Можно ли первый роман написать гениально?

 
Можно ли самый первый роман написать гениально?

(Для тех, кто пишет сейчас свой первый роман)
 
В поисках «философского камня», способного превратить любой литературный текст в гениальный, я перелопатил множество литературоведческих статей и рефератов. Универсального средства я не нашёл. Рецепта тоже.
 
И на вопрос: «Можно ли первый роман написать гениально?» — могу с оговоркой ответить: в принципе, да, можно. Потому, что ничего особенного в гениальной художественной литературе нет. Для примера рассмотрим два сатирических произведения: «Похождения бравого солдата Швейка», и «Двенадцать стульев». Оба этих романа в наше с вами время называют гениальными сатирическими произведениями.
 
Роман о Швейке был написан Ярославом Гашеком (но не завершён) в 1921-1923. Это был первый и единственный роман, написанный чешским писателем. Первый роман о великом комбинаторе, Остапе Бендере, был написан Ильфом и Петровым в 1927-1928. Как видите, время написания этих двух романов выглядит не продолжительным. Но, в каждом видимом есть то, что мы часто не видим.
 
Ярослав Гашек впервые представил читателям Швейка в 1912 году в сборнике рассказов «Бравый солдат Швейк и другие удивительные истории». И накопительный писательский опыт о своём герое у Ярослава Гашека (включая его личный военный опыт во времена Первой мировой войны) на момент написания романа о Швейке выглядел вполне солидно.
 
Согласно литературоведческой истории, Валентин Катаев (в личных интересах) предложил Ильфу и Петрову идею написать роман о поиске бриллиантов, спрятанных в стульях. Рабочим импульсом для «Двенадцати стульев» послужил рассказ Конан Дойла «Шесть Напролеонов» (из сборника рассказов о Шерлоке Холмсе). В этом рассказе скульптор, укравший знаменитую чёрную жемчужину, прячет её в гипсовом бюсте Наполеона, а таких бюстов он делает шесть. Потом, чтобы отыскать жемчужину, скульптору приходится разыскивать эти бюсты и разбивать их один за другим.
 
Приступая к работе над романом, Ильф и Петров уже имели большой опыт написания фельетонов и сатирических статей, и «набили руку» на лёгком, юмористическом стиле сочинении текстов. Не получив никакой литературной помощи от известного писателя, под крышей имени которого должен быть издан будущий роман, Ильф и Петров справились с поставленной задачей и написали объёмный роман в короткий срок. А Валентин Катаев, прочитав первые главы романа, милостиво отказался от его редакционной правки и от всякого соавторства. Нужно отметить — это был благородный поступок. В наше время такое встретишь не часто.
 
Если отбросить все таинства накопления опыта и вынашивания сюжетов, то написать свой первый, гениальный роман в реальные сроки вполне возможно. Для этого нужно найти умного соавтора, у которого есть всё, чего не достаёт вам. Работа в соавторстве многими писателями отвергается (делить славу, деньги), но часто именно работа в тандеме может дать хороший результат для тех, кто хочет оставить след в литературе.
 
Ещё один уникальный пример единственного романа, — написанного женщиной, — и получившего мировое признание.
 
Американская пресса в своё время писала: «Значительно число читателей данной книги, но не она сама…». Незначительной особой была Маргарет Митчелл. А значительное число читателей всего мира прочитало (и до сих пор читает) её роман «Унесённые ветром».
 
Неисповедимы пути писательского успеха. До сих пор сложно объяснить, почему и как этот роман был написан, издан и стал достоянием литературы.
 
Маргарет Митчелл была классическим примером, можно сказать, эталоном писательской безалаберности и неорганизованности. Она писала роман как попало, без всякой стройной системы. И начала писать его с последней главы. Потом, уже вразнобой, дописывала другие главы, причём, иногда переписывала их не согласуя с предыдущими. Это происходило по причине долгого прерывания работы над романом, иногда полной потери интереса к нему или банального писательского кризиса, когда не знаешь, о чём писать дальше. Помимо всего, над ней насмехались, считая, что ничего путного Пегги (так звали Маргарет друзья и знакомые) написать не сможет. Но провидение вело её к писательской славе.
 
Вообще, дорогие читатели, если бы написанные и напечатанные страницы руками Маргарет могли бы сами описать свою историческую жизнь, то это был бы триллер о житие романа «Унесённые ветром». Каждая глава романа хранилась в отдельном конверте. Это помогало страницам романа выжить. Сами конверты с вложенными в них страницами выполняли разные функции. На них сидели, стояли ногами, они подкладывались под ножки стола или тумбочки. Они лежали, хранились, валялись в кладовках, под кроватью. И при этом, время от времени, открывались для пополнения своего историко-романтического содержания. Были периоды, когда вся эта кипа конвертов испытывала леденящую душу угрозу выброса на помойку. Не знаю, наверное, этому роману надо поставить памятник за его живучесть и невероятную по силе пробиваемость к читателю.
 
Привожу отрывок из книги Финис Фарр "Маргарет Митчелл и её "Унесенные ветром". В этом отрывке вся подноготная состояния рукописи будущего знаменитого романа, когда её измождённые страницы попали в руки помощника редактора издательства.
 
«Желтая бумага поблекла и рассыпалась. На некоторых страницах Маргарет писала карандашом над печатными строчками, изменяя почти каждую из них. Встречались разные варианты одной и той же главы, противоречащие друг другу, а отдельные главы просто отсутствовали, так как еще не были написаны или все еще лежали среди кастрюль и сковородок на 17-ой Восточной улице, и, как объяснила Маргарет мистеру Лэтему, первой главы не существовало вообще».
 
Всё-таки есть бог писателей. Иначе бы не свершилось то, что свершилось.
Ну что ж...
Вспомним добрым словом тех, кого уже давно нет. У всех писателей прошлого сложные судьбы. И судьбы их романов тоже. Не теряйте надежду. Может быть, бог писателей сейчас смотрит на вас.
------------------------------------------
12 декабря 2015 г.
В. Сандовский


Рецензии
Здравствуйте. Конечно можно, если до того публиковали исключительно повести и рассказы (Бог писателей)

Вадим Яловецкий   25.07.2016 13:59     Заявить о нарушении