Убежище. Диггерская байка
Похоже, на этот раз нам улыбнулась удача. Барышня из элитного дома, вызывающе маячившего на днепровской круче, рассказала, что при расширении подземного гаража неожиданно обнаружился «ход в преисподнюю».
Беглый осмотр места и сверка с диггерскими планами подсказали, что «объект» перспективный. Это оказался не ливневый коллектор, дренажная штольня или заброшенный «бомбарь». Ход был сооружен капитально. А соседство с районом Липки, «правительственным кварталом» и Никольскими казармами Киевской крепости только добавляло интриги. К тому же недалеко проходил самый глубокий (и загадочный) участок киевского метро от станции «Крещатик» до «Арсенальной». По Киеву даже ходила байка, что при строительстве метро здесь использовали подземные выработки… лаврского монаха Арсения, которые оставалось только расширить и укрепить. Даже название станции «Арсенальная» выводили не от расположенного рядом завода «Арсенал», а от имени отшельника-копателя...
С выходом на маршрут медлить было нельзя: того и гляди ход замуруют и тогда прощайте будущие находки и открытия. В такой ситуации трудно обойтись без спеца по индустриальным локациям. Делиться информацией с конкурентами не было резона, поэтому пришлось призвать варяга – метро-диггера из Харькова. Прибыл он быстро, на следующее утро и выглядел достойно, начиная от необъятной сумки с оснасткой и кончая брендовой кличкой – Сталкер, которую заслужить непросто…
До места нас скрытно доставила все та же мажорка на своей «хондочке» с тонированными стеклами. Похоже, охрана подземного гаража ничего не засекла. Для экономии времени мы были полностью экипированы и при касках (банданы предпочитают новички… только до первого контакта с каменным сводом).
Уже начало пути обнадежило: проход оказался сухим и широким. Нам не пришлось передвигаться согнувшись, а то и ползти, часто по зловонной жиже. Вскоре ход свернул под прямым углом и вывел нас к развилке. Увы, сказочного камня-указателя там не оказалось. Пришлось обследовать каждое из трех направлений. Справа оказалась тупиковая штольня, слева – короткий забутованый штрек, зато средний ход привел нас к глубокому колодцу. Вниз, в темноту уходила вертикальная шахта со ржавыми скобами.
Спуск занял немало времени, но наши усилия были вознаграждены: внизу проходила тюбингованная штольня, характерная для метростроя. Увы, сразу пришлось распрощаться с мечтой каждого киевского диггера – обнаружить один из участков довоенного «сталинского метро». Здесь работы велись много позже, скорее в 60-х, в период строительства убежищ от «ядерной опасности». На диггерских планах штольня обозначалась пунктиром и «упиралась» в … вопросительный знак. Так что, мы, в какой-то мере оказались первопроходцами…
Я решил блеснуть эрудицией.
– Неизвестный туннель! Как там в «Метро-2032»? Один из тайных ходов Великого Червя!
– Да, культовый роман Дмитрия Глуховского породил немало легенд…
– … а также фанатов, последователей и продолжателей. Действо быстро перенеслось в Питерское метро.
– Вот! Возможно, настало время создавать харьковскую и киевскую локации постапокаллиптического мира.
– С оглядкой на современную обстановку, все описанное в романах уже не столько фантастика, сколько мрачное предвидение. Вот так-то, Сталкер.
– Кстати, если говорить о мире Глуховского, то «сталкерами» там называли не тех, кто спускался в туннели, а тех, кто поднимался на зараженную радиацией поверхность…
Так, активно обсуждая бестселлер, мы продвигались вдоль штольни, пока лучи фонарей не высветили задраенный портал. Сталкер минут 10 поколдовал над запирающим механизмом; потом хмыкнул: «Совок! Везде стандарт» и… маховик заработал. Бронестенки мы раздвинули ровно настолько, чтобы протиснуться, вставив на всякий случай, распорку. Метров через пятьдесят замаячила очередная преграда – сварные ворота из густо расположенных прутьев. Пилить их пришлось бы не один час… Я снова оценил навыки напарника: амбарный замок устрашающего вида, он вскрыл без видимых усилий.
В результате нашему взору предстал обширный, как для подземных выработок, зал. По-видимому, здесь размещалось мини-депо: веер из 4-х путей, на дальнем из которых стоял небольшой контактно-аккумуляторный локомотив. Чудо техники, как на те времена, который способен двигаться при прекращении внешнего питания. Из вскрытого чрева исчезли катушки и прочие детали из меди-латуни, но в целом он имел боевой вид (того и гляди из кабины появится Призрак машиниста!)
