Виды, Задачи и Результаты Перепросмотра

Стенограмма видеозаписи с практикума «Развитие Осознания. Осознанные Сновидения»
Краснодар 7-9.02.2014
ЧАСТЬ   10

Форма Медитации, которая у нас была на практикуме. Мы концентрировались на объекте, на абстракции, на местности (территориальный объект).

Сталкинг – это выслеживание чего-то, наблюдение за чем-то.  С какой целью? Для того, чтобы находить в себе и в других какие-то формы делания. А когда мы находим в себе эти формы, то необходимо  довести их до состояния безупречности. А если эти формы обнаруживаем в других (людях), то мы хотим перенять эти формы делания от другого существа.  Как сказал Святой Ванкханди Махарадж (Приставку Махарадж говорить нужно обязательно, чтобы не было фамильярности; Махарадж  означает Великий Правитель. Выше него только солнце. А выше солнца  только Брахма). Он говорил, что учиться можно даже у деревьев.  И далее был задан вопрос: а как учиться у деревьев. И как учиться у деревьев или у людей, или у себя, иными словами, как структурировать опыт, как его обрабатывать,  как анализировать; как из этой  общей кучи опыта выделить рациональное зерно, которое можно использовать, передавать, принимать – мы об этом говорим сегодня почти все время.

Фактически, мы формализовали  и оттачивали свой метод обучения. Как говорит мой приятель «Мы учились эффективно учиться».

Перепросмотр – основная техника развития осознания, трансформации человека, как существа. Потому что, как оказалось, перепросмотр включает в себя все элементы, которые влияют на осознание человека. Потому что техника перепросмотра содержит в себе элементы гуру-йоги. Когда человек созерцает нечто и у этого нечто учится. То есть мы можем учиться, присутствуя в ситуации. Но для обучения в присутствии в ситуации нужна высокая различающая способность и высокая способность к действию.  Последнее необходимо, так как каждая нестандартная ситуация выбивает человека из русла и выбитый человек, чтобы оставаться адекватным и эффективным, не разрушая пространство, в котором он набирает этот опыт,  должен молниеносно адаптироваться.

Хочу сказать: спасибо вам за вопросы, это редкий момент, когда я могу адаптироваться под ситуацию, которая сложилась непредсказуемым образом. Это невероятный опыт. Я в восхищении, в искреннем восторге от ситуации. От того, что так сложилось, от того, что пришлось искать. Ступор - это, когда сознание выпадает из потока, мы ищем способ, как вернуть его в поток. И очень хороший материал для перепросмотра. Не важно, что произошло в этой ситуации, а важно то, как мы действовали в этой ситуации. Можно накапливать опыт, участвуя в действии, но для эффективности нужен определенный набор качеств. Второй вариант  - это накапливать опыт с ошибками в действиях (так в основном со всеми и происходит) осмысление этого опыта и работа над ошибками в качестве перепросмотра. Мы пере-вспоминаем происходившие события, отмечаем поведенческие моменты, где мы поступаем неверно, и в дальнейшей своей деятельности мы учитываем эти моменты. Мы понимаем, что при возникновении определенных ситуаций у меня есть склонность впадать в определенные состояния. А, как говорит народная мудрость: «предупрежден, значит, вооружен». Наше знание себя – это наше оружие, которое мы используем в дальнейшем, чтобы обеспечить то, что мы обозначали, как «делай, что нужно».  Классический перепросмотр – это уже поиск социального взаимодействия и прояснение своих методов взаимодействия с социумом. И их оптимизация с целью наибольшей эффективности.      

