Один день - пьеса
Действующие лица
Мама
Папа
Бабушка
Дед
Младший сын Вова, ходит в садик
Старший сын Миша, пятиклассник, играет на баяне
Друг Коля, сочиняет стихи, одноклассник Миши
Серёжа Греков, вратарь, одноклассник Миши
Одноклассники Миши: Денис, Маша, Катя
Учительница музыки Вера Ивановна
Игорь, руководитель радиокружка
Музыкальное вступление
Занавес
СЦЕНА
В саду на скамейке беседуют Папа и Вова
П а п а. – Земля – не только дорога, камешки и трава. На земле растут цветы, деревья, по ней текут ручьи, речки и большие реки. По ней идут машины, поезда; с неё взлетают самолёты, чтобы потом на неё же опуститься.
В о в а. – По земле бегают зайцы, волки, лошади!
П а п а. – Вот-вот! Правильно.
В о в а. – И верблюды ходят, и слоны.
П а п а. – Точно.
В о в а. – И дом наш, и все дома на земле стоят.
П а п а. – И все города, и деревни и много-много чего ещё на земле! Я вот далеко-далеко уезжал, много разных стран видел, но самая-самая красивая земля у нас, наш край, где я, ты, твой брат Миша, мама и бабушка с дедом, и друзья наши. Тут красота из красот! И летом, и весной, и осенью, и зимой.
В о в а. – Когда всё белое-белое, когда снег хрустит, когда снегири на кустах!
П а п а. – Ну, ты художник у меня! Молодец!
В о в а. – Пап, а пап! – А из чего облака сделаны?
П а п а. – Облака?.. Облака – из пара.
В о в а. – А не из снега?
П а п а. – Не из снега. Из густого пара.
Сын размышляет вслух:
В о в а. – Чудеса! Это сколько же надо горячих кастрюлек, чтобы получились такие облака!
Обращаясь к папе:
В о в а. – А зачем небо?
П а п а. – На небе солнце. От него идёт свет и тепло.
В о в а. – А ночью?
П а п а. – А ночью спит Луна. И звёзд много-много! Ты же видел?
В о в а. – Видел.
П а п а. – Ну вот. Смотришь на звёздное небо и думаешь о разном, вспоминаешь то и сё. Соловьёв слушаешь, кукушек. А рядом костёр горит, дровишки в нём потрескивают, искры летят. Хорошо!
В о в а. – А ещё в небе птицы летают, самолёты, вертолёты. Да, папа?
П а п а. – Да, сыночек. А потом все они возвращаются на землю: птицы – в свои гнёзда, люди – в свои дома, самолёты – в аэропорты.
В о в а. – Значит, и людям, и птицам нужны и земля и небо?
П а п а. – Значит, так. И земля и небо.
Подошла мама
В о в а. – Мам, а мам! Что тебе больше нравится – небо или земля? А тебе, пап?
М а м а. – Когда лето, когда я лежу на траве и глажу рукой ромашки, мне больше нравится небо, его белые-белые облака, его синий-синий цвет, его тёплое-тёплое сияние.
П а п а. – А я больше люблю землю, где живут птицы и звери, где растут черёмуха и сирень, цветы, где мы живём.
В о в а. – На земле дорог много, и они все разные.
П а п а. – Дорога, которая проходит возле нашего сада, называется полевая. Она ведёт нас через поле. Видишь, какое оно? Было зелёное, а теперь желтеет. Созревает урожай. Это – овёс, он кисточками такими, из зёрнышек. Сила в нём – богатырская. Не веришь?
В о в а. – Не верю.
П а п а. – А ты знаешь, что лошадь может везти тяжеленные грузы, может землю пахать плугом, с человеком, конечно. Целый день она работает – и сил хватает. А ведь ни конфет, ни мёда, ни пирожных не ест: трава, сено, овёс. Ты понял, почему я овсяную кашу по утрам ем?
В о в а. – Богатырская сила в ней?
П а п а. – Вот именно! У полевой дороги – голубые васильки. Она ведёт от деревеньки к деревеньке, или на покос, или на пасеку, где пчёлы летом живут, и мёд с цветов собирают, или к летней ферме.
В о в а. – А другие дороги?
П а п а. – Есть и другие. Вот мы из города в наш летний дом по шоссе ехали, по асфальтовой дороге. Асфальтовые дороги, ясное дело, не то, что полевые – гладкие, ровные, без кочек и ухабов. Можно без задержек и помех и день ехать, а то и неделю. По таким дорогам люди в своих машинах или автобусах в гости друг к другу ездят, по ним грузовики едут и одежду возят из одного места в другое.
