Та женщина

     Конец октября. Утро. За окном на голых ветках берёз редкие жёлтые листья. Вчера  они безумными искрами метались на ветру под дождём и устилали мокрый асфальт и землю. Сегодня ветер стих и среди веток поплыли белые мухи. Они не падают вниз, а именно плывут слева направо мимо окна. Плывут над серыми тротуарами и желтой землёй...
   Почему-то я вспомнила ТУ женщину. Ах, да - хризантемы на подоконнике. Десять дней как сорваны, а всё ещё свежи. Тёмно-красные, розовые, белые. Я привезла их, когда в последний раз в этом году мы ездили на дачу. Укрывали на зиму розы, виноград и хризантемы.
  В букете на подоконнике только красные - мои, а розовые и белые (как бы это поделикатней выразиться?)...похищены мной на даче у ТОЙ женщины. Виноватой я себя не чувствую - слишком гостеприимно была распахнута калитка,и так сиротливо доцветали хризантемы вдоль дорожек, заросших жухлой травой. Не думаю,что ТА женщина обидится на меня.

                *   *   *
 
  Как часто поспешно неодобрительно мы судим о людях только потому, что они не похожи на нас. Вот мы, дачники,объединены привязанностью к СВОЕЙ земле, к СВОЕМУ участку. Мы всё делаем как все: обрабатываем землю, сажаем растения, ухаживаем за ними. И говорим при встречах об одном и том же: насколько успешно всё это проделываем, какой будет погода и каковы виды на урожай. Иногда сплетничаем друг о друге. Неодобрительные суждения о ком-то из соседей как бы поднимают нас в собственных глазах.

  Чаще всего осуждающе говорили о хозяйке участка, на который я обратила внимание ещё в первый год нашего пребывания на Сокском массиве. Участок выглядел необитаемым,весь был покрыт саморостом вишни, сливы, малины. Кроны деревьев загущены,  с сухими ветвями. Правда, небольшой клочок земли был вскопан. На нём невиданным способом (тесно, с наклоном в одну сторону) посажены помидоры. Небольшая грядка зелени, огурцы - и всё. Остальной огород был прибежищем буйных трав и цветов.

  Два штабеля кирпича, расположенные параллельно друг другу, служили опорой для импровизированного шалаша. В этом странном шалаше виднелась какая-то подстилка: кто-то там, видимо, ночевал или скрывался от дождя...

  Прошло несколько лет,прежде чем на участке появился металлический вагончик с маленьким окошком и трубой для вентиляции. Дверь его никогда не запиралась, а к пробою прикручивалась проволочка в знак того, что дома никого нет. У входа вместо крыльца две коротких дощечки, а рядом два колченогих стула.

  Несколько лет я не видела хозяйку участка, только слышала насмешливые рассказы о ней да любовалась прекрасными ирисами, посаженными вдоль внешней стороны забора. И вот однажды пошла я за лопухами в овражек, который в конце улицы пересекает её и весь зарос диким разнотравьем. Несколько ив возвышаются над травяным буйством. По дну овражка протекает ручеёк, тщательно замаскированный зарослями тростника, конёвки, репейника и другой зелени.

  Спускаюсь я вниз по улице, прохожу мимо покосившегося забора и вдруг вижу на участке странное человеческое существо.Маленькая, худющая, загорелая до черноты, почти обнажённая женщина.Из одежды две тонких полоски ткани на теле и яркая "бандана" на голове. Из-под  неё по плечам и спине разметались белые космы седых волос. На тёмном аскетичном лице ясные, светлые глаза.

  Но особенно меня поразили босые ноги. Я тоже иногда разуваюсь и прохаживаюсь босиком по траве и тёплой земле. Но эти босые ноги с чёрствыми пятками и кожей в цыпках не "прохаживались" по земле; они выглядели так, словно постоянно ходили без обуви.
  Неся что-то в руках, женщина шла к калитке. Глаза наши встретились. Пришлось поздороваться. Я смущённо помолчала, потом неловко пробормотала что-то о босых ногах, колючей траве и поспешила убраться.


