Инструмент очень маленькие трагедии

Вот я иду как-то по улице, а мне на встречу знакомые. У всех какие-то предметы в руках. В основном, что-то по специализации. Взгляд зацепился за одного, который с перфоратором. А рядом другой, со шпателем. Еще один - лицедей, с набором масок для лица. Он на ходу ловко менял эти маски, подбирая их в зависимости от того, кто шел ему на встречу. Еще была женщина в очках и с клавиатурой. Она то и дело с отвращением постукивала пальцами по клавишам. Было видно, что это занятие вызывает в ней омерзение, что оно ей осточертело. Но освободиться от этого было не в ее власти. Она глянула на меня, но увидев праздное выражение лица и пустые руки, мою походку лишенную каких-либо признаков целеустремления, высокомерно сверкнула глазами и гордо отвернулась. А ее пальцы сами собой забарабанили на ходу по клавишам, очевидно причиняя ей страдания.

Знакомы с перфоратором подошел ко мне. Он имел намерение выглядеть как человек, знающий жизнь, опытный и усталый от забот, но мужественно сносящий все это. В известной степени ему это удалось.

- Здорово, - говорю, - Марк! Как дела?

- Привет… - сказал Марк, стуча зубами и непроизвольно подергиваясь.

- Что с тобой? Чего с перфоратором то?

Он боязливо и удивленно смотрит на меня.

- А че? – говорит он как-то вызывающе, - Перфоратор – это ж хорошо! Раз я сверлю, значит - я живу? Философ еще сказал.

Я, прищурившись, стал настороженно всматриваться в весь его облик. Чудной, думаю. Весь в строительной пыли, глаза слезятся, губы трескаются. А перфоратор держит наготове. Только, словно, и ждет – где бы чего просверлить. Электроинструмент выглядел так, будто это продолжение его рук, часть его тела. И наоборот, он сам выглядел как продолжение своего перфоратора. Как его подставка, или что-то в этом роде. В свою очередь, Марк принялся рассматривать меня. Я заметил, что он так же остался недоволен моим видом.

- Ты бы тоже взялся бы за какой-нибудь прибор, - он говорил негромко и почти скороговоркой, бросая косые взгляды по сторонам. - Болтаешься все. Дело твое, но нельзя же быть таким пустым. За тебя все будут делать другие. Но они будут делать все как им выгодно. Я так не хочу, у меня есть свой перфик в руках.

Марк начал долбить асфальт. И тогда я заметил за ним электропровод, который тянулся вдаль и скрывался где-то в тумане ранней осенней улицы.

- Послушай, ты бы отложил свое зубило, отдохнул. Тебе ванну бы принять. Смотри усталые глаза какие... – заботливо поучствовал я.

- Фу, ты че? Сектант какой-то что ли? – возмутился Марк и завертел головой, ловя реакцию мимо снующей толпы.

- Ты же Марк? Так ведь? – говорю я, как бы уговаривая его.

- Ну.

- Марк – это имя человека. Это не марка перфоратора. Ты отождествил себя с этой отбойной дрелью. Но она – это не ты. Это просто инструмент. Положи его хоть на пару секунд! Отдохни!

- Ага... Ты какой-то херни начитался? Думаешь, ты умнее других? Я знаю, что такое перфоратор. Если я не буду долбить, то я буду пустым человеком. А я хочу оставить след на этой Земле! – он уже начинал переходить на крик.

- Я читал разную литературу, - продолжал Марк, вспомнив, что он, вроде как, умный. Даже мудрый. И поэтому резко сменил тон на снисходительно добродушный. Но звучал он не убедительно. - И я знаю, что нужно долбить, а что не нужно! Я долблю только важные места. Они, конечно, твердые. Но я работаю, и все получается. Я постоянно в деле.

- Пойми, друг! Что не важно, что ты будешь долбить. Это все одинаково. Ты пленник своего зубила.

- А они! – снова вспыхнул Марк, - Они что, тоже все пленники зубила? Да?! Посмотри вокруг. Я положу перфоратор… Да это дикость! Средневековье!
Он с досадой смотрел на меня. В этом его взгляде я прочитал досаду и нетерпение, раздражение и насмешку. Он смотрел и думал: «Как же можно этих элементарных вещей не понимать? Зачем считать себя умнее других?»

- Ладно, приятель, мне некогда. Нужно кое-что еще продолбить.

- Ты во сне тоже долбишь? – крикнул я ему, когда он уже широкими шагами двигал к какой-то своей великой цели.

Он не ответил. Но ко мне подошел вдруг прохожий с лопатой.

- Я тут краем уха слышал ваш разговор. Тот парень не прав.

- В самом деле? – равнодушно спросил я.

- Да. Он бьет бетон, а это не совсем близко человеку. Ведь люди живые. Они должны быть к земле ближе. Нужно копать. Копать, копать, копать.

Он стал имитировать копательные движения на тротуаре. Я ожидал чего-то подобного.

- Ты прав, - сказал я, похлопав его по плечу, - Ты абсолютно прав. Верно подметил, чувак!

Подул освежающий прохладный ветер. Приятная осенняя погода. С неба собирается то ли дождь, то ли уже снег. Осенний город сегодня на редкость красив и живописен. Я поднял воротник, сунул руки в глубокие карманы плаща и, с удовольствием вдыхая ветер, побрел вниз по улице.


Рецензии