Итак. Люди совершают ошибки, и повторяют их из раза в раз, пока человек не понимает, что такая его реакция ошибочная, и он не в состоянии это изменить. Повышается рефлексия, и он, будучи в ситуации, понимает, что он действует, неверно, и он меняет ход своих действий. Это первый вариант. Второй вариант – это перепросмотр. В перепросмотре повышается рефлексия. В первом варианте он пребывая в опыте основывается на своих знаниях и представлениях и действует интуитивно, грубо говоря.  А во втором случае, человек, пребывая в какой-то ситуации, понимает, что это ошибочные действия, и выбирает иную модель. Но для того, чтобы выбрать другую модель поведения, нужно заниматься неделанием. Ежедневно разрушать стереотипы поведения. Потому что если у него в спокойной обстановке автоматизирован поведенческий стереотип, то в экстремальной ситуации он не сможет изменить хода своих действий.  И, даже если у него есть понимание, но нет навыка, он все равно будет действовать исходя из того навыка, которым он обладает. Он будет совершать ошибку, и мучиться «блин, ну, я же знал, что все именно так и произойдет». Поэтому неделание – очень важный фактор и это является подготовительным элементом для эффективного действия. Перепросмотр – вычленение опыта из жизненных ситуаций с целью эффективных действий в будущем. Старые ошибки мы исправить не можем. Расстраиваться по этому поводу бессмысленно и не эффективно, так как все уже прошло, и по сути этого уже нет. Но  мы можем использовать опыт. Мы, когда смотрим в свое прошлое не с точки зрения удовлетворения жалости к себе (например: «а она плохая, она поступила со мной так-то, а я такой хороший, я иначе поступить не мог»), а мы смотрим на ситуацию прошлого с  совершенным равнодушием и безразличием. Мы смотрим на события ни как на событие, произошедшее с нами, задевшее нас эмоционально, а как на опыт, который мы можем и должны структурировать, упорядочить. Понять мотивы своих действий и использовать этот опыт с точки зрения будущих действий. Никак иначе. Никаких слез, соплей по поводу прошлого. Прошлого нет. Есть только сейчас.

  С одной стороны, перепросмотр помогает структурировать опыт. С другой стороны в классических учениях утверждается, что вспоминание – это единственный способ развития памяти. Как развить память, кроме как вспоминанием? Когда мы запоминаем, мы вспоминаем, что именно мы запомнили. И это вспоминание развивает. То есть перепросмотр относится к развитию памяти. С одной стороны опыт, с другой стороны память, и с третьей стороны - развивает видение. Мы смотрим в нечто, что происходило. В сновидении, когда теряется схема тела,  мы имеем возможность отождествиться с объектом восприятия. И перепросмотр это один из способов развития навыка отождествления, то есть мы возвращаемся в какое-то восприятие, которое мы  ранее переживали, или которое мы считали как ранее пережитое. И мы возвращаем себе это восприятие. Мы восприятие интегрируем в поле  своего восприятия.  Становимся шире. Мы смотрим в прошлое и, видя дальше, больше, делаем это собой то же. Мы его помним. Но «помнить» это способ говорить, что мы фактически становимся этим.

В некоторых ситуациях практикующие отождествляются с перепросматриваемыми событиями, и они переживают эти события так, как будто события переживаются прямо сейчас. То есть  они точку отождествления смещают полностью. Потом осуществляют возвращения. Мне нечего сказать по поводу причин возвращения – непонятно, что нас держит здесь. Изменение отождествления возможно не только во время перепросмотра. Перепросмотр удобен, как способ развития навыка изменения отождествления. Но изменение отождествления возможно не только в свой собственный опыт. Так как мы понимаем, что все, что мы можем попробовать, все, что мы видим – нами не является, это все принадлежит не нам. А мы нечто необъяснимое, что почему-то отождествилось с этим моментом. Перепросмотр дарит возможность этому «нечто» отождествляться с каким-то другим моментом, в каком-то другом месте и в другом пространстве. То, что мы называем своим вниманием, по факту есть часть того существа, которое мы не понимаем, которое мы считаем человеком (собой). Внимание мы можем переносить в любую точку пространства и времени, и в зависимости от навыков отождествления мы можем переживать  в полной мере в этой точке пространства и времени, с таким же переживанием, как мы переживаем в этой точке здесь. Понимаете о чем речь? Не совсем?

