Командир летучей команды

Образование в «Газпром трансгаз Югорске» аварийно-восстановительных поездов - началось с идеи Валерия Викторовича Ленева, высказанная им генеральному директору Общества Е.Н. Яковлеву еще в 1972 году. К ней прислушались и поддержали: в феврале 1975 года, она обрела свою силу. По распоряжению Министерства газовой промышленности АВП начали создаваться в дочерних газотранспортных предприятиях. К тому времени «Тюментрансгаз» уже эксплуатировал тысячи километров газопроводов, идущих из месторождений Медвежьего, Пунги, Игрима, Пахромы в уральский и центральные регионы России. Шел монтаж новых магистралей, которые нужно было принимать у строителей, «доводить» их «до ума», при этом оперативно устраняя множество неуправляемых проблем: свищи, разрывы на газопроводах.

Именно в эти года, из-за неимения мобильных бригад ремонтников, в филиалах «Тюментрансгаза» создавались небольшие группы из опытных сварщиков и монтажников, работающих в линейных службах. Одной из таких бригад, была и «летучая команда Ленева», сначала руководившего ЛЭС в Нижнетуринском ЛПУ (1966-1967 гг.), потом - на Пелымской промплощадке Комсомольского ЛПУ (1967-1971гг.), потом до 1972 года он был начальником Казымской ЛЭС Пунгинской ЛПДС. А в 1972 году, когда произошло преобразование промплощадки Казымской в отдельный филиал, Валерий Викторович возглавил службу ЛЭС Казымского ЛПУ, а в 1979 году автоводовосстановительный поезд (АВВП), со временем преобразовавшийся в Казымский аварийно-восстановительный поезд.

Крутился как белка в колесе
Труженик и работяга. Именно эти два синонима, более четко подходят по своему значению к описанию образа и характера Валерия Викторовича Ленева, а также как организатор - устроитель. Именно «устроитель» и «работяга», и, конечно же, профессионал! Этот человек роста невысокого, быстрый в движениях, слышащий и видящий все, что происходит вокруг. И если в какой-то степени, это «что-то» зависит и от него, то успевает там побывать много раз, не забывая про тебя, с которым ему нужно обязательно пообщаться.

Да, да, именно таким я помню этого человека. Не раз встречался с Леневым в Казымском ЛПУ, на базе аварийно-восстановительного поезда, на «огневых» работах, ведущихся на газотрассе в Верхнеказымском или Казымском ЛПУ, на соревнованиях профмастерства сварщиков и монтажников. И вечно за ним не поспевал, что, честно говоря, меня раздражало. Неужели Валерию Викторовичу трех-пяти минут было жалко, для того, чтобы остановиться и дать четкую информацию журналисту о происходившем на производственном участке? Неужели он не доверял своим коллегам и контролировал каждый их шаг?

- И доверяю, и дорожу ими, - отвечал он в какой раз мне одной и той же фразой, - но мало ли что, может произойти, это же люди! А вдруг чего-то недосмотрели, а вдруг, что-то сделают не так, - и опять он срывался и бежал к траншее, где шел монтаж кранового узла, потом - к трубоукладчикам, потом - к сварочному посту, потом к рации, требуя и что-то объясняя какому-то непонятливому человеку. И после этого снова все продолжалось по кругу.

Как обычно наша встреча после всего этого происходила поздним-поздним вечером, переходящим в утро, за чашкой чая (спиртного он себе не позволял), где Ленев рассказывал о событиях, мечтах, каким он видит обустройство промплощадки АВП, мастерских, бытовых помещений. И, что самое интересное, у его малочисленного коллектива сил хватало построить свою базу собственными силами, обустроить помещения, провести инженерные сети, вентиляцию, освещение, противопожарную защиту.

И вот тогда в 1997 году, когда шли работы по ремонту газопровода недалеко от Ново-Казымской промплощадки, мы зашли в его кабинет, где он пообещал ответить на все интересующие меня вопросы. На «секунду», попросив прощения, оставил меня без внимания, стал по рации уточнять ход работ на различных участках ремонтируемого газопровода, какие материалы туда нужно завести утром. Через 60 минут, вспомнив обо мне, улыбнулся и, извинившись, стал повторять то, о чем рассказывал час назад. Глядя на него, понял, что этот человек сильно устал и ему нужно хоть немножко поспать, а то через несколько часов, снова рванет на своем уазике-вездеходе на трассу...

Профи
То, что он профессионал, Ленев доказал это с первого часа после своего прибытия в 1966 году на новое предприятие - Нижнетуринское районное управление Северо- Уральского УМГа.

 «Не пошел» у строителей кран. До времени его пуска оставалось совсем ничего, давление нарастало и, мало ли к чему это могло привести. Валерий Николаевич приказал отойти всем - строителям, эксплуатационникам на безопасное расстояние и занялся осмотром деталей запорной арматуры. К счастью причина им была найдена сразу, сломался шплинт на одном из запоров, и, заменив его, система заработала.
Петр Никитович Хохлов, начальник Нижнетуринского райуправления, наблюдавший за работой Ленева, подошел к нему и коротко сказал: «Молодец! Не ошибся в тебе», - и, пожав ему руку, отправился со строителями на другой участок газопровода.
В то время, за плечами Ленева уже был опыт работы на газопроводе. Начинал он формироваться с 1963 года, когда работал учеником слесаря в тресте «Котовскгоргаз». Потом Валерий в этой организации прошел ступени инженера-диспетчера, мастера по технадзору, далее несколько лет проработал старшим инженером по технике безопасности в Талдыкском райуправление УМГ Бухара-Урал.

