35 лет на трассе

В следующем году Евгений Александрович Данилов отметит 35 лет своей работы на Севере. 10 лет из них он проработал сварщиком-потолочником на строительстве газопроводов, идущих из Уренгойского и Ямбургского газовых месторождений, и больше 20 лет в «Газпром трансгаз Югорске». Имя этого человека  хорошо знакомо не только в нашей компании, но и далеко за ее пределами. Он 12 раз признавался лучшим электрогазосварщиком, участвуя в конкурсах мастерства Общества, в котором работает, ОАО «Газпром», Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Минтопэнерго, России и стран СНГ.

Профессия
Принято говорить, что человек выбирает профессию. Но слушая рассказ Евгения Данилова о себе, невольно приходишь к другому выводу: человека выбрала профессия. После 8 класса он хотел поступить в профтехучилище на слесаря-инструментальщика, но высокий конкурс - 11 абитуриентов на место - заставил его изменить свою мечту, хотя, тогда мог надеяться на свою спортивную льготу, имел первый разряд по боксу. Но, хорошенько подумав, Евгений решил не искушать свою судьбу, отнес документы в ПТУ с меньшим проходным баллом, где обучали сварщиков. 
«В нашей семье по отцовской линии дядька и дед были сварщиками. Я подумал, а почему бы и мне не попробовать получить эту профессию», -  смеется Евгений.
В армии, после «учебки», Евгений стал сержантом, командиром «Гвоздики» (гаубицы Д30), продолжая заниматься спортом, он выполнил норматив кандидата в мастера спорта по боксу. Перед демобилизацией ему предложили остаться на сверхсрочную службу в спортроте, а комбат – в полку.
«В этот момент к нам в часть приехали «покупатели» из Уренгоя, выступали перед солдатами, звали нас после демобилизации на комсомольские стройки Севера, - вспоминает Евгений. - «Молодые руки ждут штурвалы «Ураганов», сварщиков - горячие держаки, монтажников – короткие стропы! Хорошая профессия – хорошие деньги!» И я поддался этому, все-таки 3 года учился на сварщика, имел 3 разряд. Об открытии месторождений на Севере Тюменской области, о строительстве газопроводов в то время рассказывали все газеты, телевидение, радио. И мне так захотелось быть там».

Ученик
«Я в числе 150 демобилизованных солдат, 28 октября 1980 года прилетел в город Надым. Нас встретили 30 градусов мороза и «покупатели» треста «Северотрубопроводстрой». Выслушав о моей мечте стать сварщиком-потолочником, мне пообещали, что если пойду в АПТК-1, то так и будет, и через месяц, если хорошо себя зарекомендую, отправлюсь на обучение в уфимскую школу сварщиков. Я не предполагал, что у автобазы, в которую меня звали, были совсем другие производственные задачи, не строительство газопроводов, а обслуживание техникой производственных объектов. Работы на автобазе было очень много, варил отопление, детали машин, тракторов, оборудование в котельных. Круглый день - авральная работа.
Через 3 недели понял, что попался «на удочку» и меня никто не собирается из автобазы отправлять на строительство газопроводов. Та организация, которая это могла сделать, - СМУ-60, находилась через забор. Написал заявление об увольнении, но сразу уйти не дали, попытались уговорить остаться. Собрали открытое собрание, где коммунисты и комсомольцы говорили о морали, о чести, об ответственности, о том, что я комсомолец и должен понимать, что все мы занимаемся одним делом. Обещали через полгода присвоить 4 разряд, через год – пятый. Я сказал, что хочу стать сварщиком-потолочником. И ушел.
В СМУ-60 меня сразу же отправили на 242 км, это в 50 км от Сорума. Там находился участок, строивший газопровод Уренгой-Новопсков. Днем я разгружал вертолеты, на вездеходах «Ураганах» развозил имущество по сварочным постам – кислородные баллоны, электроды, а ночью с переходной сварочно-монтажной бригадой, которая занималась «захлестами», крановыми узлами, учился варить. Все это делалось втихаря. Сначала варил заглушки, потом  стыки от 1400 мм до 300 мм - их заполнение и облицовку. «Заполнение» – это сварка основными электродами, заполняющими часть шва стыка трубы жидким металлом. А потом делал «облицовку» – это последний этап сварки стыков - наложение валика высотой 1,3 мм и шириной 2-3 мм в каждую сторону.
Моими учителями были Юрий Агапитов, Николай Коваленко и Валерий Морозов. Мне было 20 лет, им от 30 до 45, в свое время они работали преподавателями уфимской школы сварщиков. Большое им спасибо.
Потом начальник участка Резник отправил меня в уфимскую всесоюзную школу сварщиков. Когда преподаватель посмотрел, как я варю, спросил, зачем я к ним приехал? Я говорю, за «корочкой». Посмеялся, похлопал по плечу и поставил меня своим помощником в обучении ребят.

