Моя биография в моем поколении

Имя Владимира Федоровича Усенко в «Тюментрансгазе» прекрасно знакомо всем, как главного инженера предприятия. Как человека, который прекрасно разбирается в технических вопросах эксплуатации газопроводов, компрессорных станций, связи, охране труда и технике безопасности, экологической безопасности, пожаробезопасности. Как человека, который по-своему не только высокого уровня СПЕЦИАЛИСТ, ОРГАНИЗАТОР, ОППОНЕНТ, но и ПСИХОЛОГ. Именно так говорят о нем руководители подразделений и служб, которые с ним постоянно работают в «Тюментрансгазе» многие и многие годы. Он умеет выслушать человека, поинтересоваться его мнением, почему он принял именно это решение, обсудить его, рассмотреть несколько вариантов других предложений, подвести главную черту. И во всем этом старается дать возможность своему оппоненту проявить свою рациональную инициативу и решение ее.

«Я всегда считал и считаю, что работаю с людьми, а не с пешками, - признался он. – Сказал – выполни. Во-первых, нельзя забывать, что это специалисты, которые перед тем как выполнять ту или иную работу, предварительно просчитали направления решения этого вопроса. Во-вторых, у этих людей за плечами большой опыт работы…».

Свой трудовой путь в газовой отрасли Владимир Федорович начал в 1959 году после окончания института на промыслах в Башкирии, после в Уфимском управлении магистральных газопроводов и шесть лет главным инженером Челябинского райуправления на газопроводе Бухара-Урал. А в 1969 году после собеседования в Министерстве газовой промышленности был направлен главным инженером в Краснотурьинское районное управление Северо-Уральского УМГа, в котором в то время уже работал один цех.

«Через год прошла реорганизация СУУМГа, и Павел Терентьевич Буряк подключил к Краснотурьинскому районному управлению Нижнетуринское, готовилось к передаче Ивдельское. Естественно, из-за этого и работы по эксплуатации газопровода Игрим-Серов-Пермь, у нашего персонала прибавилось втрое больше. Техники и оборудования для ремонта и обслуживания газопровода, как сегодня, у нас еще не было. Многие работы по подготовке к ремонту аварийных участков приходилось делать вручную. В 1972 году, в связи с пуском нового газопровода Надым-Пунга, в СУУМГе прошла новая реорганизация. Он переименовался в Тюменское управление магистральных газопроводов. Его руководителем был назначен Евгений Николаевич Яковлев, а я главным инженером. Кроме меня, Яковлева и  Наиля Сахиевича Юнусова, пришедшего из Магнитогорского УМГ, специалистов, знающих организацию работ по ремонту и эксплуатации газопроводов, в управлении не было. Леонард Гилязович Рафиков и Карл Фридрихович Отт отвечали за строительство и эксплуатацию компрессорных станций, Юрий Васильевич Бутурлакин – главный диспетчер, Вячеслав Иосифович Войцеховский – главный бухгалтер, Лариса Федоровна Линецкая – главный экономист. Управление было очень маленьким, специалистов не хватало везде. В Нижней Туре, Краснотурьинске, Ивделе, Пелыме, Комсомольском и Пунге работало только по одному цеху. В Белом Яре, Лонг-Югане и Надыме только строились компрессорные станции. И при этом любая аварийная ситуация была связана с отключением газопровода, что автоматически приводило к сокращению подачи газа потребителю на 15-20 миллионов кубометров в сутки. Вопрос ликвидации аварии в краткие сроки был огромной важности и находился под контролем министра».

Да, в то время по рассказам В.В.Ленева, начальника Белоярского АВП, Н.С.Юнусова, бывшего начальника производственного отдела по эксплуатации газопроводов и других, Владимиру Федоровичу частенько приходилось присутствовать на месте разрывов газопроводов и не только руководить их ремонтом, но и самому, как говорится, закатывать рукава и помогать рабочим. И это вдохновляло людей. Несмотря на опасность разрыва соседнего газопровода, по ним в моменты проведения огневых работ двигалась тяжелая техника – трубоукладчики, экскаваторы, бульдозеры, несмотря на лютые морозы от 40 до 60 градусов, они старались оперативно справиться с поставленной задачей.

