Рецензия на фильм Роб Рой Майкла Кейтона-Джонса

        Рецензия на фильм «Роб Рой» Майкла Кейтона-Джонса.
    Я решил так: сначала я опишу то, что в моих любимых фильмах и сериалах мне очень, очень понравилось. Опишу подробно, в отдельных статьях по каждому полюбившемуся мне фильму и сериалу. А потом, в одной общей статье, опишу то, что во всех моих любимых фильмах и сериалах (а также и в нелюбимых мною фильмах и сериалах!) мне не нравится, что мне не нравится в целом в современном условно-Христианском, условно-Европейском кинематографе. Опишу в одной большой статье.
    Я решил поступить подобным образом, потому что мои похвалы… они уникальны для каждого, отдельно взятого, любимого мною фильма и сериала.  А вот критика… моя критика современного кинематографа будет однообразной, если так можно выразиться, а потому ее и можно, и нужно «запихать и утрамбовать» в одной общей статье…
    Мои личные определения придуманных мною же понятий «условно-Европейский» и «условно-Христианский» даны в другой моей работе «Приглашение к диалогу. Предисловие». Эту работу любой может найти на моей странице на «proza.ru».
            -//-
    Итак! Продолжим-с!
    Для начала - небольшое пожелание-отступление. Прежде всего, я хочу обратиться ко всем тем, у кого есть дети:
    Уважаемые родители! Не воспитывайте своих детей на высоких идеалах, если сами оных идеалов не соблюдаете, если сами оных идеалов не чтите и сами оным идеалам не соответствуете, если сами считаете, что жить согласно высоким идеалам в современном мире невозможно.
    Не поступайте подобно моей матери, поведение которой в последнее время удивляет меня несказанно. Она воспитала меня на подражании благородным и сердобольным героям-дуракам, на подражании предельно благородным, предельно положительным, а потому отчаянно глупым в смысле их непрактичности персонажам Вальтера Скотта, Маин Рида, Фенимора Купера, Федора Михайловича Достоевского. Во всяком случае – разрешила мне «самовоспитываться» подобным образом, позволяя читать книги из своей библиотеки. В добавок ко всему прочему она разрешила моему деду воспитать меня сердобольным, религиозным дураком-фанатиком. А теперь говорит: это все неправильно, жить надо иначе, надо быть более циничным, более эгоистичным надо быть.
    Между тем, в моей жизни уже поздно что-то менять! Я уже не могу жить иначе! Успешные  красавицы меня, увы, уже не интересуют и не возбуждают! Я сам непроизвольно, на уровне подсознания, если и ищу женщину – ищу брошенную обществом на дно жизни сиротку, которой все отказали в помощи и поддержке, сиротку с червоточинкой, с кучей нерешенных и «заведомо нерешаемых» проблем, чтобы взвалить на себя ее проблемы. Как будто мне своих проблем мало! Айвенго недоделанный! Будь оно неладно!
            -//-    
    Есть фильмы, которые, если хочешь в них хоть что-то понять, можно и нужно смотреть только и только в контексте, в историческом, социально-политическом, религиозном и даже культурологическом контексте. Одним из таких фильмов является последний шедевр Майкла Кейтона-Джонса «Роб Рой», снятый по мотивам одноименного романа Вальтера Скотта…
    Хотя… Может и не нужен этот контекст вовсе? Может быть, напротив, контекст этот нужно всеми правдами и неправдами избегать? Может быть, при просмотре этого фильма, нужно лишь наслаждаться красотами горной Шотландии, красотами ее холодных вершин и прекрасных озер, окутанных туманами, наслаждаться красотой ее колоритных жителей в не менее колоритных нарядах? Может быть, при просмотре этого фильма только и нужно, что наслаждаться изысканными диалогами персонажей, наслаждаться прекрасной игрой на волынке? Потому что, если честно, из-за этого самого контекста иногда такая дурь в голову лезет - не приведи Господи!
    Легко Майклу Кейтону-Джонсу! Он наверняка не читал М.А.Булгакова, он наверняка не слышал песен В.С.Высоцкого. Он наверняка не видел последней французской экранизации «Королевы Марго». А я вот - читал! А я вот – слышал! А я вот – видел! Мне – сложнее, однако…
    «А при чем тут вообще Булгаков, Высоцкий и последняя французская экранизация «Королевы Марго»? Какое отношение имеют эти великие авторы и эта экранизация к Вальтеру Скоту, Роб Рою и Майклу Кейтону-Джонсу?» - резонно спросит меня мой читатель. Да самое непосредственное отношение имеют! Потому что и Вальтер Скотт, и Майкл Кейтон-Джонс, и М.А.Булгаков, и В.С. Высоцкий в своих работах говорят об одном и том же. Все они говорят о чести и благородстве!
    «Честь – это подарок, который мужчина делает самому себе». Так главный герой фильма, Роб Рой, более поздняя, шотландская реинкарнация благородного разбойника Робин Гуда, объясняет понятие «чести» своим сыновьям… 
    А вот что о чести написано в словаре Ожегова:
    «Честь – 1). Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. 2). Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3). Целомудрие, непорочность. 4). Почёт, уважение…»
    А вот что о чести говорит, искушая главного героя М.А.Булгакова в его бессмертном романе «Белая гвардия», злой, нечистый дух: 
    «Голым профилем на ежа не сядешь… Святая Русь – страна деревянная, нищая и... опасная, а русскому человеку честь – только лишнее бремя…»
    За что чуть не получает пулю в лоб от главного героя.
    Какие удивительные параллели мог бы открыть для себя Майкл Кейтон-Джонс, кабы он прочел Булгакова! Да, он в своей работе через уста своего главного героя дал совсем иное определение понятию «честь». Но по ходу всего его фильма выясняется, что честь – лишнее бремя не только для Русского человека, но и для шотландского горца эпохи становления капитализма тоже лишнее бремя! Да еще какое бремя! Вот в чем главное открытие этого фильма лично для меня: может быть нечистый из «Белой Гвардии»… не так уж и не прав???