В день - стык
Отучившись, Евгений вернулся со своей группой из 11 человек в СМУ-60.
«Отбор был очень строгим, так как сварщиков в то время на строительстве газопроводов было много и, чтобы попасть на вакантное место в бригаде, нужно было пройти своеобразный конкурс, то есть, получить не только допуск, но и твоя работа должна понравиться бригадиру, принимающему этот экзамен. Мы начали варить стыки. Мой сегмент прошел испытания на излом и на разрыв, и бригадиру визуально понравился мой «почерк». 9 человек допусков не получили. 
Я попал в комсомольско-молодежную бригаду Виктора Кузнецова. Это был профессионал, в свое время он закончил учебу в институте электросварки им. Е.О. Патона, имел два ордена за трудовые успехи. Многому научился у него. Но в 1983 году он погиб, придавило трубой.
Наша бригада состояла из 10 человек ребят моего возраста – 20-21 года. Мы вели монтаж газопроводов: в 1981 г. - «Уренгой – Петровск», в 1982 г. – «Уренгой – Новопсков», в 1983 году - «Уренгой – Ужгород». На Петровском газопроводе мне повезло варить «красный стык». Это было в Надыме на нулевом километре. Туда привезли знаменитых на всю страну бригадиров-орденоносцев, много звучало торжественных речей. Мы ночью собрали этот стык, я варил «корень» и «заполнение», а «облицовку» варили уже те бригадиры.
- А сколько вы сварили за 3 годы стыков?
- В месяц бригада сварщиков из 10 человек собирала 5 километров трубы трехтрубками (плетью из 3 труб). Это 150 стыков в месяц. В день бригада варила 10-12 стыков, каждый сварщик по одному стыку газопровода диаметром 1420 мм. И так мы работали каждый день в октябре, ноябре, декабре, январе, феврале, марте. В апреле уже болота вскрывались. За 6-7 месяцев я варил 200-220 стыков, бригада 1050-1150 стыков. А летом оставались переходные бригады, которые работали на сухих участках – варили камеры приема-запуска, крановые узлы, шлейфы перед компрессорными станциями. Остальные выходили в длинный отпуск. То есть, за три года я сварил 680 стыков, включая и апрельские работы.
- И это независимо от морозов?
- Насколько выдерживал человек. В 1983 году из-за несработанности ответственных людей, не хочу называть фамилию мастера, мы отправились в ночную смену при температуре 57 градусов мороза. Приехали на работу, холодно, стык начали подогревать пропаном, а он почему-то прогревается очень медленно. Когда взялся за его варку, ничего не могу понять, сварка идет как кисель. Обычно она льется, а здесь очень густая. Пальцев на руках через 10 минут уже не чувствовал, сжал их в кулак, а держатель уперся в краги (перчатки). Резиновая часть держателя стала лопаться. Мы до половины доварили свои стыки и вернулись в поселок.
Тогда работа на неделю остановилась из-за сильных морозов.

