Эволюция представлений

В этой главе мы предпримем попытку объединить в единое целое то, о чем говорилось ранее. Сделать это будет непросто, ибо каждое новое знание увеличивает незнание открывающееся. Каждый новый факт, теория, гипотеза порождают  такие сложные вопросы, что требуется кардинальный пересмотр  всего ранее известного и казавшегося незыблемым. Касается это не только фундаментальной науки и глобальных процессов, но и всех областей человеческого существования, включая и самого человека.

Более того, именно с человека все начинается и им же кончается.  Поэтому нам придется пройти все этапы познания от первого до последнего, от примитивного ощущения до чувства, восприятия, суждения, представления и действия.

Нам предстоит ответить на вопросы: как мы познаем мир? Как часть становится целым и наоборот?  Является ли наука, научный разум, факт и опыт единственным надежным фундаментом не только теории, но и практики? И, если являются, то  КАКОЙ  факт и КАКОЙ опыт? 

Чего ждет от нас жизнь и куда ведет эволюция?  Можем ли мы управлять ею или только подчиняемся ее требованиям? Каков наш потенциал и есть ли время для его реализации? Что нам надо развивать сегодня, что оставить на завтра, а от чего отказаться раз и навсегда? Начнем же с самого простого — ощущения.

*** 

ОЩУЩЕ;НИЕ, ЧУ;ВСТВЕННЫЙ О;ПЫТ — простейший психический процесс, представляющий собой  отражение отдельных свойств и состояний внешней среды субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Еще проще:  ощущение является процессом отражения отдельных свойств объектов окружающего  мира. Ощущение, несмотря на свою простоту, имеет ряд свойств и характеристик в зависимости от органов восприятия. Для зрительных, например, это тон, яркость, насыщенность, для слуховых — высота, тембр, громкость и т.д. Они могут различаться по интенсивности, локализации и длительности.

Первым, кто попытался классифицировать ощущения, был Аристотель. Он выделил пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В XIX веке увеличение количества видов ощущений поставило задачу их классификации. Наиболее известной является  классификация  Шеррингтона, основанная на рецепторной чувствительности.

— ЭКСТЕРОЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, источником которых являются рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они дают образы внешнего мира.

— ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. Рецепторы находятся во внутренних органах. Они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма (ощущения голода, жажды, боли и т. п.).

— ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. Рецепторы расположены в мышцах, связках  сухожилиях. Проприоцептивные ощущения играют важнейшую роль в регуляции движений, а также дают информацию о положении в пространстве тела и его частей.

Шеррингтон разделил экстероцептивные ощущения на контактные и дистантные. Первые вызываются приложением воздействия непосредственно к поверхности тела, а вторые возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции (обоняние, слух, зрение).

Итак, в поле нашего зрения попадают два схожих, но не равнозначных понятия — ощущения и чувства. Первое намного старше по эволюционному градиенту и долгое время считалось  основополагающим признаком живого — коли есть ощущение, то есть и реагирование, и возможность закрепления полученного опыта. Однако современная трактовка  «живого» и «неживого» ушла  далеко вперед;  граница между  первым и вторым размыта и условна.

Недавно высказано предположение о том, что материя уже на уровне крупных белковых молекул  обладает чувствительностью и способностью к ощущению. Кроме того, присутствие нервной системы признано не обязательным; ее роль могут исполнять пока неизвестные науке структуры.

При еще более глубоком погружении мы оказываемся в пределах микромира с его энергетическими феноменами и гипотетическими реалиями, такими, как  погруженное в материю сознание, жизненная сила и
информационно-программная  (каузальная) составляющая. Конечно, мы можем отсечь этот уровень и начать отсчет живого с клетки, однако такое игнорирование первооснов чревато весьма серьезными неприятностями.
Ведь кое-что с тех далеких времен у нас осталось, в частности, ощущение опасности, угрозы, некоторые пространственно- временные феномены и  особые виды интуиции. Стоит ли развивать (или, точнее, восстанавливать) эти редкие ощущения? Однозначного ответа нет, однако  работы в этом направлении ведутся, и не без успеха.