Например, ты начинаешь  вспоминать события, которые случились не с тобой, которые ты прочитал в исторической книге. Ты используешь выравнивание или сталкинг, берешь какие-то ключевые точки, выделяешь их, направляешь в эти ключевые точки свое внимание (у нас была на практикуме медитация - концентрация на объекте, на абстракции, на объекте местности – мы можем выровняться на что угодно). Твое внимание уходит в то пространство, а то пространство оно присутствует в брахмане, или в бесконечности, в Абсолюте всегда. Это для нас время линейно, а для него время существует всегда. То есть, все существует всегда и везде или никогда или нигде. И мы, имея навык отождествления, можем смещаться   в пространства и в этом пространстве воспринимать, как мы воспринимаем здесь. Но во всем этом есть грустный момент: есть вероятность забыть, что ты такого рода путешественник. Прикипеть, и отождествится к тому месту. Потому что непонятны нам еще механизмы возврата. Почему мы возвращаемся, что нас держит здесь – не ясно. Почему мы куда-то смещаемся – понятно.  Потому что мы движимы стремлением, поиском, мы ищем, и этот поиск заставляет нас смещаться туда. И смещаясь туда, начинаем искать детально, фиксируемся там, а почему возвращаемся – не ясно. Хотя возможно и не возвращаемся. Чтобы размышлять на эту тему нужно набраться много опыта.

Классический метод перепросмотра описывается в книгах Кастанеды, а также Тайшей Абеляр. Садится человек в определенное положение в определенном месте. Как пример, пещера, если есть такая возможность. Пещера, как естественное образование, а не вырытое. Это не должна быть яма в земле. Никто себя не закапывал. Там был прием с закапываем (захоронение воина), но закапывание не имеет отношение к перепросмотру.   Либо укромное местечко, или ящик. Потому что Кастанеда, опираясь на пояснение дона Хуана говорил, что человеку, как существу свойственно находить укромные местечки и в этих местечках укрываться. И мир неорганических существ, которые они посещали в сновидении, был приятен и привлекателен, потому что мир тот был пористый. И человек садился в эту пору, и все происходило вокруг него, это было очень комфортно, удобно, происходило такое маленькое счастье. Ящик и пещера – это один из внешних факторов, которые создают для человека ощущение комфортности и безопасности. Кстати, если вспомнить детство, кто в детстве не делал замки из одеял? Делали? Завешенные одеялами столы, бедные родители, спотыкающиеся обо все эти сооружения. В этих шалашиках происходила тайная вечеря, туда приносились игрушки. Мы спрашиваем, откуда появилась у индейцев такая традиция, непохожая на остальные и эффективная при том. Они наблюдают и развивают методы, которые приносят человеку удовольствия. Если человеку в удовольствие в укромном месте - делай практику  - делать ее тяжело – да, но делай ее с максимальным комфортом.

Само исполнение заключается в том, что человек сидит в положении – у индейцев это не была поза лотоса – это была поза с подтянутыми ногами в обнимку, с наклоненной головой, правда они делали подпорку, чтобы голова не совсем сгибалась, а находилась вот так [показывает]. То есть что-то похожее мы делали с вами на «вскрытии энергетического тела». И в таком положении они выполняли технику перепросмотра. Почему именно такое положение? У них есть объяснение. Как ни странно они объясняли это тем, что в чреве матери человек находится в такой позе. Это поза эмбриона. И в мышечной памяти заложено это положение, как состояние комфорта. А ящик нечто похожее на чрево матери. Что мы испытываем к матери? Невероятную любовь, теплейшие чувства, какой бы мать ни была, все равно ее любим, потому что мы ее часть. И когда мы находились в ней, у нас было чувство целостности с собой, чувство невероятного умиротворения. Индейцы, разработав эту практику, показав эти положения и дав рекомендации по их использованию, помещали практикующего в комфортные условия. В условия абсолютного покоя, во чрево матери. Почему я вывел техническую часть отдельно. Потому что техническая часть у нас одна, а списки могут быть разными, в зависимости от содержания списка зависит стиль перепросмотра.

