Из записок о нашей семье. Ляпины, главы 1-6
Посвящается нашей маме Наталье Николаевне Тишиной (Ляпиной)
Из духа семьи и рода, из духовного и религиозного осмысленного приятия своих родителей и предков - рождается и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства.
И.А. Ильин.
ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ
Родителями нашей мамы Тишиной Натальи Николаевны были Николай Степанович и Ефросинья Семеновна Ляпины. Мы знали только бабушку Ефросинью - Бабаничку( как на украинский манер называли её все внуки).
Деда Николая поглотила Революция, он пропал в 1919 году. О нём нам в детстве никто не рассказывал. В последние годы жизни о своём отце часто вспоминала мама, а так как она жила более 30 лет в моей семье, то мне удалось записать её воспоминания. Сейчас я вижу все недостатки этих записей, но теперь уже не у кого спросить, уточнить, как всё было на самом деле, и я довольствуюсь тем, что записала и что помню из своих детских впечатлений.
ЛОСЕВЫ
Девичья фамилия нашей бабушки Ефросиньи (Бабанички) была Лосева. Родилась она на Полтавщине в 1890 году в многодетной украинской семье. Ее отец Семен был сельским учителем, а мать Пелагея Никитична занималась знахарством. Они имели четырёх дочерей и одного сына. Дочерей звали: Софья, Домна, Ефросинья, Ефимья, а сына - Даниил.
Мама вспоминала, как её дядя Даниша часто говорил: "Все девчата, а я один".
Семья приехала в Уральскую область в конце 90-х годов девятнадцатого столетия. В то время шло переселение малоземельных крестьян и сельских обывателей из Левобережной и Правобережной Украины на окраины России. По Закону о переселенцах Пелагея и Семен Лосевы получили по 8 десятин на душу и обосновались на хуторе в селе Сладком, который находился в двадцати пяти километрах от города Уральска.
Все дети в семье Лосевых родились на Украине, и они сохранили родной язык. Я помню, как в день рождения своей матери Ефросиньи наша мама собирала уже её немногочисленных родственников. После угощения женщины садились на ступеньки крыльца дома и говорили только по - украински. Певучий, очень мягкий язык мне нравился. Это, вероятно, и был настоящий украинский язык с Полтавщины, сохранившийся в первозданности, как это водится у всех украинских иммигрантов мира. Голос Устиньи, племянницы Ефросиньи, звучал громче всех. Она говорила несколько надтреснутым, скрипучим голосом; наш папа, шутя, называл ее "скрипачкой".
Устинья была высокой, худощавой женщиной со смуглым лицом и черными прямыми волосами. О ней у меня есть такая запись: "Устя (Устинья) выходила замуж четыре раза, и все мужья от нее сбегали. Грозился ее оставить и последний муж, поэтому запирали ворота, а ключ прятали. Однажды, когда был праздник и в доме гуляли, новоиспеченный муж Усти пытался открыть калитку, но не смог. Тогда он залез на забор и даже уже перекинул одну ногу, когда Ефросинья бросилась к нему и стала уговаривать его остаться, но он сказал: "Нет, Крёсна, уйду". И с этими словами перекинул другую ногу, спрыгнул и исчез в темноте. Больше его никто никогда не видел.
2. ДЕТИ ПРАДЕДА СЕМЁНА И ПРАБАБУШКИ ПЕЛАГЕИ ЛОСЕВЫХ
Из Лосевых мы хорошо знали только Домну, старшую сестру нашей Бабанички. После смерти её сестры Ефимьи она взяла на воспитание двух племянников - Василия и Георгия Стениных. Позже из посёлка Сладкова она переехала в Уральск, и как только Василий женился, стала жить в его семье. Домна заменила Василию мать, а его детям стала бабушкой. Наша семья дружила с семьёй Василия, и мы часто бывали у них. Они жили вблизи реки Чаган в небольшом кирпичном домике. Из своего предвоенного детства помню большой портрет дочери Домны, который висел в проходной тёмной комнате. На портрете, как на фотографии, была изображена девочка в полный рост с венком на голове и распущенными лентами по плечам. Её толстая коса доходила до пояса. Одета она была в типично-украинский наряд: кофта и фартучек - вышиты разноцветными нитками, а пышная тёмная юбка доходила до пола. Выглядела она весёлой и счастливой. Запомнилось благоговение и отсутствие всякой горечи в рассказе Домны о ней. Но почему-то мне казалось, что Домна придумала эту девочку, и никакой дочери у нее не было. Попробуй сейчас объяснить, почему я тогда так думала. Вероятно, мамино короткое замечание, что Домна никогда не выходила замуж, дало мне повод считать, что портрет был просто картиной.