В о в а. – А ещё какие дороги?
П а п а. - А ещё бывают железные дороги – по ним мчатся поезда. Поезда перевозят людей и нужные им грузы.
В о в а. – А ещё?
П а п а. - А ещё есть морские пути-дороги для теплоходов.
В о в а. – А ещё?
П а п а. – А ещё, сын, воздушные – в небе. Для самолётов. Дороги соединяют людей, понял?
В о в а. – А ещё, пап?
П а п а. – А ещё – космические. Они ведут людей к звёздам. Далеко-далеко!
В о в а. – А тебе какая дорога больше нравится?
П а п а. – Мне?
Он снимает чёрные очки и показывает рукой
- Эта!
В о в а. – Полевая, с цветами?
П а п а. – С цветами – васильками!
Подошёл старший брат Миша
М и ш а. – Вовче, как называют детей у человека?
В о в а. – Ребёнок.
М и ш а. – А ты недавно назвал человёнком.
В о в а. – Но это было недавно.
М и ш а. – А у лошади?
В о в а. – Лошадёнок или кобылёнок.
М и ш а. – Вот и не правда. У лошади – жеребёнок. А как у зверя?
В о в а. – Зверёныш или зверёнок.
М и ш а. – Вообще животные бывают дикие и домашние. К домашним относят коров, свиней, коз, овец, лошадей, кошек и собак, а к птицам - куриц, уток, гусей и индюшек. А теперь назови детёнышей домашних животных и птиц.
В о в а. – У коровы – коровёнок. У свиньи – свинёнок. у казлухи – козлёнок. У овечки – овчарёнок или баранёнок. У лошади – кобылёнок.
М и ш а. – Как ты плохо знаешь! У коровы – телёнок, у свиньи – поросёнок, у овечки – ягнёнок, у лошади – жеребёнок, у кошки – котёнок. У собаки – щенок, у курицы – цыплёнок, у утки – утёнок, а у гусей – гусёнок.
СЦЕНА
В саду садятся на скамейку Дед и Вова.
Д е д. – Наш кот Васька – любимец бабушки. И не потому, что красивый. Красивых котов и кошек в деревне много, да мало толку от их красоты. Смотришь, то одна соседка, то другая жалуется нашей бабушке на своих Дусек, Мякишей, Чернышей, мол, шаловливые не в меру: то кусок колбасы утащили, то кувшин с молоком разбили, то занавески когтями исполосовали. Вот и гоняют их за проказы веником. Иное дело – Васька. Ласковый, степенный, толковый. Всех мышей не то что в доме – во всём хозяйстве нашем извёл. А чтоб кусок со стола без спроса уволочь – да ни в жизнь! А недели две назад нас, в общем-то, по-хорошему – очень удивил. Смотрим: один день, другой, третий не ночует кот, по обычаю своему, в доме. Где же он ночует? Не под крыльцом же он новое место себе облюбовал? Или на чердаке?
В о в а. – Где же он ночует?
Д е д. - Загадка разрешилась однажды утром. Стала бабушка курятник открывать, глядь, а Васька рядом с её пеструшками… на насесте! На двух дощечках рядом с куриными жёрдочками примостился и дремлет. Вот чудеса! Рассказать кому – не поверят. Да и сам бы не поверил, если бы своими глазами не увидел такое. Лежит, голубчик, отдыхает. Справа да слева куры к нему прижались, должно быть, согревают нашего кота своим пушистым оперением.
В о в а. - Ну и мурлыка! И с петухом умудрился поладить. А петух-то ой-ой-ой какой забияка! Как же Васька к петуху подход нашёл?
Д е д. - Загадка, да и только! И опять же. В иных деревенских курятниках хорь по ночам разбойничает, а сюда разве посмеет залезть: Васька таких шуток не любит.
В о в а. – Я слыхал, что лисица тоже любит курятину.
