Выбор

- Добрый вечер! Вы еще не спите? – голос в трубке был тихий и придавленный.
Я спросонья не могла сообразить, кто это, хотя этот голос, хрипловатый его тембр мне был до боли знаком: но кто же это?
- Вы узнали меня?
- Узнала…- выдавила я, мысленно соображая, кто же это, и не желая обижать собеседницу.
- Извините, что очень долго не звонила, не приходила в гости. Знаете, жизнь молодая закрутила, а потом я же уехала так далеко от дома: не хотелось видеть ни мать, ни ее  любимого человека. Рано вышла замуж, думала, что по любви… Какая была наивная! А жизнь меня теперь бьет за все грехи, за все ошибки.

Я вспомнила ее, красивую, яркую девушку, мою любимую ученицу. Это неправда, что у учителей нет любимчиков: кто-то из них входит в душу, сердце учителя глубоко; с такими учениками учитель потом поддерживает отношения на протяжении всей жизни. И расстояние, и возраст тут не помеха, потому что духовно близким людям всегда есть о чем поговорить. А еще у этой девочки была удивительная способность, привлекающая к ней людей, заставляющая обращать на нее внимание: когда она улыбалась, то улыбались и ее глаза, так вот и сверкали в зрачках веселые бесенята.

Нина была безукоризненно грамотна, очень много читала, писала стихи и  побеждала на районных олимпиадах по русскому языку и литературе. А когда готовились к выпускному сочинению по литературе (тогда еще не было ЕГЭ), то много спорили с ней о литературе, о жизненных постулатах. Она приходила ко мне домой, рассказывала о сложностях во взаимоотношениях с матерью, о том, что  та категорически не понимает ее, что после школы уедет куда подальше от дома. Так все и получилось: поступила в вуз, но вскоре вышла замуж и уехала в среднюю полосу России. И больше я никогда о ней ничего не слышала, а на встречах с выпускниками как ни пыталась что-нибудь узнать, ничего не получалось: ни с кем из бывших одноклассников Нина связь не поддерживала. Было такое ощущение, что она вычеркнула из своей жизни  дом, мать, школьных друзей… что уж говорить об учительнице…

- Я нашла ваш телефон. Сейчас все можно найти и узнать. Вы простите, что звоню Вам после стольких лет! У меня беда, и  мне кажется, что Вы сможете мне помочь,  - в голосе моей бывшей ученицы было столько отчаяния…
- Ниночка, да чем же я смогу тебе помочь-то? Даже советом не смогу, потому что мои советы не всегда жаждут услышать собственные дети, да и какой совет я тебе могу дать, когда сама не очень устроила свою собственную жизнь.
- Я встретила человека, хорошего человека, которого полюбила. Но мой бывший муж  забрал у меня сына, который на суде сказал, что хочет жить с папой. А я не могу без ребенка, понимаете! Я спать не могу, есть не могу – жить не могу без сыночка!
- Подожди. Не тараторь, спокойно расскажи, как часто  сына  видишь.
- Я его вижу по выходным дням, а сейчас у меня такой период… Мы с новым мужем собираемся уезжать за границу, у него там будут такие перспективы. Но я не могу оставить сына, потому что тогда потеряю его  окончательно.
- Почему сын остался с отцом?
- Когда был суд, сыну уже было 10 лет. С его отцом мы уже два года были в разводе. Ребенок на лето к отцу приезжал, в первое лето все было нормально, а в прошлом году он категорически отказался возвращаться домой. Он не очень ладит с моим новым мужем: дня него отец – авторитет.
- Все понятно, кроме одного: чем я - то могу помочь?
- Вы можете хотя бы попытаться поговорить с моим бывшим. Он у Вас учился, а после школы его семья уехала из нашей области. Алексей - врач, отличный хирург. Мы поженились,  когда он после института начинал работать.
- А ты когда в последний раз приезжала к матери?
- Никогда! Она к нам приезжала несколько раз в первые годы, потом, наверно, поняла, что я ей не очень рада…
- Знаешь, ей ведь два года назад операцию сделали, твой отчим выходил ее, так ухаживал за ней! Недавно видела их  на рынке. Она так изменилась. Ты бы приехала…
- Я Вам телефон Алексея продиктую: попытайтесь поговорить с ним, он часто Вас вспоминал. А вдруг у Вас получится? Не могу я ребенка лишиться!
- Ниночка, а ты начни с матери, с дома…

На том, собственно, наш разговор и прекратился. А телефон Алексея я узнала у его бывших одноклассников. Выяснилось, что он помог  двоим школьным друзьям, когда обратились к нему  по поводу проведения сложной операции. Говорят, что  хирург от Бога. А Нина, оказывается, за столько лет так ни разу и не объявилась в нашем городке.

Вот сколько раз мне говорили собственные дети, что нельзя глубоко погружаться в проблемы учеников: все равно они взрослеют, уезжают и забывают обо всем на свете. Наверно, забывают… Но я все-таки попыталась поговорить с Алексеем по скайпу. Проговорили часа два. И вспоминали школу, вспомнили каждого из одноклассников. Я удивилась, что Алексей знал, кто как живет, а  об Иришке, самой маленькой по росту и слабенькой, болезненной девочке в классе, он сказал, что оперировал ее и теперь у нее все в порядке. Вот недавно она наконец-то родила.

