Крабы Татарского пролива

       Вы ели когда-нибудь краба – вкусно? Прежде чем краб попадёт к вам на тарелку, он совершает множество приключений. Краб – это десятиногий ракообразный обитатель морских глубин. На себе он носит хитиновый панцирь, а под ним в своих ногах мясо – краба изысканейший и очень полезный продукт. Видов краба много, но особо любимый – камчатский краб. Пусть вас не смущает название камчатский, на самом деле он широко распространён и ловится во многих других морских регионах. Его даже искусственно развели у берегов Норвегии. Обитает краб на глубинах 20-200 метров, во время отлива может сам выползти на берег.


       Два города-порта где в основном базируются рыбацкие суда Хабаровского края это Советская Гавань и Ванино они находятся на побережье Татарского пролива в разных концах одного обширного залива. Место самой природой создано, как специально для строительства порта. При  царе эта бухта имела громкое название Императорская Гавань. Видать те, кто давал название, видели уже тогда в этой удобно расположенной бухте громадное значение для проникновения России к Тихому океану.


       В наше время это два захудалых города, которые остановились в развитии, а в девяностые годы здесь процветала безработица и как следствие наглый бандитизм уголовников и спортивной мафии. Город Ванино держится за счет того, что имеет морской порт и пристроенный рядом с ним нефтеналивной терминал.


       В городе Советская Гавань раньше было два судоремонтных завода и большая база тралового флота. Заводы в то время оказались без заказов и встали. Сейчас остались почти пустые корпуса все, что имело ценность, растащено и продано по дешёвке на металлом. Для примера, на заводе остался один работающий еще иногда башенный кран. Крановщик для тог чтобы начать работать каждый раз разворачивает и сворачивает электрические кабеля, потому, что если оставить на ночь, то обязательно сопрут.


       База рыболовецкого флота была растащена за несколько лет. Несколько десятков крупных судов способных добывать рыбу по всему океану и делать прямо на борту продукцию в виде баночек с консервами была разграблена. Суда утащили в Китай тоже по дешевке по цене металлолома. Народ пробовал бастовать, объявляли голодовки, но все бесполезно. Отчаявшись, народ бросал все: квартиры, продавал за бесценок домашние вещи и уезжал, кто куда мог. Многие опустились, спились и сейчас бичуют перебиваясь случайными заработками.


       Те, кто по-хитрее, нажились на этом развале успели частично скупить старые не большого тоннажа суда. Эти ржавые без ремонта коробки в основном состоящие из судов типа «РС». Что по документам обозначает рыбацкий сейнер, а в народе их прозвали «рысаками» и еще «черной сотней». Эти не большого размера суда имели экипажи из восемнадцати человек, могли работать на добыче краба. Технологический процесс состоял в том, что такое судно, имея в наличии до двух десятков порядков с крабовыми ловушками, приносило хозяину судна доход до миллиона долларов в год. Все происходило так, хозяин за взятки добивается в органах «Рыбвода» разрешения для ведения промысла краба в объеме, к примеру, двадцати тонн. Это количество он может легко поймать за месяц работы, но судно работает круглый год. В чем секрет? Судно ловит краба и возит его на сдачу в японские порты Вакканай, Румои, Отару и только, если его проверят в море инспектора, они зафиксируют количество пойманного количества краба на момент проверки. А до проверки судно по бумагам не ловило краба, а все время выставляло порядки стояло сломанное и так далее и тому подобное. Проверяющие инспектора уходили не с пустыми руками, примерно каждый получал от двух до пяти тысяч долларов в зависимости от конкретных обстоятельств.


