Рождественская сказка моей бабушки

Когда мне было 4 или 5 лет,  в канун Нового   года, мой папа купил и принёс домой стройную, чудную, зелёную ёлочку.  Папа поставил её в ведро, закрепил камнями, чтобы она не упала, затем засыпал камни песком, залил их водой и водрузил на небольшой столик в углу комнаты, предварительно обернув ведро белой простынкой.
Я уже знала, что на Новый год ставят и красиво украшают ёлки или ели. В детском саду Черноморского пароходства, в который я ходила, всегда устанавливали большую ёлку в центре зала. Её наряжали, подвешивая сверху стеклянные цветные шары и стеклянные бусы, а пониже - разные  фигурки, сделанные, в основном, из цветной бумаги и  спрессованной ваты. Среди них были маленькие деды-морозы с мешками подарков за спиной, снегурочки, а также пудели, цветные петушки, зайчики, белочки с орешками  и многие другие зверушки. Все эти украшения из бумаги и ваты были покрыты каким-то блестящим веществом, (думаю, измельчённой слюдой).  Трогать эти игрушки не дозволялось, т.к. слюда, которой они были покрыты, осыпалась, и  оставалась на руках и одежде.
В праздничные дни, когда нас, детей, заводили в зал  и включали маленькие цветные лампочки на украшенной ёлке, мы, заворожённые, сначала затихали. А  потом появлялись Дед-мороз и Снегурочка, и  ликованию не было предела. Мы водили хороводы вокруг этой ёлки, пели песни, танцевали и читали стихи.  На её макушке светилась красная звезда. Затем, каждый из нас получал подарок – конфеты, печенье и, конечно же, - мандарины.
Мне с детства   полюбился этот красивый праздник, не только потому, что он был связан со сказочно - сверкающей ёлкой, подарками, сладостями, но и потому, что он всегда был связан с запахом мандаринов или апельсинов, которые бывали только в Новый год, и (к сожалению), в очень ограниченном количестве.
Возвращаясь к моим первым сознательным воспоминаниям о ёлке, которую купили и поставили мои родители в доме, могу сказать, что я с нетерпением ждала, когда же её начнут украшать? С антресолей достали ящик с ёлочными игрушками. Мама  открыла его и я обомлела от восторга. В этом ящике, переложенные ватой, находились такие прекрасные и такие хрупкие цветные стеклянные шары,  нанизанные на толстую нить разных размеров и форм стеклянные бусы, 3 или 4  маленьких чайничка  из тончайшего стекла, исключительно изящной формы, один из которых был разбит. Я заплакала. Мне было жалко, что разбилась такая красота. Но особенную притягательную силу имели  2 очаровательные фарфоровые куклы. Правда, у одной из них  была отломана рука, а у другой нога. Отломала кукле руку, ещё в детстве, совершенно случайно, моя мама. Ну а как отломалась ножка,- неизвестно. Ведь небольшая коробка с ёлочными украшениями побывала с бабушкой во Владивостоке, прежде чем попасть в Одессу.  В ящике было довольно много бумажных и ватных зверушек покрытых слюдой, о которых я уже говорила, а также маленьких  щипчиков с резными отверстиями сверху. Я спросила, для чего они?  И бабушка объяснила, что это держатели для свечей.  Раньше, на рождество, когда ставили рождественские ёлки,  в них вставлялись маленькие свечи, которые поджигались в праздник. Но это было довольно опасно, т.к. часто приводило к пожарам. Почему эти ёлки назывались рождественскими и что такое рождество?- я не знала и попросила бабушку рассказать мне об этом. Она пообещала рассказать, когда я пойду спать.
Папа уже несколько дней занимался тем, что соединял какие-то проводки и прикреплял к ним маленькие лампочки, которые  старший брат Валера старательно раскрашивал в разные цвета акварельными красками. Когда я спросила их, что они  делают, папа ответил, что они делают гирлянду для ёлки. В продаже в те годы не было ни стеклянных шаров, ни гирлянд, ни каких - либо игрушек вообще, не только для ёлки.  И мой папа делал эту гирлянду  сам. Мама и бабушка (я им тоже, как могла,  помогала), оборачивали  в  тонкую серебристую  фольгу грецкие орехи и маленькие мандаринки.  Они также привязывали  к ним и к  конфетам, нитки с петелькой, которые тоже должны были  быть подвешены на ёлку. Можно сказать, что каждый вносил свою лепту в подготовке к празднику.
Бабушка и мама пекли сдобные пирожки с капустой и грибами, и  вкуснющие  пироги с маком. Они готовили салат «оливье» с отварным мясом, (а не с колбасой, как это принято сейчас), салат с крабами и «винегрет» с фасолью.  Обязательно варили холодец, запекали большой кусок мяса и зажаривали гуся с яблоками. На праздничных столах всегда были маринованные - Белые грибы, или смесь подберёзовиков и подосиновиков, которые всегда осенью, нам присылала папина родня из Брянска. Они присылали их в стеклянных банках, в посылках, туго  наполненных  сухофруктами. И ни разу, сколько я себя помню, ни одна банка из посылки, не была разбита. Наряду со всей этой вкуснотищей, всегда на столах были соления. Бабушка и мама из года в год, засаливали в  дубовых бочонках - огурцы и капусту с яблоками, которые также присылались из Брянска.  Этими яблоками были или «белый налив», или «антоновские яблоки», запах и вкус которых, я помню до сих пор. А ещё были «мочёные, т.е. квашеные»,  помидоры»,  которые  искуснейшим образом засаливала старшая сестра моей  мамы – т.  Аня.  Таких потрясающих по вкусу помидоров, я никогда больше в своей жизни не ела.    
Но главными блюдами  праздничного  стола (по крайней мере, для меня)  были компот из сухофруктов, который назывался Узваром,  и  РОЖДЕСТВЕНСКАЯ КУТЬЯ!!!

