Терроризм

«Печален будет мой рассказ», – предупредил Пушкин во вступлении к «Медному всаднику». И хотя у нас в городе, кажется, ни одной конной статуи не замечено, однако наше сегодняшнее вырванное с корнями слово тоже будет весьма печальным. Речь пойдет о терроризме. Это не просто актуальная и даже модная тема, не только явление в глобальном масштабе, – это еще и более чем интересная психологическая проблема, связанная, как мне кажется, не с одним лишь стремлением заработать на терактах политический капитал или вполне реальные кровавые деньги, но и тесно переплетенная с попытками самих террористов преодолеть в себе некий психологический комплекс, который можно было бы условно назвать комплексом Герострата – пожалуй, первого знаменитого террориста в мировой истории.

Напомню: жил-был давным-давно один честолюбивый грек, который, видимо, хотел во что бы то ни стало прославиться на всю Грецию и даже на весь мир, заставив людей в ужасе и потрясении говорить только о нем и его деяниях. Поскольку каких-либо реальных способов проявить себя в чем-либо созидательном Герострат не имел случая (а, скорее всего, и возможности), он предпочел пойти по гораздо более легкому пути – по пути разрушения. И вот в один злосчастный день он взял да и поджег прекрасный храм богини Артемиды в Эфесе – одно из легендарных семи чудес света. Естественно, своего результата он добился: вся Греция с ужасом, в трепете и смятении толковала о его поступке, который иначе как терактом и не назовешь. Герострат сполна получил свое. В историю он, можно сказать, попал, – да вот только велика ли честь такого рода?
            
А теперь сравните тактику каких-нибудь современных террористов. Взорвут они, допустим, битком набитый туристами отель в Египте, да тут же и раззвонят по всем интернет-агентствам и телеканалам: дескать, это мы такие крутые, вот чего учудили, а вам слабо? И своего они, надо признать, добьются. Мир действительно вздрогнет, все выпуски мировых новостей начинаются с этого теракта. Дурная слава террористов разносится мгновенно. Вчера еще никто и слыхом не слыхивал об их группировке, а нынче весь мир обсуждает и проклинает их имена. Новейшие Геростраты могут быть довольны собой. Однако радость их сомнительна и, самое главное, весьма неустойчива: всегда может найтись какой-нибудь еще более новый Герострат и выкинуть что-нибудь еще похлеще. Пока абсолютный рекорд держит пресловутый Бен-Ладен: «Боингами» по небоскребам («Good bay, America!»), средь бела дня, под объективами сотен видеокамер, – Герострату такое и не снилось. Спи спокойно, бедняга Герострат. На фоне твоих последователей ты выглядишь едва ли не гуманистом-гринписовцем или антиглобалистом.

Однако шутки тут, естественно, неуместны. Человеческие жертвы ведь вполне реальны, не говоря уже о материальных разрушениях. Ужас да и только! А это ведь и есть коренная сущность терроризма.

Вот теперь и пришло время обратиться к корням этого слова. Там, как и следовало ожидать – злокачественная латынь: греческий корень terror, понятный без перевода и означающий на всех языках только одно – страх, ужас, кошмар, потрясение. А террорист, соответственно, это тот, кто стремится вызвать в нас этот страх, взять нас на испуг.
 
Не поддавайтесь! Не позволяйте ему навязывать вам свои правила игры – это будет его победой, ибо он именно этого и добивается. Вспомните, что сказано у Булгакова в «Мастере и Маргарите»: главное – не бояться, нельзя бояться, ни в коем случае не надо бояться. Да, терроризм – это страшно, это – кошмарный сон нашей цивилизации, и от этого кошмара не так-то легко будет проснуться. Поэтому надо чутко бодрствовать и не позволить терроризму захватить вас врасплох. Только тогда мы всем миром, может быть, сумеем его победить.

Постараюсь и я внести свою скромную лепту в борьбу с терроризмом – этими вот пояснительными и предостерегающими стихами. Бодрствующий да услышит!               
       
Есть в каждом обществе опора –
       Порядок и закон.
Но кто для черного террора
       На белый свет рожден,
Пытается стрельбой и взрывом
       Перевернуть всё вдруг
И, сам не будучи пугливым,
       Берет вас на испуг.

С расчетом злобным, поднатужась,
       Он порождает страх,
В сердцах распространяет ужас
       И панику в умах,
Крушит налево и направо,
       Заложников берет,
Хотя ни тени доброй славы
       Он в мире не найдет.

Но террорист, будь он неладен,
       Скандальной славе рад.
Вот и таинственный Бен-Ладен –
       Новейший Герострат.
А терроризм особой пробы
       Стал в двадцать первый век, –
Ведь «Боингами» небоскребы
       Не мог таранить грек.

Прогресс во всём – он и в терроре,
       Издревле до сих пор.
Коль так пойдет, настанет вскоре
       Один сплошной террор.
Обычным людям – страх и горе,
       На них облавы гон,
А кто-то нажил на терроре
       Кровавый миллион.

Горит земля, и трупов горы.
       Действительная жуть!
Самих заказчиков террора
       Порядком бы пугнуть,
Загнать в крысиные их норы,
       Замуровать в бетон,
Чтоб призрак всякого террора
       Забыть, как страшный сон.

Начало 2000-х гг.   


Рецензии