Д е д. – Да ещё как! Ослабишь внимание - и кур не досчитаешься. Недавно соседи говорили, что видели лисицу, надо обратить на это внимание, зверёк очень хитрый. На улице тепло, и нет такой необходимости кур греть и самому греться в курятнике. Но Васька в дом всё равно не спешит: прибежит, о коленки потрётся, водички попьёт – и на волю. Бабушка стала внимательнее к курятнику присматриваться. И вот что высмотрела. Считай, каждое утро Васька стал приносить к месту своего ночного обитания, в курятник, мышей. Положит добычу у порожка – и отойдёт в сторонку, сядет и наблюдает. Тут петух Петька и куры собираются, смотрят, что им кот на завтрак принёс. Полюбопытствуют, покивают благодарно Ваське за предложенное угощение и шагают к крылечку – там пшено для них хозяйкой насыпано. Ну и кто скажет, что Васька – дармоед? Обуза для хозяйства? Проказник да шалун? Наоборот. Порядок в доме соблюдает. И справедливость. Молодец!
В о в а. - Дед, Миша с ребятами говорил про какую-то энергию – что это такое?
Д е д. - Для того, чтобы любой организм или механизм начал работать, его нужно накормить, или снабдить горючим, или подключить к электричеству. Если ты проголодался у тебя истощаются силы, тебе не хочется ничего делать, то есть истощилась энергия. А когда поешь, силы восстанавливаются, то же самое и машина. Бензин закончится и машина остановится, ни куда не тронется, пока её не заправишь бензином. Пища, бензин, электричество это и есть энергия.
В о в а. – Если кусок хлеба съешь, силы восстановятся?
Д е д. – Конечно.
СЦЕНА
Комната. Миша исполняет на баяне вальс. Входит друг Коля.
М и ш а. – Мне дала Вера Ивановна задание выступить на
празднике, в нашей школе. Раз ты, говорит, учишься в музыкальной школе, то должен участвовать и в наших мероприятиях.
К о л я. – Хороший праздник – Восьмое марта. Давай напишем свою песню о женщинах. Я напишу стихотворение, а ты музыку.
М и ш а. – Я не умею сочинять, но попробовать можно. Приноси свои стихи.
Появляется Серёжа Греков
С е р ё ж а. – Привет, друзья!
М и ш а. – Знаменитому нашему вратарю почтение! Когда у нас состоится игра?
С е р ё ж а. – В воскресенье. Игра будет серьёзная, со старшеклассниками. С ними шутки плохи.
К о л я. – Надо хорошо поднатужиться. Чаще тренироваться.
Миша продолжил игру. Позвонили в дверь.
С е р ё ж а. – Мы кого-нибудь ждём?
М и ш а. – Вроде никого. Вовче в садике, предки на работе, дед с бабкой куда-то ушли.
Дверь открылась, вошли Денис, Маша и Катя.
К а т я. – У вас здесь весело, музыка, чем занимаетесь?
К о л я. – Думаем: принять участия в концерте или нет.
М а ш а. – А что тут думать, Миша что-нибудь сыграет на баяне, ты почитаешь свои стихи.
К о л я. – Я уже предложил Мише написать с ним песню и посвятить женщинам. Он боится, говорит, не пробовал сочинять.
Д е н и с. – Ты же, Миша, играл недавно, что-то фантазировал, попробуй.
М и ш а. – Я уже Коле сказал: приноси свои стихи.
К а т я. – Почитай, Коля, свои стихи. Хорошие они у тебя!
К о л я. – Я немного походил в литературный кружок и узнал, как писать стихи. Я сейчас вам дам слова, а вы напишите к ним рифмы. Это несложно. Запишите:
- Арбуз и муха, живой и муравей, кыса и крыса, пух и петух, дура и процедура, Света и по свету.
- Кто готов – отвечайте.
М и ш а. – Я хожу, ищу по свету,
чтоб найти подружку Свету.
Д е н и с. – Чтоб мы делали без кыс,
если б развелось столь много крыс?
М а ш а. – Брось валить на эту дуру,
пора кончать ту процедуру.
К а т я. – Я и дальше летал бы как пух,
но мой сон оборвал петух.
Д е н и с. – Муха злится на арбуз,
что не лезет в брюхо.
М и ш а. – Эй, тащи поживей,
наш друг муравей.
К о л я. – Ну вот, вы тоже можете рифмовать, так что стихи к празднику напишите сами.
М а ш а. – Хитрец, Коля, взял нас на удочку.
К о л я. – Ребята, давайте я расскажу вам интересный случай из жизни композитора Вольфганга Моцарта?
- Рассказывай.
- Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франфкурте-на-Майне, после выступления к нему подошёл мальчик лет четырнадцати. “Ты так замечательно играешь! - cказал он юному музыканту, – мне никогда так не научиться”… “Да что ты! – удивился маленький Вольфганг, – это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты? Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову”… “Не знаю… мне в голову приходят только стихи”… “Вот это да! – восхитился малыш, – наверно, писать стихи очень трудно?” “Да нет, совсем легко. Ты попробуй”…
Собеседником Моцарта был юный Гёте.