Домна вела всё домашнее хозяйство в семье племянника и своим трескучим голосом распоряжалась так, что и невестка Мария и сам Василий спокойно и естественно воспринимали её главенство. Никогда не было и намёка на то, что Василий не её кровно-родной сын.
В 1941 году Василий ушёл на фронт. Домна вместе с Марией и внучкой Галиной пережила тяжелейшие годы войны и помогла сохранить Василию дом и семью.
Прожила она 106 лет и оставалась в здравом уме до последних минут жизни. Однажды, когда летом я приехала к родителям, мы с мамой посетили её. Уже слепая, ощупав мои руки и лицо, она узнала меня и назвала - Тамара. Когда Домна умирала, её хоронила семья: благодарный, хотя скупой на слова, сын Василий, невестка Мария и четверо внуков - Галина, Нина, Павел и Георгий. Они прощались с матерью и бабушкой, которая посвятила им свою жизнь.
Пытаясь найти сведения о пропавшем без вести младшем брате Василия Георгии Стенине, я обнаружила, что Домна была родным человеком и для Георгия. В 1941году в двадцать лет Георгий ушёл воевать, но через три месяца попал в плен. В персональном листе учёта военнопленных шталага 1 – В Хохенштейн (ныне Ольштынке, Польша) в пункте «Name und Anschrift der zu benachrichtigenden Person in der Heimat des Kriegsgefangenen» (Имя и адрес человека на родине военнопленного, которого надлежит уведомлять), написал: «Tётя - Сычёва Домна, улица Плясунковская, дом 12, город Уральск.
Единственный брат Ефросиньи (Бабанички) Даниил был грамотным, интересным человеком. Со слов нашей мамы, все родственники относились к нему с большим уважением. Он был религиозным, ежедневно читал Библию и мог интересно толковать её. Так в детстве мама слышала от него про “Откровение Иоанна Богослова” и о предсказании будущей смертоносной войны. Девочкой я запомнила мамин рассказ и особенно слова: «огонь будет пожирать всё живое, а люди будут видеть воду и сгорать от жажды, но пить воду будет нельзя. Все будут искать смерть и не найдут её, и т.д.» Еще и в помине не было компьютеров и, разумеется, никто не знал, что появится Интернет, а Даниил в начале двадцатого века предсказывал, что "мир будет опутан «Паутиной»". Слово "Паутина№ я услышала от мамы в 50-е годы и только в 80-е слова “ всемирная Паутина” стали широко употребляться. Я вспомнаю мамин рассказ и удивляюсь предвидению Даниила.
В конце жизни Даниил ослеп. Он умер на 95 году жизни.
Самая младшая сестра нашей Бабанички Ефимья умерла от холеры, которая свирепствовала в Уральске после осады города в 1919 году. Судьба детей Ефимьи оказалась в руках нашей бабушки, поэтому об Ефимье будет рассказано в
главе, посвящённой Бабаничке.
3. ПРАДЕД СЕМЁН И ПРАБАБУШКА ПЕЛАГЕЯ НИКИТИЧНА (ЛОСЕВЫ)
О прадеде Семене известно мало. Нет в моих записях и его отчества. На Полтавщине он был сельским учителем, но когда семья обосновалась на хуторе в селе Сладком Уральской области, он уже не учительствовал. Мама запомнила деда Семена в саду, когда он срывал вишенки с деревьев и угощал ими своих внуков.
Прадед Семён был небольшого роста, полноват; он повторился внешностью во внуке Иване, младшем брате нашей мамы.
Прабабушка Пелагея Никитична была замечательной женщиной,- известной знахаркой на всю округу. Высокая, худощавая, с лицом, испещрённым многочисленными морщинами, она была очень набожна и отличалась необыкновенной активностью. Пелагея работала постоянно сама и заставляла всех вокруг себя трудиться. Известно, что она пешком ходила в Киев на Богомолье в Киева - Печерскую Лавру.