 Вечером, когда большинство соседей уехали в город, на улице у нашей калитки я услышала резкий, возмущенный голос. Выглянув, увидела странную женщину, с которой  давеча встретилась. Теперь она была одета и как-то взъерошена. Пылая гневом, женщина обрушилась на меня:
   -Как не стыдно так поступать!
   -Что случилось?- растерянно пролепетала я.
   -Опять к моему забору бросили мешок с мусором! И это не в первый раз. Бросят - и я беру и несу на свалку1 А сегодня срубленную вишню свалили прямо у моей калитки.Куда её? Я даже распилить её не смогу, чтобы сжечь!Как не стыдно людям!
   Ни сном ни духом не виноватая в этих прегрешениях, я, однако,попыталась оправдаться:
   -Мы весь мусор увозим на машине в город. А ветки сжигаем.
 Не слушая меня, женщина негодовала:
   -Испоганили землю! Ёжики и те исчезли. А сколько раньше было скворцов! Где они? Одни вороны каркают. Ничего удивительного,что на участках от муравьёв спасенья нет!Дальше хуже будет, если это варварство не прекратится.
  Понимая, что оправдываться бесполезно - приговор окончательный и обжалованию не подлежит, я со всей кротостью, на которую только была способна,слушала обвинительницу.
   -И как не понимают люди, что себя же губят, захламляя землю! И главное: свой участок холят, вылизывают(показывая на наш забор), а что за забором - им всё равно!

  Во время этой обвинительной речи я чувствовала себя виноватой за всех тех людей, которые захламляют землю и губят природу. Наконец, излив свой праведный гнев на меня( больше, видимо,никто ей под руку не попал), женщина повернулась ко мне спиной и быстро удалилась. А я, с чувством побитой собаки,поплелась к мужу искать сострадания за незаслуженный нагоняй.


  Следующая встреча с этой воительницей  произошла только через год. Я опять шла к ручью за лекарственной травой и увидела её, ТУ женщину. Она изменила причёску: коротко постриженные седые волосы делали её личико совсем крошечным. На ней были выцветшая майка и шорты, на ногах шлёпанцы. Любопытство  заставило меня вступить с ней в разговор  Поздоровавшись, я извинилась, что забыла её имя-отчество(как будто когда-нибудь знала!), назвала себя. Женщина охотно ответила, что зовут её Раиса Фёдоровна.

  Я похвалила её голубые ирисы. А она спросила, куда и зачем я иду с садовыми ножницами в руках.Узнав,что я направляюсь в овражек, моя новая знакомая предложила пойти вместе - ей надо воды набрать из колодца, что за ручьём. Пошли. Я больше слушала, изредка задавая вопросы. Моя собеседница( по всему чувствовалось, она изголодалась по общению)рассказывала то о своём сыне, то о Сокском массиве, каким он был в начале своего существования, то об овражке, к которому мы шли :
    -Когда-то ручей,бегущий по дну оврага,был такой чистый, что из него пили. А потом навалили по берегам всякого хламу, а чистить никто не хочет,-она показала направо: Вот здесь свалили сушняк, я его сожгла, вскопала землю и посадила спаржу.
 Я удивлённо таращилась на поляну, поросшую молодой травкой, но не могла разглядеть никакой спаржи. Моя спутница продолжала:
   -Иву эту я посадила лет пятнадцать тому назад. Видите, как разрослась,-любовно трогая ветку , ликовало Раиса Фёдоровна. А трава-то, трава- мне по грудь!
 "Тебе по грудь, а мне, каланче, по колено",- подумала я, но тоже залюбовалась густой, сочной зеленью. В одном месте тропинка шла мимо забора,заплетённого виноградом. Прямо напротив этой живой стены на зелёной роскоши трав валялась уродливая ржавая панцирная сетка от кровати. Впереди,метрах в ста,красовалась безобразная куча всякого хлама. Раиса Фёдоровна остановилась, схватилась рукой за сердце и, чуть не плача, показала на ржавую сетку:
   -Видите, что творится! Эдакую красоту не пожалели!- она провела ладонью над травой, будто погладила.- До свалки не могли дотащить! Господи, как достучаться до совести этих людей, до их разума?- справившись со слезами, звеневшими в её голосе, женщина попросила: Помогите мне отнести эту железяку на  свалку!

