Вкус

Простейшее живое существо – амеба. Это для человека она – простейшее. Для амебы, тем более для всей жизни в целом – далеко не так. Ни амеба, ни жизнь вся в целом не согласятся в том, что это что-то простейшее. Любой грамотный цитолог Вам докажет, что   внутренние структуры клетки (амебы) и то, как они работают – потребовали усилий многих, якобы «сложнейших» существ, т.е. людей. Только понимающий человек, понимающий то, как устроена амеба и прочие простейшие и сложнейшие существа, плюс то, как устроены их структуры, как и эти мельчайшие кирпичики этих структур, за которыми тьма и неразбериха, остановится в оценках на счет того, что простое, а что сложное. Для полноты нужно добавить и то, что и он сам, этот понимающий, вполне отдает себе отчет, что он все-таки до конца чего-то не понимает. Но, тем не менее, его можно уважать только за то, что он отдает сам себе, а не другому, отчет в том, что он что-то понимает, или может понимать, а чего-то он не понимает, или недопонимает. Более того, и это немаловажно, такой человек всегда будет готов к осознанию того, что он не понимает ничего вообще. И такой человек будет достоин еще большего уважения. Ибо тут гордыня.
Но вскрытие бесконечно малых, как и вскрытие бесконечно больших структур, где происходят подобные рассуждения о простоте и сложности, имеют вектор процесса бесконечности. То вектор тяжелый, сумрачный. Действительно, на сегодняшний день мы знаем этих лауреатов, открывших бозоны Хигса и прочее, как будто они в высшей степени достигли некоего понимания. Однако внимание людей все больше привлекают ораторы, нежели чем заумники устройства космоса. Как никогда теперь, и это через СМИ и ноосферку, стало ясно то, что людям требуется не знание устройства то ли микромира, то ли макромира, а смысл. Вульгарно говоря – а на фиг все это вообще надо? Ну откроят они еще десять галактик, и еще двадцать совсем маленьких частиц – и что? Дальше как жить людям и зачем? Ведь тут очень простая диалектика – мир вокруг бесконечен, тогда как жизнь человеческая – нет. И на фига нам все эти знания? Про вселенную и микромир? Классики не спасают, потому что они пишут о проблемах жизни и их многие поняли, но для чего – вопрос. Наверняка есть произведения, где фатальность такого подхода выражена ярко. Но фантасты и футуристы и прочие духотрепатели и духовозмутители все равно ковыряют эту самую бесконечность. Уже в смысле смыслов.
Мы вернемся к амебе. Есть простой фактор – кислотность. Если в капельке жидкости под микроскопом Вы видите амебу, и то как она ползает туда-сюда, то почему бы Вам не взять в пинцет слабый раствор уксусной кислоты и прыснуть и глянуть, что будет дальше. Амеба, очень и очень по простейшему будет уходить в сторону более благоприятного значения фактора. И это правильно. Потому что все живое потому только и живет, что очень хочет жить. Это просто до всей самой очевидности. Все живое потому только и живет, что ежедневно, ежесекундно со всей силой избегает смерти. Поэтому и неблагоприятных условий. А что – Вы не замечали как меняется настроение, ежели даже погода плохая? Хотя ведь, мы, по сравнению с амебой, считаем себя сложнее. А в чем сложнее? Раньше все стремились на отдых в теплые края – Турция там, Египет. А теперь? Теракты – это же что капля кислоты для амебы. Но даже если вокруг мир, каждый из нас будет стремиться к благу через улучшение вокруг себя условий, т.е. комфорту. И этого мало – достигнув оного, каждый будет стремиться к такому комфорту, чтобы другому показать, что его условия в чем-то лучше. А что это как не тщеславие? Дальше происходит пресыщение комфортом, скука, извращения и гибель. Вот тут мы и подходим к вопросу о вкусе. И как кажется он – ограничен в своем развитии. И он ограничен не на счет тела (хотя в первую очередь на счет тела он-то и ограничен), а на счет души, т.е. нашего эстетического восприятия. Вкус – это вопрос меры и, если хотите, антигордыни. Мы ясно отличаем хлеб от камня. Первое – это вопрос выживания, второе – голод и пустыня. Потом мы ясно отличаем хлеб от хлеба с маслом. Но далее, минуя икру и всякие конфетки, диалектический круг как бы возвращает обратно к дерьму. Ибо сам вкус уже исчерпан, а массовая культурка, типа мода, в виду переизбыточности масс и продукции готовит виртуальные образы, где самое настоящее дерьмо соединяется с образами благого, типа рая. Мы видим картинку, которая прилагается с продуктом, который на самом деле не то, что не полезен или нужен, но и отвратителен.
Если все это перевести на амеб, это выглядело бы так – в ограниченной чашке Петри (планета Земля) копошится куча амеб, но…
Произошло разделение этих клеток, по крайней мере, на две категории – одни держат нужный им ресурс для выживания, отталкивая других, и скармливая им дрянь и дерьмо, в расчете на быструю смерть последних. Те кто не желает жрать (впитывать) гадость – отмирают, остаются те, кто готов лишь бы жить. Быть. Тут явно выражена борьба жизненных волей (Шопенгауэр, Ницше) или «демонов» жизни (Левченко). Но в плане вкуса это проявляется так – умеющий дифференцированно разбираться в проявлениях внешнего мира, ясно понимать то, что ему нравится, а что нет (а в биологическом смысле это тоже самое, что разбираться в факторах подходящих для жизнедеятельности и факторах вредящих последней), обладает определенным преимуществом перед теми, для кого все одно все едино, типа как вещал незабвенный Богдан Титомир – «пипл схавает».
Тут речь не идет только о продуктах питания или прочих вещах. Сюда включаются абсолютно все проявления окружающего мира. Бывает, что и ближний, даже родственник представляет определенную угрозу для Вашего самочувствия. Я и сам знавал людей, которым я очень сильно доверял и всегда желал благого, но несколько раз, а потом проверив, и убедившись, что это закономерность, понимал, что дальше взаимоотношения продолжать невозможно. Было похоже на то, что они как будто желают меня медленно убивать. Но это частная лирика и давно в прошлом. Я это называю социальный паразитизм. Тут опять кстати вспомнишь формулу на счет того, что поступай с другими так, как ты хочешь чтобы поступали с тобой.
Возвращаясь ко вкусу. Это свойство в очень разнообразном мире, дифференцированном требует воспитания-развития. Такого, чтобы по закону естественного отбора все худшее, мерзкое и гадостное – все то, что Вам не по душе – быстрее всего отлипало от Вашей жизни, экзистенции. Но как понять, что Вам нужно, а что нет? Ответ прост. Надо понять что нравится, а что нет. Несмотря на всю очевидность этого вопроса, я очень сомневаюсь в том, что современному человеку так-то легко отделить котлеты от мух в самом себе. Если нравиться новый модель планшета – скорее всего это ложь.
Надо уйти ото всего. Я на природу, например, она всегда лечит – а там задать простой вопрос самому себе – а что я хочу? Первая мысль, которая влетит и есть истина.


Рецензии