Самый верный друг человека

Я родился и вырос в частном секторе. У нас всегда жили собаки. Есть и сейчас. Её мне привезли с Алтайских гор, из деревни Шоргойта., в трёх месячном возрасте. Шерсть у неё персикового цвета. Зовут Чара в честь поделочного минерала сиреневого цвета Чароита.

В Сибири есть речка Чара и одноимённая гора. Когда собаке Чаре было примерно пол года, я вернулся из очередной командировки поздно ночью и услышал из соседней комнаты утробный рык, заглянул и увидел Чару. Шерсть на ней торчала дыбом. Она устрашающе рычала. Я заговорил с ней – Чара это я, ты меня не узнала - Она потянула носом, учуяла знакомый запах и успокоилась. Так у лайки Чары проснулся охранный инстинкт.

Когда собаке Чаре было около года, повели мы её с моим другом Юрой на Бию, искупать. Я зашёл в воду она следом, побрызгал на неё водичкой, забрёл поглубже, она поплыла, понравилось. По реке плавала стайка домашних уток. Чара подбегала к берегу, утки отплывали, отбегала, утки подплывали ближе. Юра сказал – смотри она играет с утками - Нет -, ответил я – она на них охотится. Вдруг Чара исчезла. Утки беззаботно и опаски подплыли к берегу и, вдруг из воды выскакивает Чара, гонится вплавь за стайкой и хватает утёнка. Тащит его на берег. Когда мы его отобрали, с ним всё было кончено. Для собаки он был дичью. Так у собаки Чары проснулся охотничий инстинкт. О собаках можно рассказывать бесконечно. Но это другие истории.

Изменения генотипа коснулись не только человека, но и животных, Одновременно с изменением генома человека 52000 лет т.н., изменился геном некоторых животных. Появилась собака, она генетически и физически отличалась от волков, лис и т. д.

Главным фактором, с помощью которого человек возобладал над неандертальцем, было приручение собаки, считает американский палеоантрополог Пэт Шипман. Получеловек, полу зверь не мог приручить зверя.

Люди порой хоронили своих собак с почестями. При этом она ссылается на результаты раскопок стоянки верхнего палеолита (27 тыс. лет до н. э.) в предместье близ города Пршеров в Северной Моравии. Там был найден собачий череп, держащий во рту кость, и было установлено, что она вложена в собачью пасть вскоре после смерти животного.

Пэт Шипман упоминает также о других находках, свидетельствующих о необычайном уважении людей того времени к своим собакам, в частности о найденных собачьих костях и зубах, явно обработанных для того, чтобы носить их в качестве украшения. Что тоже довольно необычно, потому что тогдашние люди вовсе не были любителями украшений. И уж совсем таинственно выглядит то обстоятельство, что 40% собачьих черепов, найденных при раскопках стоянок человека современного, были проколоты.

Пэт Шипман указывает на то, что собаки у древних людей были довольно крупными (ростом в холке выше 61 см и весом более 32 кг) и напоминали современных немецких овчарок. Она предполагает, что такие собаки вполне могли использоваться в качестве тягловой силы, что было совсем не лишним при дальних переходах. Их также могли использовать при охоте на крупных животных, например на лосей, и транспортировке туш к месту стоянки. Собаки, как и сегодня, могли лаем удерживать животное на месте и указывать хозяевам на появление дичи. Могли при случае и загрызть. Шипман даже рассчитала время, требуемое на то, чтобы настичь предмет охоты: например, при охоте на гигантских сумчатых крыс с собакой оно составляло 29 минут, а без собаки – 49,5 минуты. Собачья помощь была для человека неоценимым преимуществом, которым неандертальцы не обладали и отсутствие которого обрекло их на вымирание.

Никаких крупных находок, связанных с собаками, на стоянках неандертальцев не обнаружено, если не считать нескольких просверленных зубов разных животных.

Основой её утверждения о том, что собака сделала человека человеком, стали, как ни странно, человеческие белки глаз.

