V. Адаптация. Независимость

В поисках снятия напряжения внутри себя и в семье в целом, я искала разные пути. Внешние ресурсы пока еще не появились, и мне пришла в голову мысль на выходных поделить нагрузку между родителями, что я и предложила мужу сделать. Он не возражал (а отсутствие возражения - знак согласия), так что я собрала всех детей на прогулку, старших оставила около дома с папой, а сама направилась с коляской в сторону леса.
- Мама, ты куда?!?! – за мной уже гналась погоня из двух юных «пиратов».
- Дети, вы сегодня погуляете с папой, а я побуду тут рядом.
Я вышла за калитку, заперла ее за собой, чтобы малыши не выскочили на дорогу, и побрела вдоль леса. Мысли толпились в моем мозгу, в ушах звенело, а хотелось тишины, хотелось внутреннего покоя, хотелось найти отголоски гармонии с собой.
- Вон она! Вон мама, она там!!!
Я обернулась, меня догоняли дети в сопровождении папы. Правда, они были не одни, а с семьей соседей в полном составе.
- Ты куда ушла? – спросил меня муж.
- Гулять с дочкой.
- А почему без нас?
- Хочу послушать тишину.
На самом деле это была большая проблема, именно отсутствие тишины дома, за исключением нескольких часов ночью. Постоянный крик: ссоры, ругань, игра, радость, смех, общение – почему-то с приходом Марины все общение в семье свелось на крик. Абсолютно все эмоции девочка поначалу тоже выражала только через крик. Это очень утомляло.
- Пойдешь с нами в лес гулять?
- Ну, куда я с коляской по лесу? Не, я здесь по дорожке похожу. А вы идите.
Пока я меряла шагами дорогу вдоль леса, пытаясь расслабиться. Прошло уже полтора часа, и я надеялась, что дети уже дома обедают и укладываются спать. Но не тут-то было. Навстречу мне бодро шествовал сосед с сыном.
- Ой, зря ты с нами не пошла! У нас такие приключения были!!!
Далее следовали мой муж с уставшим сыном, за другую руку малыша вела старшая соседская девочка.
- Мама, ты представляешь, мы заблудились в лесу и еле-еле нашли дорогу домой!!!
Разумеется, в нашем лесу заблудиться всерьез было невозможно. Но в глазах ребенка это действительно было событие.
Процессию завершала соседка Катя, которая вела за руку мою растерянную, испуганную Маринку.
-   У нас целое приключение вышло из прогулки. Сначала мы бегали по сугробам и буеракам. А потом устали и пошли домой, только после выяснилось, что зашли куда-то не в ту сторону. Короче поплутали чуток, устали очень. Все бы ничего, дети довольные. Приключение ведь! А Марина, как только поняла, что мы дорогу найти не можем, так в слезы «Где моя мама? Где моя мама? Хочу к маме! Хочу к маме!».
Вооооот, значит, знает деточка, где ее дом, и что дом ее там, где мама. Ну что ж, хоть я и переживала за Марину, но в этот момент почувствовала некое внутреннее удовлетворение. Значит не зря я так долго без передышки на передовой простояла!

На следующий день, мы вдвоем с Мариной поехали на День рождения Клуба «Азбука приемной семьи». Клуб при поддержке фонда «Арифметика добра» организовал замечательный праздник, на котором детьми активно занимались волонтеры и аниматоры. А у взрослых была своя программа, официальная.
Такое событие собрало много людей под одной крышей. Когда мы вошли, я не на шутку заволновалась - на Марину плохо влияли людные места.  Я обошла с ней все вокруг, познакомила ее с несколькими своими друзьями, дала ей немного освоиться рядом со мной. Памятуя вчерашнюю прогулку в лесу, я переживала, что девочка будет испытывать тревогу в незнакомом месте без меня. Я ей подробно проговорила, что в этом помещении только добрые люди, что можно общаться и играть с любым человеком, все плохие люди остались за дверью и их никто сюда не пустит.
Я все ходила и ходила с ней за ручку, знакомя с волонтерами и объясняя девочке, что она сможет меня найти в любое время, если ей это будет нужно. Уже всем пора было заходить в зал, а я все боялась оставить Марину одну. Вдруг я осознала, что это Я боюсь, это Я цепляюсь за дочку, она-то была как раз на удивление спокойная и не испытывала страха перед расставанием. Напротив, вокруг было столько людей, на которых Марина могла оттачивать свое умение очаровывать. Я заставила себя уйти. О ней позаботятся, с девочкой все будет в порядке. В случае чего меня не так уж и трудно найти. А у меня есть пара часов, когда я могу себе позволить отпустить внутреннее напряжение. Я ушла. По дороге я зашла в тайную комнату. Находилась она, кстати, на втором этаже, еще и добираться до нее надо было какими-то лабиринтами. Пока я там пудрила носик,  послышалось:
- Мама, пойдем, я покажу тебе, как я танцую!