То, что мы находимся на режимной территории подтвердил застекленный пост охранника, с сохранившимся дисковым телефоном. Похоже, дежурство здесь несли до недавнего времени…
Дальше вдоль путей простирался спецобъект – подземное убежище для элиты (впрочем, это слово тогда было не в ходу – их называли просто «товарищами»). Об эстетике станции здесь не заботились, толстые несущие колоны, и низкие своды не добавляли станции изящества. Никакого мрамора и прочей отделки, все просто и технологично. Собственно, здешний дизайн и не должен радовать глаз. Все рассчитано, чтобы уберечь людей. Ну, да. Малую их часть. Мне стало не по себе, когда представил, как бы стучали в бронированные створки те, кто остался снаружи…
Вентиляция не работала, и нам пришлось надеть респираторы. Это была не затхлость оставленного жилья, а какой-то кисло-ржавый запах брошенной техники.
Без плана оценить размеры и конфигурацию помещений было трудно. Часто металл был срезан до бетонных фундаментов, так что оставалось только догадываться: здесь были емкости для воды или горючего, а здесь – дизельгенераторы.
С перекрытий повсюду свисали обрывки проводов и кабелей, а стены украшали пожелтевшие плакаты-комиксы Гражданской обороны, повествующие о поведении в убежище. Не удивительно, подземный город должен был как-то жить, пока снаружи не спадет уровень радиации и немногие спасшиеся рискнут подняться на поверхность. Содержимое складов то ли не успели заложить, то ли вымели подчистую: на глаза нам попадались только упаковки, обрывки брезента и останки противогазов. Картинка озвучивалась шумом метропоездов (справа и сверху) и звуком падающих со свода капель. (поскольку помещения оставались незатопленными – водоотвод был сработан на совесть).
– Ни себе… схрон, – не смог я сдержать эмоций, – Оказывается, слухи о тайных ветках и станциях метро имеют основания…
– Видали мы и покруче, – ухмыльнулся Сталкер, – Я стажировался в Москве… Давно… еще до достопамятных событий. Так вот, в тамошнем метро все это грандиознее. Наряду с убежищами для партийных бонз и прочей номенклатуры, готовились пункты дислокации военного командования, научной элиты и (не поверишь!) даже пристанище для деятелей культуры. Чтобы независимо от ядерной зимы – там наверху, продолжали творить нетленку…
– Ну, в Москве все… масштабнее, даже крысы в метро размером с теленка…
– По большей части, это байки. Видел я туннельных крыс… Они ненамного крупнее обычных – следствие борьбы за существование.
Нашу очередную беседу (на этот раз о подземной фауне) прервал сигнал тревоги! Несмотря на все старания, сработал один из датчиков движения. И, если он был современным, то сирена – старого образца. Это вам не автосигнализация с трелями и переливами, заунывный звук сирены пробирал до костей. Мы поспешили назад, но неожиданно «ожил» мобильник. С «земли» предупреждали: мажорка проговорилась (скорее по простоте душевной) и по нашим следам направилась погоня. Положение становилось серьезным. Если задержат «на режимке», шлангами прикинуться не удастся.
Дежурные версии, мол «бомжи, забрели случайно» или даже «нарики, давно тусуемся здесь» – не прокатят. Это с нашим-то профессиональным прикидом. Плюс чужак в команде… Пришьют такое, что быстро не отмоешься. Пришлось поспешно задраить портал и ретироваться в противоположном направлении. Убежище, по определению, обязано иметь несколько выходов.
В результате хаотичных поисков удалось обнаружить узкий технологический проход. И всего-то, пришлось отогнуть сетку-рабицу. А дальше, просто повезло: спустя полтора часа блужданий, мы набрели на отмеченный в диггерских планах, ход-историчку. Эта штольня была построена из красного кирпича еще в 1915 году, для дренирования склонов Киево-Печерской Лавры. Здесь даже бывают туристские группы...
Мы быстро добрались до паттерны Старой Крепости, где и выбрались на поверхность, недалеко от Малярной башни на территории Лавры. Только тогда и смогли перевести дух.
– Сфоткать Убежище успел? – поинтересовался Сталкер.
– Всего несколько кадров, но и это уже сенсация!
– А это - приз знатоку «Метро 2032», держи!
В моих руках оказалась плитка шоколада, обернутая фольгой – тонкой, но необычайно прочной.
– Отку… Неужели там подобрал?! Круто.
– А то! Не боись, Это не "Рошен". Шоколад без добавок и с годами не портится. Да и температурный режим там стабильный…
Каждому из нас досталось по крохотному кусочку (другой расклад группа поддержки нам бы не простила). Шоколад из НЗ оказался необычно твердым и горьковатым (как на наш изнеженный вкус) но вполне съедобным.
Свидетельство о публикации №215121102196