Весна
Рассказ
В коридоре было жарко. Это состояние воспринималось коридором как обыкновенное. Жара, тусклый свет и много людей.
Люди сидят на длинных деревянных лавках у выкрашенных охрой стен, стоят в проходе и ждут. У каждого на тыльной стороне левой ладони выведен несмываемым чернилом номер, оз-начающий место в очереди.
Взгляды людей обращены к единственной двери, находящейся в конце коридора.
Те, кто стоит в хвосте этой огромной очереди, завидуют тем, кто уже продвинулся ближе к двери. А те, кто совсем возле неё, в глазах остальных – счастливцы.
Скольких видели эти стены.
Почти у самой двери, смотря то на дермантин, которым она обита, то на висящую на двери табличку, где выведена с помощью трафарета одно маленькое слово, стояли два человека. Оба в хороших тёплых пальто, в шляпах, в перчатках. У каждого в руке толстый кожаный портфель. Один всё время вытирает с лица пот белым платком.
- Господа! – вкрадчиво обращается к ним стоящий рядом старик, одетый в кавалерийский мундир с эполетами. – Я понимаю, у Вас срочное дело, но если бы Вы могли пропустить меня вперёд... Поверьте, я всего на одну секунду. Мне только узнать...
Молчание. Старик, зная, что любые попытки войти в дверь прежде тех, что впереди него, бес-полезны, в который раз отворачивается от них и смотрит назад, на бесконечную вереницу лиц всех цветов и возрастов, теряющихся где-то далеко во мраке коридора.
- Может быть, на этот раз он нас выслушает... – шепчет один из человек с портфелями, всё так же отирая давно просоленным насквозь платком лицо.
- Вы так полагаете? – тихо задаёт ему вопрос сосед, высокий человек в круглых очках.
- Мы снова придём... Мы будем ходить сюда до тех пор, пока...
Дверь распахивается. Выходит смуглая женщина в странном одеянии, расшитом блестящими нитями. На большие глаза с чёрными ресницами спадает тёмный капюшон. Очередь расступается перед женщиной, насколько это возможно. Кто-то спрашивает её о чём-то, но слов нельзя разобрать. Женщина молчит. Уходит.
- Следующий! – раздаётся из-за двери громкий резкий голос.
- Пойдём, - говорит один человек в пальто другому.
Они переступают порог и закрывают за собой дверь.
Им открывается небольшая комната без окон. В одном из углов стоит стол, за которым сидит девушка. На столе бланки, канцелярские принадлежности, телефон с кнопками и антенной. На-против стола – высокая массивная дверь из полированного красного дерева продолговатой ок-руглой ручкой, закреплённой вертикально.
- Здравствуйте, - говорит один из вошедших, тот, что пониже.
- Опять вы... Сколько же вам можно говорить, сюда заходят по одному! – устало сказала жен-щина.
- Вы не понимаете...
Тут высокий человек в очках заговорил громко и быстро:
- Вам хорошо здесь! Сидите в тёплом месте, а там... Мы уже ничего не можем сделать для них, это – последняя надежда! Последняя! А вы говорите – по одному! Мы могли бы придти сюда сотнями! Тысячами! Пропустите нас! Пропустите, не то мы выломаем эту проклятую дверь! Яс-но вам?!
- В тёплом месте... Да как вы можете! – лицо женщины покраснело. – Да, каюсь, когда я за-мерзала в Равенсбрюке, ожидая газовой камеры, мне хотелось немного тепла! Да, я сижу здесь, столько лет сижу, но я ни разу, ни за кого не попросила! Ни разу! А вы всё ходите, ходите! А здесь даже окна нет!
Женщина зарыдала, закрыв лицо ладонью.
Прошло несколько минут.
- Ладно, хорошо... Это всё в прошлом, извините... Идите, так и быть. Но давайте, если у вас не получится, то больше не приходите, хорошо? Вы же сами видите, в конце концов.
- Вот именно, видим, сказал человек, который был пониже ростом.
Женщина подошла к столу и что-то произнесла в телефонную трубку.
- Входите. Он сказал, что примет вас.
- Спасибо. Простите нас, пожалуйста, - сказал человек в очках.
- Ничего... – сказала женщина.
Человек, который был ниже ростом, взялся за покрытую резьбой ручку высокой двери и потя-нул на себя.
Дверь открылась.
Они вошли.
- Заходите, товарищи, не бойтесь.
В комнате, залитой солнечными лучами, за столом, застелённым белой скатертью, сидел чело-век. На столе возле железной кружки и нескольких кусков хлеба лежала стопка газет. Стол сто-ял посередине комнаты, по бокам ещё стояли деревянные лавки, похожие на те, что были в ко-ридоре, а над столом висела картина, где было изображено ржаное поле. Почти такое же, как за окнами.
Человек был одет в пиджак, под которым виднелась белая рубашка. Из уголка левого нагруд-ного кармана пиджака выглядывал карандашный носик.
- Садитесь.
- Здравствуйте, - сказал тот, кто был ниже. – Мы рассиживаться не будем. У нас к вам очень серьёзное дело.
- Я вас внимательно слушаю, - сказал человек.
- Так больше нельзя, - сказал тот, что был в очках. Крови становится слишком много.
- Мы, как вы понимаете, неспособны как-то повлиять на ситуацию, мы можем только к вам обратиться, - сказал другой.
- Хорошо. Я понял вас. Можете быть свободны.
- Мы давно свободны. Сделайте так, чтобы мы были спокойны. Пожалуйста.
Человек за столом пристально смотрел на тех, кто стоял перед ним.
- Сделаю всё, что в моих силах, - сказал он некоторое время спустя. – Идите, у меня ещё очень много дел сегодня. Всего хорошего.
- Всего хорошего, - сказал человек в очках.
- Спасибо вам, - сказал другой.
- Спасибо... – неслышно произнёс человек про себя.
Старая деревянная дверь, краска от которой кое-где отпала (нужно давно перекрасить, да всё некогда), со скрипом закрылась.
Человек встал и подошёл к окну. За окном колосились бескрайние поля хлеба, над которым в синем небе с весёлым щебетаньем носились птицы.
Собственно, он и сам давно думал об этом. Однако надеялся на то, что это произойдёт без его вмешательства и участия. Но в который раз к нему приходят эти двое, и если бы только они...
Человек подошёл к столу. На железном перекидном календаре, который мог видеть только он, стоял последний зимний день.
«Один к одному» - грустно усмехнулся человек, и сказал, глядя на дверь, без помощи телефо-на:
- Марта, запиши: «Распоряжение номер 3.120».
Женщина, сидевшая в соседней комнате, быстро писала что-то на небольшом бумажном лист-ке, прижимая плечом к уху трубку.
Через несколько часов на одной из дач в Подмосковье наступила весна.
2007
Свидетельство о публикации №215121002177