Следующим прорывом в познании мира явилось чувство, особое свойство живой материи, присущее не только человеку.

*** 
В широком смысле слова, чувства — это все то, что противопоставлено рациональному началу в человеке, все, что относится к аффективной сфере: чувства, эмоции, настроения, желания и потребности.

Однако в более узком значении чувства отличают от эмоций, настроений, потребностей, определяя чувства как эмоционально и телесно переживаемое отношение человека к тому или иному событию или явлению. Здесь мы вправе говорить не только об органах чувств, но и эмоциональной сфере, некоем «втором Я» человека. Не случайно в восточной традиции принято говорить об  «эмоциональном существе», дополняющем «существо разумное», но  не противопоставленном ему.

Множество того, что недоступно восприятию разумом, может (и должно) быть воспринято чувством. Оно есть основа воображения и любого творчества; без него нет ни искусства, ни культуры, ни полноты жизни; именно оно придает ту или иную окраску историческому процессу. Чувства и эмоции с их немедленными действиями и реакциями — основа того, что на Востоке  именуется Виталом, а на Западе — жизненной  силой, жизненным императивом, душой  желаний и т.д.

Именно здесь человек впервые сталкивается с тем, чего ранее не имел в ощущении — огромным, разноречивым и противоречивым  потоком, океаном, водоворотом, способным поднимать в небеса и обрушивать в глубочайшие пропасти, восходить к вершинам добра, красоты и гармонии и падать в болота мерзости, грязи и отчаяния, жертвовать собой и приносить в жертву других.

Любое калечащее чувство, сплетаясь с такими же другими, становится  достоянием коллективного бессознательного и начинает свое — уже собственное — существование в разумном, сознательном и социальном.

Вопрос о пределах  насыщения (или пресыщения) злом сегодня один из важнейших факторов выживания;  без его кардинального решения никакого продвижения вперед не будет. Многим знакомо это чувство балансирования на грани пропасти, и никогда оно не было таким острым. Об этом трудно говорить; слово не всегда сильнее и точнее чувства, особенно, если это СЛОВО  ПРАВДЫ. Однако есть и всегда были люди, способные на это. Вот что говорил знаменитый философ Х1Х  века  Ф.Ницше:

«... Кровавые знаки оставляли они на пути, которым проходили, и их безумие поучало, что истина доказывается кровью.

Но кровь — наихудшее свидетельство истины; ибо отравляет она самое чистое учение, превращая его в заблуждение и ненависть сердца.

Даже в смерти должны пылать дух ваш и добродетель, подобно вечерней заре над землей: иначе смерть ваша плохо удалась вам.

И вот какую тайну поведала мне жизнь: "Смотри, — сказала она, — я есть то, что постоянно продлевает самое себя...»

На свете гораздо больше счастья, нежели сколько видят его затуманенные печалью глаза, если только считать верное и не забывать тех приятных минут, которыми бывает богат каждый день человеческой жизни, как бы тяжела она ни была…

Познающий неохотно погружается в воду истины не тогда, когда она грязная, а когда она мелкая.

Каждый поступок продолжает созидать нас самих, он ткет наше пестрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше переживание — вот наше одеяние.

Но если жизни так нужна высота, то ей нужны и ступени, а также противоречие ступеней и восходящих по ним! Восходить хочет жизнь и, восходя, превозмогать себя».

Последнее очень важно—  противоречие  высоты, ступеней и людей, восходящих по ним. И, если вы берете за основу восхождения чувство, то подумайте,  ЧТО  будет восходить и не покажутся ли ступени слишком крутыми… Поэтому самое время поговорить о следующем этапе — восприятии.
ВОСПРИЯТИЕ — психический процесс отражения в сознании действительности, способствующий формированию субъективного образа объективного мира.
Восприятия интегрируются, слагаются из ощущений и впечатлений.

