Слов роса живая. Носите бремена друг друга

Копирайт
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Друг друга тяготы носите.

     Святой ап.Павел в своём Послании к галатам пишет: «Братия! Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости… Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:1,2). О том, что значит носить тяготы друг друга, и о благодатных дарах Духа Святого, которые получат верующие, исповедующие православную веру, рассуждает настоятель храма Св.прмц.Евгении о.Валериан Жиряков.
«Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов», — говорит нам апостол. Я заглянул в толкование Феофана Затворника к этому посланию и обнаружил, что под словами «друг друга тяготы носите» подразумевается не то, что мы должны взять какую-то чисто житейскую ношу и тащить, — имеются в виду душевные немощи. Например, кто-то слишком раздражителен, другой — ленив… Мы все знаем за своими ближними какие-то прегрешения. И если мы будем носить эти их тяготы, то исполним закон Христов.
    
    Кому из нас не хотелось бы исполнить закон Христов?! С нашей стороны цена малая, а результат — спасение души. Но мы знаем, как тяжело, особенно в мелочах, этот закон исполнять, ибо «лукавый прячется в мелочах». Многие мечтают о каких-то подвигах, больших свершениях, а оступаются именно на мелочах. Вот, например, мы исповедовались, причастились, но пришли домой, что-то пошло не так, как нам хотелось, — и всё: мы обижаемся, ссоримся и теряем ту крохотку благодати, что была нам дарована. Поэтому надо всегда помнить, что лукавый пытается сначала не допустить нас до источника благодати, а потом отобрать то, что даровал нам Господь. Как быть? Набираться духовной опытности. Ведь ситуации, из-за которых мы оступаемся, разнятся чисто внешне, но корень зла один — наше раздражение, обида, гнев…
Вспомним слова — великие и страшные, — которые произносятся при принятии человеком Крещения. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти. Ибо что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога. Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:3-11). Видите, Крещение уподобляется смерти. Ап.Павел говорит не о безсмертии души своей, а о совершенно новом значении смерти как сопребывания со Христом, смерти как знамении победы Спасителя.
     В наше время большинство православных людей крещены в последние 20 лет, не получили должного христианского воспитания и не понимают значения смерти ветхого человека в Крещении и рождения нового человека, не понимают, что мы должны ветхую душу потерять, а в новую родиться. А ветхий человек, он никуда от нас не ушёл, он в нас живёт и подчиняет себе часть нас, чтобы атаковать, вести к духовным срывам, потаканиям нашим слабостям, нежеланию и неумению носить тяготы наших ближних. Это не повод для уныния, но повод задуматься о своей духовной жизни.
Вот я вижу, люди ходят не первый год в церковь, некоторые даже побольше, чем я, но порой совершают такие поступки(!), которых не совершали даже на первых порах после Крещения. Они ходят в храм, исповедуются, причащаются, а движения вперёд, рождения нового человека не происходит. Значит, если ветхий человек не даёт родиться новому — надо с ним бороться всеми доступными духовными средствами. Вспомним, что говорил апостол Павел о жизни христианина, о возрастании его: «Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1Кор.15:44). Но сначала душевное, а потом духовное. Эта поэтапность очень важна для нормального развития человека: чтобы для нас в спасительной полноте воссиял дух, необходимо прежде воспитать в себе душевность.
     Часто приходится видеть разительную разницу между тем, что человек приобрёл духовно, и тем, в каком душевном состоянии он находится. На память приходит пример. Мать вымолила своего сына-наркомана. Жертвенный подвиг материнской молитвы принёс добрые плоды: молодой человек стал бурно воцерковляться. Он пошёл на богословские курсы, стал прислуживать в алтаре одного из храмов. Все радовались. Но вскоре молодой человек сорвался и отошёл от церкви. Почему? Потому что Дух где хочет, там и дышит, и человек, придя в храм, сразу же по милости Божией получает богатые духовные дары, и эта начальная благодать буквально несёт его по жизни. Но душевные-то качества у него совершенно не развиты. И эта пропасть не даёт человеку нормально развиваться и достигать вершин духовных. Со временем начальная благодать отходит от нас, потому что мы нисколько не менялись, а лишь принимали и принимали всё как должное. Пришло время подвигов — от слова «подвиг», т.е. каждый должен себя подвигать по пути совершенствования, — а мы к этому не готовы.
Надо в себе и в своих детях воспитывать душевные качества, воспитывать серьёзно и скрупулёзно, тогда и духовные дары упадут на благодатную почву. А зачастую даже в православных семьях детей воспитывают не в христианской разумности, строгости и послушании, а балуют до безобразия. Кстати, в советское время детей тоже воспитывали не лучшим образом. Ведь как считалось? Дети — цветы жизни, дети — наше будущее, всё лучшее — детям. А раньше-то говорили, что старики — наше будущее, ибо старики — это милосердие и почтение к старшим, это воспитание. И сразу всё становится на свои места. А фраза «дети — наше будущее» — дьявольский перевёртыш, воспитывающий эгоцентризм, себялюбие.
     Другой пример. Бывает, пожилого человека пытаются воцерковить, но не всегда это получается. Тут уж наша христианская вера должна проявляться в непосредственной заботе и внимании в житейском смысле. А ещё надо совершить жертву. Какую? — Взять на себя небольшое молитвенное правило, читать канон Божией Матери, покаянные каноны, коли родственники некрещёные. Но делать всё надо по благословению духовника или своего приходского священника. И исполнять это надо постоянно, чтобы потом не было больно и горько, что человек уже ушёл, а с Богом не примирился, и вы не помогли ему в этом.
      