Она ссылается на недавнюю работу японских исследователей, утверждающих, что среди всех приматов человек единственный, кто имеет хорошо видимые белые склеры и цветные радужки глаз.

У остальных приматов склеры тёмные, хотя временами случаются исключения Cyril Ruoso/JH Editorial; Gorilla Photo Agency/Alamy.

Как появился этот признак, с точки зрения эволюции не совсем ясно, но он помогал человеку видеть, куда смотрит его напарник, и, стало быть, представлял собой дополнительный невербальный способ контакта, очень важный, например, при охоте, когда шуметь нежелательно, а договориться о совместных действиях важно. Шипман в этой связи упоминает другую работу, в которой исследователи сравнивали волков и собак. Они выяснили, что волки, даже прирученные, не в состоянии следить за направлением человеческого взгляда, а собаки, наоборот, легко это делают. Про волков говорят «сколько валка не корми, он всё равно в лес смотрит».

Шипман предполагает, что древние люди, возможно, пользовались такой невербальной коммуникацией не только между собой, но и со своими собаками.

Шипман признает, что это всего лишь предположение, так как нет никаких генетических доказательств того, что у людей времён заселения Европы тоже были большие белые склеры, но, по её мнению, это было именно так. Научившись понимать направление человеческого взгляда, собака научилась по глазам читать эмоции человека точно так же, как человек научился понимать по глазам собаки её эмоции, и это, в свою очередь, могло превратить содружество человека и собаки в настоящий симбиоз – в ту самую «улицу с двусторонним движением», о которой говорит Шипман.

Древнейший потомок собаки, жил на территории современной Бельгии 32 тысячи лет назад. Череп, найденный в пещере Гуайе, почти на 20 тысяч лет старше прежних «рекордсменов». Впрочем, современным собакам он может родней и не быть.

Хотя за право считаться другом человека, согласно неувядающему афоризму, борются управдом и собака, четвероногий все-таки остаётся бессменным обладателем этого титула не одну тысячу лет.

Согласно новым данным, первыми одомашнили четвероногих представители ориньякской культуры, обитавшие в верхнем палеолите на севере современной Франции и в Бельгии. Учёные и раньше «подозревали» Ориньяк в чрезмерной любви к братьям нашим меньшим, ведь эта культура известна изображениями охотничьей добычи на разнообразных украшениях и драгоценностях.

Обладали ли кроманьонцы навыками селекции или же всё происходило «само собой» — пока неизвестно, но в том, что найденный череп принадлежит домашнему животному, археологи не сомневаются.
Отличительная особенность этих питавшихся мясом овцебыков, кониной и олениной собак — огромные зубы, которые могли бы дать фору любой из современных пород и больше напоминают волчьи.

Чтобы сделать такой вывод, Мьетье Жермонпре и её коллегам пришлось проанализировать особенности 117 черепов самых крупных существующих и вымерших представителей собачьих — лис, волков и собак.

Внешне «ориньякские сторожевые» напоминали хаски, но по размеру походили на больших сторожевых: их носы были шире и короче, а черепные коробки шире, хотя и меньше по объему, чем у современных волков.

Исходя из изотопного анализа костей черепа, учёные точно установили, что продуктами моря их подопечные из верхнего палеолита не питались. Впрочем, поскольку рацион кроманьонцев зависел от сезона, то и собаки могли присоединяться к ним на время охоты и покидать на время рыбалки.

Зачем людям понадобились четвероногие питомцы, Жермонпре достоверно не выяснила: «Их могли использовать для выслеживания дичи, охоты и даже транспортировки добычи, более того, собак с таким же успехом могли содержать ради шерсти и мяса, как домашних любимцев или даже в ритуальных целях». Теория «любимцев» подтверждается и более поздними находками, сделанными в пещере Шове во Франции: там археологи обнаружили следы ребёнка и собаки, которые 26 тысяч лет назад вместе шли под светом факела.