       Что же происходило на самом деле. Рыбацкая доля требует удачи, здесь нельзя гарантировать успех заранее. Но вот пример: один удачливый капитан по кличке Чапаев не боялся ни чего и, его уважительно называли - Рыбаком. Он знал всегда, где можно взять краба сразу и много. Экипажу он назначал время отхода судна из порта обычно «ноль» часов и ни когда, ни кого не ждал. В это время отдавали швартовые и судно «РС» уходило на промысел. Работали без отдыха и день и ночь, а это не легкий труд, особенно когда холодно и штормит. Этот капитан работал почти в любую погоду. За два дня судно под завязку, а это до восьми тонн живого краба забивало трюм и шло на сдачу в Вакканай. Восемнадцать часов перехода, сдается продукция, получаются деньги, судно как «новогодняя елка» увешанное заставленными на палубе подержанными японскими автомобилями и направляется в родной порт. На борту судно часто работали матросы рыбаки только за то, что предоставлялось право провезти машину, за это они два дня работали как проклятые. Капитан держал жесткую дисциплину, недовольство подавлял сразу, мог заехать в рожу, если кто покушался на его авторитет. Но он мог работать и давал зарабатывать другим, поэтому почти ни кто не роптал. Тем более что кормил он очень хорошо без ограничений ешь, сколько влезет, лишь бы ты пахал на палубе.


       В то время среди капитанов процветало воровство порядков с крабовыми ловушками. Эти порядки обычно состояли из 50-100 ловушек соединенных капроновым канатом, рыбаки называют его «хребтиной». На эхолотах ловушки видны опытному взгляду, тогда если есть желание можно опустить за борт «кошку» ползущую по дну и зацепить этот порядок, он поставлен чужим судном. Затем есть два варианта вытащить краба и положить порядок на место.
Во втором варианте забирается и краб и порядок, который перетаскивают в другое место и выставляют. Были такие суда, которые выходили в море, не имея своих порядков, и ни чего работали и к концу рыбалки имели, уже считай, своих сворованных у других до двадцати порядков. Чапаев на этом и погорел. Дело в том, что моряки знают свои порядки то цвет, определенный у дели, то завязки именно их  и другие признаки.


       Тот, у кого Чапаев снял порядок, пожаловался представителям спортивной мафии. Итог выбитые у Чапаева зубы и пришлось откупаться построенным под городом Находкой коттеджем и навсегда распрощаться с рыбацким флотом. Мафия наказывает строго и, наверное, справедливо.


       Центром, откуда исходило руководство уголовной мафией в те годы, стал город Комсомольск на Амуре. Основная часть населения во времена правления коммунистов работала на военных заводах. Здесь строились и атомные подводные лодки и лучшие в мире истребители. После правления Гайдара – губошлепа город впал в стагнацию. Предприятия встали, народ оказался лишенным даже минимальных заработков, не отдавали уже заработанное. Переключится на другую деятельность, населению трехсот тысячного города в короткий срок было почти не на что. В городе расцвела уголовщина, здесь и раньше селилось много вышедших из тюрем и зон город в тридцатые годы построили зэки, а не якобы комсомольцы. Возглавил уголовный мир вор в законе Джем. Его главным козырем в проводимой политике была установка грабить только богатых и не трогать трудягу - мужика. Он строго запрещал в своей среде потребление наркотиков и вел себя не зависимо от Московского общака.


       Постепенно Джем захватил многие бразды правления в разваливающейся рыбной промышленности. Он назначал с помощью угроз и подкупа своих людей в рыболовецкие колхозы. Эти колхозы имели в не большом количестве морские суда способные вести промысел и краба и креветки – самых, валютоёмких морских объектов. В самый короткий срок за несколько лет уголовная мафия захватила большую часть рыбной промышленности. Колхозы после захвата в них собственности ставленниками Джема переорганизовывались, суда уводились из родных портов в другие порты и тут же переименовывались. Рядовые колхозники просто «кидались» они рядовые акционеры ни чего не получали так как предприятия объявлялись банкротами. А на самом деле рыбацкие суда бывшая их собственность приносили бешеный доход, но в основном не легальный, так как истинное количество выловленной рыбной продукции ни кто не показывал.