Техническая часть – это положение. Человек садится в ящичек, пещеру, укромное место. И начинает вспоминать событие, визуализирует его перед собой, и дышит, крутя головой. Споры о том, в какую сторону мотать головой не утихают, обосновывает каждый для себя сам. Был такой Виктор Санчес практику перепросмотра (посмотрите книги Виктора Санчес, одна так и называется Перепросмотр). В его книгах указано три вида дыхания. Но мы же взрослые люди, мы же понимаем, систематизируем, анализируем, экстраполируем, мы отбрасываем иллюзию, и оставляем разумное зерно, нам становится ясно, что дыхание в принципе значение не имеет. Раз три дыхания описаны у специалиста, мы понимаем, что с дыханием мало, что связано. Скорее эффект от выметающего  и не выметающего дыхания производится за счет намерения. За счет настроения. Которое культивируется внутри по отношению к картине, которое в данный момент внутри созерцаем. Тогда давайте будем честными – причем здесь дыхание? Я считаю, дыхание здесь ни при чем. Однако, элемент движения, желательно, чтобы присутствовал. Поэтому, какие рекомендации я могу дать: дышать нужно с поворотами головы время от времени, но в какую сторону,  в какой момент, с какой скоростью, с каким направлением – совершенно не важно. Это уже ваше творчество. Смотрите, как вам удобно. Какие параметры дыхания усиливают эффект достижения результата.

Теперь о техниках перепросмотра. Он заключается в составлении списков.
- классический метод,
- полевой метод,
- потоковое созерцание,
- изымание энергии из ситуации,
- интеграция опыта и наблюдение связей в происходящих событиях.

Классический метод тотального перепросмотра, преследует еще одну задачу – придание гибкости восприятию. И считается, что в классическом методе восприятие приобретает наибольшую гибкость за счет постепенного удаления точки восприятия от точки повседневности. Мы находимся сейчас здесь. Потом берем событие, которое стоит не так далеко потом чуть дальше и дальше и совсем далеко, и таким образом, смещаем свое пространство совершенно далеко, в пространство - время. Составляется список людей, которых мы знали. Упорное занятие составления списка составляет некоторое количество недель.  И списки людей от 2 000 до 5 000 людей, с которыми вы общались, и с которыми вам нужно провести классический перепросмотр.

Если не вспоминается имя, то этот человек идентифицируется каким-то маркером, и дальше по всем людям выписываются события, акты взаимодействия с этими людьми. Сначала выписывается в хаотическом порядке, потом упорядочивается в хронологическом порядке, в это время вспоминаются и дописываются дополнительные события с каждым человеком в том порядке, в котором они проходили. И если во время проведения перепросмотра вспоминается еще какой-то человек и еще какие-то события, то он вставляется в список и перепросматривается тоже. Когда мы работаем с событиями – имя вспоминается, и мы вписываем его в список.  Это классический метод тотального перепрсмотра. Маги утверждают, что в памяти хранится вся информация, которая была мельком увиденная и мельком услышанная. Потому что в памяти ничего нет и самой памяти нет. Есть навык внимания помещать в какую-то точку и воспринимать в этой точке. А эта точка, которую мы воспринимали, существует всегда. Существуют точки, которые вы не воспринимали.

Еще один метод перепросмотра, который делал Кастанеда, он делал перепросмотр людей, которых он не знал. Перепросмотр Выдающихся Людей, которые когда-либо жили. Он по мельчайшим признакам этого человека (фото или биографии) концентрировался на мельчайших признаках бытия. Он углублял свое восприятие, расширял его и начинал воспринимать это, как мы непосредственно в эту минуту воспринимаем окружающих.
- А какова цель перепросмотра? Что он дает, в конечном счете?
- В конечном счете, перепросмотр дает гибкость восприятию до такой степени, что восприятие готово освободиться от оков отождествления и путешествовать по безграничному . Изменить точку отождествления, туда сместиться, добиться четкости восприятия и назад не вернуться и забыть, что ты туда вообще сместился. И забыть, что ты существо, которое в состоянии совершать такие маневры. И если повезет, ты начнешь вспоминать в какой-то момент, а если еще сильней повезет, то, наверное, вернешь себе этот навык, и снова сместишься еще куда-нибудь, и снова забудешь.   Классический перепросмотр   - это долгая песня и есть шутка, что для того, чтобы пересмотреть свою прошлую жизнь, нужно потратить всю свою оставшуюся жизнь.

