Войны Петра I с Турцией и Швецией

   По свержении Софьи Пётр I первые пять лет своего правления предавался  любимым занятиям:  воинским потехам, манёврам на суше и на море.  Однажды он чуть не утонул в Белом море,  спас его опытный кормчий, который вывел яхту в безопасное место.  На шестой год царь решил пойти против врагов. Война с Турцией, начатая ещё Софьей, не завершилась и весной 1695г. он со стодвадцатипятитысячным войском выступил против турок. Целью его было взять Азов и утвердиться на берегах Азовского и Чёрного морей.
  У Петра не было ни инженеров, способных вести осаду крепостей,  ни флота, при помощи которого можно было блокировать доставку провианта в осаждённые крепости. После тщетных попыток взять Азов штурмом, ему пришлось отступить. Однако он надеялся, пополнив свои запасы, опять вернуться и возобновить штурм.
  Войско его вернулось в Россию, и в Воронеже устроена была корабельная верфь, в которой за зиму построено было 30 небольших судов. Корабль Принципиум (Principium)*, построенный Петром (сам он работал с топором и циркулем, руководя строительством) отличался особенной лёгкостью хода.
  Через год русское войско опять появилось у стен Азова. Для турок это было неожиданностью. Окружённые с суши и моря, после двухмесячной осады они сдались. Но крепость без флота  далеко от России не могла быть полезной.
  Возвратившись из похода,  Пётр занялся строительством флота.  Доходы государства для этого были недостаточны.  В боярской думе постановили, чтобы владельцы имений духовного звания с восьмью тысячами крестьянских дворов и светские с десятью тысячами построили по кораблю, оснащённому и вооружённому; торговые и посадские люди должны были построить двенадцать кораблей под страхом лишения имущества. Из-за границы были приглашены корабельные специалисты, составлены кумпании  (компании),  работа под Воронежем продолжилась.    Для будущего флота на Азовском море была выбрана гавань Таганрог. 
  Угнетение народа и  непонимание им действий государя вызвало ропот. Приверженцы старины, во главе которых стали окольничий* Соковин, думный боярин Цыклер и стольник Пушкин, склоняли стрельцов к мятежу. Узнав об этом, Пётр подверг их жесточайшей казни.
  Ремесло кораблестроения и устройство крепостей царь постигал в Риге, принадлежавшей тогда Швеции, в  Кёнигсберге,  в Голландии, в Амстердаме и на верфях Англии.  Посетил он и венецианские верфи.  Его заграничный вояж прервался из-за нового бунта стрельцов, которые, возмутившись притеснениями и злоупотреблениями властей, продвигались к Москве   чтобы перебить бояр и немцев, разорив их слободу.
  Когда Пётр добрался до Москвы, с мятежниками было уже покончено: они либо были расстреляны пушками, либо пленены и подверглись ужасным пыткам и казнены, часть их была посажена в тюрьмы в разных городах. Но надо отметить, что ни один из них не назвал имя царицы Софьи, которая инспирировала это восстание.  Вскоре стрелецкое войско перестало существовать.
  После нескольких месяцев расследования Пётр вернулся в Воронеж. Он увидел Дон, покрытый множеством больших и малых кораблей, двадцать из которых были совершенно готовы. Прошёл ещё год и царь самолично повёл флот в Азовское море. Так царь сопровождал своего посланника Украинцева к турецкому султану  для переговоров о мире. С пушечной пальбой царский корабль подошёл к Константинополю.  Целью Украинцева было получить доступ к Чёрному морю. Бывшие союзники России австрийцы и поляки к тому времени уже заключили с Турцией мир.  Русскому послу было отказано. «Плавание чужим кораблям по водам черноморским, - заявил один из министров, - может случиться только тогда, когда Турция перевернётся вверх ногами». Пётр не решился на военные действия; был заключён мир, но ни одного пункта на Чёрном море Россия не получила.
  На другой же день после мирного договора Пётр возвестил о войне с Швецией. Он хотел утвердиться на Балтике в союзе с Польшей и Данией. К Петру примкнул третий союзник - лифляндский* дворянин  Рейнгольд Паткуль, желающий отомстить Швеции за то, что её правительство отняло у дворян землю.  Став союзниками, три властителя договорились напасть на Швецию одновременно
  Юный  король Швеции Карл XII  не казался им серьёзным противником,  ему было всего 18 лет.  Однако он одержал над ними блистательную победу, внезапно появившись под стенами Копенгагена.  Правительство Дании поспешило отказаться от союза с Россией и Польшей и заключило мир со Швецией.
  Карл ударил по русским, осаждавшим Нарву. Несмотря на то, что численность  петровского войска была более, чем у шведского, он и тут одержал победу. Не теряя времени, Карл пошёл на польского короля Августа, тот вынужден был отступать. Шведы заняли Варшаву и Краков. Карл сверг Августа, и на польский престол был посажен   воевода Станислав Лещинский. С Польшей был заключён мир. По требованию Карла Пётр выдал ему Паткуля. Как изменника его подвергли колесованию.
  Но война продолжалась в прибалтийском крае, страшно опустошая землю.  Русским воскам удалось взять Дерпт и Нарву; но под Ригой они опять потерпели поражение.
  Отвлекшись от строительства Петербурга, Пётр прибыл на театр военных действий. Расположив свои войска на зимовку в Гродно, он со всей армией попал в окружение. Не хватало продовольствия, людям угрожал голод.   Когда весной вскрылся Неман, Петру удалось вывести армию по заранее приготовленному мосту. Карл XII в это время был отвлечён военными действиями против отрядов Меньшикова и проиграл сражение.
  Наступил 1707 год. Война всё продолжалась. Армии требовалось пополнение в живой силе. Народ России бедствовал, в сёлах крестьяне уже не были  в состоянии выплачивать налоги и подати. Многие крестьяне бежали на Дон. Беглых становилось так много, что туда был отправлен князь Долгоруков, чтобы возвратить беглецов; но донские казаки, имеющие право не выдавать их,  заволновались. Более всех выступал против выдачи беженцев атаман Булавин. Он напал на Долгорукова, убил его  и истребил его отряд. 
  К Булавину присоединилось до 15000 казаков, весь Дон пришёл в волнение. Бунтовщики захватили Черкассы и продолжали поход на Воронеж и Москву, чтобы истребить иноземцев, судей и дьяков.* Пётр был встревожен так, что отправил войско на борьбу с восставшими; но ещё до прибытия его бунт как-то сам по себе прекратился. Булавин покончил жизнь самоубийством.
  Положение Петра было незавидным. Он  предложил Карлу мир; но тот в ответ на это уже назначил губернатором Москвы своего генерала.  Пётр приступил к опустошению своей страны, по которой продвигалась шведская армия: жёг селения, уничтожал продуктовые запасы и по возможности нападал на  отдельные отряды противника.
  Вступив на территорию России Карл направил войска на Украину. На пути его были только развалины брошенных сёл и городов да выжженная земля. Солдаты стали страдать от недостатка провианта.
  Первое победоносное сражение Петра состоялось при деревне Лесной. Русские солдаты в нём были в равном числе с противником. После одного из последующих боёв Карл продвигался уже к Полтаве. «Вижу, - сказал он, - что мы научили москвитян воевать».

