Тест на профпригодность

Учебная практика по фитопатологии (наука о болезнях растений) поставлена студентам аграрного университета на первом курсе, до чтения лекций по дисциплине, поэтому ее можно считать ознакомительной. Много лет она проводится с выездом в поле, лес или сад.

Очень интересно наблюдать за ребятами, оказавшимися в «зеленой зоне» с определенной целью, а именно: отыскать растения с признаками заболеваний. Поведенческие реакции наблюдаются самые разнообразные.

Одни с явным интересом ползают по траве, самостоятельно выискивая признаки патологии, и радуются, если обнаружили неведомое пятно или деформацию. Эти ребята чаще задают вопросы по сути и сдают самые большие сборы.
 
Другие ходят по пятам за преподавателем, как цыплята за наседкой, и срывают только те листья, на которые им указывают. Некоторые из них предпочитают взять готовый материал из чужих рук, не сгибая собственную спину. Для этой группы характерен скрупулезный подсчет собранных листочков и веточек, чтобы не перетрудиться.

Третьи гуляют только по проторенным тропинкам, совершенно не испытывая желания подойти поближе к объектам исследования. Для этой группы студентов характерно наличие неприспособленной для подобных походов обуви и одежды. Случалось, что некоторые из них являлись на полевую практику не в джинсах и кроссовках, что было бы весьма уместно, а в вечернем платье и туфлях на высоком каблуке.  Естественно, что после бурной ночи в одном из развлекательных мест Новосибирска или общежитии  практикантам очень сложно было вникать в цели и задачи фитопатологии. Они чаще других задают вопросы типа: «А сколько мы здесь будем? А когда мы поедем домой?» и панически боятся клещей.

 Четвертые, самые малочисленные, испытывая выраженную «аллергическую» реакцию на все зеленое, теряются, как правило, по пути от учебного корпуса до остановки транспорта. Такие студенты обнаруживают себя только к концу недели, ко времени сдачи зачета.

Было бы любопытно, на мой взгляд, провести подобное «собеседование» с абитуриентами не в аудитории, как принято, а в лесу или в поле. Организовать для них кошение сачком, сборы пораженных растений и посмотреть на реакцию.

Если абитуриент явно имеет черты первой группы, значит вполне годен для агрономической деятельности и, в частности, защиты растений от болезней и вредителей. Такому в будущем и практическая, и научно-исследовательская работа по плечу. Если до первой претендент не дотягивает, то зачислять его следует во вторую очередь. Ребят же из третьей и четвертой групп брать, скорее всего, не стоит. Очевидно, что сфера их интересов находится вне специальности и вне биологии вообще. Грустно бывает наблюдать за студентами, которые случайно попали на такой специфический факультет: многочисленные пропуски занятий, пассивность, выраженная позиция «лишь бы сдать»… А чего сдать и как, это уже не так важно. Главное, чтобы диплом в итоге был в кармане.

Когда «защитинских» ребят на курсе оказывается много, душа радуется. Студенты хорошо слушают объяснения, внимательно разглядывают демонстрационный материал по болезням растений, с удовольствием «пробуют на зуб» твердокаменные склероции спорыньи и определяют на ощупь консистенцию камеди на ветках вишни. Ребята успешно делают сборы не только во время групповых походов на природу, но и самостоятельных вылазок в парковую зону, огород и на дачный участок.

 Большое удовольствие доставляет перелистывание рабочих тетрадей таких ребят. Некоторые из них можно  посылать на выставку, настолько тщательно и красочно прорисованы сами растения и симптомы болезней на них.

Жаль, что канула в Лету практика проведения занятий в Кирзинском лагере на берегу Оби. Приобретение практических навыков по зоологии, ботанике, фитопатологии прекрасно сочеталось с отдыхом на свежем воздухе и сдачей норм ГТО по плаванию… Были когда-то такие нормы. Хорошо, что сейчас физическому воспитанию молодежи стали уделять больше внимания...


Рецензии