В традиции утверждается, что практикующий выполнивший перепросмотр достаточно качественно имеет большие шансы проскочить мимо клюва Орла, что называется бросить вызов смерти и выиграть эту битву. Но это не просто умозаключение. Каким образом оно возникало? Сначала перепросмотр был методом закрепления  пройденного материала, то есть это еще не была работа с жизненными ситуациями. Повторение пройденного материала для закрепления было требованием учителя. Учителя в те древние времена понимали, что восприятие возникает вследствие многократного повторения. Мы запоминаем только то, что многократно повторяем. Если многократно что-то не повторяется, то это проходит мимо нас. И перепросмотр начинался с повторения и потом уже видящие маги заметили в результате наблюдения в момент смерти своих товарищей (старых магов) от старости или по какой-то причине. И они  наблюдали не за тем, как тело умирает, а они наблюдали с точки зрения метафизики, с энергетической точки зрения. Они наблюдали, как ведет себя Орел. У них было понятие Орла на тот момент. И наблюдали, как ведет себя существо (маг) в момент перехода. И они заметили, что некоторые существа в момент смерти сохраняли чуть дольше, чем остальные, но в конечном итоге все равно умирали. Они прибегли к систематизации опыта, к анализу (то, чем мы занимаемся сейчас, и к чему призывает нас йога. Ведь йога не говорит «ум в топку», а она говорит, используйте ум, как инструмент для познания). Маги выяснили, что задержка осознания в момент умирания связана с определенным Деланием. Они заметили, что «о, а вот он осознает себя в момент умирания больше из-за того, что у него было такое-то делание». Они выявили это делание, и захотели его в себе развивать. Они начали делать перепросмотр и начали наблюдать друг за другом, кто как умирает. И в какой-то момент они заметили, что при умирании, в момент, когда наступает смерть, некоторые существа не теряли свою светимость вообще, а они сохраняли светимость и пролетали мимо Орла и скользили в каком-то направлении. Эта светимость оставалась с ними навсегда. Потом методы совершенствовались. Потом их метод выслеживания Делания и определение этих Деланий выросло до такой степени, что они научились в момент перехода забирать с собой все, и не оставлять здесь ничего. Вплоть до физического тела. Потому что физическое тело - это часть этого существа, без физического тела существо уже не полноценно. Они научились все с собой забирать и целостными уходить, проскакивая мимо, метафорически, клюва Орла. И уходя на волнах восприятия в невероятные пространства. Цель перепросмотра в совершении процесса: делания памяти (работа с памятью), это делание гибкости восприятия, и в конечном итоге – это абсолютное освобождение восприятия от отождествления.

Так как классический перепросмотр невероятно долгий, но самый вероятный на выдачу эффекта, точнее известен ожидаемый результат от ограничения  отождествления.

Неклассические виды перепросмотра – это такие виды перепросмотра, которые помогают достичь  осязаемых результатов в короткие сроки. Например, полевой метод классического перепросмотра, (я о нем рассказывал подробно в одной из лекций https://www.youtube.com/watch?v=M_i574q_EZE от 18.04.2013),  заключается она в том, чтобы добиться смещения восприятия в какое-то пространство наиболее эффективным образом. Там секрет не в том, чтобы восприятие смещалось постепенно назад, а в том, чтобы это восприятие сместить в какую-то точку скачкообразно. И так, как у нас линейным образом распространяется восприятие – оно как бы течет из прошлого в будущее. То, поместив в эту точку восприятие,  мы также отпускаем его, чтобы оно текло в локальном пространстве из одной точки в другую.  Из прошлого в будущее. Из точки, что была раньше, в точку, что будет позже. Мы определяем это пространство не как взаимодействие с одним человеком, а как набор факторов, влияющих  на образование этого пространства, и считаем, что все факторы, все люди, все события равнозначно влияют на такое смещение. И перепросматриваем  события в заданных рамках. Это называется полевой метод перепросмотра. Работая с полями, с полевой структурой. Локальный кусочек называем полем. В этом гораздо яснее видны социальные взаимодействия.  Рассматривая события с одним человеком в классическом перепросмотре наше поведение, наше взаимодействие может быть обусловлено другим. И мы не видим, что на поведение влияют обстоятельства, мы их игнорируем или вынуждены подтягивать, вспоминать, и выходит, что мы отвлекаемся. А в полевом перепросмотре мы видим события по-другому.  Мы четко видим, что в рамках этого события на него влияли несколько факторов. И мы работаем с этими несколькими факторами. То есть рассматриваются те же механизмы социального взаимодействия, но не с точки зрения взаимодействия одного человека с другим, а с точки зрения влияние нескольких сил на одного практикующего. Он видит, что он был груб с начальством, потому что внутри у него был конфликт. Не просто он был груб с начальством, а была причина нахождения в этом состоянии. То есть выявляется обусловленность. Причина состояния, например, наступили на ногу в автобусе. Он не справился со своими мыслями, возникшими в результате недоразумения и, придя на работу -  нагрубил начальнику. Ему нужно не осмыслять свои отношения с начальником, а нужно работать с тем, чтобы не давать распространению своим негативным мыслям. Это разные вещи.
И полевой метод перепросмотра дает более широкий взгляд на возникновение новых проблем, или развитие ситуации. Но непонятно какого эффекта мы добьемся в конце пути. Во всяком случае, видящим будет интересно понаблюдать: оторвется Гоша (после смерти от клюва Орла), или не оторвется, блеснёт он или затухнет в океане бесконечности.   
-- Надо над негативными ситуациями наблюдать?
-- Нет, здесь не только над негативными. Над негативными мы работаем, если задача стоит в изымании энергии из ситуации, когда ситуация развивалась не здоровым образом. Если ситуация развивалась хорошо, какой смысл извлекать из нее энергию? На нее ничего не затрачивалось.

