Не дадим украсть Победу!

Валерий САВОСТЬЯНОВ

НЕ ДАДИМ УКРАСТЬ ПОБЕДУ!

Содержание статьи:
1. Статья «Не дадим украсть Победу!»
2. Эссе «Последние фронтовики»
3. Стихотворения: Тридцать восемь тысяч с половиной, «Гнёзда ласточек-береговушек…», Щепоть соли
4. Литература

НЕ ДАДИМ УКРАСТЬ ПОБЕДУ!
Более чем полвека назад я жил в деревне Нижние Присады, учился в начальной школе. Своих книг у нас дома, как почти и у всех в деревне, не было. Зато в школе была небольшая библиотека. Именно из этой библиотеки я брал свои первые книги, одна из которых «Это было под Ровно» стала моей любимой. Я восхищался подвигами смелого разведчика Николая Кузнецова и в конце книги горько оплакивал его смерть от рук врага. И никто тогда не рассказал, не объяснил мне, что врагом этим, убившим героя–разведчика, были не фашисты–немцы, а украинские националисты, бандеровцы.
А в 10 лет я вместе с моей семьёй переехал в рабочий посёлок Криволучье, который вскоре стал частью г. Тулы, и с четвёртого класса я уже учился в тульской средней школе №51. Учился хорошо, любил олимпиады: по математике, физике, русскому языку и литературе. Почти всегда либо побеждал, либо становился призёром. Ну а призами тогда были книги. И сегодня в моей библиотеке сохранились книги того времени с надписями на них, удостоверяющими мои победы. Но сохранились, увы, далеко не все книги. До сих пор помню, как одну из этих книг: про генерала Ватутина и освобождение Киева, я дал почитать товарищу–соседу, и тот её благополучно «зачитал». Почему вспомнил об этом сегодня? Потому что сегодня ещё раз посмотрел фильм 1985-го года выпуска о главнокомандующем Первым Украинским фронтом генерале армии Ватутине Н.Ф. «Контрудар». Хороший фильм, познавательный. Но и в нём, как собственно и в той моей призовой «зачитанной» соседом книге — вновь ни слова о том, что не фашисты–немцы смертельно ранили генерала 29 февраля 1944 года, устроив ему засаду на военной дороге, а опять же украинские националисты, бандеровцы. А каким великим полководцем стал бы Николай Фёдорович Ватутин, останься он жить хотя бы до Победы: сколько жизней солдатских сохранил бы ещё стране его талант, скольких сыновей матерям! Не зря же, наверное, и не просто так самый опытный и удачливый полководец фашистов фельдмаршал Манштейн называл его своим «злым гением»!..
Но вот вопрос: почему же скрывали от меня и от нашего, тогда советского, народа эти факты, эти преступления украинского национализма? Боялись, что не так поймём, дружить перестанем? Примирить хотели? С чем примирить? И зачем?
Вот что написано об этом в Википедии: «В литературе, рассчитанной на массового читателя, обстоятельства ранения Н. Ф. Ватутина не всегда уточнялись (так, в биографии полководца, написанной М. Г. Брагиным и изданной в 1954 году, говорится лишь, что он «был ранен вражеской пулей», но имя врага не конкретизировано). В серьёзной исторической литературе конкретика имелась: например, в X томе «Всемирной истории» (1965 г.) говорится: «29 февраля украинскими националистами был смертельно ранен командующий 1-м Украинским фронтом генерал армии Н. Ф. Ватутин» (1, c. 326). Однако позже определённое хождение получила также версия, что никакой засады, устроенной УПА, не было, а автомобиль Ватутина был обстрелян немцами, прорывавшимися из окружения; именно так показано ранение Ватутина в киноэпопее Ю. Н. Озерова «Освобождение» (фильм «Направление главного удара», 1971 год)…»
И сегодня, видя то, что происходит на Украине, я думаю, а не потому ли сохранился украинский национализм и, теперь вот обретя новую почву, пророс и расцвёл махровым цветом, что власти бывшего Союза старались не замечать его? А если, может быть, и замечали, то старались скрыть это, как болезнь, о которой не принято говорить вслух. Старались скрыть, замолчать, а не вести с ним беспощадную борьбу…
И вот сегодня он, этот хищный национализм, уже уничтожает не только людей, не только города и селения — ему этого уже мало. Он осмелился покуситься на святое — на нашу Победу! Невозможно представить, что чувствуют сегодня фронтовики–победители в современной Украине, на официальном уровне воспевающей их врагов — тех, что вчера ещё устраивали им засады на военных дорогах и стреляли им в спину!
Таковы вот реалии дня сегодняшнего. А ведь всего лишь 10 лет назад даже я, написавший статью–предисловие к подборке своих стихов, в которой напоминал о существовании некоторой части молодёжи, не помнящей своих корней, равнодушной к прошлым победам своего народа — не мог представить, как далеко может завести молодёжь это равнодушие. Статья называлась «Последние фронтовики», и я привожу её здесь полностью, ибо и сегодня считаю весьма важной: не случайно же она стала лауреатом международного литературного конкурса «За далью — даль» имени А.Т.Твардовского, состоявшегося недавно в Калининграде.   
В 2007 году статья эта, с некоторым добавлением (P.S.) в конце её, вошла как предисловие уже в мою поэтическую книгу «Последние фронтовики». И книга эта, — наверное, единственная в  современной тульской поэзии, посвящённая именно фронтовикам, весьма важная и актуальная тогда, в год её выхода к читателю, — сегодня, как мне кажется, стала лишь ещё актуальнее! Если кто-то захочет её прочитать, то она есть в наших тульских библиотеках: областной и городской.
И ещё, как всегда в конце статьи — подборка стихотворений. Стихи о моём деде–фронтовике и в его лице о фронтовиках вообще, о связи поколений, о нашей, общей для всех поколений, драгоценной Победе. Победе, за которую  предстоит сражаться, отстаивая её святость и правду, теперь уже нам, внукам фронтовиков.  А потом — если это будет нужно, конечно — ещё и нашим сыновьям, нашим внукам: правнукам, праправнукам фронтовиков. И стихи в этих сражениях  — тоже оружие! Не дадим же никому украсть нашу Великую Победу!
                11 марта 2015 года.