Как! Как можно было в этой толпе найти меня в таком укромном углу? Но нашла быстро, со скоростью хищника, который идет по следу. Что ж, пойдем, я посмотрю.

В то время, когда взрослые сидели в зале на официальной части, дети смотрели последние серии мультфильма «Маша и Медведь», потом у них была дискотека с аниматорами. На время фуршета родители воссоединились с детьми. Вокруг были радость и оживление. А у меня забота. Марины нигде не было. Я пробежалась по обоим этажам, заглянула в каждый уголок – ее не было. Второй раз проделала тоже самое – без результата. Только под конец я увидела свою девочку, которая с отрешенным скучающим видом бесцельно слонялась среди толпы взрослых людей. Она и не думала искать меня. Странно, еще вчера она была так ко мне привязана, а сегодня в ее поведении сквозили полное равнодушие и независимость.
- Марина, ты хочешь кушать? Пойдем, посмотрим, что здесь есть вкусненького?
- Пойдем! Я тебя сейчас угощу!
О, как! Марина взяла меня за руку и повела на второй этаж, где проходил фуршет. Она уверенно подвела меня к столу и начала угощать меня разными пирожными.
- А сама почему не ешь? – поинтересовалась я у дочки.
- А я уже наелась.
Ясно, с голоду моя девочка не умрет, от скромности тоже. Пока я перекусывала, моя заботливая дочка уже куда-то снова растворилась. Через время я увидела ее на руках у девушки-подростка. Оба были довольны. Хорошо ли то, что Марина сидит на руках у малознакомых людей? Не буду пока об этом думать, подумаю об этом завтра. Я отдыхаю, Марина тоже имеет право отдохнуть, от меня в том числе.
На празднике я встретила много знакомых, с которыми мы давно не виделись. Мы разговорились, я с завистью поглядывала на других мам, вокруг которых суетились детишки. Моя красавица была в этот день в свободном плавании.
«А эту девочку вы видели? В сиреневом платье? Так прикольно танцует. Она такая милая!!!» Слышала я разговоры вокруг. Да, Марина успела всех очаровать. Это она хорошо умела делать.
Через время я снова забеспокоилась. Люди начали собираться и расходиться по домам, а Марина снова исчезла из поля зрения. Девушка-подросток была одна, без девочки. Я во второй раз обежала все углы и закуточки, прочесала оба этажа, пока не отыскала свою девочку. И вновь меня поразил спокойный вид дочери: она не боялась потеряться, она не боялась быть одна среди суетящихся чужих людей. Странно, почему только мне было неуютно, когда она выпадала из моего поля зрения? Я чувствовала себя привязанной к ней всем сердцем, а Марина демонстрировала какую-то независимость.
Но апофеоз независимости был на третий день! В понедельник по расписанию у Марины были танцы. Как назло у сына поднялась температура до 39,4, мне не хотелось с ним в таком состоянии ждать дочку в холодном холле. Поэтому я попросила свою подругу Олесю, отвести Марину в детсад. Наши дети дружили между собой, и обычно после танцев мы все вместе возвращались домой. Я надеялась, что так будет и в этот раз. Пока Марина танцует, по моему плану, я должна была в спокойной обстановке собрать детей, и пойти за дочкой. Марине я это проговорила несколько раз, пока ее собирала:
- Ты сегодня пойдешь в садик вместе с тетей Олесей. Она о тебе позаботится и поможет переодеться, если тебе понадобится помощь. А когда занятие закончится, я уже буду ждать тебя в холле. Поняла?
- Да.
- Смотри, если я отпускаю тебя пойти с тетей Олесей, значит ты должна ее слушаться, как меня. Она за тебя отвечает.
- Хорошо. Мама, а на улице уже темно…
- Да, уже темно.
- Страшно…
- Тебе нечего бояться, ты же будешь с тетей Олесей, она тебя в обиду не даст.
Марина стояла в прихожей уже одетая и обутая, а я пошла на кухню за телефоном, чтобы сообщить подруге, что Марина собрана. Пока я шла обратно, слушая гудки в трубке, я обнаружила, что прихожая пустая. Марины там не было. Я проверила дверь, она была отперта (к слову сказать, дверь у нас отпирается довольно легко и замок находится в удобном положении для ребенка).
- Алло, - подруга ответила на другом конце «провода».
- Олесь, Марина к тебе видимо пошла, не дождалась, посмотри, под дверью наверное стоит ждет.
- Здесь нет никого.
- Как нет?
- Нет ни за дверью, ни в подъезде…
Я в чем была выскочила на улицу. И столкнулась нос к носу с такой же перепуганной Олесей. Марины нигде не было.