Переходный период
В 1983 году Евгений перевелся в Башкирию, в СУМР-6 «Востоктрубопроводстроя». Причина – женился «на самой красивой уфимской девушке», нужно было создавать семью, а в Надыме об этом и думать было невозможно. 8 месяцев проработал в знаменитой бригаде Бориса Торыкина. В свои 23 года Данилов в ней был самым молодым. До него самым молодым считался Торыкин, ему 52 года. Его коллегам было по 54, 57 и 59 лет. Это была переходная бригада - быстрого развертывания. Она варила краны, «захлесты», проходы под железными и автомобильными дорогами на участках строящихся газопроводов в Удмуртии, Башкирии, Татарии. Евгения хвалили, работал без брака.
Через 8 месяцев, в 1984 году, по своему желанию перевелся назад на Север, на участок, расположившийся в п. Пионерском (в 40 км от Югорска) на строительство газопроводов из Ямбургского месторождения - «Центр 1», «Центр 2», «Елец». В 1989 году были построены все 6 ниток нового коридора и трест был расформирован.
Евгений с женой и двумя дочками получил квартиру в пос. Комсомольском (г. Югорске), и стал безработным.
«Строя газопроводы, всегда проходил мимо компрессорных станций и трассовых поселков. Делали шлейфы, крановые узлы «цепляли» к ним, вели монтаж камер приема-запуска и шли дальше по линейной части магистральных газопроводов. Даже не знал толком, нужны ли сварщики в ЛПУ. В тот период начали создаваться кооперативы. Я устроился сварщиком в один из них, строил в Югорске центральную гостиницу и 3 жилых дома, в г.Советском – 2 дома. Варил системы отопления, водопроводов, инженерные сети».
Как-то идя с работы, Евгений встретил своего товарища Анвара из СУМР-6. Тот работал в Комсомольском аварийно-восстановительном поезде. Предложил ему устроиться в этот АВП.
«Я попробовал, но не получилось, - вздохнул Евгений. – Начальник Комсомольского АВП Владимир Георгиевич Фролов посмотрел мою трудовую книжку и спрашивает: «А трубу отрезать сможете?» Говорю, что да. «А сможете сделать «захлест» или поставить катушку?» Я ему говорю, что работал в переходных бригадах, опыт есть. Но лучше пусть занимаются этим профессионалы - монтажники, резчики, у которых есть опыт. И, забрав свои документы, вышел из его кабинета. Направился в Комсомольское ЛПУ.
Там, к сожалению, разговора с начальником ЛПУ тоже не получилось, причина была, скорее всего, во мне, амбиций много. Хотел работать в газокомпрессорной службе сварщиком 6 разряда, не ниже.
Иду по коридору администрации ЛПУ, мне навстречу какой-то высокий человек, я его не знаю, а он, остановив меня, здоровается. Назвал меня по имени.
Оказывается это был начальник линейно-эксплуатационной службы Комсомольского ЛПУ Анатолий Григорьевич Хайнацкий. Он меня помнит с трассы, когда я варил на их участке камеры приема-запуска. Он видел мою работу, остался доволен.
Когда узнал, что я хотел устроиться в ГКС, удивился. Взял мое заявление, отнес начальнику ЛПУ и через несколько минут возвращается, Годлевский Юрий Леонидович подписал его, дав разрешение мне работать сварщиком 6 разряда в ЛЭС. Хайнацкий тут же звонит Фролову и просит принять у меня экзамен на допуски.
Прихожу в АВП, взял два куска трубы 1400 мм, отцентровал их и варю «корень», потом «заполнение». Сбоку люди собираются, смотрят, расспрашивают. Оказывается, это были такие же сварщики как я, им понравилось, как я варю. Потом подошли пиловцы – группа контроля с бригадиром Владимиром Владимировичем Палеевым. Посмотрели, а когда узнали, что я устраиваюсь в ЛПУ, то тут же привели начальника АВП Фролова. Тот посмотрел на мою работу и спрашивает: «Пойдешь ко мне?». Я говорю, что мне неудобно, пообещал Хайнацкому. Фролов тут же позвонил в объединение, договорился с отделом по эксплуатации газопроводов, чтобы они на своем уровне решили этот вопрос. Когда перед Хайнацким извинялся, он мне говорит: «Женя, зачем ты так хорошо варил, сделал бы как-нибудь эту работу, чтобы дали допуск».
Вот так я в 1992 году устроился в Комсомольское АВП «Газпром трансгаз Югорска».

