Последний неожиданный визит

Зима набирала обороты и с каждым новым днём морозы становились сильнее и сильнее. Так получилось, что сегодня я осталась дома одна. Отец с матерью ушли с утра на работу, младшая сестра убежала в школу. Как только все ушли, я растопила печь и решила просто сегодня отдохнуть. Отец и мать будут поздно, а сестра после школы сразу пойдёт играть домой до своей подруги одноклассницы. То, что я буду дома одна меня совсем не страшило, наоборот, радовало, так как остаться одной выдавалось редко и этого мне не хватало. День пролетел незаметно. За это время я успела посмотреть телевизор, почитать книгу, сварить ужин. Также я не забывала про печку, в которую нужно постоянно подбрасывать уголь. Я не заметила, как наступил вечер. Зимние дни короткие, сейчас только пять часов, а за окном сумерки. Стоя около печи и наблюдая за игрой пламени, я услышала тихий стук в дверь. Стук был до того тихий, что не будь я около печи, которая расположена в прихожей, то этот стук я бы и не заметила. Странно, но я никого не ждала. Родители рано с работы прийти не могли, сестра, раньше восьми, сказала тоже не придёт. Тем более, что они б точно не стучали в дверь, а просто взяли бы и вошли. Стук повторился. Подойдя к двери и прислушавшись, я ничего не услышала.
- Кто там? - спросила я
- Пусти дочка, пожалуйста, погреться Христа ради, - послышался тихий и слабый женский голос.
Я быстро открыла дверь и на порог нашего дома вошла низкая согнутая старушка, одетая в старое продырявленное пальто, на голове был одет простой летний платок, запутанный в несколько мотков.  На ногах у старухи были старые, видавшие не один год дырявые валенки. За старухой, как партизан, в дом зашёл морозный воздух, паром, стелившийся по деревянному полу, как свидетельство крепчающего мороза.
Я ничего не успела сказать, как старушка медленно прошла к печи и села на стоявшую у неё тумбочку и протянула свои озябшие руки к горячей плите. Я долго вглядывалась в эту пожилую женщину и старалась вспомнить, откуда я её знаю. Я не знала, что делать и как отнестись к такому вторжению в дом и поэтому просто встала и стала наблюдать за старушкой. Немного обогрев руки она прижала их к груди и подняла голову, и взглянула на меня. Сколько горя, боли было в этом взгляде...
- Спасибо тебе добрая девочка, что пустила погреться. Прости старую бабку, пожалуйста. Вот видишь, как получается...
У меня не было слов, я просто стояла...
За небольшое время, что она у нас была, мы больше не проронили ни одного слова.
Как пришла старушка медленно, также медленно и ушла, прошептав перед дверью: «Спасибо тебе деточка ещё раз».
Когда все пришли поздно вечером домой, то я никому не стала говорить о визите старушки.
На следующий день я ушла в училище, и весь день дома отсутствовала. Вечером родители сообщили, что сегодня утром нашли мёртвой нашу дальнюю соседку бабу Матрёну в собственном холодном доме под одеялом. Отец рассказал, что баба Матрёна раньше была сильная и волевая женщина, которая держала в руках всю свою семью - мужа и двух детей: дочь и сына. Семья практически ничем не отличалась от остальных советских семей - работа, дом, школа... Будни и праздники встречали не хуже и не лучше нашего. Со временем дети подросли. Дочь вышла замуж и уехала далеко от родительского гнезда и больше никогда не появлялась. Они состарились, муж умер. С престарелой матерью остался только непутёвый сын - лентяй и алкоголик. Раньше она хоть как-то справлялась с ним, но с возрастом это становилось труднее. Выбрав время, когда она отсутствовала, сын все вытаскивал из дома и продавал за копейки, а то бывало и за пузырь самогона. Дом пришёл в упадок. На последнюю полученную пенсию старушка купила уголь и немного дров, но не уберегла. Сын ночью всё вывез и продал. И сам сбежал. С наступлением холодов, отапливать дом было нечем, а просить у кого-то не хватало гордости. Вот старушка заболела и померла...
Я весь вечер проплакала в подушку, вспоминая весь вчерашний вечер, когда бабушка навестила меня. Она просто пришла немного согреться перед собственной смертью. А я ведь могла и не открыть двери...

03.12.2015


Рецензии