  Весной 1709г. произошла полтавская битва, о которой мы все хорошо знаем из истории.  Победитель Пётр, забыв свою вражду, на пиру ласкал побеждённых.
  Война продолжалась. Русские войска захватили Ревель, Ригу, финский Выборг, овладели Эстонией.
  Карл ХII вооружил против России Турцию. Расположив свой лагерь возле крепости Бендер он соединил свои силы с турецкой армией. Русский посол в Константинополе был арестован. Трёхсоттысячное турецкое войско под командованием визиря двинулось к Дунаю. 
   Воюя за выход к Балтийскому морю, Пётр предпринимал все усилия, чтобы отклонить войну с Турцией; но ему это не удалось. Теперь он надеялся поднять против турок подвластных им христиан, которые видели в нём освободителя. Окрылённый успехом полтавской битвы, он  потребовал от турецкого султана передать ключи от Гроба Господня греческому духовенству. Среди христиан распространялся слух, что на могиле Константина обнаружено пророчество о том, что турки будут изгнаны из Константинополя православными русскими.
  Господари молдавский и валахский* изъявили желание отдаться под покровительство России. Молдавский князь Кантемир заключил союз с Петром.  Надеясь получить в Молдавии продовольствие для армии, Пётр повёл туда войска, одновременно препятствуя переходу турок через Дунай с помощью военных сил Кантемира; но турецкая армия опередила его. Господарь  Валахии отказался от своего намерения вступить в союз с Петром и остался верен султану.  Отступать русским войскам было поздно, турки окружили их в урочище Рябая Могила. Обессиленная армия была утомлена зноем, жаждой и недоеданием.
  Рассказывали, что в это отчаянное время в шатёр к Петру вошла Екатерина и подала ему совет заключить мир с Турцией, предложив отдать визирю все свои драгоценности. Дипломат Шарифов с дарами от Екатерины и других высокопоставленных  дам, находившихся при войске, немедленно отправился в турецкий лагерь.
  Визирь потребовал возвращения Азова и срытия укреплений, построенных при устье Дона, а так же свободного пропуска шведской армии в свои владения. Пётр согласился возвратить шведам все свои завоевания, включая Псков, за исключением берегов Невы.  Одно лишь условие русский царь отказался выполнить - выдать туркам Кантемира. Турки согласились на это, и мир был заключён.
  Война со Швецией продолжалась до 1721 года.  30 августа с ней был заключён мирный договор, по которому Россия получила Лифляндию, Эстонию, Ингерию* и части Карелии и Финляндии с городом Выборгом.



*«Принципиум» — галера Азовского флота, спущенная на воду 12 апреля (2 апреля) 1696 года. Части галеры были сделаны в селе Преображенском в конце 1695 года. Моделью для создания стали части галеры, привезённой из Голландской республики.
*Окольничий -    XVI века — второй (после боярина) думный чин Боярской думы с середины XVI в.
*Ливо;ния (Лифляндия) — историческая область  на территории современных Латвийской и Эстонской республик.
*Дьяк (от греч. ;;;;;;;;, diakonos — служитель) — государственный служащий, начальник органа управления (приказа) в России XVI- нач. XVIII столетий
* Вала;хия (рум. ;ara Rom;neasc;, Wallahia) — историческая область, расположенная на юге современной Румынии.
*Ингерия - одно из названий Ижорской земли.


Рецензии