Клеймо №17
И начались будни. По сравнению с тем периодом «большого строительства», работа в аварийно-восстановительном поезде в 90-ые годы напоминала «Скорую помощь», оперативно выезжающую к «больному». Только название у нее «техническая помощь», а больной – это газопровод, на котором что-то произошло.
То есть, Евгений мог сказать жене, что завтра у него выходной, но это не означало, что он мог в это время отправиться с семьей куда-то далеко, так как был «привязан» к телефону. В семье прекрасно знали, что папу могут вызвать в любую минуту дня и ночи на работу.
Техническая политика предприятия, направленная на повышение надежности работы газопроводов, стала набирать обороты. Проведение внутритрубной дефектоскопии в 2000-х годах позволило планировать ремонт участков линейной части, на которых были обнаружены дефекты, предотвращая их разрывы.   
«А вообще было много сложных стыков, - говорит Евгений. – Один из примеров, это когда увеличен зазор между стыками до 10 мм и никуда от этого не уйти: труба от резкого перепада температур «стрельнула» и отошла. Но брался за такие стыки и варил, наращивая кромки трубы, а потом соединял их.
Было множество и других проблемных вопросов, которые обсуждались специалистами разных уровней, в том числе и нами, опытными сварщиками, монтажниками, резчиками. И в конечном итоге, если мне доверяли, выполнял работу по ремонту трубы».
Как-то весной на одном из газопроводов появилась трещина по границе ранее сделанной «заплаты» размером 250 мм на 350 мм, с выходом на основной металл трубы.  Для того, чтобы отремонтировать этот участок, нужно было его вырезать и вставить катушку.
«Мы приехали на Сосьву, с техникой нам нужно было перебраться к тому участку через реку, а лед на ней просел. Мне с несколькими человеками на ГТТ (вездеходе) удалось переправиться на ту сторону реки, как и однопостовому сварочному агрегату. Другая техника (трубоукладчики, бульдозера, экскаваторы), была более тяжелой и пройти на место инцидента не могла. Это говорило о том,  что провести капремонт – вырезать дефектный участок, и на его место поставить «катушку» было невозможно. Пришли к выводу, что на месте трещины нужно вырезать большее технологическое окно и наложить на него заплату.
Когда заваривал заплату, были всполохи огня от остаточного газа, но я не пострадал, спасала спецодежда. Эта заплата, простояла на газопроводе еще 4 года, до его капремонта».
- Евгений Александрович, и никогда не боялись работать на таких опасных участках?
- Всякое было, - улыбается Данилов. – Но, когда берешься за что-то сложное, то в первую очередь осознаешь, что выбрали справиться с этой работой именно тебя, значит доверяют. И тут же думаешь о том, что брака допустить ты просто не имеешь права, так как это ответственный участок. И брака не допускал.
- А другие ваши коллеги могли справиться с этой сложной работой?
- Конечно, и справлялись, только каждый на своем участке, как и мой напарник Владимир Терентьев, с которым я работаю в паре уже 19 лет.
У меня есть свое клеймо под номером 17. И я всеми силами стараюсь, чтобы оно было чистым, не испачканное браком. Все же это мой паспорт сварщика.
Иван Цуприков
 
 
 


Рецензии
Иван, здравствуйте!
А ведь нашла Вашего героя профессия и он в ней состоялся! Отличная история жизни для подражания!

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   09.03.2024 10:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.