Разговор по душам

Ждать своего автобуса оставалось примерно с полчаса, и чтобы скоротать тянувшееся жвачкою время я решил переждать его в сквере, недалеко от памятника   под названием « Узел памяти», напротив одного из старых торговых магазинов Магадана – Восход.
Облюбовав, на мой взгляд, более удобную лавочку уселся, положил рядом свою небольшую поклажу, стал наблюдать за движением,  так  сказать протекающей жизни вокруг меня.

Минут пять сидел один, пока на край скамьи не уселась старушка не по моде в драповом пальто, со старомодной темно- коричневой хозяйственной сумкой в руке. Она открыла ее,  порывшись в ней, достала очки с проволочными дужками. Я в душе улыбнулся,  точно такие очки   видел в обиходе своего дедушки, который давно уже почил. И лишь когда  она определила их туда, куда положено, повела по мне снизу вверх взглядом, положив свою сумку себе на колени.
За моей спиной вдруг что-то зашуршало и невесть откуда взявшийся голубь резко  сел на ее сумку, что вызвало у меня резкое удивление. Старушка от неожиданности откинула голову назад, слегка охнула, но в дальнейшем быстро придя в себя, легко стряхнула птицу на асфальт с восклицанием:
-Что ты, что ты, милок! У меня больше ничего нет. Где же ты так долго пропадал?
Слова были сказаны так, словно знала всех городских голубей индивидуально. Голубь важно заходил перед ней с тихим воркованием, а старушка слегка водила, рукой не давая птице снова предпринять свое намерение.  При виде такой неожиданной сцены я усмехнулся, и она, как бы читая мои мысли, заговорила, не поворачивая  в мою сторону голову, а лишь скосив в мою сторону взгляд:
-Где не пройдусь, везде меня замечают, видят, а я без очков не всегда, где уж там. Вот у тебя глазки маленькие, мельче бруснички, а видишь, нашел меня. Лети в другое место, у меня больше ничего нет, вот пойду к Григорию, может какого порченого зерна  отсыпит. Спасибо что не отказывает, добрая душа, не так как некоторые - хлебных крошек не выпросишь. Чего доброго и налают еще.
-Любите голубей? – осторожно начал с ней разговор.
-А как божью птицу не любить? Она по своей природе к человеку льнет. Птица красивая, очень доверчивая, она доброту быстро замечает и не к всякому пойдет.
-Да ну! – возразил я. – Кто чаще кормит к тому и летит.
-Каждый по - своему судачит, - буркнула она.- А после?
-После? На этом контакт закончится.
-То-то и оно что закончится, так часто бывает, - старушка показала на голубя, который вероятно не думал улетать. – Вот я пойду, и он будет меня провожать до самого дома. Я их руками никогда не трогаю.  Этого сизого я знаю еще до первой его линьки. Везде меня находит,  где бы ни была, на этот раз опоздал, свои птичью дела, видать, задержали. Они чувствуют, когда у меня в сумке чего есть.
-И давно вы их кормите?- старался продолжить разговор.
-Как сказать? Как только появились в нашем городе.
-Интересно! А не вспомните, в каком приблизительно году?
-Где-то в пятидесятых. В одно время появились, потом перевелись, или их перевели. Снова появились, только, кто завозил --не приходилось слыхать. Может, как и воробьи, гнездились на кораблях, вот и попали сюда, от своего гнезда птица не всякая улетит, я так думаю. А может и кто из моряков  любителей.
-Видно вы уже здесь порядочно, - констатировал я.
Старушка лукаво глянула на меня.
-Ишь, ты! А кто ты будешь, раз так интересуешься? В иные года были некоторые, скажи, что не так – нервы все вытянут, а не то так еще статью пришьют. Сейчас жизнь спокойная, только не до конца додуманная, не знаешь до которой поры. Оно-то тоже - говори да знай меру. Так и до войны было и до чего дошли. Как ни правитель, так и не знаешь чего ждать.
-Значит, все же остерегаетесь? – спросил я слегка саркастически.
-Береженного - бог бережет, - вздохнула она.
-И отчего он вас бережет? – допытывался я, глянул на часы. Время еще позволяло вести с ней разговор.
Она отвернула от меня голову, внимательно смотрела куда-то вдаль, я подумал, что своими расспросами зашел слишком далеко, она вправе встать и уйти, этим прервать мое назойливое любопытство. Но старушка вопреки моим мыслям не торопилась  уйти, как и не ответить на мой вопрос, продолжала смотреть  на что-то заинтересованно, пока не промолвила с некоторым негодованием и совсем не относящее к нашему разговору:
-Ты гляди! Опять спустил с поводка собаку. Ведь знает, паразит, что она больно кусучая. Переподало ему, и не раз, так ведь не кается. А все кичится - я ветеран. Может верно, но смотря чего. С него ветеран, как с меня  балерина. Однажды вижу: идет, грудь колесом, а на ней медальки прицеплены, смотрите, мол, я каков. Точно накупил, помню, еще в сорок третьем его этапом сюда привезли, а освободили после смерти вождя. Я к нему: что же ты бесстыжий, творишь!? Где это ты их добыл, не уж - то кого из ветеранов наказал. Смотрит на меня наглой рожей, ухмыляется.
-А ты, старая, докажи.
Прикинула в уме, неужели ошиблась, на человека зря налетела. Поспрашивала у людей, убедилась, что я права. Такие псевдо вояки умеют изворачиваться, лагерь научил. На дне памяти политических смотрю, и там он светится. Везде суется, себя показать  старается, интервью дает. Удивляет то, его всюду принимают, а меня, вижу, бояться стал, старается со мной не встречаться и сейчас видно не видит. Вот взять, к примеру, одну мою ровесницу по дому, ей досталось с лихвой, всю войну прошла, мужа посадили так она сюда за ним, не посмотрела на все невзгоды. Мы с ней долго не знались, так, порой встретимся на улице, перекинемся по паре слов. У меня муж, когда еще жив был, приболел, и посоветовали, медвежьим жиром   натереть. А где его взять? В аптеках? Так там совсем другие растирки, поплакалась ей при встрече, она - добрая душа и скажи, мол, пойдем ко мне, я тебя выручу. У нее на ковре увидела  награды, и подумалось, мало ли люди чего собирают, а оказалось, это ее награды. Шел слух, что она слишком грубая, я не замечала, после увиденного уважать ее стала, не то, что выскочку. За нее говорят; у нее два диплома, чего не знаю, верно - или нет.
-И чем она занимается?
-Обычно чем занимаются в наши годы? Естетственно, внуков нянчит.
-А вы голубей кормите.
-Много ты понимаешь, у каждого своя судьба. Ты тоже, интересуешься, а сам-то как?
-Да так, всякое бывало, - ответил я.
Она опять окинула меня с ног до головы и мне показалось что как-то странно, поправила на голове сбившийся на бок платок, и произнесла:
-Раз до которых лет дожил - то понятно. И внуки, поди, есть.
-Не только,- усмехнулся я.
-А у меня так сложилось, что на старости лет никого не осталось, - сказала с некоторой жалостью.
-Что же так?
-Рассказывать долго, да ни к чему, только напрасная трата времени. И что ты, мил человек! Видно не городской раз с такой поклажей сидишь, городские с такими сумками не ходят. За продуктами видно приехал? – определила она.
-Верно! – сказал я и добавил: - пенсию получил вот немного и скупился по пути.
-А я еще не получила, мой день не настал.
-Ну и как, хватает пенсии? – спросил я.
-Сейчас терпимо, не так, как было раньше. Было время, что хлебушка не за что было купить.
-И как выкручивались? Работали где?
-Да так, дворы подметала, нет-нет да чего и найдешь порой, а бывало, люди по своей доброте сами давали. Нет, я не просила. Однажды припекло, пенсию задержали, туго пришлось - хоть удавись. Два дня во рту и крупинки не бывало. Думала от голода свалюсь где. Решила с протянутой рукой пойти, только куда подальше от своего дома, где меня никто не знает. Стыд - то какой! Выбрала один магазин, закуталась платком, поставила коробушку и присела подле нее. Ходят люди и словно не замечают, мне так обидно стало, хоть плачь. Посидела так с полчаса, кто-то все же кинул в коробушку несколько монет, благородная душа, на половину булки хлебушко хватит, думала уже уйти. А тут выходит такой расфуфыренный парень, скосил на мою коробушку глаза и говорит:
-Ты, бабка, тут не сиди, не положено.
Растерялась я, глаза слезами заволокло, дрожащей рукой стала собираться, копеечки рассыпались. Увидел мою растерянность, и видно жалость ко мне пробудилась, положил руку мне на плече и спрашивает:
-Пенсии сколько получаешь?
-Да как и все, - лопочу сквозь слезы.
-Стой, бабка, здесь, не уходи, я сейчас.
Скрылся за дверью магазина. И правда, быстро выходит, дает мне, я такой купюры еще не видела.
-На, - говорит, - и больше не стой здесь.
Старушка посмотрела на меня и тяжело вздохнула.
-Вот видите, парень выручил вас, - сказал я.
Старушка скосила глаза, повела плечом.
-Ан ты каков! Думаешь, я ее потратила? Не надо примерять всех по единой мерке. Я совесть свою не растеряла, я ее, эту купюрку за образ Николы Чудотворца положила. А сейчас ничего, терпимо. Вон чего только в мире творится, а мы живем, не такое видали, – она повела в даль рукой: - А он медальки нацепил, собаку  на поводке держит. Вот так правильно, а ты иди, на автобус опоздаешь, видать тебе далеко…
Я согласно кивнул головой .


 



Вот молодые мамочки катят своих чад в пестрых колясках, со всех  сторон шуршат шинами машины, вот и Магаданский  биг- бенд отбил положенное время, туда- сюда снуют люди разных возрастов.


Рецензии