Встреча с прошлым

    Интересная штука жизнь! Ведешь, казалось бы, обычный образ жизни, но иногда случайные события втягивают в такой оборот, от которого избавиться невозможно, невозможно забыть и ты живешь,  анализируя прошлое.  Подобное можно сопоставить с хорошей, но мокрой после дождя трассой, когда легковой автомобиль на большой скорости идет на обгон КамАза. Разряженный воздух большегруза боком втягивает легковушку под свои колеса, и ты принимаешь решение, прибавить скорость или снизить, прекратить обгон, не допустив аварии. Дорожные случаи можно забыть, но  когда же колесо истории  втягивает в  свой водоворот, возвращая к прошлому  -  этого забыть невозможно.

    В стране перестройка, ни работы, ни зарплаты. Пенсию еще не назначили, ищу случайные заработки на УАЗике. Нашел! Необходимо доставить церковную литературу  Ульяновскую епархию и сдать владыке. Ничего сложного. Выехал в ночь.

    Необычное началось за Кошками.  Не узнаю знакомую трассу, указатель на Ульяновск снят, временная стрелка показывает прямое направление, возможно, что это объезд.  Остановили двое вымогателей в форме гаишников:

   - Куда едем!? Что везем?!

   Объяснил, что  еду в Ульяновск везу церковную литературу.

   Проверили, груз их не интересовал,  с ухмылкой переглянулись и отпустили. В каком-то необычном  оцепенении еду дальше. Пустая трасса. Вижу впереди табличку «Нурлат».  Как такое могло случиться, что выехав из Нурлата в Кошки и вновь въезжаю в Нурлат? Разворачиваюсь и вновь еду в Кошки. Указатель на Ульяновск на привычном месте,  гаишники исчезли. Ранним утром переезжаю Волгу и поднимаюсь на Венец,  при подъезде к епархиальному управлению отказал двигатель.

     К воротам вышел человек, представился Владимиром, комендантом здания, помог загнать машину во двор, где и оставил своего усталого железного коня на свежем асфальте.

    Владыки на месте не застал, сказали, что уехал в Карасун, без него литературу не примут. Волей-неволей пришлось заночевать. Подремонтировал машину, и меня устроили в одной из комнат на ночлег.  Усталое тело требовало покоя, но сон долго  не шел, по причине беспрестанного хлопанья дверьми и непонятного шарканья по коридору. Посчитал, что это вернулся владыка, вставать не буду, встретимся утром. С трудом удалось заснуть.

   Пробуждение было необычным.  Замерз!  Лежу спиной на холодном бетонном полу в луже липкой крови, рядом идет допрос:

   - Фамилия!?  Имя, отчество!?

   - Фирсов … - Человек назвал свои данные и сказал, что не виноват.

   - Молчать!!! – Следователь задает новые вопросы, затем послышались удары, хруст костей, тяжелый стон …

   - За что мучаете?  Я не виноват! – Слышу глухой удар и что-то упало , плеск воды и новые допросы…

   Прихожу в себя, с трудом осознав, что лежу на кровати. За окном брезжит рассвет.

   На утренней встрече с Володей рассказал о видимом и слышимом ужасе, на что он ответил, чтоб я не удивлялся, так как в этом здании располагалось ОГПУ, в подвале проводились пытки и расстрелы.

     - КГБ запретило любые попытки проникновения в замурованный  подвал, но надо определить, где был вход, думаю, что там сохранились орудия пыток. Даже рядом со зданием вешние воды вымывают человеческие останки, их приходится присыпать землей, сажать цветы или кустарник.

   - Володя, я тебе помогу найти вход в подвал методом биолокации, у меня и рамка с собой знаешь о таком?

   - Слышал, но не пользовался, покажи. – Мы подошли к машине, я достал рамку.
   – Как она работает? Ты сможешь определить, куда идут корни от этого тополя? Они были на поверхности, а вчера положили асфальт и прикатали. – Он показал рукой  на огромное дерево растущее у входа в здание, немого свидетеля минувших событий.

    - Элементарно, Володя! – Встаю спиной к дереву, рамка начинает вести по одному из скрытых под асфальтом корней. Прошел по одному, иду по второму, Володя прерывает:

   - Хватит! Восхищен твоим прибором, все точно! Идем в здание.

   На огромном паласе актового зала еще раз показал работу прибора, затем быстро нашли замурованный вход в подвал. После подарил рамку своему новому другу, в знак благодарности Володя  показал архивную папку с историей древнего здания.

    Приведу несколько фрагментов по истории здания из интернета:

    «Дом часто переходил к разным владельцам, у одного из которых в 1833 г. гостил А.С. Пушкин. В начале ХХ века дом был куплен симбирским купцом А. Сачковым и перестроен по проекту архитектора А. Шодэ в стиле французского ренессанса с применением новых материалов: металла, стекла, глазированных облицовочных плит. Здание представляет собой редкостный образец богатого купеческого особняка начала ХХ века. В настоящее время здесь располагается Ульяновское епархиальное управление русской православной церкви. разворачивается битва. Свои виды на объект, который якобы вскоре должен освободиться, имеют в областных Краеведческом и Художественном музеях».
«Сейчас здание отдано под архиерейский дом. И есть информация, что после того, как будет достроен комплекс Спасо-Вознесенского собора (событие намечено на май), священнослужители планируют переехать в новое двухэтажное здание, расположенное рядом с храмом.
При этом судьба освобождающегося здания пока не ясна.
Как рассказали в службе информационного обеспечения областного министерства искусства, «никакого решения о возможной передаче здания не принималось и пока не может быть принято, поскольку объект все еще находится в собственности Управления Симбирской митрополии».
В Управлении митрополии нам пояснили, что официального решения по дому Сачкова пока нет.
Тем не менее на днях ульяновские художники обратились с коллективным письмом к губернатору Сергею Морозову с просьбой оказать содействие в передаче исторического здания Ульяновскому областному художественному музею для создания в нем отдельного выставочного центра».