А полевой перепросмотр это перепросмотр механизмов социализации и смещения восприятия в пространство с целью максимально четкого восприятия. Нам неважно были конфликты или не были, радостно было или грустно. Не важен эмоциональный план, важен план самой фиксации. Вот, как сон возникает: сами по себе мы фиксируемся (видим во сне стол), это факт нашей фиксации.  И нам важен факт фиксации. Мы изо всех сил пытаемся высмотреть закрытыми глазами в  пространстве «ничто» какие-то объекты, какие-то элементы этого пространства. Мы пытаемся сконцентрироваться на элементах этого пространства для того, чтобы в этот момент пространство развернулось, и мы в нем зафиксировались. Я же говорил, что точка сборки смещается не вследствие бесконтрольного запуска ее в дрейф. (Бесконтрольный запуск точки сборки в свободный дрейф это, скорее всего, болезнь и, скорее всего, это шизофрения). Это не наш метод. А наш метод, когда точка сборки смещается вследствие концентрации,  вследствие формализации аспектов, усиления этого процесса, в итоге  которого, возникает видение. Вот над чем мы работаем. Мы пока не работаем над негативным опытом, из которого мы хотим изъять энергию. Неважно ваше отношение беспристрастно, пристрастно. Важен сам факт смещения туда.

- Когда начинаешь работать с ситуациями, с людьми в том пространстве, они начинают возникать, звонить, искать тебя. Как быть? Избегать…
- Нет, избегать не нужно. Ты же понимаешь, что делая полевой перепросмотр, ты выравниваешься на поля. Ты понимаешь, что ты своими действиями идешь на взаимодействие (когда ты смотришь в пропасть, пропасть смотрит на тебя) - относись к этому спокойно. Если те люди из прошлых ситуаций хотят начать снова взаимодействовать, а вы уже это отработали, относитесь, как к ветру, как к дождю, как к стихии – да, иногда случаются. Вы работаете с собой. Это ваше пространство. Вы имеете право, работая со своим пространством, присутствовать там. Да, побочным эффектом совершения полевого перепросмотра является то, что в нашей жизни появляются те структуры, на которые мы выравниваемся. Практикующему нужно справляться с этой ситуацией, ему нужно понимать, что такая ситуация возможна и исходя из этого определить для себя возможность действовать. Соблюдая то, о чем мы говорили выше - «не навреди». И мы для себя решим, как поступать и в таких ситуациях. Если у кого-то из практикующих возникнут свои соображения – присылайте варианты, рассмотрим.