    
    Говоря откровенно, мне бы и в голову не пришло подбирать чужой хлам на улице. К тому же мне нельзя поднимать тяжести. Но как было отказаться? Она , пожалуй, возьмёт своими цыплячьими ручками эту железку и поволочёт её одна! А я окажусь в стане варваров, губителей природы. Подняли мы эту железную уродину и кое-как доволокли до свалки. Моя "гринписница", удовлетворённо отпыхиваясь,оглянулась на помятую траву:
   -Распрямится она!В ней столько жизненной силы!- счастливая экологическим свершением, Раиса Фёдоровна заговорила радостно и оживлённо, видимо, почуяв во мне родственную душу. Она доверчиво рассказывала о своём прошлом. Тогда,ещё при советской власти, она активно участвовала в движении защитников природы.
   -Мы встречались со школьниками, рассказывали о растениях и их значении в жизни человека.Ездили на Волгу, в лес,убирали мусор в местах летнего отдыха. Я и сына своего к этому приобщила. Он никогда ветки не сломает, листочка не сорвёт.
   -Сколько же лет вашему сыну?
   -Тридцать семь.
   -Женат?
   -Нет.
   -Что же не заведёт семью?
   -Зарабатывает мало. На что содержать семью-то? Так около меня и живёт.
   - Да молодым сейчас можно найти способы заработать,крутись только!
 Раиса Фёдоровна помолчала и произнесла с гордостью:
   - Он у меня несовременный. Совестливый и честный. Не может вырвать кусок у другого.
   -Не обязательно вырывать- можно просто много работать!- сказала я , а про себя подумала:"Женское воспитание! Да к тому ещё и советское. Бедный парень, что ты будешь делать, когда мамы не станет?"

  Набрав воды в колодце, мы отправились обратно. По пути я срезала лопухи для себя. Расставаясь у калитки с Раисой Фёдоровной,я посочувствовала,показав на поросший травой участок:
   -Трудно одной  справляться с сорняками! - Ответ поразил меня:
   -А зачем с ними справляться? Пусть себе растут! Всякая травинка жить хочет. А мне двух грядок хватит, - показала она на возделанный клочок участка.- Я ведь не ради урожая сюда езжу, а чтобы босиком по тёплой земле походить.

  Мы распрощались.Больше этим летом я  Раису Фёдоровну не видела. Дружбы у нас с нею не получилось бы.Я слишком обыкновенный человек, а она оригинал-человек.
 Но ,увидев во время последней , предзимней поездки на дачу,участок ТОЙ женщины, вспомнила наши встречи , и мысли о ней не оставляют меня .Почему?
  Говорю себе:
   -Тебе нет дела до этой странной женщины.
 Возражаю:
   -Её жалко, такую слабую, неустроенную,смешную.
 Моё первое "я" убеждает:
   -Она не слабая, если находит в себе силы не быть как все, жить по-своему, не обращать внимания на насмешки и непонимание окружающих.
 Господи, да у меня просто раздвоение личности какое-то! И вдруг объявилось ещё и третье "я", самое беспощадное:
   -Ты ей просто завидуешь!
   -Что?! Чему?
   -Её чистоте, внутренней свободе и верности принципам!
 Вот горе: тут уж следует констатировать  не раздвоение, а расслоение личности! Пришлось моему первому "я" цыкнуть на все остальные и сделать вывод о том,что всяк имеет право жить так, как позволяет ему совесть. Если говорить начистоту, в этом выводе есть некая попытка самооправдания. И поскольку сомнения мои не разрешились окончательно, я записала историю о ТОЙ женщине . Пусть другие судят, которое из моих некстати расплодившихся "я" право, которое ошибается.


Рецензии
Чудесно и легко пишите. Читаю с удовольствием. Тепло и уютно в вашем "доме". Спасибо.

Марина Денисенко   25.03.2017 07:27     Заявить о нарушении
От такого отзыва, уважаемая Марина, я радостно вспорхну из-за стола и,забыв об артрозе и склерозе,запою:"Какой чудесный день, Какой чудесный пень..."
Так что "заходите в мой дом,мои двери открыты"!Спасибо вам, тёплая душа! С уважением Эльвира Минеева.

Эльвира Минеева   25.03.2017 13:33   Заявить о нарушении