«Ульяновский областной художественный музей хранит произведения мирового и всероссийского значения. Между тем его выставочные площади самые маленькие из всех российских музеев подобного уровня и значимости, – говорится в обращении. – Кроме того, он находится в одном здании с музеем другого профиля. Создание выставочного центра значительно обогатит культурную жизнь нашего региона».

«Письмо на имя губернатора художники направили не случайно. По их данным, в региональном министерстве искусства уже видят в доме купца Сачкова музей дворянского быта, который принадлежит областному Краеведческому музею. О намерении Краеведческого музея заполучить здание себе рассказали и в областном комитете по культурному наследию, куда поступила соответствующая заявка».
   
   «Из материалов дела №22 "о незаконных массовых репрессиях по политическим мотивам в годы сталинизма" (1993) известно, что в годы Большого террора расстрелы производились в подвале здания УНКВД г. Ульяновска (бывший дом купца Сачкова) по адресу ул. Льва Толстого, 73-75. Тела некоторых расстрелянных захоранивались здесь же во дворе, но, как правило, далее тела убитых свозились к месту захоронений. Одним из мест захоронения расстрелянных был Стрижов овраг. Наличие здесь захоронений подтверждается в материалах дела рядом свидетельств жителей Ульяновска, по профессиональным или личным обстоятельствам столкнувшихся с захоронениями.
По свидетельствам жителей Ульяновска, останки периодически вымываются и выветриваются на поверхность земли. Место захоронения не имеет официального статуса, памятными знаками не отмечено. (Информация на май 2014).
«Однако известно, что часть расстрелянных в здании УНКВД захоранивали прямо на территории двора. Так, в обращении начальника УКГБ по Ульяновской области Назарова к председателю КГБ СССР Шелепину (09.05.1959) указано, что во дворе принадлежащих Управлению КГБ домов 73 и 75 по ул. Льва Толстого "приводились в исполнение приговоры к ВМН и здесь же в разных местах территории двора часть расстрелянных захоронялась, а в 1937—1938 годах в указанном дворе было зарыто несколько автомашин разных вещей /одежды, обуви, чемоданов и т.д./ расстрелянных". В своем обращении Назаров сообщает о том, что в 1942 во время строительных работ на территории двора, были обнаружены два трупа расстрелянных с пулевыми отверстиями в черепах. Назаров сообщает, что "в целях предотвращения подобных явлений, нами принимались меры к охране и недопущению прокопки двора". По этой же причине Назаров считает нежелательной передачу зданий УКГБ под краеведческий музей».

   « В 1960-х после реставрации здание по ул. Льва Толстого, 73 (бывший дом купца Сачкова) было отдано под правительственную гостиницу; в конце 1980-х – под филиал Московского государственного университета. В 1992 году здание было передано Ульяновской епархии. По состоянию на 2014 здесь располагается Симбирское епархиальное управление».

   Дата последней публикации: 18-03-2014 Автор: Дмитрий Минаев

    Владыки не было несколько дней и мне пришлось задержаться. В последующие ночи постоянно  явственно слышал чьи-то шаги, да порой обдавало  порывами  холодного воздуха, но призраков не наблюдал.  Жуть первой ночи не повторилась
 
   Суматоха дней и длительная болезнь  стерли из памяти некоторые детали из той незабываемой встречи с комендантом здания, бывшим участником чехословацких событий 1968 года, но кошмар тех ночей забыть нельзя.

    На днях сразило известие, что дом купца Сачкова №73 снесен! Как так??? Хотя чему удивляться, во время моего приезда от дома под № 75 был лишь подвал, засыпанный мусором, да и туда вход для Володи был категорически запрещен, дана подписка.

    Последняя встреча с Володей была краткой, узнать о проникновению в подвалы ОГПУ  не удалось.  Он  был занят разборками с сотрудниками ГАИ в связи с автомобильной аварией,  куда попал один из его подчиненных.

    Дом купца Сачкова стерт с лица земли, чтоб уничтожить следы преступления ОГПУ вблизи от Дома-музея «вечно живого». Уничтожен памятник истории и культуры, в котором мог быть организован музей репрессий. Кому-то это нужно!
В заключение хочется привести несколько строк из стихотворения «Храм».  Автор:  Любовь Куприянова.

« Зарос погост травой-бурьяном...
 И по-над берегом реки
 Разрушен храм, стоит изъяном,
 Властью покинувшей руки.

 Да, так легко, ломать, крушить,
 Отдать на откуп разрушенью...
 Без сердца жить и без души,
 Поддаться времени решенью...»


        О своей необычной поездке рассказал известному  автору и продюсеру ТВ-проекта "Охотники за непознанным" ( www.uhunters.ru ) Николаю Субботину и предложил побывать в Ульяновске и ночевать в доме купца А. Сачкова. Успел ли он?

   Мучаясь над рассказом о необычном видении в здании бывшего ОГПУ, где произошел невероятный случай, подумалось: Если поверить в инкарнацию, то я был убит в 1937 в подвале этого дома.
 
 Теперь на месте пулевого отверстия в моей голове растет маленький клок белых волос, а современные инсульты - боль былых переживаний.


Рецензии
Рассказ понравился. Вот Встреча с прошлым, тягостная. С Уважением, так же потрёпанный жизнью, Александр.

Александр Кольцов   15.12.2015 05:41     Заявить о нарушении
Благодарю, Саша! Забегай в гости!

Федор Головин   15.12.2015 09:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.