически не пропускающий  благих намерений (примерно 99 из 100) и наоборот, потворствующий только пагубным историческим экспериментам.
Однако сейчас не время посыпать голову пеплом. Давайте посмотрим, в какой творческой атмосфере подковёрной борьбы и с какой честью и достоинством Хрущев одолел своего оппонента. Методы этой борьбы сейчас бы окрестили «грязными политтехнологиями». Вот, к примеру, Булганин трезво считал пакетные дотации (дополнительную зарплату в два – три раза превышающую  огромную по тем временам официальную зарплату первых секретар6ей обкомов партии) совершенно не уместными и оскорбляющими честь и достоинство партийного работника. Решением Совмина эту льготу Булганин отменяет. А Хрущев, тайком, из партийной кассы, в аккурат перед сборищем ЦК партии, выплачивает сию недостачу всей камарилье  за несколько месяцев кряду. И, как вы уже догадываетесь, это сборище голодающих региональных люмпен - пролетариев единогласно избирает Хрущева первым секретарем ЦК компартии СССР. Притом, заметьте, несуществующий  на данный момент пост, так как он совсем недавно до этого (на этапе мимолетного внутри партийного заблуждения в политической оттепели) был упразднен, как альтернатива единоличного руководства партией.
Это может быть наиболее яркий пример отсутствия чести у высшего партийного лидера страны. Но, конечно, не единственный. Ведь что сделал бы на его месте любой честный (даже и не очень честь имеющий) чиновник? Он бы снял шляпу перед Булганиным, перечислил все его умные идеи-начинания, поблагодарил бы за работу и отправил на почетную пенсию. Хрущев сделал все в точности наоборот: очернил и опорочил все задумки Булганина, отложил их в долгий ящик, с тем, чтобы о них быстрее забыли и можно было бы их потом достать, как фокуснику, из собственного кармана и……..отправил Булганина в ссылку, постоянно назначая его (Председателя Совмина СССР) начальником районных замухрышкиных ГЭС и  теплоэлектростанций. При этом неустанно следя за ним и делая мелкие и не совсем мелкие пакости. Скажем, такую шалость: давайте выкрадем  у него партбилет и за утрату последнего исключим бедолагу из коммунистической партии. А что это значило для «истинного коммуниста» в те далекие годы, очевидно для каждого.
Полное отсутствие чести и достоинства у высшего руководства КПСС, занятого бесконечной  собачей смертельной грызней за власть, не есть их особая прерогатива. Это общая черта всех бездарных личностей, обуреваемых манией величая, во всей мировой истории.  Но среди первых лиц  КПСС это сплошная паранойя и полное бесчестье. Как мог полковой комиссар (даже не полковник) Л.Брежнев претендовать уже  после окончания войны, в мирное время, на звание генералиссимуса и украшать свою грудь бесконечным рядом боевых  орденов, в том числе высших – боевыми звездами героев СССР или маршальским орденом «Победы»! Ну, до какой степени дряхлые больные старики, члены Политбюро КПСС (видимо долженствующие по летам обладать какой-то мудростью) могли не иметь чести, чтобы выдвигать свою кандидатуру на пост первого лица в великом государстве, зная, что им осталось жить-то пол года – год! Самый раз, когда уже невмоготу шевельнуть не только каким-либо членом, но и языком, заняться упокоением собственной души, ан, нет – отсутствие чести это природный генетический грех, который нельзя искупить никаким духовным раскаянием. Видимо по этому  и современные правопреемники КПСС не собираются каяться за все страшные коммунистические  грехи перед российским народом. У них (у этих типов) в геноме отсутствует ген, отвечающий за фенотипическое наличие чести в характере.
Заключение
 Уверен и опять утверждаю, что наличие чести  или ее отсутствие у данной личности суть генетический признак. А на генетику обижаться бессмысленно. Если судить по Л.Гумилеву, то абсолютное наличие чести – черта пассионарной личности. А ее полное отсутствие – личности субпассионарной. Эти крайности объясняются антагонизмом их геномов. У крайне выраженной субпассионарной личности инстинкт самосохранения  превалирует на 95% над всеми остальными. Лозунг такой личности во всей жизни: «Как бы чего не вышло»! У пассионарной личности лозунг противоположный:  «Что бы там ни было….».  Ею обычно движет антиинстинкт самосохранения, ей присуща максимальная степень жертвенности и, следовательно, максимальное соответствие своему собственному понятию чести. Для всей основной массы  Homo sapiens наблюдается все возможные вариации и переходы между этими крайностями. Поэтому я и не жду всеобщего одобрения своих мыслей на счет окончательного формулирования определения честь имеющей личности, согласно выше приведенным логическим доводам:
1. По современным психофизическим понятиям моя и ваша  души сеть фенотипическое проявление биополя моего и вашего геномов и моего и вашего организмов, наших тел. Раз я продуцирую свое биополе (свою ауру и душу), значит, я и, только я, отвечаю за это биополе. Поэтому душа (или честь моей души) никак не может быть завещана богу, если я эту честь имею, или черту, если я человек бесчестный. Не надо перекладывать ответственность за себя на «всевышнего». У него быть может столько великих дел в макрокосме, что ему точно не до нас. Отсюда первую часть эпиграфа к данному эссе про завет своей души богу отбрасываем начисто.
2. Мы не даром под конец заговорили о пассионарности – «passio» в переводе с латыни это страсть! А страсть = это сердце! Поскольку, как мы выяснили, честь – понятие почти абсолютно мужского рода (пусть вас не смущает русская грамматика) – логично (при случае, вместе с сердцем) отдать её  женщине.
3. Поскольку мы выяснили, что понятие чести  не очень комфортно для сохранения «инстинкта сохранения», а наоборот больше вписывается  в рамки жертвенности ради идеи, а значит ради общества в целом, то третий постулат эпиграфа можно трансформировать в современных  условиях, как «жизнь отечеству»!
4. Ну, и последнее – про собственно честь. Мне думается, что честь есть составляющая души человека, вне зависимости от того велика та честь или мала. А поскольку я решил, что душа неотъемлемая часть моей личности, то уж ее составляющая (честь) тем более принадлежит мне и никому более. Оттого последняя часть эпиграфа остается в неизменном виде.
А сам он должен звучать для честь имеющего так - «Сердце- женщине, жизнь – Отечеству, Честь – никому!»
А раз так, значит «Честь имею»! Если Честь имею – значит, я состоялся…….

Август 2006 года


Рецензии