Активисты перемен

Активисты перемен. Тезисы.

на фоне МАНИФЕСТа
Парижской Конференции по климату
Финальная версия
International Association on Social Quality


Наконец-то и мировое сообщество пришло к пониманию, что идеи Вернадского опережали время жизни автора. Только сейчас, в условиях критического обострения проблем, носящих глобальный характер, становятся ясными его слова. Народовластие, демократический подход к устройству общественной жизни, эволюция культуры, науки и возрождение народной жизни, основательный пересмотр подхода к природопользованию — все это и составляет ноосферу. Судьба Земли и судьба человечества — это одна судьба.

Одномерные решения не могут решить многомерные проблемы, подобные тем, с которыми мы в настоящее время сталкиваемся. Подготовленный Международным советом по социальным наукам (совместно с ЮНЕСКО и ОЭСР) Всемирный доклад по социальным наукам за 2013 год («Изменяющаяся глобальная окружающая среда») показывает, что эти недостатки возникают потому, что изменение окружающей среды все еще рассматривается, прежде всего, в терминах естественных наук. По причине чего социально- экологические, социально-экономические, социально-политические и
социокультурные измерения устойчивости не получают достаточного внимания.

Это показывает также, что локальное деление в общественных науках (включая
экономику и право) так же существенно,  как и деление между самими общественными
науками, и между общественными и естественными науками.
Мы испытываем недостаток в комплексном подходе, который связывает все соответствующие измерения человеческого существования с проблемами, инициированными изменением климата. Это препятствует созданию знания о взаимосвязанных процессах в этих измерениях.

Академический мир должен сделать вклад в развитие политики и принципов
управления, которые ориентированы на движение к устойчивому развитию,
усиливающему социальную справедливость, человеческое достоинство,
солидарность в пределах общества и между обществами, а также равные
возможности для всех народов мира; Чтобы позволить университетам и академикам преодолеть дисциплинарные, бюрократические и просто обычные границы, мировые силы направляют общие академические усилия на изобретение новых концептуальных и методологических подходов, которые образуют связи между огромным разнообразием
исследований, связанных с устойчивостью (развития). Такие усилия должны быть
нацелены на создание комплексного понимания устойчивости, подходящего для
рассмотрения многомерных проблем, таким образом, предлагая альтернативы
чрезмерно упрощенным подходам, которые применяются многими
правительствами и деловыми кругами; Результаты этих усилий должны быть настолько доступными, чтобы стимулировать и мобилизовать людей, сообщества и влиятельных политиков на всех уровнях, чтобы действовать как позитивные силы в разнообразных процессах движения к устойчивому развитию.

Нужны «АКАДЕМИЧЕСКИЕ АКТИВИСТЫ ПЕРЕМЕН»,
чтобы способствовать работе на концептуальных и методологических уровнях и обмениваться результатами, особенно для и из «массовых уровней». И в решении этой проблемы мирового сообщества  важнейшее место принадлежит "ноосферному движению".

Ноосферное движение может трактоваться как союз не только заинтересованных в "ноосферном" развитии субъектов из разных ветвей науки и практики, но также движение всех творчески созидательных  людей, создающих  разными способами производство знания, питающие  комплексное развитие общества;  образующих некое созидательное гражданское сообщество,  в конечном счёте , благодаря союзу ноосферного знания и эмпирической деятельности для "ноосферного" развития.  Серьезным препятствием на этом пути  является разночтение учеными разных ветвей науки и практиками  общей для всего человечества темы - что есть  «Ноосфера» и какой должна быть концепция движения к идеалам Ноосферы, интегрирующая достижения естественных, общественных, технических и гуманитарных областей знания.

Наряду с понятием «ноосфера» есть термин, связанный с особого типа мышлением. Он появился сравнительно недавно. Речь идет о ноосферном мышлении. Оно, согласно мнению ряда исследователей, характеризуется несколькими специфическими признаками.
Самый важный из них – высокая степень критичности.
Далее – внутренняя установка человека на улучшение биосферы, на создание материальных благ, способствующих этому.
Важная часть ноосферного мышления – приоритет общественного над личным (особенно в решении научных задач). Это стремление решать необычные и не решенные кем-либо задачи.
Еще один компонент ноосферного мышления – стремление понимать комплексную сущность процессов, которые происходят в природе и социуме.

Актуальная задача ноосферного движения - объединение всех заинтересованных в ноосферном развитии (= устойчивом развитии) специалистов и структур для  взаимного информирования и взаимодействия в решении теоретических и практических проблем развития. Причем объединения не на эпизодических семинарах, слушаниях, конгрессах, а в повседневном общении в разных сетевых сообществах через электронную почту и всемирную паутину, совместные ноосферные проекты и продукты.
В среде ученых есть мнение, что не каждый человек предрасположен к ноосферному мышлению от природы. Многие люди и вовсе не знают, что такое ноосфера. Однако, полагают исследователи, человека можно обучить искусству освоения данного типа мышления. Это должно происходить в рамках так называемого ноосферного образования. Главный акцент в обучении здесь ставится на возможностях мозга человека. Согласно теоретикам ноосферного образования, люди должны научиться стимулировать появление в себе позитивных устремлений, тягу к гармонии с окружающим миром, желание понимать объективную сущность происходящих в обществе процессов. Если позитивные устремление привнести в политику и решение экономических проблем, то человечество сделает огромный шаг вперед. И в этом представляется главная задача Академических активистов перемен.




МАНИФЕСТ
Парижской Конференции по климату
Финальная версия
International Association on Social Quality
www.socialquality.org


 


Рецензии