Пелагея имела талант лекаря. Она лечила не только людей, но и животных. Вот как мама вспоминала свою бабушку. "Бывало, глядим, - идет, отшагивает наша баба Пелагея. Это пешком-то все 25 километров из села Сладкова в Уральск! А устанет, сядет в степи у дороги, снимет юбку или кофту и начнет заплатки ставить. Когда придет в Уральск, нет, чтобы полежать, отдохнуть, - бежит тотчас в аптеку, накупит разных порошков и составов, все завяжет в узелки и спрячет в мешок.
Один односельчанин поранил ногу косой. Поехал в город к врачу, тот стал лечить, но нога не переставала гноиться и болеть. Много раз он ездил в Уральск, сколько денег поистратил, а ноге лучше не становилось. Обратился он к бабе Пелагее. Та стала прикладывать к ноге тряпки, пропитанные только ей известным составом, и при этом шептала что-то. Скоро ноге стало лучше, и человек поправился”.
Вспоминала мама и другой случай. ” Привели во двор корову, у которой было бельмо на одном глазу. Пелагея оттянула корове веко и резким движением руки всыпала толченый сахар в глаз. Со временем бельмо у коровы пропало. Приходили хозяева и благодарили Пелагею”.
Рассказывала мама и про себя. " Мне было 19 лет, когда пришло время родить Лиду. Мать ( Ефросинья) отвела меня в роддом у Золотой церкви. В роддоме схватки прекратились, и я тайком убежала домой. Пока ждали подводу, чтобы отвезти меня опять в роддом, боли открылись вновь. Баба Поля ( Пелагея) была в тот день у нас. Она положила мне что-то на спину, пошептала и боль прошла. В роддоме я благополучно разрешилась Лидой.
А когда у меня началась грудница, баба Поля лечила меня так: засунула мочалку за ручку печной заслонки , а брусок положила прямо в печь. Нагрев их, по очереди, то мочалку, то брусок, крест - накрест, шепча молитву, клала мне их на грудь довольно долго, а потом намазала камфорным маслом, завязала шалью и сказала: - Сиди, пока не развяжу. И ведь вылечила мне грудь, и врача не надо было звать".
К сожалению, своих секретов Пелагея детям не передала. Ни одна из её дочерей не умела лечить её методами, да и внучки не были в этом замечены, хотя в нашей семье есть врачи.
До революции Лосевы торговали. На базаре в Уральске они имели маленькую лавочку. Торговали вяленой рыбой и субпродуктами. Оптом скупали рыбу, обливали ее маслом, подвешивали к коромыслу, ходили по базару и продавали. Скупали также печень, почки, сердце, легкое. Все это варили и продавали кусочками. Всем заправляла Пелагея, а семья помогала ей. Бывало, на весь базар слышится ее голос:
- Пара почек, сычугов, сычугов!
- Пара почек, сычугов, сычугов!
Именно от своей бабушки Пелагеи мама запомнила шутливый обман на базаре.
Сорок, сорок - рубль сорок.
Спички брал? - Нет.
Плати рубль семьдесят!
Умерла Пелагея в начале 30-го года. Ей было 91 год. В тот вечер она рано легла спать, а утром не встала. Пошли будить её, а она уже была холодная. Все Лосевы умирали тихо и в возрасте 90 и более лет, выполнив все, предназначенное Богом в их жизни. Вот и Пелагея ушла, - никому не доставила никаких хлопот. Об этом часто говорила мама: "Вот так бы и мне уйти".
4. ЗАМУЖЕСТВО ПО СОВЕТУ
На базаре рядом с лавочкой Лосевых была лавка некой Фимы, на которую мастерицы шили нижнее бельё, а она его продавала. Мама рассказывала: "Тётя Фима снимала квартиру у сапожника Степана Несторовича Ляпина, лавка которого находилась с другой стороны лавки тёти Фимы.
Степан Несторович Ляпин, был известным в городе сапожником и добрым семьянином. Рекламой своего товара в лавке он сделал пару маленьких, очень аккуратненьких сапожек, которые сшил его сын Николай.
В лавочке Лосевых, где всем заправляла Пелагея, работали все её дети. Они привозили на тележке товар, делали закупки, торговали в лавке и каждый день увозили домой непроданный товар. Чаще всех Пелагее помогала внучка Ефросинья, или, как ласково ее называли в семье, - Фросенька. Ей было 17 лет, и она считалась невестой, как тогда говорили, была «на выданье». У Ляпиных же был жених Николай, трудолюбивый мастеровой юноша; в свои двадцать лет уже умелый сапожник.