            -//-
    Уже давным-давно отгремели феодальные войны и крестовые походы! Уже отгремели две протестантские, буржуазные революции: и в Нидерландах, и в Англии. Клановая система в Шотландии начала постепенно отмирать. А вся Западная Европа ринулась, сломя голову, в эпоху капитализма, многие жители которой, забыв обо всех своих религиозно-нравственных обязательствах, рванули за океан - искать свое счастье в Америке.
    Но рванули не все! Кто-то решил остаться на Родине. Кто-то в эпоху становления капитализма решил до конца остаться… Христианином и быть защитой для сирых и убогих. Кто-то в эпоху становления капитализма решил до конца остаться… крестоносцем.  Кто-то в эпоху становления капитализма решил до конца остаться… рыцарем.
    Кстати, таким был не только главный герой и романа Вальтера Скотта, и фильма  Майкла Кейтона-Джонса, Роб Рой. Таким был не только прототип этого самого главного героя, настоящий, а не вымышленный, Роб Рой... Таким же был и руководитель Английской, протестантской революции, Оливер Кромвель...
    Выполняя свою работу, охраняя скот богатого землевладельца, Роб Рой, окруженный своими сыновьями-подростками, окруженный своими друзьями и родственниками, коим покровительствует, остается человеком благородным, не смотря ни на что. Роб Рой не может спокойно смотреть, как нищает и вымирает от голода его родной клан, который он формально возглавляет. Многие подобные ему руководители кланов «преспокойненько» забыли о своих… эээ… феодальных обязательствах перед обнищавшими членами своих кланов. Многие «срубили бабла» «по-быстрому» и смотались в Америку. (Вам это ничего не напоминает?! Почему мне любые действия на экране постоянно напоминают о современной, российской действительности?! Когда же я, наконец, перестану повсюду видеть параллели?!) Многие восприняли произошедшие социально-политические изменения в жизни общества как… повод для предательства.
    Но не таков Роб Рой! Ради того, чтобы спасти свой родной клан от голода и медленного вымирания он решает обмануть своего работодателя и одного быка отдает своим людям, а работодателю говорит, что быка, увы, не уберег. Больше того, чтобы спасти свой родной клан от голодной смерти Роб Рой решается заняться бизнесом.  Какая беспросветная глупость с его стороны! Ну нельзя рыцарям заниматься бизнесом. Понимаете?! Нельзя! Не рыцарское это дело!
    Короче… Роб Рой берет у своего работодателя под безумный процент деньги в долг, чтобы купить скот в одном городке, перегнать в другой городок и продать подороже, задействовав в помощниках почти всех членов своего клана, чтобы потом выручку между всеми ими разделить и хоть немного улучшить их финансовое положение. Ну и, разумеется, на самом первом этапе операции его кидают самым бесчестным образом, убивая одного из лучших его друзей и крадя все деньги, что он взял в долг, чтобы купить скот. И он становится нищим, как та приснопамятная церковная крыса, лишаясь того единственного ценного, что у него еще было – лишаясь нескольких акров своей земли. Как тут не вспомнить о Высоцком:
    «Кто без страха и упрека тот всегда не при деньгах»
    Но дело в том, что его работодатель и заимодавец по совместительству, маркиз Монтроз, не нуждается в деньгах. Ему нужно от Роб Роя что-то другое. Ему нужно, чтобы Роб Рой совершил подлость! Маркиз Монтроз предлагает оказавшемуся в ловушке Роб Рою списать долг в обмен на лжесвидетельство об якобинских связях герцога Аргайла.
    И снова параллели!
    «Что такое предательство, как не умение идти в ногу со временем?» - вопрошает королева-мать в последней экранизации «Королевы Марго», описывающей примерно то же самое время. 
    «Какая разница между маркизом Монтрозом и герцогом Аргайлом?» - вопрошает Роб Роя его жена. Да и сам Роб Рой понимает, что разницы – никакой! Что тот богатый мерзавец, что этот.
      «И можно свернуть, обрыв обогнуть!
      Но мы выбираем опасный путь!
      Опасный, как военная тропа!» - поет в моей голове Высоцкий и Роб Рой с ним, с Высоцким, соглашается, оставаясь Христианином и отказываясь от подлости, чем навлекает на свою бедную голову неисчислимые беды.
            -//-
    Да, фильм снят в духе сатанинского «мультикультуризма». В фильме нет никаких ссылок на Христианство. Но я, в силу, опять же, контекста, понимаю, что Роб Рой отказывается от подлости, потому что он Христианин. Христианин, в отличие от того же мусульманина, не может ради собственного спасения обмануть своего врага или совершить иную подлость. Мусульманин ради своего собственного спасения может обмануть, обокрасть и оклеветать своего врага. Христианин - не может.
    Благородство героя и книги, и фильма зиждется на благородстве прототипа, на благородстве настоящего, а не вымышленного героя, Роб Роя. А вот что пишет о настоящем, историческом герое Википедия:
    «Роб Рой умер 28 декабря 1734 года в преклонном возрасте в своей кровати в собственном доме в Балквиддере. Когда он почувствовал приближение смерти, то, по словам сэра Вальтера Скотта, «выразил некоторое раскаяние в некоторых эпизодах своей жизни». Его жена смеялась над этими сомнениями совести и призвала его умирать так, как он жил. В ответ он упрекнул её за те сильные страсти и советы, которые она в свое время дала ему. «Вы посеяли вражду, — сказал он, — между мной и сильными мира сего, и теперь Вы хотите испортить отношения между мной и Господом».
            -//-
    Честь – это подарок, который мужчина делает самому себе! Аминь! Человек сам для себя определяет степень своего благородства! При этом не важно, есть ли у человека родословная, восходящая до одного из участников Первого Крестового Похода. При этом не важно, есть ли у человека замки, земли и крупный рогатый скот. Гораздо важнее – есть ли у человека совесть!