СЦЕНА
Подошла учительница, Вера Ивановна
У ч и т е л ь н и ц а. – Ребята, у нас в школе открылся радиокружок, руководителя зовут Игорем, он только что вернулся из армии. Служил радистом. Будет обучать азбуке Морзе. Кто желает, можете к нему подходить.
М и ш а. – Спасибо, Вера Ивановна, заглянем.
К о л я. – А что? Надо зайти.
Дверь в класс, где занимался кружок, была открыта.
И г о р ь. – Записалось много, но по мере занятий много и отсеялось, остались стойкие. Ребята, радист – это военная профессия, глаза и уши армии. Можно переговариваться между собой звуковыми сигналами – морзянкой, поддерживать связь на расстоянии. Во время войны радистов отправляли к партизанам в помощь для разведывательных работ, отправляли и в тыл врага.
Вошли ребята Миша, Коля Денис и Серёжа
М и ш а. – Чем мы у вас будем заниматься?
И г о р ь. - Мы с вами научимся принимать на слух азбуку Морзе и передавать её. Узнаем, как заполнять радиограмму, освоим работу на ключе.
К о л я. – А что у вас висит на сиене?
И г о р ь. - На стене висит стенд с азбукой Морзе, прошу переписать и запомнить. Тире – звучит голосом “Та” по длительности трём точкам. Точка – звучит голосом “Ти”. К примеру: буква Б звучит: Та-ти-ти-тит. Буква А – Ти-Та. И так далее.
А .- И .. Р .-. Ш ----
Б -... Й .--- С ... Щ --.-
В .-- К -.- Т - Ы -.--
Г --. Л .-.. У ..- Ь -..-
Д -.. М -- Ф ..-. Э ..-..
Е . Н -. Х .... Ю ..--
Ж ...- О --- Ц -.-. Я .-.-
З --.. П .--. Ч ---.
1 .---- 2 ..--- 3 ...-- 4 ....-
5 ..... 6 -.... 7 --... 8 ---..
9 ----. 10----- (-)
СЦЕНА
За столом сидит всё семейство
П а п а. – Да, вошло нам уже в привычку подводить итоги в конце дня.
М и ш а. – Я сегодня очень много сделал. Папа, наконец, разрешил первый раз порулить машиной, помыли её с Вовкой и ходили с ним за грибами. Потом с моими ребятами из нашего класса: Колей, Денисом, Серёжей, Катей и Машей - учились рифмовать стихи. Умудрился ещё играть на баяне.
П а п а. – Давно я хотел Мишу познакомить с вождением “шестёрки”, да как-то не получалось: то некогда, то не до этого было, то ещё что-нибудь. Но сегодня не только поработал с Мишей, поездили по полевой дороге, но и изготовил дополнительные клетки: кроликов, за это лето неплохо народилось.
М а м а. – А мне сегодня благодаря Вове и Мише, повезло: посолила грибы. В нынешнее лето их полно: белые, грузди сухие и сырые, лисички, подберёзовики. Что-то не видела сегодня кота Ваську, всегда трётся о ноги, просит молочка и сметанки, а тут тишина.
Д е д. – У меня хороший был улов, рыба сама подплывала к моим удочкам - не успевал вытаскивать.
В о в а. – Мы с Мишей принесли из леса по корзине грибов, навели порядок на даче: убрали мусор, вытряхнули половики и помыли машину.
Б а б у ш к а. – Я сегодня связала, наконец, носочки Вове, а то на пороге уже осень. На деревьях появились первые желтые листочки.
М и ш а. – А про пса никто и не вспомнил, забыли. Если молчит, стесняется, то это не означает, что он не работал. С нами ходил за грибами, что-то в лесу вынюхивал, бегал, резвился, а то дома лежит да спит, иногда при случае рявкнет - раза два и всё.
В о в а. – Вы посмотрите, как наш Дик вырос, раздался в плечах, какие у него стали мощные лапы!
М и ш а. – Когда он у нас появился – прошло два года, - был совсем маленьким щенком.
М а м а. – Осенью ты, Вова, пойдёшь в старшую группу садика; пора тебя потихоньку готовить к школе: учить писать и считать.
П а п а. – Стало темнеть, пора спать!
Все стали расходиться по своим комнатам
Звучит музыка
Занавес
Свидетельство о публикации №215121300646