С точки зрения Сьюзан Кроуфорд, антрополога из Университета Виктории, это объясняет, почему останки волков и собак то появляются, то исчезают из списков археологических находок. Кроме того, она считает, что описанные в опубликованной в Journal of Archaeological Science  работе  Жермонпре «собаки из палеолита» — некоторая промежуточная стадия, обладающая только рядом признаков, но вовсе не всеми. Среди усомнившихся и палеоантрополог Джон Хокс из Университета американского штата Висконсин в Мэдисоне, считающий, что настолько серьезные предположения нельзя делать только на основании одной находки.

Жермонпре не отрицает такой возможности развития событий, но предложила, перед тем как делать окончательные выводы, дождаться окончания детального анализа челюстей и зубов, который уже идёт.

Правда, из всех одомашненных животных собаки должны были объединиться с человеком раньше других: землепашеству и скотоводству предшествовала тысячелетняя практика охоты и собирательства, где нюх и навыки собачьих трудно переоценить. А если представить себе «гигантских» млекопитающих палеолита, то в союзе с человеком у собак было куда больше шансов одолеть шерстистого носорога или овцебыка.

Ископаемые останки доисторических Canidae найдены в человеческих пещерах по всему миру.

Древние останки найдены также у Алтайских гор в Сибири, возраст домашней собаки из алтайской пещеры Разбойничья, найденной ещё в 1975 году Н. Д. Оводовым, был недавно оценён в 33,5—34 тыс. лет.

В Чешской Республике (Predmosti) возраст останков датируется 24—27 тыс. лет до н. э., Украине — 15 тыс. лет до н. э., в Америке, штат Юта — 11 тыс. лет до н. э., Китае — 7—5,8 тыс. лет до н. э.

Отсутствие более ранних археологических находок прородичей современных собак может быть связано с отсутствием мест захоронения, поясняет доктор Пол Такон, главный научный сотрудник Австралийского музея ископаемых и минералов. Первые захоронения возникли после того, как древние люди стали образовывать стоянки и поселения, до этого человек вёл кочевой образ жизни.

Обычно считают, что первоначально собака служила человеку как сторожевое животное, но весьма скоро стала использоваться и на охоте.

Именно охотничьи качества собаки стали, как считают антропологи, основным фактором её одомашнивания. Древние люди в борьбе за выживание искали наиболее совершенные методы добычи пищи.

Гипотеза об использовании собак для повышения эффективности охоты древним человеком экспериментально была подтверждена в  2004 году финскими учёными (Influence of a dog on human hunting success).

Культурный процесс одомашнивания собак начался, когда животные стали интегрироваться в социальную структуру человеческого общества.

В поселениях человека, собака — кроме охранной функции (лай при приближении чужих) — играла также санитарную роль, поглощая остатки человеческой пищи, в холодные ночи служила как источник тепла. Таким образом, для ранних человеческих групп совместное проживание с собаками повышало шансы выживания.

Антрополог Пол Такон и био-археолог Колин Пардо, изучающие совместное прошлое человека и собаки, считают, что тесное сотрудничество ранних групп людей с животными повлияло на психологию людей, их территориальное поведение: люди стали отмечать свою территорию и переняли групповые методы охоты.

О восприятии собаки на культурном уровне говорят археологические находки по всему миру, в которых учёные обнаруживают погребения человека вместе со своими собаками. Животных не убивали следом за умершим хозяином, а хоронили после, когда животные умирали естественной смертью. Например, такая могила обнаружена в республике Хакасия (VII—III века до н. э.) на территории, которую занимали сибирские скифы - тагарцы.

Как отмечает доцент кафедры антропологии Роберт Лоузи (Robert Losey) из Университета Альберты (Канада): «Люди видели в собаке социальное существо, о чьей душе надо позаботиться после смерти».

В религиозных учениях говорится, что у животных и растениях есть душа, но в отличие от человеческой бессмертной души, она смертна и умирает вместе с животным и растением.


Рецензии
Достаточно познавательно! Заслуживает уважение исследовательский труд Виктора Евгеньевича. Творческих успехов Алексей Фандюхин, с Уважением.

Алексей Фандюхин   12.11.2016 18:53     Заявить о нарушении