На мой вопрос, что Ленева потянуло продолжить свою деятельность линейным мастером на строящемся газопроводе и переехать в Нижнетуринск, на первый строящийся в Западной Сибири газопровод, он ответил: «Я не люблю быть в середине. Хочется быть всегда впереди. Ну, как это начинать такое важное дело и без меня».

- Когда я прибыл в Нижнюю Туру, там шла подготовка к пуску газопровода, - вспоминал о том периоде Ленев. - Несколько месяцев работы, связанные с монтажом и предпусковой подготовкой линейной части были очень напряженными. Мы трудились без праздников и выходных, и просто валились с ног от ужасной усталости. Я мотался почти по всей трассе. И вот осенью 1966 года в районе реки Тагил на крановом узле, мне лично довелось подавать газ на промышленный Урал по первому тогда тюментрансгазовскому газопроводу Игрим-Серов. Знать бы тогда, во что «выльется» это(!), записал бы все подробности, и сфотографировал бы каждый участок. Но об этом тогда меньше всего думалось. Газопровод должен работать и мы вкалывали, вместе со строителями на равных.

Времени на торжественные речи тогда не отводилось, как и на лишние хотя бы полчаса для отдыха. Открыв кран, Ленев уже ехал на соседний участок, где предстояло провести такую же операцию: проверить состояние запорной арматуры, смазывающих веществ, отсутствие свищей и так далее.

- Всю работу по наладке запорной арматуры, организации постов, созданию безопасных условий по подключению участков выполняли линейно-эксплуатационные службы, - говорит Наиль Сахиевич Юнусов, бывший начальник производственного отдела по эксплуатации газопроводов и ГРС «Газпром трансгаз Югорска». - И «летучая команда Ленева», мы так ее и называли тогда, работала без перерывов и везде. Сегодня в Пунге, к примеру, они готовят к пуску запорную арматуру, завтра уже - в Пелыме, там обнаружен свищ и его нужно локализовать. Через три дня нужно срочно им выезжать в Нижнюю Туру, там людей не хватает, а кран нужно срочно пустить в эксплуатацию. После этого к Казымскому газопроводу подключается газопровод из Пахромского месторождения, нужно помочь строителям подготовить к эксплуатации запорную арматуру и так далее, а потом в Лонг-Югане, и снова... Они крутились как белка в колесе.

Красный стык

В 3 часа утра 9 мая 1972 года шел монтаж последнего - «красного стыка» соединившего уже работающий газопровод Игрим-Серов с первым газопроводом Надым-Пунга, идущим из  месторождения Медвежье. В этот период на отрезке Казым - Надым еще не было компрессорных станций, они только начали строиться, и поэтому приемкой всех лупингов магистрального газопровода на этом участке занималась команда Ленева, хозяйка этого региона.

- Каждая весна для нас была одним из сложнейших экзаменов. Вот-вот придет тепло, реки, болота вскроются и работы по строительству газопроводов на этих участках будут остановлены, - рассказывал Юнусов. - И как назло строители именно в это время нам начинали сдавать свои объекты, и нужно было везде поспеть.

- Сил уже не хватало, за плечами три тяжелейшие работы, которые провели своими силами на участке Лонг-Юганского ЛПУ и, где ныне расположено Сорумское ЛПУ, - вспоминал события тех дней (1-9 мая 1972 года) Ленев. - Строители должны были запустить газопровод Надым-Пунга 1 - к первому мая, но не получалось. Я помню, как подъехал с севера на 379 километр. Там стоит палатка, костер горит, рядом лежит мужчина в меховых сапогах и крытом полушубке. Это был наш генеральный директор Евгений Николаевич Яковлев. Ждал он меня и уснул, человек тоже выматывался на этих стройках и ремонтах, наверное, даже больше, чем мы. Поговорили с ним, и он мне поставил новую задачу, подготовить к пуску запорную арматуру на 377 километре. Там работы, по ее монтажу, были только закончены, остались некоторые недочеты, и их нужно помочь строителям устранить.
Ни у кого из нас тогда не было никаких праздничных впечатлений, что это пуск первого газопровода из северного месторождения Тюменской области. Для нас в том периоде они все были первыми и главной нашей мечтой было быстрее их пустить и выспаться. Все мои ребята были настолько физически вымотанными, что спали, на чем придется, только бы выдалась эта долгожданная минутка.

Так что восприятие пуска Медвежьего месторождения, как исторической вехи, пришло для нас гораздо позже. Но поздравления от Евгения Николаевича Яковлева по этому поводу мы все услышали и были очень радостными. А что говорить, в силу своего положения и большей информированности Яковлев прекрасно понимал, насколько важным было это событие не только для "Мингазпрома", а для всей страны в целом. А нам-то что? Открыли кран, подали газ, да занялись новыми делами, которых впереди было такое множество.