Я была поражена, и чем больше общалась с бывшим учеником, то все больше не понимала Нину, оставившую этого человека. Но, как говорится, чужая душа - потемки, а сердцу не прикажешь. Увидела я и познакомилась с Егоркой, сыном Алексея и Нины. Он с интересом расспрашивал меня о том, как учился в школе его отец, каким предметам отдавал предпочтение, потом играл на гитаре и пел. Это он в мать пошел, потому что Нина пела на всех школьных вечерах, а мальчишки, одноклассники, почти все были влюблены в нее.

Спросила я у Алексея о том, как они теперь будут делить сына. Он помолчал, глубоко вздохнул и обреченно сказал:
- Я понимаю, что она мать и очень любит Егора. Если она увезет его за границу, это будет для меня катастрофа. Но я готов его отпустить, чтобы не ломать ей жизнь: раз полюбила другого… Вот только Егорке как это объяснить? Он ведь привык со мной жить, с нами еще моя мама живет, она по хозяйству и управляется: мне некогда, часто в больницу и ночью вызывают.

       Вот на этом, собственно, наш разговор и закончился. А Нина мне больше не звонила: помочь-то ей ничем я абсолютно не могла, да и ко мне она, думаю, обратилась просто от отчаяния. А с Алексеем мы наладили связь, изредка перезванивались.

      Так прошло около года, и вот однажды сижу у компьютера, работаю. Вдруг сигнал – скайп! Вижу знакомые лица – меня приветствуют Алексей и его сын. Егорка такой довольный, улыбается.

-  Вижу, что новости у Вас хорошие. Егор так и светится. Как Вы? – спрашиваю.
- Сегодня Егор у нас отличился: он победитель городской олимпиады по английскому языку.
- Ой, Егорка, какой же ты молодец! Поздравляю!
- А бабушка печет пирог, и сейчас у нас будет праздничное чаепитие, - в голосе мальчика было столько радости.
- Да, наверно,  чаепитие будет без меня, - посетовал Алексей.- Меня срочно вызывают на работу.

         Он отошел от компьютера, но я увидела, что к Егорке подошла женщина, еще успела подумать о том, что Алексей, наверно, женился… И вдруг в этой женщине узнала Нину. Она улыбалась, прямо вся так и светилась, и было в этой молодой женщине что-то загадочное, теплое…

- Добрый вечер! Видите, у нас праздник, а нашего папу  опять вызвали на операцию – вот так всегда, ничего нельзя планировать заранее. Ждите нас в гости. Мы на следующей неделе едем к маме: у отчима юбилей, и вся родня съезжается.

        Мы еще поговорили о погоде, о школьных успехах Егорки, но главного вопроса Нине я так и не задала: было и так понятно, какой свой жизненный выбор она сделала. Сын постоянно оглядывался на маму, он так был  горд, что может порадовать ее своими успехами.

        А что еще человеку надо для полноценного счастья? Семья, дом, вот такие уютные семейные вечера. И еще человеку необходимы родственники, близкие люди, и желательно, чтобы их было как можно больше, потому что человек начинается со своих близких, родных людей. Это и есть его  маленькая родина, его маленькое счастье, без которого и жизнь теряет всякий смысл. А главное – это дети, кровная связь на уровне  генетики, душевной и духовной близости.

       А любовь… Я не знаю, чем именно руководствовалась Нина, когда возвращалась к первому мужу и сыну: вновь вспыхнувшими чувствами или материнским долгом. Не могу точно сказать даже с высоты прожитых лет  и собственного жизненного опыта, что важнее в отношениях между людьми: страсть, испепеляющая и сметающая все на своем пути, любовь или  жесткость выбора нравственного долга. Наверно, в каждом конкретном случае  все очень индивидуально. Я знаю семьи, в которых давно остыли чувства между супругами, но они все-таки по-своему счастливы, потому что у них много общего: дети, внуки, дом; и знакома с семьями, где царит любовь на протяжении многих лет, где она с годами только крепнет. А что перевесило в истории с Ниной, точно не знаю, потому что никогда на эту тему  мы  с ней не разговаривали. Но два раза в год, когда она приезжает с семьей к своей маме и отчиму в гости, заходит ко мне на чай. Этим летом она появилась в широком сарафанчике, под которым угадывался округлившийся живот. Господи, как же я была рада этим изменениям в жизни молодой женщины!

-Кого ждете? Или секрет? – спросила я.
- Двойню ждем. Опять мальчиков! – ответила смущенная Нина, а в глазах ее полыхнули бесенята, и они заискрились радостным блеском и каким-то загадочным светом, свойственным только женщинам, которые носят детей.

       А я только охнула и подумала о том, как же интересно устроена жизнь. Вот на втором своем витке она подарила   возрождение и новые хлопоты – хлопоты обычные, человеческие, приятные, связанные с ожиданием  появления новых людей в этой семье. Еще раз убеждаюсь в правоте и мудрости  христианского наставления:  человек должен научиться прощать… прощать во имя доброты, теплоты, во имя шанса начать все сначала. И кто знает, у кого было больше нравственной силы -  у Алексея, мужа Нины, или у самой женщины?


Рецензии
Правильный выбор. И хорошо, что чувства всё же есть, иначе очень трудно жить вместе.

Стефа Рейо   07.03.2021 18:06     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание!!!

Людмила Дудка   07.03.2021 18:39   Заявить о нарушении