ПОСЛЕДНИЕ ФРОНТОВИКИ
К теме Самой Страшной и Кровопролитной Войны XX-го века, к теме патриотизма и героизма наших отцов и дедов, а теперь уже для некоторых, очевидно, и прадедов с прапрадедами, к теме нашей памяти и благодарности им, выстоявшим тогда, в Великую Отечественную, я, кажется, обращался всегда, и подтверждением тому мои даже самые первые стихи, а также и последующие, одно из которых так и называется «В тридцать пять». Но обращался редко напрямую, ибо сам, конечно, не воевал, поэтому чаще всего обращался опосредованно, от лица внука своего прошедшего всю войну деда–фронтовика.
Я готовлю эту подборку с особым душевным трепетом, с чувством искреннего уважения и даже, если хотите, благоговения перед простыми и великими героями недавно ушедшего от нас века, которых звали и зовут фронтовиками. Смысл этого слова глубок и беспощаден, и он не терпит нечёткости и неясности, ибо фронтовик — это тот, кто был на фронте и сам, лично, воевал, а, значит, мог быть убит, это человек непременно, даже просто находясь там, на переднем крае борьбы с нацизмом, рисковавший своей жизнью ради Великой Победы. И я думаю, что этот риск, ежедневно давящий на подсознание, эта возможность в любой момент быть убитым, делали этих людей мудрее, чище и благороднее, человечнее что ли.
«…Здесь ничего не покупают
И ничего не продают.» —
так написал о войне мой Учитель и Наставник, русский поэт–фронтовик Николай Старшинов, и он знал, о чем он говорит. Боже мой, как же это актуально сегодня, в наше проклятое сатанинское время наживы любой ценой, когда некоторым кажется, что самая наиглавнейшая власть — это власть вещей и удовольствий, и всё можно купить, всё имеет свою цену, свой долларовый эквивалент. И что даже сам человек сегодня — это уже не человек, а некая у.е., условная единица.
Как жаль, что вместе с ушедшим веком ушло от нас большинство благородных бывалых людей, настоящих фронтовиков, понимающих, что всё, кроме жизни, кроме самого человека — ничего по большому счёту не значит и не стоит! А на тех, кто ещё, к счастью, остался, кто ещё живёт среди нас, как на последних из могикан, молодёжь смотрит удивляясь, но не слушая, ибо, похоже, считает, что их мораль устарела и не годится теперь к употреблению.
А я вот горжусь, что в моей жизни были и есть настоящие фронтовики! Это мои поэтические наставники: упоминаемый мною Николай Константинович Старшинов, а также поэт–фронтовик Александр Маркович Николаев, это и наши тульские писатели Николай Павлович Акулиничев, Николай Антонович Любин, Виктор Никитович Трапезников. Это и живая легенда нашей Тульской писательской организации Николай Константинович Дружинин, выпустивший недавно новую книгу «Тульский рубеж», открывшую читательской публике ранее малоизвестные страницы обороны нашей Тулы. И, конечно, это и мой дед Кострюков Николай Алексеевич, так много и так честно рассказавший мне о той, теперь уже отчасти забытой, Войне, ибо память о ней, к сожалению, этой самой «новой русской» молодёжью сегодня, увы, невостребована. Однако, всему своё время…
А сейчас я, внук фронтовика и благодарный ученик моих Учителей и Наставников, хочу просто сказать: «Спасибо вам, фронтовики! Спасибо, что вы были в моей судьбе, и что вы есть, и что теперь уже навсегда будете в ней! Я постараюсь быть достойным вас, постараюсь, насколько это будет в моих силах, держать завещанный вами фронт…"
P.S. Эта статья была опубликована в тульских газетах как вступительная к стихотворениям, связанным с Великой Отечественной Войной, (2) однако, она показалась мне актуальной и для моей новой книги. Но книга есть книга, и в ней не только о Великой войне, но прежде всего о судьбе России, а, значит, о всех близких мне людях. И понятие «последних фронтовиков», озвученное в газетной статье, мне кажется, в моей новой книге стало гораздо шире: это не только сами фронтовики, но и их вдовы, их жёны и невесты, дождавшиеся своих любимых с Войны, это их дети, довоенные, военные и послевоенные, их внуки и правнуки, их близкие. Это сегодня все мы, благодарные за Великую Победу. И, может быть, сегодня вся наша Россия — это «последний фронтовик» в борьбе за идеалы любви, добра, православия. Да поможет ей Господь, даруя Победу и бессмертие!