- И еще, все говорят, что именно я открыл этот кран газопровода Медвежьего, - сказал Ленев. - Нет. Я был всего лишь начальником линейно-эксплуатационной службы Казымского ЛПУ и отвечал за работы по подключению. А непосредственно кран по моей «отмашке» открывал Назим Гамбдуллаевич Неджефов. Это произошло в пять часов утра на 377 километре газопровода Надым-Пунга 1, где и было подключение. А от 377 километра до Пунги годом раньше был запущен газопровод с Пахромского месторождения. Казымское ЛПУ тогда, 20 апреля 1972 года, только-только образовалось. Но мы уже к тому времени год как работали на трассе, являясь структурой Пунгинского ЛПУМГ.

АВВП - АВП - У АВР

За период своей работы Валерий Викторович принимал самое активное участие в пуско-наладочных работах и вводе в эксплуатацию всех газопроводов на участке Ямбург-Пунга, Пунга-Вуктыл.

- Техникой наш автоводовосстановительный поезд был вначале обделен, - рассказывал Ленев в одном из интервью мне. - Нам выделили один вахтовый автобус на базе ГАЗ-66. Это нас не удовлетворяло. В салоне установлены железные сундуки, на которых размещалась бригада. Здесь же укладывалось все имеющееся сварочное оборудование, инструмент. А режим работы у нас был предельно жестким. Помню, только приехали мы из Сосьвы, а тут новый приказ Яковлева, к утру быть в Пелыме - авария. После Пелыма нас ждала небольшая передышка, а за ней командировка в Надым. А потом, в Лонг-Юган. Не знаю, как все это мы выдерживали. Дома по месяцам не бывали, как «летучие голландцы» по всему нашему газопроводу появлялись, то тут, то там, да еще нужно было и успевать принимать от строителей новые участки.

- А гусеничная техника у вас была?

- Была, но вот не на чем ее было доставлять к месту аварии, если она произошла в болоте? Разве что с помощью амфибии и валежника, - улыбался Ленев, - и наших рук.

За последующие годы в Белоярском АВВП (АВП) ряды автотехники пополнились на 50 единиц, что позволило этому коллективу одновременно работать уже на нескольких участках газопроводов и компрессорных станций. Поддержали в «Тюментрансгазе» и вторую идею Ленева, создания в линейно-эксплуатационных службах филиалов монтажно-сварочных бригад. Это дало возможность значительно увеличить объем огневых работ при проведении планово-предупредительных работ на компрессорных цехах, на ремонте запорной арматуры, при «ямочном» ремонте линейной части газопроводов. В результате этого АВП стало заниматься капремонтом целых участков газопроводов.

- Все эти предложения Ленева были очень важны и они доказали свою эффективность, - говорит врио начальника Белоярского УАВР, главный инженер Олег Юхневич. - Теперь АВП превратились в мощные организации - Управления аварийно-восстановительного ремонта. К примеру, наша организация сегодня одновременно работает на 11 различных объектах: идет замена кранов, камер приема-запуска очистных устройств, ямочный ремонт и капремонт газопровода.

Валерий Викторович остался в нашей памяти как прекрасный специалист и руководитель. Те зернышки-традиции, посеянные им – профессиональные конкурсы мастерства, взаимовыручка, передача опыта, ответственность - дали у нас хорошие всходы. Наш коллектив всегда выполняет свои задачи с высоким качеством, нами проведен ремонт базы, в хорошем состоянии содержим технику и растим молодое поколение, которое приходит на смену нашим ветеранам. И, конечно же, мы чтим память об этом прекрасном человеке, Леневе Валерии Викторовиче, ушедшем из жизни в 2003 году. Вечная ему память. Его фамилия, как и коллег-ветеранов УАВР, прошедших с Леневым тот нелегкий трудовой путь, Шевелева Александра Павловича, Крыницына Анатолия Михайловича, Березовенко Валерия Ивановича, Брюханова Евгения Александровича, Бородина Александра Ивановича, Шпиль Михаила Ивановича, Назима Гамбдуллаевича Неджефова и многих других работников, золотыми буквами записаны в историю «Газпром трансгаз Югорска».


Рецензии
Иван, здравствуйте!
насмотрелся я работая в районной администрации на аварийные бригады электриков и водоканала. Ох и работка - ни днём, ни ночью. Но у них привязка к району. А у наших местных газовиков (тянется ветка с Севера Камчатки до Петропавловска-Камчатского) линейные бригады, у которых километры по лесу, болоту, тундре, полю. Также как и у ЛЭПовцев. Зима - лето, весна - осень. Как и у Вашего Ленёва. Кстати, а у нас работал Линёв)))
Интересная глава! Спасибо!

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   22.03.2024 16:07     Заявить о нарушении
А у нас тоже, Великий человек. Не все о нем рассказал. Да иразве это можно. В "Газотрассе" там рассказ о нашем подвднике сварщике и работах на газопроводе.
Иван

Иван Цуприков   22.03.2024 19:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.