- МАРИНА!!!  - Я как раненная кружила возле домов, пытаясь докричаться, если вдруг она где-то рядом.
Мы обежали все вокруг. Кричали, звали. Никто не отзывался. Девочки не было. В голову лезли самые ужасные мысли. Наш район с чистой экологией и лесом рядом таил в себе немало опасности. Марина могла за конфету пойти с кем угодно куда угодно. Я это знала. Страха перед чужими людьми у нее не было. Слишком долго она прожила в изолированном мире, в тепличных условиях. Стремление постоянно очаровывать всех вокруг, коллекционировать количественные, а не качественные отношения, желание получить сиюминутную награду в виде сладкого приза могли толкнуть ее на самый глупый шаг в ее жизни.
- Я побегу прочесывать все улицы в округе, - сообщила Олеся.
- А я проверю, не ушла ли она одна в садик. Только мне надо еще малышей собрать.
По дороге я постучала соседке, ее не оказалось дома. Присмотреть за детьми было некому, пришлось их спешно одевать. Этот урок мой сын, наверное, запомнит на всю жизнь. Меня всю трясло, я рыдала, орала от страха. Я потеряла самообладание. Хотя нет, не совсем, собрались мы все втроем за рекордный срок, минуту на человека.
- Мама, мне страшно. Марина сделала что-то по-настоящему ужасное!!!
- Да, малыш, она ушла одна без взрослых на улицу. Это очень опасно и я боюсь!
Зазвонил телефон. Неизвестный номер… Внутри все похолодело. Кто бы это мог быть? Может уже выкуп требуют? Или случилось что-то?
- Здравствуйте, это мама Марины?
- Да, я. Кто Вы и что Вы хотите?
- Ваша дочь сегодня придет на танцы?
- Кто Вы и что Вы хотите? Мне некогда сейчас говорить?
- Это Вас из детсада беспокоят.
- Марина убежала из дома. Помогите мне ее найти! Проверьте, возможно, она стоит под дверью сада.
Я не подбирала слова, чтобы как-то сгладить впечатление. Мне было все равно, что подумают обо мне, как о маме, вызовут ли полицию или сообщат еще куда-нибудь. Лишь бы с моей девочкой было все в порядке, лишь бы она была жива, лишь бы в ее жизнь не пришла беда еще хуже, чем ей уже пришлось пережить. Меня трясло не на шутку.
- Здесь Ваша Марина, пришла самостоятельно. Мы удивились, что Вы ее одну отправили на танцы.
- Я ее не отправляла одну!
- Это она нам так сказала…
- Спасибо, что позвонили, я сейчас же приду ее заберу.
У Марины не было тяги к бродяжничеству. Наша дверь никогда не была заперта на ключ, когда мы находились дома, только на защелку, которою мог открыть и ребенок. К тому же иногда мне приходилось выходить из дома без Марины (например, спуститься в подвал). Я из опасения, что она может что-нибудь натворить, наказывала ей не выходить из комнаты и вообще сидеть на кровати. Несколько раз я прокрадывалась в дом, в надежде застать девочку врасплох и всегда находила ее на месте, она даже не пыталась слезть с кровати. Так что я никак не могла предположить от нее такую выходку – одной уйти из дома. Тем более был вечер, а она до ужаса боялась темноты…
Почему она ушла? Думаю, при всей симпатии к тете Олесе, Марина не могла понять, зачем ее должен обязательно сопровождать взрослый. Хотя я ей много раз это объясняла, в ее опыте не было ничего, что подтверждало бы мои слова. Она хорошо знала дорогу, умела сама одеваться и раздеваться. Она чувствовала себя взрослой и независимой. Ее самостоятельный уход не был выпадом против меня или против моей подруги. Сказалось простое отсутствие жизненного опыта: без взрослых на улицу выходить нельзя! Особенно в темное время суток! Мир вокруг таит в себе большие угрозы. И не всегда ребенок в состоянии сам о себе позаботиться (да что уж говорить, часто и взрослые не справляются с опасностями на улице).
Когда я пришла в сад, меня уже ждали заведующая и психолог. Я переговорила с ними, объяснила, что случилось, и почему девочка соврала, что это я ее одну отправила на занятия. В общем, обещали помочь. Дабы не закреплять привычку уходить из дома самостоятельно, я лишила в этот раз Марину танцев, она очень долго картинно плакала. С тех пор остальные сотрудники сада и другие родители стали здороваться со мной сквозь зубы. Оно и понятно: безответственная мать, неоправданно жестока по отношению к бедной сиротке. Пусть так. Подумаю об этом завтра. А пока мне снова необходимо было возвращать свой тонус. Расслабляться было еще очень рано…


Рецензии