       Спортивная мафия, центр которой располагался во Владивостоке, захватила свою часть добычи от бывшей громадной собственности рыбной промышленности. Эти два гангстерских спрута постоянно воевали из-за передела собственности и сфер влияния. Война шла самая настоящая, и полегло народу немало и с той и с другой стороны.


       В России после застоя и перестройки наступило бандитско-воровское время. Добыча краба была чисто криминальным бизнесом. Нарушалось всё: работали без разрешительных документов, пересекали государственную границу, краба вылавливали, где хотели и сколько могли. От представителей власти, пограничников, таможенников, и рыбинспекторов откупались, для этого у капитанов всегда была валютная «заначка». Выпивка, угощение и продукция в виде крабов, креветки в счёт не шла это, было само собой и попробуй не дай.


       А что простые рыбаки? Это рабы, которые сутками на холоде, ветру, мокрые с ног до головы, измотанные каторжным трудом - пахали и пахали. Крабы добываются в те месяца, где в слове есть буква «Р», а это в основном осенне-зимний период. В море зимой холодно, а если ты ещё и мокрый и одето на тебе столько всего? А надо работать физически и много часов подряд, переодеваться некогда, хорошо, если удастся хлебнуть горячего чая, здесь же на палубе.


        Но не всё так мрачно, наступали порой и светлые минуты, и счастливые дни. В краткие перерывы между выборкой порядка на палубу несли обжигающий кофе, чай и можно снова жить и батрачить. Судно за несколько дней добывает достаточно краба и пошло на сдачу в ближайший японский порт Вакканай. Перед заходом в Японию судно тщательно моют, идёт «генеральная приборка» - японцы любят и ценят чистоту. Во время перехода самое важное проскочить так, чтобы не попасться «Корвету». Корвет это условное название пограничного корабля, он может досмотреть любое судно. От встречи с ним спасает в первую очередь удача (без неё в море ни как). Во-вторых, разведка на берегу сидят осведомители и сообщают рыбакам-браконьерам какой Корвет вышел в море и куда примерно пошёл (север-юг). В третьих работает разведка, в море все рыбацкие суда сообщают в режиме закрытой связи, где Корвет в данный момент и кого он «шманает».


       Всё обошлось,  прошло немногим более 20 часов, и ваше судно, с трюмом набитом крабами стоит на рейде японского порта Вакканай, и ждёт утром разрешения властей на заход.


       Порт Вакканай это самый ближайший к России японский порт. Он находится на северной оконечности острова Хоккайдо на побережье пролива Лаперуза. От острова Сахалин его отделяет всего шесть часов перехода с обычной скоростью 8-10 узлов это скорость рыбацкого судна. От вод, распложенных вблизи города Советская Гавань, его отделяет 18-20 часов перехода. Близость Вакканая к нашим водам сделало его самым привлекательным для сдачи рыбной продукции выловленной в наших водах. Этот не большой город имеет прекрасно оборудованный и укрытый от штормов морской порт. Построенный на узкой прибрежной полосе он тянется вдоль берега и весь состоит из 2-3 улиц в длину и множества коротких поперечных. На вершинах сопок зависающих над городом стоят громадные ветряки частично снабжающие город электроэнергией. Порт стоит на отсыпанной земле, отвоеванной у моря.


       Что бы сделать стоянку судов безопасной во время шторма, продумана система волноломов, которые на подходах к причалам порта разрушают любую волну. Массивные причальные стенки способны одновременно принять ни одну сотню самых разных судов. В основном здесь разгружаются продукцией и бункеруются снабжением рыболовецкие суда и есть специально оборудованные причалы для лесовозов. Утром на рейде Вакканая скапливается до десятка российских рыбацких судов. Все жду сигнала от портовых властей разрешающих заход в порт. Наконец добро получено, и стая судов устремляется к причальным стенкам. Здесь уже экипажи судов ожидают представители фирм. На джипах, дорогих машинах вылизанных до зеркального блеска господа японцы смотрят на грязные ржавые российские рыбацкие развалюхи с презрением они его и не скрывают.