ТРИДЦАТЬ ВОСЕМЬ ТЫСЯЧ С ПОЛОВИНОЙ   

                В боях за честь, свободу и независимость нашей Родины
                на Тульской земле погибло 38,5 тысячи
                воинов Советской Армии и партизан

Над землёй родною,
Над равнинной,
Тридцать восемь тысяч с половиной
Душ солдатских — белых облаков.
Тихо — можно к матери, к невесте,
Ветрено — и вновь они на месте
Павших командиров и стрелков.

Над землёй родною,
Соловьиной,
Тридцать восемь тысяч с половиной
Гнёзд не свито — плачут соловьи.
Песням их теперь слезами вытечь:
Тридцать восемь с половиной тысяч
В рощах их не скажут о любви.

Над землёй родною,
Тополиной,
Тридцать восемь тысяч с половиной
Новых рощ не встанет средь полей:
Не сажать — откуда же им взяться? —
В честь детей своих, что не родятся,
Здесь отцам убитым
Тополей.

Над землёй родною,
Над невинной
В тридцати восьми да с половиной
Тысячах оборванных «Люблю!» —
Тридцать восемь с половиной тысяч
Звёзд зажечь
И обелисков высечь!
Не успею — сыновьям велю…

Над землёй родною,
Над былинной,
Тридцать восемь тысяч с половиной
Муромцев, Поповичей, Добрынь —
Вместе с нами 
Русское раздолье
Сторожат от горя и раздора.
И попробуй нас располовинь!..


*  *  *

Гнёзда ласточек–береговушек
Не враги расстреляли из пушек,
По траншеям паля, блиндажам,
По высоким речным рубежам.

Не обрушило их половодье.
Века злого «его благородье»
Берег, политый кровью, купил,
Спуск пологий взрывчаткой пробил.

Там, где дачи элитные встали,
Долго бедные птицы летали,
Но никак им с родных берегов
Не прогнать беспощадных врагов.

Никакой у них нету защиты:
Их друзья фронтовые зарыты
В сорок первом в траншеях. И вот
Экскаватор их кости гребёт…

ЩЕПОТЬ СОЛИ

Я был рождён во времена,
Когда закончилась война
Победою!
О них шпана
Теперь кричит как о суровых,
Где правил злобный вурдалак.
Не знаю: врут иль было так —
Я помню гордость, а не страх,
И хлеб,
Бесплатный хлеб в столовых.

Уроки кончены, и вот
Туда, где свой, родной народ,
Серёжка в очередь встаёт,
А мы, пока он достоится —
За стол!
И солюшки щепоть
Посыплешь щедро на ломоть:
Как радуются дух и плоть —
Ах, видели б вы наши лица!..

В стране пятнадцати столиц
Таких сегодня нету лиц!
Не зря рекламный русский фриц
Мне предлагает всё и сразу:
Лишь только бы молчал я впредь
О гордости победной, —
Ведь
Я — хлеб, какому не черстветь,
Я — соль та, равная алмазу!..


Литература
1. Всемирная история. Т.Х / Отв. ред. В.В. Курасов. — М.: Мысль, 1965.
2. См. газеты «Тульский литератор» , №2(8), май, 2004 г.
и «Тула», 26 мая 2005 г.

Статья «Не дадим украсть Победу!» опубликована полностью (вместе с эссе «Последние фронтовики» и стихотворениями) в двухтомнике «МЫ ПОМНИМ…».

«Мы помним…» Часть 1.  Книга воспоминаний и размышлений поколений  / под ред. Ю.М. Осипова, Л.И. Ростовцевой. — Тула: Аквариус, 2015. — 600 с.: ил. — Валерий Савостьянов. Не дадим украсть Победу! С. 395-401.


Рецензии
Судя по числу рецензий, враг победил через много десятилетий после Победы. Можно восхищаться продуманной стратегией такой информационной войны, когда всем стало до "лампочки"... Как здоровье, Валерий?.. Оформил пенсию -- это 150 условных, думаю как на них прожить?.. Писать практически бросил, потому что 39 книг это много, а интереса к ним никакого... Удач и здоровья. Твой Валерий.

Валерий Тарасов-Минский   16.01.2016 20:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.