Это не я придумал. Это говорили древние маги. Они говорили, что только благодаря одному этому методу (не надо никакой работы со сновидением, со вторым вниманием) после смерти остается светимость сознания. Сейчас нужно вкратце рассказать, как составлять список.  В классическом методе составляется список всех людей, которых мы знали, берется и вспоминается  каждый человек, если не помните имя – обозначьте как-нибудь. По каждому человеку составляется список всех событий. Этот список людей сортируется в обратном порядке: от последнего, с которым все произошло к первому, с которого все началось. И перепросматривается от последнего к первому. Это рекомендации магов. Каким образом осуществляется? Смотрится картина. Сначала описывается местность, где что лежало, где что стояло. И в обратном порядке все просматривается. Тратится времени много. Вполне возможно, что в их традиции, которую мы не знаем, были рекомендации. Дело в том, что там были обязательные формальные  отношения «учитель-ученик», и ученик должен был отчитываться перед учителем время от времени, каким образом у него происходит практика, и вероятнее всего, до нас не дошла информация о том, когда ученик должен был сделать остановку в своем перепросмотре. А я так подозреваю, что бесконечно перепросматривать смысла нет. И, что перепросмотр должен остановиться в тот момент, когда возникает устойчивый навык переживания видения. Когда  мы начинаем не просто вспоминать, а когда мы быстро и устойчиво смещаем свое восприятие в любой момент, какого бы мы ни коснулись. И мы развиваем этот навык в перепросмотре и в сновидении.

В сновиденной практике, которую мы делали сегодня ночью, задача была достичь видения, достичь фиксации в заданную область и воспринимать ее так, как будто мы фактически там находимся. И мне кажется, (это сугубо мое личное мнение), как только ученик научался молниеносно (или более-менее адекватно в какие-то сжатые сроки) концентрироваться на объекте, развивать концентрацию (что называется дхъяна в йоге), и входить в состоянии видения (что в йоге называется состоянием самадхи), как только в нем вырабатывался устойчивый навык - отпадала необходимость совершения бесконечного перепросмотра. Потому что ты уже мог сместиться в любой момент в любое время.

Про классический перепросмотр рассказали. Теперь про списки полевого перепросмотра. Для удобства вспоминания весь период делится по годам, либо по пятилетиям, по десятилетиям, по территориальному признаку (это происходило в том городе, это происходило в другом городе). Потом вся местность делится по интересам: дом, работа, учеба, увлечения, товарищи. И в этих квадрантах прописываются люди, и дальше не к каждому отдельному человеку прописывается, а есть рамочка и прописываются события ко всем людям этой рамочки. И, желательно, выбрать первое событие. Это будет начало восприятия, начало обуславливающего поля - самое первое событие, которое происходило в этом пространстве, смещаемся в это событие и используем естественное развитие, чтобы просматривать, что же происходило. То есть мы входим не в статическую картину, а мы сразу входим в дхъяну, в картину, которая движется. И она движется в том направлении, в котором она и разворачивалась: возникают люди, возникают наши взаимодействия, возникают наши реакции, это все перетекает одно в другое и внутри этого поля каким-то образом распространяется. В этом методе перепросмотра не обязательно все люди и все события перепросматривать, но обязательно ключевые моменты: памятные люди и памятные события, которые привели к изменениям. Не просто встретил Петю – здравствуй Петя. Если нет ключевого момента – это не взаимодействие. Мы сейчас не рассматриваем с психологической стороны, как нам разобраться в конкретной ситуации, и не с точки зрения «забрать назад энергию», а с точки зрения изменить свою точку отождествления. Нас не интересуют эмоции. Если это ключевое событие давайте туда попадать. Наша задача не разобраться почему, а наша первостепенная задача рассмотреть все детально, чтобы обрести видение. Достичь максимального восприятия, имеется в виду, достичь по всем каналам восприятия. Потому что только полное восприятие говорит об абсолютном выравнивании и абсолютной фиксации.  Абсолютная фиксация – это когда ты присутствуешь. Вот наша абсолютная фиксация находится здесь и сейчас, абсолютное отождествление.

Повторюсь, наша главная задача добиться видения, добиться выравнивания, добиться самадхи. Второстепенная задача – это выявление аспектов социализации, для этого есть другие стили перепросмотра, и выявить свои поведенческие стереотипы. Но первое это все-таки видение.