      Тут же подходят громадные фуры-рефрижераторы, автокраны и начинается выгрузка из трюмов краба и креветки. Японские грузчики все как один одеты в одну спецодежду и обязательно в касках и в белых перчатках. Все они низкорослые с кривоватыми ногами обутые в разноцветные резиновые сапоги. Очень быстро трюмы освобождаются от продукции и капитан обычно с представителем фирмы или его доверенным лицом едут сдавать продукцию. Японцы при оценке качества продукции всячески пытаются придраться и занизить и того низкую цену и им это часто удается. После долгих споров и торгов продукция сдана и частично оплачена. Экипаж судов работяги рыбаки получают свои жалкие гроши и устремляются в магазины. Тут уже каждый волен, поступать, как хочет одни закупают по-больше пива и водки, другие покупают то, что нужно семье и самому. Но первых несравнимо больше. У рыбаков тяжёлый труд, длительная по нескольку месяцев оторванность от дома, полное отсутствие на судне женщин - толкает мужиков на пьянство.

 
       Сколько пропито бестолково водки, сколько совершено дурацких поступков после которых и суда оказывались выброшенными на берег, и люди губили себя ни за что. Иногда удивляло то, что пить начинали дорогие напитки водку виски, джины, а похмелялись после нескольких дней пьянки одеколоном. Некоторые экипажи судов, состоящие полностью из пропоиц, чудом оставались на плаву. На капитанском мостике таких судов стояли в дребезги пьяные молодые-сопливые штурмана и с таким же пьяным матросом за штурвалом, а весь экипаж пил по-черному. Могли несколько дней ни чего не варить на камбузе и когда пили, закусывали разной дрянью, а вокруг море, которое не прощает разгильдяйства. Наверное, бог жалел их потому что, не смотря на такой бардак погибших судов, было не так уж много.


       Вот один пример судно затонуло в Охотском море. Вдребезги пьяный штурман заснул прямо за столом на картах, и судно неслось к берегу ни кем, ни управляемое, вахтенный механик услышал, как днище судна стукнулось об камни, и хлынула вода, до берега оставалось метров пятьдесят это и спасло экипаж. Старпом облачился в гидрокостюм и с торосом в руках доплыл до берега. По этому тросу на резиновых лодках высадились на берег. И что, думаете, сразу отметили удачное спасение вывезенной с судна водкой. Судно безвозвратно погибло так как пробоина была громадной  и затраты на его спасение просто бы не окупились. А этот штурман, который заснул просто, потом куда-то исчез, судьба его скорей всего печальная. Капитан чудом избежал тюрьмы, пришлось отдать все, что накопил адвокатом и работать в дальнейшем матросом.


       На многих российских судах особенно не большого тоннажа типа «РС», краба добывали и для сохранности погружали в заранее подготовленные ёмкости с морской водой, а воду насыщали кислородом. За 7-10 дней период добычи краба он сохранялся в этих ёмкостях.


       Японцы очень избалованы морскими деликатесами и если едят, то рыбу только первой свежести, а краба любят покупать живого. Стоит такой краб на много дороже варено-замороженного в зависимости от размера, веса и вида до 50-70 долларов за экземпляр.


       Русские моряки в Японии это особая тема. Начнём с того, что нас ни кто, нигде, не ждёт, не уважает и почти откровенно - ненавидит. Японцы, даже простые работяги-грузчики не скрывают своего пренебрежительного отношения и смотрят на русских моряков с откровенной злобой. Во всех магазинах продавцы особо внимательно следят за русскими покупателями, чтобы они что-нибудь не «спёрли». В некоторых чисто японских ресторанах русских вообще не пускают, о чём сразу же предупреждают вывески с надписью на русском языке - «извините, русских не обслуживаем». Русскому покупателю рады только магазины специально для нас открытые с характерным набором не дорогого, и не очень качественного товара.