«Мы от работы не бегали и от опасностей тоже, - вспоминает он. – Каждый риск должен быть разумным. Хотя в то время приходилось лезть и в огонь, и в воду. Было и такое. Другого выхода не было, так как за нами целые регионы  страны, остающиеся без газа. Когда на Пелымском участке произошла авария – 240 метров газопровода находящегося в непроходимом летом болоте необходимо было срочно заменить, а техника даже не могла пройти к этому участку - мы приняли решение вместо трубоукладчика использовать вертолет МИ-6. Он брал на железнодорожной станции трубу, привозил сюда и за счет его производили монтаж участка и сварку. Вначале сварщики боялись лезть под такую махину, висячую над тобой в шести-семи метрах, с работающими лопастями и держащую пятитонную трубу. Вдруг сорвется? Вдруг вертолет упадет? Это и понятно, все может быть.  Но когда рабочие смотрели на нас, то чувствовали своего рода страховку, после пообвыклись.

Многое зависело и от самого экипажа вертолета. Было заменено более 20 труб. О героизме тогда никто и не думал. Знали одно: кроме нас это никто не сделает».
А пуски первых цехов... Тоже частенько министерство газовой промышленности использовало Усенко для подстраховки, назначая его председателем госкомиссии по пуску компрессорного цеха.

 «В 1975 году, -  вспоминает Владимир Федорович, -  мы впервые в мире в декабре при 40-градусном морозе провели испытание водой второго цеха на Пунгинской компрессорной станции. Строительство этого цеха было уникальным. 1 сентября меня назначили председателем госкомиссии по его пуску и вводу в эксплуатацию. На месте цеха в тот момент были забиты только сваи, часть оборудования еще не была доставлена в Пунгу. А станцию нужно было сдать и пустить через три месяца, к новому году. Со мной руководили этими работами главный технолог производственного отдела по компрессорным станциям Карл Фридрихович Отт, по КИПиА – начальник отдела Сальманов Шаукат Хуснулович. Работали со строителями круглосуточно, на износ.  И 25 декабря мы все-таки вышли на испытания технологии цеха. Вначале подали газ с давлением до 10 атмосфер и проверили технологическую обвязку КС на плотность. Выявленные утечки устранили после стравливания газа. Потом закачали воду и начали подъем давления опрессовочным агрегатом. И произошла, буквально, парадоксальная ситуация. Под давлением воды оставшийся после стравливания газ в трубах начал выходить через неплотности «свечей», и они загорелись. Было впечатление, что горит вся станция. У людей испуг, начинают метаться. Но через пять-десять минут все успокоилось, вода затушила огонь. Испытание цеха прошло без задоринки. 29 декабря его подключили к магистральному газопроводу и начали осуществлять пуск турбин в трассу. Люди не выдерживали таких изнурительных испытаний. Помню, Отт тогда после запуска турбин вышел из цеха и упал без сознания…».

Сегодня «Тюментрансгаз» - самое крупное газотранспортное предприятие в мире. Им эксплуатируется 27 тысяч километров магистральных газопроводов в однониточном исчислении, 210 компрессорных станций со 1170 газоперекачивающими агрегатами, ежесуточно перекачивающими 1 млрд. 200 кубометров газа. Но чего это стоило в то время аврального строительства газопроводов и компрессорных станций руководителям предприятия, переносившим громадные психологические и физические перегрузки, с беспощадным к себе стилем работы, это трудно даже вообразить сегодняшним молодым специалистам, пришедшим работать в «Тюментрансгаз» недавно.  С 1972 года по 1980 год в «Тюментрансгазе» было построено и введено 7 ниток газопроводов, 20 компрессорных станций. С 1981 по 1990 годы  построено и введено в эксплуатацию 11 ниток магистральных газопроводов протяженностью 16 800 километров и более ста компрессорных станций.