   В последнее время я всё чаще сталкиваюсь с тем, что людям уже просто оставаться в церкви, регулярно посещать её становится очень сложно, а не то что духовно расти и совершенствоваться. Люди претыкаются в простейшем — не могут пережить обиду. И я задаюсь вопросом: «А зачем же ты всё это время ходил в церковь, молился, причащался, если обиды простить не можешь?» Так слабость душевная перекрывает путь к дальнейшему развитию, а порой и назад отбрасывает. Человек должен уметь смиряться и признавать себя неправым вопреки своему ветхому внутреннему человеку. Сам по себе ветхий человек не уйдёт, он уходит только через молитву, смирение и самоуничижение, через сораспятие.
    Пришёл как-то мужчина, кается, что был в ссоре с кем-то. Я пытаю: «А у того человека прощения просили?» Искреннее изумление: «Зачем? Я ведь его простил и на исповеди покаялся, значит, я чист пред Богом». Но как же ты несёшь жертву Господу, а брат твой имеет обиду на тебя?! Нет, ты сначала с обиженным примирись, чтобы не было и малейшего горького осадка на душе, и тогда жертва твоя будет угодна Богу. Это и есть несение тягот ближнего. Помните, «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1Пет.5:5), поэтому облекитесь смиренномудрием.
Приходит на память один неблагоприятный для человека пример. Вот живёт сильный молодой бабуин, у него своя стая, которую он охраняет. Но приходит другой, более сильный самец, который бьёт и изгоняет бывшего вожака с территории. И очень часто свергнутый молодой сильный бабуин умирает от разрыва сердца. Почему? Потому что он не переносит обиды, унижения, потери своей территории. И вот у нас в душе у каждого есть своя, так сказать, ветхая территория. И зачастую если в мелочах человек ещё способен смиряться, то если тронешь его сокровенное — человек становится подобен обиженному бабуину. Но мы люди, мы должны прорвать толщу обид и собственных грехов и прорваться ко Христу и потом уже не отступать ни на пядь.
Надо осознать свою греховность, а то мы себе всё всегда прощаем. Как осознать? Нет ничего проще: чаще всего на наши тяготы и немощи нам указывают наши ближние. Надо только уметь смиренно принять суд ближнего, выслушать, не срываясь на ответные
обвинения и разоблачения. Это действительно очень трудно. Но, смиряясь, мы помогаем ближним нести наши тяготы.
Конечно, раньше было несколько проще: система ценностей и воспитание были одинаковыми, православные заключали браки между собой, а дети с молоком матери впитывали, как надо жить, как себя вести, как семью строить. В наше время эта система полностью разрушена. Значит, надо постараться принять ближнего, возлюбить, как самого себя, и тяготы его тоже возлюбить.
Через что ещё можно получить благодать Божию? — Через послушание Господу, а Господь даст нам возможность нести тяготы легко и радостно. И помните, что вокруг нас постоянно идёт невидимая духовная брань. Над нашей душой, над нашим сознанием постоянно проходит работа. Наш враг всегда начеку, подмечает малейшую нашу слабость и бьёт в самое уязвимое место. Нерадение, всякая немощь тут же преследуется и раздувается. Как этому противостоять? Зная свои слабости, надо заранее молиться и просить Бога отвести напасти: «Господи, не хочу я этого, мне тяжело от этого, но сам я понимаю, что не могу избавиться. Ты, Господи, избавь меня от этого». Просите, чтобы Господь Своею милостию самые корешки ваших смердных дел и грехов выполол.

Записала проповедь: Ирина Николаева
* **
Толкование Священного Писания
Толкования на Гал. 6:2
Свт. Иоанн Златоуст
     Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
   
     «Носите бремена друг друга». Так как невозможно, будучи человеком, быть свободным от недостатков, то (апостол) убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, чтобы и другие сносили их собственные недостатки. Как при постройке здания не все камни получают одно назначение, но один годится для угла, а не для основания, другой для основания, а не для угла, так, без сомнения, и в теле Церкви. Равным образом и в нашем теле каждый может увидеть то же самое, однако же, один член терпит другого, и мы не требуем всего от каждого из них, потому что из совокупности разнообразного состоит и тело, и здание.
     «…И таким образом исполните закон Христов». Не сказал – «исполняйте» (;;;;;;;;;), но – «восполняйте» (;;;;;;;;;;;;), то есть: «исполняйте все вместе совокупными силами, терпя недостатки один другого». Так, например, тот вспыльчив, а ты сонлив: сноси же, в таком случае, его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость. Таким образом, и он не согрешит, когда встретит снисхождение к себе с твоей стороны, да и ты не погрешишь, раз брат твой терпит в тебе то, что для него тяжело. Итак, подавая друг другу руку помощи, когда угрожает опасность падения, исполняйте закон общими силами, восполняя каждый недостатки ближнего своим терпением. Если же не будете так поступать, а всякий станет судить дела ближнего, то вы никогда не достигнете того, чего должны достигать. Подобно тому, как и по отношению к телу, если кто станет требовать от всех членов его одинакового служения, тело ни в каком случае не устоит, так и между братиями произойдет великая вражда, если мы от каждого будем требовать всего.


Божьего благословения читающему,


Рецензии