       Понять ненависть японцев к русским не трудно. До Второй мировой войны японцам принадлежало половина острова Сахалин граница раздела проходила по 50 широте весь юг острова отходил согласно Портсмунского договора к Японии. Японские рыбаки свободно вели лов на всей акватории Татарского пролива и большей части Охотского моря. Все острова Курильской гряды принадлежали также Японии. Все перечисленные земли очень богаты природными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото и месторождения очень редких металлов. Акватория морей и Тихого океана, которые полностью находились под управлением Японии одни из самых богатых по разнообразию и количеству биоресурсов во всём Мировом океане.


       Спасибо товарищу Сталину и павшим бойцам наших Вооружённых сил, они это всё у японцев отвоевали, а вот пользоваться толком мы этими богатствами так и не научились.
Вторая причина, по которой японцы не любят русских это наше разгильдяйство, пьянство и хамское поведение. Чего греха таить среди простых рыбаков-моряков много желающих что-то своровать. В  магазинах часто воруют всякую мелочёвку, угоняют оставленные без присмотра старые велосипеды, в ресторанах скандалят во время расчётов. Часто происходят драки между русскими после того, как они крепко выпьют в японских ресторанах.


       Русские тоже в своей большей части японцев не любят. В разговорах между собой называют их презрительно - «япошками», «косорылыми», а в душе завидуют их благоустройству, чистоте, шикарным автомобилям, порядку во всём. Всё, что сделано в Японии – величайшего качества и на самом современном уровне. Если вам попалось что-то не качественное, это значит, сделано не в Японии, а в Китае, Малайзии, Тайване, Тайланде, и других азиатских странах.
Национализм на бытовом уровне не искореним, всегда представитель другой нации вызывает не осознанное чувство враждебности.


       Что любят японцы у русских так это наших женщин, довольно часто японцы женятся на русских дамах и далеко не красавицах. Реже, но бывает, что красивые русские парни находят себе пару среди японок. Но это скорее исключение и интересы наши парни проявляют скорее меркантильные, чем искренние чувства, красивых японок на северных островах очень мало.


       В Японии, не смотря на громадное количество автомобилей и порядок на улицах, широко распространено передвижение на велосипедах. Большинство велосипедов оборудовано корзинкой для складывания туда продуктов. У супермаркетов обычно припарковано несколько сотен велосипедов. На них ездят все даже очень пожилые японцы обоих полов.
Русские рыбаки тоже быстро поняли преимущество езды на велосипедах и покупают старые и гоняют с русским лихачеством по всему городу.


       Порт Отару это второй по значимости для российских рыбаков японский порт. Он тоже находится на острове Хоккайдо но в его средней части и выходит на Японское море. Он крупнее и живописнее Вакканая, имеются здесь и старинные сооружения. Вдоль берега из каменных блоков построены бывшие склады, сейчас переоборудованные под пивные бары, рестораны и магазины. Город также вытянут вдоль берега, и соединяется с другими городами частыми туннелями. Сюда приходят громадные пассажирские паромы, перевозящие туристов и всех желающих. На сопках оборудована подвесная канатная дорога для горнолыжников, здесь этим видом спорта увлекаются все. Среди старых магазинов выделяются торговые ряды сверху закрытые стеклянной крышей (меж собой русские называют эти магазины трубами).


        Среди современных магазинов есть такие торговые центры, которые включают в себя и зоны отдыха с ресторанами, и кинозалами. Внутри такого торгового центра можно провести не скучно весь день, не покидая его. Для уставших посетителей, предусмотрена обширная смотровая площадка с видом на море за стеклом с плетеными креслами и скамейками. В старину в этом городе кроме рыболовства широко развитой была сеть мастерских изготовляющих изделия из стекла. Сохранилась такая мастерская, где и сейчас любой желающий может поучаствовать под управление мастера в процессе дутья сувенирных поделок из стекла. Здесь также широко была налажено производство музыкальных шкатулок. В магазинах представлено много образцов такого творчества. Морские города мало похожи на современные мегаполисы. Здесь нет высотных зданий обычно дома не больше пяти этажей. Много одноэтажных домов, но обязательно с не большого размера, но ухоженного садиком. Где непременно есть дерево, камни и необычные для нашего взгляда цветы. Дома принадлежат, вероятно, представителям среднего достатка. Они не большие по размерам и выполнены из легких материалов у нас в России дачи у многих и больше и крепче.