К этому напряженному ритму работы Владимир Федорович Усенко привык с первых лет своей работы в газовой отрасли.

«Работая на газопроводе Бухара-Урал, я по 6-8 месяцев в году безвылазно находился на трассе. Сначала строилась первая нитка, потом – вторая, потом строился газопровод-отвод Чебаркуль, Миасс, Златоуст… В каждом городе на трехсоткилометровом участке строились ГРС, и все это надо было контролировать, принимать сдачу объектов. Такая же ситуация была и в «Тюментрансгазе». Об отдыхе тогда и не думалось, перед всеми нами стояла одна задача: вовремя построить газопровод, компрессорную станцию и пустить ее, обеспечить цеха эксплуатационниками и обучить их. Надежда Андреевна, моя жена, к этому уже была готова с первого года супружеской жизни. Она работала техником группы учета центральной производственной диспетчерской службы, строительство газопроводов шло на ее глазах. В то время по-другому жить было просто нельзя. Наше поколение должно было идти в ногу со временем. А если эта работа тебе невмоготу – ищи другую».

1978-й год для «Тюментрансгаза» стал переломным в дальнейшем его развитии. Начиная с этого периода, на предприятии создается строительно-монтажный трест, в задачи которого входило не только строительство производственных объектов, но и социальных: жилья, школ, детских садов, магазинов, клубов. Компрессорные станции начали обустраиваться, и кадры закреплялись на них. Второе, в Игриме создается учебный комбинат, который стал опорой предприятия в подготовке и переподготовке своих кадров. В регионах создаются аварийно-восстановительные поезда, в задачи которых входит оперативный ремонт магистральных газопроводов. То есть появляются новые и мощные силы, укрепляющие деятельность предприятия. А сколько для этого было приложено сил Владимиром Федоровичем и такими, как он, даже трудно сказать. На весах этого не измерить, только если попытаться все перечислить... Но в каждом решении этого вопроса своя история, свои множественные проблемы, с которыми приходилось сталкиваться, искать пути их решения.

Он большое внимание уделять обустройству производственных участков, охране труда и технике безопасности. На многие компрессорные станции, построенные в заболоченных местностях, начинает завозиться гравий для укрепления почвы, укрепляются подъездные пути к крановым узлам газопроводов, строятся бытовые помещения, дома линейных обходчиков, приобретается специальное оборудование для облегчения труда машинистов и слесарей-ремонтников ГПА, сварщиков и так далее, и так далее.

За прошедшие более 40 лет работы в газовой промышленности Владимиром Федоровичем разработано много рациональных предложений для повышения эффективности работы магистральных газопроводов. Он стал инициатором прогрессивных решений по технике безопасности работы на газоопасных участках, экологической безопасности, подготовке кадров. Родина высоко оценила его труд. В.Ф.Усенко награжден орденом «Знак Почета», медалями «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», «Ветеран труда», ему присвоены звания «Почетный работник газовой промышленности», «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности». Но, когда я попросил Владимира Федоровича рассказать подробней о себе, он ответил очень кратко:

«Я, как и многие мои сверстники и люди, которые помоложе меня, начавшие свою работу в газовой отрасли, были фанатами своего дела. Все мы жили под одним девизом: «Дать Родине газ». В этих трех словах заключалось такое большое и весомое значение, что об этом можно рассказывать целые дни, месяцы, и все равно всего не расскажешь. Это легче объединить одним словом: «Работа есть работа». Я себя до сих пор не мыслю как какую-то отдельную личность. Строительство, эксплуатация и ремонт газопроводов, компрессорных станций всегда связан со специалистами, работающими на них. То время, как и сегодняшнее нельзя по-другому оценить. Я без них – ноль. А вместе мы - сильная команда, готовая решить любой вопрос. Если взять в пример руководителей подразделений, то все они прошли свой путь, начиная со строительства производственных объектов, их ввода, эксплуатационной доработки и т.д. Прошли через многие должности, начиная с машиниста, сменного инженера до руководителей служб, а после подразделений, что в самом своем понимании говорит и о постоянном росте их ответственности не только за работу объектов, но и коллектива подчиненного им. Это наши ветераны, отработавшие в «Тюментрансгазе» от 25 лет и более: В.В.Кремлев, С.В.Горемыкин, А.И.Угрюмов, В.Н.Озорнин, О.В.Танатаров, Ю.Л.Годлевский, О.И.Соболев, В.В.Ленев, Г.Н.Шабан, Б.Г.Николаев, В.А.Куваев, В.А.Михнев, В.В.Драган, В.И.Кончич. Всех даже трудно перечислить. Все они, как и я, прошли свои испытания на прочность, как говорится, через огонь, воду и медные трубы. Через успехи и неудачи, психологические и физические срывы и подъемы. А если взять молодых руководителей, таких, как Р.П.Родюшкин, А.Ю.Торопов, А.С.Горячев, В.В.Селезнев, А.Г.Пимкин, Р.Р.Якупов, Ю.В.Киселев, В.М.Югай, С.М.Васев и другие, то за их плечами не менее 15 лет работы в «Тюментрансгазе». Их опыт также нарабатывался здесь на тех же сложнейших участках, в постоянной атмосфере требовательности к своей работе, к себе, к своему коллективу. Заместителями генерального директора стали такие же высокопрофессиональные специалисты, как И.А. Долгов, С.В. Алимов, Н.П.Рублев, С.П.Холманский, В.И.Разуваев, прошедшие тот же путь, как и все мы.

Павел Николаевич Завальный пришел к нам после института молодым специалистом на строящуюся компрессорную станцию в Приозерном. Он работал там сменным инженером, диспетчером, начальником импортного цеха. Потом главным инженером строящегося Ныдинского ЛПУ. Видя его кругозор, хватку, назначили начальником производственного отдела по компрессорным станциям. Он прошел школу начальника отдела, заместителя генерального директора, что позволило ему прекрасно ориентироваться в тех вопросах, которыми занимается «Тюментрансгаз». Благодаря технической грамотности, став генеральным директором, он  более целенаправленно взялся за изучение и проработку экономических и социальных вопросов развития предприятия.

Все эти люди, как и многие другие – начальники производственных отделов, руководящий состав подразделений, инженеры и рабочие – одна команда. Перед нами стоит множество задач, и мы с ними должны справляться. Так что моя биография в моем поколении, которое строило и осваивало новую технологию. Моя биография – это частично биография «Тюментрансгаза».

Вот так. Не ошибусь, если скажу, что Владимир Федорович это счастливейший человек. Каждую победу в решении того или иного сложнейшего производственного вопроса, наверное, он воспринимает и как свою. А это действительно так. И, наверное, радуется ей в душе (не показывая это сослуживцам), как в те юные годы победам своей команды – сборной института и Башкирии по волейболу, в которой он считался лучшим нападающим. Как пускам первых газопроводов и компрессорных станций. Как карьере своих сыновей, которые пошли по стопам отца и работают в «Тюментрансгазе». По-другому, я считаю, не должно и быть.

Коллектив «Тюментрансгаза» - это одна команда и в каждом его шаге к успехам заложен и его труд, его знания… 


Рецензии
Иван, здравствуйте!
Вся жизнь Владимира Федоровича, как на ладони, но как подумаешь сколько он прошёл и как трудился, да в каких невыносимых условия, так и понимаешь, что в этом человеке стальной стержень. Правильно Вы написали - руководитель должен быть и хорошим психологом! Отличный рассказ!

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   21.03.2024 11:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.