А. И. Солженицын как историк

Минувший век стал временем суровых испытаний для нашей страны, периодом, который объединил героическое и трагическое, высокое и низкое. Отсюда полярность оценок, даваемых героям и событиям, причем эта полярность находит отражение даже на страницах академических изданий. События прошедшего столетия оказались столь тягостны и одновременно величественны, до такой степени причастны они были космической стихии, что в них, как в воронке, как в черной дыре  скрылись от нашего взора люди, государства, социальные институты, народы и политические движения. Трудно порой услышать «из-под глыб» голоса XX века. Одним из таких голосов является голос Нобелевского лауреата, литератора и публициста Александра Исаевича Солженицына. Этому русскому писателю воистину довелось быть собеседником на пиру небожителей.
В исторических романах Солженицына литературно-художественными средствами анализируются узловые моменты истекшего столетия: это и первые годы экономического подъема, и революционные события, и репрессии 1930 – 50-х гг.,  периода так называемой «сталинщины». К чему пришел в своем литературном и идейном поиске писатель? Вполне исчерпывающий ответ дает он сам в одном из интервью: «Изучение русской истории, которое сегодня уже увело меня в конец прошлого века, показало мне как дороги для страны мирные выходы, как важно, чтобы власти, как нибудь она самодержавна и неограниченна, доброжелательно прислушивалась бы к обществу, а общество входило бы в реальное положение власти; как важно, чтобы не сила и насилие вели бы страну, а правота…» [1, с. 576].
Наряду с «Архипелагом ГУЛАГ» эпическое произведение «Красное колесо» по праву входит в число наиболее обсуждаемых, им обоим давали полярные, порой удивительные оценки. «Красное колесо» предлагает панорамный взгляд на события Первой мировой войны и последовавшими за ними революционными  потрясениями. Сам автор дал следующую оценку своему труду: «развернутое произведение о революции в России, которое захватывает сотни действительных исторических лиц, от высокопоставленных, на виду у истории, до совершенно никому не известных, но давших мне свидетельские показания» [2, с. 153].
Солженицын показывает не просто эпическую панораму событий: он дает свои оценки истории России, всему тому, что обусловило развитие нашей страны в XX в. Можно сказать, что «Красное колесо» является чем-то вроде толстовской «Войны и мир», только спустя столетие [3]. Значение данного произведения обуславливается сегодня фактом новых изменений в пространстве современного человека, о чем говорят исследования [4].
Вывод: исторические оценки А.И. Солженицына противоречивы и может быть несколько спорны, вследствие чего в разные эпохи к ним может быть и разное отношение: от положительных до отрицательных.

Список литературы:
1. Бодался теленок с дубом. Книга литературно-общественных воспоминаний. Париж, 1975.
2. Солженицын А. И. Интервью с Даниэлем Рондо для газеты «Либерасьон», Вермонт, 1 ноября 1983  // Вестник русского христианского движения. – 1984. – № 142. – С. 153 – 166.
3. Болтаевский А.А. Творчество А.И. Солженицына как опыт воссоздания исторической панорамы России // Наследие А.И. Солженицына в современном культурном пространстве России и зарубежья (к 95-летию со дня рождения писателя) сборник материалов Международной научно-практической конференции /  Отв. редактор А.А. Решетова; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. Рязань. Рязань, 2014. С. 69-72.
4. Болтаевский А.А., Прядко И.П. Проблемы современного градопланирования в свете выводов архитектоники // Проблемы и направления развития градостроительства. М., 2013. С. 24-28.


Рецензии