       Отару находится в двух часах езды от крупного города Саппоро, их соединяет скоростное шоссе, по которому можно двигаться, превышая скорость 130 км в час. В горах находятся отели построенные на вершинах потухших вулканов. В одном из них есть целый водный оздоровительный комплекс. В него входят душевые, сауны, ванны с горячей водой из жерла вулкана под открытым небом с открывающимся чарующим видом на вдали расположенные сопки, аллеи из стройных елок, зимой, когда хлопьями валит снег, это всё напоминает сказку. Про снег и снегопады надо сказать отдельно. На земле мало таких мест, где снег может валить хлопьями, не прекращаясь неделями. И только ежедневная его уборка дает возможность двигаться по дорогам. Проходы в сугробах становятся туннелями в тихих местах, где снег лежит не убранным его высота превышает три четыре метра. Японцы убранный снег стараются на машинах подвезти к морю, где трактор бульдозер постоянно сталкивает его с берега в воду. Зимой этот процесс идет бесконечно, а иначе просто все завалит снегом.


       Сколько рыбацких судов занималось в разное время добычей крабов подсчитать не возможно, потому что многие делали это не легально. В корейском порту Пусан, любой желающий судовладелец мог приобрести «удобный флаг». Это такой довольно часто используемый приём для всех кто, занимается чем-то не законным, используя в бизнесе морские суда для их регистрации в чужих странах. К примеру, страна Белиз продаёт приблизительно за 10 тыс. долларов судовладельцу право использовать свой национальный флаг, т. е. судно по бумагам принадлежит этой стране. Белиз, находится в Центральной Америке, до 1973 года назывался Британский Гондурас, население около 300 тыс. чел. Этот полулегальный приём регистрации судов наша рыбацкая мафия использует довольно часто. В случае поимки российскими пограничниками судно под флагом Белиза рассматривается как иностранное, хотя на самом деле кроме русских там ни кого нет. На борту такого судна обычно находится два пакета документов один пакет  - российский, другой страны Белиз. Кто, занимался этим бандитским промыслом, быстро обогащались, одно судно за год работы приносило миллионные доходы их владельцам в валюте, а вот краб к 2000-х годах стал в Татарском проливе заканчиваться и постепенно почти исчез, и добывать его стало экономически не выгодно.
На этой печальной ноте и закончилась эпопея крабового промысла в Татарском проливе.

                Конец


На фото автор, судно "Владимир Сафонов", декабрь 2002 г. В руках краб стригун и камчатский.


Рецензии
Прочитал с большим интересом, потому как в 1983 г. 1,5 месяца просидел в Монгохто в командировке, старшим группы по перегонке трёх ТУ-16 на Балтику. Друзья не раз возили на рыбалку, один раз на крабов. На вёслах отошли на шаланде км три от берега, мне дали кошку и с глубины метров 20 я вытащил сеть, в которой застряли 8 крабов. Как мужики определили место, где надо бросать кошку, теряюсь в догадках. Залив был пологий и ни о каких створных знаках речи быть не могло, как и о маркировке этого места каким-нибудь буем. Чутьё...

С уважением, полковник Чечель.

Полковник Чечель   01.03.2020 15:27     Заявить о нарушении
Думаю для маскировки от чужаков они использовали деревяшку, как поплавок, так часто поступают при ловле краба не далеко от берега.

Владимир Виноградов 3   01.03.2020 15:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.