Из жизни самарского гарнизона

               

                Из   жизни  самарского гарнизона


   Возвышение России, ее процветание покоилось на силе русского оружия. Нигде в мире не существовало такого культа благородного офице¬ра. Только в нашей державе вхождение воинских частей в город воспринималось празднично.
Самарская губерния находилась в глубине державы.  Чем же занимался в этих мирных условиях самарский гарнизон?  Солдаты и офицеры запоминались жителям  своими добрыми делами, направленными на пользу города. При губернаторе А.А.  Арцимовиче  люди в шинелях  мостили спуски к Волге по улицам  Предтеченской, Панской, Заводской.  Создание парковой культуры губернского города – это тоже заслуга военных. Здесь стоит вспомнить подполковника, командира резервного батальона 68 пехотного полка Ивана Андреевича  Лишина. Он взял под свое шефство  запущенный сквер у Полицейской площади. Солдаты батальона привезли чернозем, удобрение и посадили 1 052 саженца сосны, клена и осины. Были сделаны круговые аллеи, в центре разбита небольшая клумба, повсюду расставле¬ны скамейки. Цветы окутывали деревянные трельяжи, разбросанные по всему скверу. В юго-восточной части сада располагался английский цветник с плоскими клумбами и деревцами в центре.  Названный в народе «Лишиным» этот сквер начинался от старой Теат¬ральной площади, где потом была построена биржа. Он был зажат между Вознесенской и Казанской улицами. В 1870 году садик обнесли деревянной решеткой на каменных столбах. Был построен двухэтажный бревенчатый вокзал-гостиница. На первом этаже ее располагалась теплушка, где зимой грелись любители покататься на коньках, ведь рядом заливался прекрасный каток. Сюда любили при¬ходить самарцы всех возрастов и находили  развлечение на любой вкус. Газеты писали: «По ве¬черам играет струнный оркестр бальной музыки под управлением военного капельмейстера Соколова». 
 И. А. Лишин снискал себе славу не только городского садовода. Это был настоящий «слуга Царю, отец солдатам». Он учил  подчиненных суворовскому искусству побеж¬дать всегда и во всем, видел в каждом рядовом личность, беспощадно боролся с проявлениями "дедовщины". Иван Андреевич сконструировал военно-полевую кухню, получившую се¬ребряную медаль па Всемирной выставке в Париже. Позже это изобретение распространилось на всю русскую армию. Кроме того, Лишин оставил немало научных публикаций по  обработке земельных угодий Среднего Поволжья. Он подсчитал, что ежегодно земство должно выделять не менее 150 тысяч рублей на обводнение и облесение степной полосы. И.А. Лишин как рачительный хозяин полагал, что лучше вкладывать регулярно деньги в землю, чем потом бросать огромные суммы на ликвидацию голода.  Подполковник доказывал, что считающиеся почти непригодными солонцеватые почвы при орошении могут давать хороший урожай проса, бахчевых и высших сортов твердой пшеницы. Исследователь составил карту необходимых для орошения земель южной части Бузулукского и Самарского уездов. Карта охватывала также Николаевский и Новоузенский уезды.   Лишин пришел к выводу, что для орошения одной десятины надо 80 ведер, а Самарская губерния получала воды в три раза меньше нормы, отсюда и проблемы. Пропагандируя интенсивные методы ведения хозяйства, подполковник Лишин  подготовил  устав сельскохозяйственной выставки 1898 года. Вернемся к самарскому гарнизону. К началу ХХ века он составлял настоящий военный городок. Из Ильинского красного кирпича  были выстроены новые  казармы в районе Солдатской слободы.   Здесь стояли запасный пехотный полк, артиллерийская бригада, эстляндский полк, возглавляемый офицером Генерального штаба Н.И. Мачуговским и казаки. Во время смуты 1905-1907 годов на территории губернии был сформирован охранный район во главе с талантливым генералом Сташевским. Его знали как беззаветно храброго и решительного человека.
 Самара гордилась своей воен¬ной интеллигенцией. Без участия офицерства не решался ни один сколько-нибудь важный вопрос. Командный состав гарнизона учас¬твовал в заседаниях губернского по земским и городским делам присутствия.
 Как известно – долг платежом красен. Самарские военные заслужили уважение и любовь местных жителей. Это проявилось в массовом подъеме благотворительности  горожан в трудную годину для страны. Так во время русско-японской войны самарцы проводили сбор средств и вещей в помощь русским воинам. Читаем архив: «Надежда Михайловна Воронцова передала 12 мужских сорочек. Надежда Петровна Куроедова предоставила 8 пар носков и две мужских сорочки, Благодатова выделила 27 рубашек для воинов и 4 пары носков».(ГАСО,Ф.663,оп.1,д.41,с.49).
Еще больший подъем благотворительности вызвала Первая мировая война. Присяжный поверенный А. Г. Елшин писал в дневниках, что самарчанки из всех сословий сутками дежурили в госпиталях, развернутых по городу. « Меня потрясало,- писал он,- как молодые столбовые дворянки, не боясь крови и инфекций, оказывали медицинскую помощь искалеченным солдатам.»  Высочайший подъем патриотизма, проявивший единение армии и населения  вызвала плавучая  выставка 1916 года.  Возглавляемый штабс-капитаном Архангельским пароход с  трофеями прибыла в Самару 6 сентября в 9.30 утра и остановился у яхт-клуба напротив Струковского сада. На встречу собрались находившиеся в городе Георгиевские кавалеры, раненые в сопровождении сестер милосердия. На берег Волги прибыли управляющие отдельных воинских частей, гласные городской Думы, представители биржевого комитета, около тысячи учащихся гимназий, начальных школ. Епископ Самарский и Ставропольский совершил молебен и крестный ход в честь православных побед над иродами. На набережной накрыли столы с обильной закуской. Все желающие осмотрели образцы немецкого и австрийского оружия, захваченные в бою штандарты и многое другое. Вечером в здании Общественного собрания состоялась лекция-концерт. Гимназистки в белых передничках обходили гостей с кружками, собирая пожертвования для раненых Георгиевских кавалеров и их семей. Во всех кинотеатрах вместо эротики шли патриотические киноленты, демонстрировались кадры тяжелой войны. С 6 по 8 сентября в помощь раненым синематограф собрал более 3 тысяч рублей. Особенно отличились в этом благородном деле «Триумф», «Художественный», «Фурор», «Модерн», «Унион». Выставка уже отплывала вниз по Волге, а в Струковском саду продолжались  праздничные гулянья, и в театре «Олимп» шел спектакль во славу русских богатырей.(«Волжский день», 25 августа, 7 сентября 1916).


Рецензии