Когда мы рассматриваем человека, как объект, ищем его делание, с целью выравнивания на это делание, мы фактически концентрируемся на абстракции. То есть при полевом методе перепросмотра, когда объектом наблюдения является человек, тогда во взаимодействии искать аспекты социализации (каким образом мы обуславливаемся) либо мы смотрим на его делание. Его определенное делание дает определенный результат, и мы хотим понять его делание, мы ищем в человеке его делание. В человеке мы можем искать его делание и концентрируемся на неопределенной абстракции. Для чего? Не для того, чтобы понять, почему человек такой, а для того, чтобы понять, как достичь аналогичного результата. Как в себе выработать определенное делание, какую абстракцию в себе нужно развить (а навык это ведь абстракция), чтобы достичь такого же делания (достигающего определенный результат). Иногда, чтобы выявить определенное делание нужно смотреть не на одного человека, а на несколько. И отсюда выходит еще один стиль перепросмотра, который я назвал «потоковое созерцание абстракций».

Мы пытаемся отыскать какое-то делание. И мы видим, что это делание присутствует в разных людях. Мы составляем список этих людей (Внимание! Это не классический метод перепросмотра и это не полевой метод перепросмотра) и начинаем смотреть, какими качествами эти люди обладают. Эти качества вскрываются при взаимодействии с ними. Хорошо изучать людей, с которыми мы взаимодействовали. Составляется список этих качеств по одному человеку, по второму, по пятому. По разным людям невероятные количества качеств они разные и не похожие и не понятно как они достигают результата в определенном действии. Где у них скрыто делание. В результате ты начинаешь смотреть на людей в целом; в поле восприятия помещается не один человек и не одно событие, а помещается несколько людей с несколькими качествами. Похоже  на компьютерную игру: натаскиваешь несколько и начинаешь их сопоставлять, как бы сдвигать-тасовать этих людей. В какой-то момент поиска - люди выстраиваются в общую линию, находится общее абстрактное качество, как правило, это одно, ну максимум два делания.  Даже природное делание формализуется в абстрактное понятие. Мы находим это абстрактное понятие и дальше мы начинаем концентрироваться на абстрактном понятии и приобретать качества, необходимые для этого делания, которое мы выслеживали. Понимаете о чем речь?

Об изымании энергии из ситуации, если ситуация пошла не здорово и об интеграции опыта и о наблюдении связей в происходящих событиях - я уже сказал выше. Повторюсь: первостепенная задача – это возникновение достижения состояния видения и изменение точки отождествления. Второстепенная задача – это получение опыта из той ситуации. Неважно негативная ситуация или нет. Если сложная ситуация, значит, еще лучше, значит, это наше узкое место, значит, его нужно осознать. И значит, его нужно как-то проработать  и проработанную осознанность использовать в дальнейшей своей деятельности.

Изымание энергии из ситуации, если ситуация развивалась не здорово. Смотрите. Если вы считаете на перепросматриваемую ситуацию у вас не здоровая эмоциональная реакция, вы начинаете волноваться, вы начинаете переживать, у вас начинают сбиваться мысли, то, значит, нужно эту ситуацию проработать, потому что прошлое не должно вызывать каких-то эмоций, его нет. Извлечение энергии было указано в классическом методе. Там говорилось, что нужно возвращать свою энергию посредством овладения видения. На ситуацию нужно смотреть как на картину, пронизанную линиями мира, которые связывают вас с этой картиной. Значит, вам нужно видеть картину, вам нужно видеть линии мира, которые вас с ней связывают и вам нужно дыханием рассортировать линии: свои забрать себе, чужие линии мира – отдать из себя. Бывают очень сложные ситуации, и их проработка требует нескольких подходов. За один раз ситуацию проработать нереально. Она настолько глубоко в вас вплетена, что одного – двух – пяти - десяти получасовых и часовых проработок недостаточно. Рекомендация: если вы встретили сложную ситуацию -  заведите отдельную тетрадку, и выписывайте в нее архисложные ситуации, и время от времени к ним возвращайтесь, прорабатывайте, и очень тщательно  достигайте эмоционального состояния, впадать в эмоциональное состояние не страшно, страшно эмоционировать бесконтрольно. А если вы вдруг впали в эмоцию, вспомните Арджуну, и бесстрастной решительной рукой воина возьмите  мужественно это чувство, увидьте его, скажите: «да, я эмоционален, но я работаю с ситуацией», и вы начинаете переживать эту эмоцию, освобождать с себя от чужеродных связей и возвращать свою энергию.   


Рецензии