Рецензии
Не смотрела этот фильм.

Николай, а Вы смотрели фильм Кирилла Серебрянникова "Ученик".
На меня этот фильм произвёл сильное, неизгладимое впечатление.
Мне интересно Ваше мнение, как Христианского религиозного мракобеса.
Извините, это Ваши слова. Цитирую Ваше резюме)

Сергеева Марго   10.12.2018 03:02     Заявить о нарушении
Очень рад весточке от Вас! Обязательно посмотрю "Ученика" Кирилла Серебренникова.

Прусов Николай Сергеевич   12.12.2018 15:23   Заявить о нарушении
Хотелось бы еще добавить к этой рецензии, что "Роб Рой", и фильм, и книга, разительно отличаются от того же сериала про псевдо-средневековье псевдо-Европы "Игра Престолов" именно тем, что в "Игре Престолов" отсутствует Христианство, а в "Род Рое", и в книге, и в фильме оно незримо, но присутствует.
Европейский, Христианский Рыцарь - это далеко не самурай. Самурай имеет обязательства только перед своим сюзереном.

Европейский, Христианский Рыцарь, кроме обязательств перед своим сюзереном еще имеет обязательства перед своим Господом, и подчас последние обязательства гораздо для него важнее первых. Таким и был "Роб Рой" И в книге. И в жизни...

Прусов Николай Сергеевич   12.12.2018 15:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.