Шантаж

Интересно было бы узнать: любите ли вы петь? Не то чтобы постоянно, профессионально, на безголосой нашей эстраде или какой-нибудь несмазанной конвейерной «Фабрике звезд», но хотя бы иногда, по случаю, в узком кругу – например, на дружеском застолье, или под гитару, за шашлычком, на природе? А еще лучше – вполголоса, спросонья, сладко позевывая, напевать с утра под душем… По-хорошему завидую вам, ежели вас время от времен так и тянет что-нибудь спеть. Если душа поет – значит, как минимум, жизнь вам по душе.
Но и врагу, как говорится, не пожелаешь петь с чужого голоса. Что может быть тоскливее и тошнее, когда вам заявляют, злорадно потирая руки: «Ну, дружок, сейчас ты у меня не так запоешь!» Не так? А как? Как надо петь? Уж не по-державински ли?

Поймали птичку голосисту –
И не сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»

Да это уж не певческое искусство! Это прямо шантаж какой-то получается! И вправду – шантаж, причем в самом буквальном смысле этого слова. А всё дело тут в корнях слова «шантаж». Очень хитрые это и даже, я бы сказал, коварные корни, с двойным смыслом, как и положено шантажистам. Давайте-ка к ним повнимательнее приглядимся – авось это нам поможет когда-нибудь избежать чьего-либо шантажа.

На первый взгляд всё выглядит вполне безобидно. На поверхности, как приманка, выставлен французский корень chantage, что означает распевание, напев, свободное исполнение песенки. А вот в глубине скрывается иносказательное выражение, тоже французское, faire chanter, означающее уже совсем другое – насильно заставлять петь, требовать исполнения песни на заданный мотив, то бишь, говоря по-русски, шантажировать. Оттого-то и получается, что шантажисты лишают нас права голоса, заставляя петь по их нотам, а то еще, чего доброго, и вообще плясать под их дудку.

Нет! Такой концерт нам не нужен! Что ж это за песни под чужую диктовку! Мы и сами мастера брать басовые ноты и оглушать противника собственной, так сказать, ораторией. И это, кстати, лучший способ борьбы с шантажом и шантажистами – не позволять им ни словечка вставить в вашу личную арию: вот тогда, глядишь, их песенка как раз и окажется спета, позабудут с перепугу свой вечный припев, а у вас всё пойдет как по нотам.

Так что, если угодно, примите мой нехитрый совет, развивайте свое энергичное певческое искусство, –  или, раз вам самим исполнять дуэт-дуэль со всякими темными типами не очень-то хочется, то, в ответ на шантаж, немедленно пишите оперу – и тогда с шантажистами будет общаться уже целый хор песни и пляски МВД.  Пусть-ка ваши шантажисты и споют, и попляшут, – небось не станут к вам больше приставать с требованиями сфальшивить в пении или пуще того – помалкивать под сурдинку. Обдумайте на досуге мой совет, а покамест послушайте стихи о шантаже. Эх, жалко, петь-то я не умею, ну да ладно – сойдет как-нибудь и так.   

Деловиты и речисты,
И, наверное, певучи,
Аферисты-шантажисты 
Вездесущи и могучи.

Градом сыплются намеки,
Предостереженья вроде:
Мол, когда приспеют сроки,
По-другому запоете!..

Шантажистские печали – 
В том, чтобы при нужном деле
Мы бы в тряпочку молчали,
А они вольготно пели.

В шантаже всегда угроза,
Тайно означает это:
Отнесетесь несерьезно –
Ваша песня будет спета.

Шантажу нельзя поддаться!
Чтобы воля с ним боролась,
Надо в каждой песне, братцы,
Собственный иметь свой голос.

Если на басовой ноте
Выдать арию ответно,
То шантаж, к конечном счете,
Выглядит смешно и бледно.

Пойте смело – только сами,
Громко, всякий раз сначала.
А чужими голосами
Увлекаться не пристало.

И тогда довольно быстро, –
Хочет кто или не хочет, –
Онемеют шантажисты,
Песенку свою закончив.

Начало 2000-х гг.   


Рецензии