И надумала тетя Фима поженить этих детей. Браки по совету в те времена были обычным явлением. Они продумывались взрослыми, опытными людьми и нередко оказывались счастливыми.
Удачным стал и союз Ефросиньи и Николая. В нашей семье хранится свадебная фотография. С неё на нас смотрят очень молодые жених Николай Степанович Ляпин и невеста Ефросинья Семёновна Лосева. Они почти одного роста. У Николая открытое, волевое лицо. Он крепко держит руку невесты, невольно показывая, что берёт ответственность за неё и их будущую семью.
Невеста стоит, опустив глаза; ее рука покорно отдана уверенному в себе мужу. Жизнь подтвердит впечатление от фотографии. И если бы не революция, судьба самого Николая (Коленьки, так называла его Фросенька), судьба Ефросиньи и ее детей была бы другой, не столь трагичной.
5. ПРАПРАДЕД СТЕПАН НЕСТОРОВИЧ И ПРАПРАБАБУШКА ЕВДОКИЯ
ЛЯПИНЫ
Когда Ефросинья вошла в семью Николая, еще живы были его отец и мать Степан Несторович и Евдокия. Свекор и свекровь и особенно золовка Александра, сестра Николая, с любовью приняли тихую, услужливую и очень работящую невестку.
Семья была мирной, бесконфликтной. Мать Николая Евдокия всегда была всем довольна. Наша мама с юмором вспоминала свою бабушку:
"Бывало, отдает постирать кофту и при этом обязательно скажет: - Ты, Фросенька, постирай только рукава да воротник, а так - то она чистая". В семье царила удивительная мягкость в отношении друг к другу, уважение, боязнь обидеть или обременить кого-то.
Отец Николая Степан Несторович был хорошим сапожником, держал лавку обуви на базаре и нанимал работников. Об одном из работников я записала рассказ.
«Звали работника Митя. Бывало, пропьётся до нижнего белья, придет зимой к Степану и просит: "Степан, не дай душе пропасть, возьми меня, век не забуду". Степан, добрая душа, пожалеет его и возьмёт в дело. Митя начнет работать. Мастер - сапожник он был хороший и скоро появятся у него деньги. Пройдет время, он купит себе одежду, начнёт выходить гулять. А то пойдет на базар, купит печень, муку, сало и просит Ефросинью: “Фрося, испеки мне пирог, да побольше.” Фрося испечет пирог жирный, - всё в сале плавает. А дядя Митя позовет детей со всего двора и угощает. А то наймет пролетку, посадит в нее детишек и везет к театру. Купит самые дешевые билеты и счастливые дети артистов смотрят.
У дяди Мити на одном глазу был тик, и глаз дёргался, мигал. Однажды он стоял у билетной кассы театра и покупал билеты. Вдруг какой-то мужчина стал бить его и кричать: " Зачем моей бабе подмигиваешь?" Когда разобрались в чем дело, то смеялись все и даже кассирша и мы дети.
С наступлением тепла дядя Митя исчезал, и все о нём забывали». рассказ " дяде Мите" я слышала несколько раз, и всегда вместе с доброй памятью к этому человеку я отмечала у неё нотки гордости за своего деда Степана, доброго, милосердного к людям человека.
6. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ
Николай и Ефросинья поженились, в 1904 году. Семья отделилась от родителей и жила в "Большом" доме Ляпиных на втором этаже. Каждые два - три года рождались попеременно девочка - мальчик: Ксения - 1905г., Василий - 1908 г., Наталья - 1910 г., Иван - 1913 г.
Николай был хорошим семьянином. Он много работал, и семья жила в полном достатке. Стремление « жить хорошо» проявлялось впоследствии и у детей Николая. Об уровне жизни семьи свидетельствуют фотографии, на которых счастливая Ефросинья одета богато и модно.
Детей фотографировали ежегодно. На одной из фотографий старшая дочь Ксения гимназистка, и сын Василий,вероятно, ученик; он держит книгу в руке. Дать детям образование было главной целью в жизни Николая.
Мама говорила, что он мечтал открыть собственный магазин, и Ксению посадить за кассу. Сыну Василию планировал дать самое высокое образование, так как в школе хвалили его неординарные способности и большую любознательность.
Однако жизнь распорядилась иначе - Революция и Гражданская война не только разрушили планы Николая, но и лишили детей отца.
Свидетельство о публикации №215121200961
Алиева Эльмира 24.03.2016 22:07 Заявить о нарушении