  Возвращаясь к рассказу о моём первом сознательном впечатлении  от Рождественской ёлки, помню, что день подошёл к концу (для меня),  и мама сказала, что мне пора идти спать. Мне не хотелось идти в постель, и я начала «канючить». Но бабушка сказала, чтобы я ложилась, а она придёт и  расскажет мне рождественскую сказку.
Я легла, и моя бабушка впервые тогда рассказала мне сказку, (а может, легенду),  о Рождестве Христовом и о том, почему в этот праздник, в каждом доме принято ставить и украшать ёлки. Я никогда и  нигде в литературе не читала ничего подобного об этом. Поэтому, я думаю, что это была сказка, которую придумала моя бабушка в канун праздника - Рождества Христова. Это была моя самая любимая сказка и я часто просила бабушку рассказывать мне  её вновь и вновь.
Моя бабушка была верующим человеком. Она рассказывала мне о том, что, когда она училась в гимназии, им преподавали «Закон божий». Я не совсем понимала, что такое  «Закон божий», но слушала и верила тому, о чём мне говорила бабушка. Она  была исключительно Мудрым, Добрым и Светлым Человеком. Поэтому все любили и уважали её.
---
Итак, когда свыше было предсказано о рождении  Иисуса Христа - сына божьего на земле, -  эта весть разнеслась по всему миру. И первыми узнали о ней волхвы – мудрецы-звездочёты с востока. Они увидели Новую звезду  родившегося Царя Иудейского и решили пойти за этой звездой, чтобы поклониться Ему. И привела эта звезда  волхвов в город Вифлеем Иудейский, и остановилась над местом, где был рождён  младенец. И они вошли в дом, где в яслях лежал новорождённый. Волхвы увидели младенца и  Марию, - Его Матерь. Тогда они склонились перед Ним. И достали дары, которые принесли Ему. Этими дарами были золото, ладан и смирна, которые высоко ценились там.
А за волхвами пришли пастухи, пасущие стада свои близ Вифлеема. Им, пастухам, явился Ангел Господень и возвестил великую радость для всех людей, ибо родился в городе Вифлееме -  Спаситель, который есть Иисус Христос – Господь.
И много Ангелов явилось, чтобы поклониться младенцу.
Среди Ангелов был один, самый молодой, у которого не было подарка для новорождённого. Тогда он поднялся на своих мощных, белоснежных крыльях высоко-высоко в небо, и полетел . Он сверху оглядывал землю, в поисках подарка, который можно было бы преподнести младенцу. В своих поисках он залетел далеко-далеко на север. Внизу, под ним простирались леса, поля, сплошь покрытые белым снегом, реки и озёра, скованные льдом, но ничего, - что можно было бы принести в дар новорождённому, - он не смог найти…
И тогда Ангел заплакал. Сквозь слёзы, которые застилали ему глаза, он, вдруг,  увидел маленькую, красивую, зелёную ёлочку. Он спустился на землю и сорвал её.
Летя обратно, он продолжал плакать, потому что в сравнении с другими дорогими дарами, которые подносили младенцу, его дар был слишком беден. Слёзы продолжали литься из его прекрасных глаз, и,  капая на  ветки ёлочки, они начали зажигаться разноцветными огнями.
Когда же Ангел прилетел к новорождённому, и, склонившись, преподнёс ему свой дар, младенец вдруг улыбнулся и протянул свои маленькие ручонки именно к этому дару.
С тех пор стало традицией на Рождество Христово устанавливать зелёные ели и сосны, и украшать их игрушками, лакомствами и разноцветными огнями. Я уснула, и мне снились улыбающийся младенец,  Ангелы,  красиво украшенные ёлочки и подарки…
Проснувшись утром,  я наяву увидела такую сказочно - прекрасную ёлочку!!!  Она  сияла  цветными огоньками гирлянды, которую сделал  мой папа  и лампочками, раскрашенными в разные цвета моим старшим братом Валерой.  На  этой  ёлке,  наряду  с теми немногими стеклянными шарами и бусами, которые сохранились в моей семье в те послевоенные годы, а также игрушками из  бумаги и спрессованной ваты (покрытыми   блестящей,  но  осыпающейся слюдой), -  висели маленькие мандаринки и грецкие  орехи, которые с любовью обернули серебристой  фольгой  и повесили мои мамочка  и бабуленька. А под ёлкой, в снегу из пушистой ваты, стоял Дед-Мороз, - в белом тулупе из ваты, переливающейся сверкающим инеем от обилия толчёной слюды, с посохом в руках и большим красным мешком подарков за плечами…
Теперь я знаю, что они делали всё это для того, чтобы в моей памяти, с детства, сохранилось чувство любви к этому замечательному  празднику  -  празднику  Красоты, Чистоты,  Веры  и  Любви!!!
   
Одесса, 2 февраля 2011г.
Ф


Рецензии