Большинство восприятий имеет комплексный характер и закрепляется в сознании посредством ассоциаций. Объем и полнота восприятий зависят от имеющихся жизненного опыта и знаний. К тому же они и обогащают этот опыт, оставаясь в памяти в виде представлений, постепенно преобразуемых в понятия. Восприятие — вторая ступень познания (после ощущений и чувств.)

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета, то восприятие дает целостный его  образ. Восприятие — всегда совокупность ощущений, а ощущение — составная часть восприятия. Однако восприятие — не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания.

Восприятие следует отличать от представлений, то есть мысленного создания образов предметов и явлений, когда-то воздействовавших на организм, но отсутствующих в данный момент.

В процессе формирования образа на него воздействуют установки, интересы, потребности и мотивы личности. Так образ, возникающий при виде одной и той же собаки, будет различным у случайного прохожего, собаковода-любителя и человека, которого недавно покусала какая-то собака. Их восприятия будут отличаться полнотой и эмоциональностью. Огромную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, активность его восприятия и концентрация внимания.

Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Сильные эмоциональные чувства могут значительно искажать восприятие, и галлюцинации могут быть вызваны рядом причин, включая наркотики, недосыпание, сенсорное ограничение, эмоциональный стресс, психоз и т.д. Эти "неправильные восприятия" представляют собой очень интригующую проблему, потому что подобное восприятие, в основном, исходит скорее "из головы", чем из окружающей среды.

Уже одно это перечисление позволяет понять, с какой сложной системой, а, скорее, системой систем мы имеем дело.  Первая из них — это система физиологических анализаторов, или органов чувств. Их функция — первичное отражение; далее следует проводящие пути и, наконец, центры сбора и анализа получаемой информации.

Уже на этом, самом первом этапе, мы  имеем ряд трудностей, и на каждом из трех возможны сбои и искажения. Наши органы чувств несовершенны, а спектр их восприятия весьма ограничен. Патология нервных стволов (например, в результате сдавления опухолью) способна исказить образ объективного мира полностью, а а высшие аналитические центры  вообще подвержены целому ряду неблагоприятных влияний.

«Неправильное восприятие» может иметь не только патологический характер; в некоторых случаях он вполне физиологичен. Так, например, ошибки зрительного восприятия могут быть обусловлены способностью «достраивать» целый объект по одной части, исходя из прежнего опыта. В результате мозг может упорно не видеть то, что реально существует и наоборот, видеть то, чего нет.

Зрительные иллюзии — типичные случаи резкого несоответствия между зрительным восприятием и реальными свойствами наблюдаемых объектов.  Известно более сотни таких феноменов, но общепринятой классификации их нет; убедительных объяснений их  большей части  также пока не существует.

Зрительную иллюзию следует отличать от галлюцинации — расстройства восприятия в виде ощущений и образов, непроизвольно возникающих без реального раздражителя (объекта) и приобретающих  характер объективной реальности.

На уровне более сложных восприятий, например, движения,
пространства-времени или восприятия социального ошибки множатся, как снежный ком, а  психологические установки, интересы, потребности и мотивы личности делают проблему реальности вообще неразрешимой…

Вправе усомниться: в истинном мире мы живем, или в воображаемом? Можно ли с этим что-нибудь сделать и стоит ли делать вообще? Интересный вопрос… Ведь жили до сих пор, и иногда даже неплохо… Дело в том, что реальность не есть что-то единое и раз и навсегда данное. Есть много реальностей; практически у каждого плана, уровня, царства она своя, как и ее собственный закон и способ существования.

Сумма этих реальностей составляет динамическую договорную  реальность, общую систему пространства-времени, но с разными качественными и количественными параметрами. Наша, земная, геологическая, биологическая, разумная и социальная — лишь одна из многих.

Что же касается «договора», то он, как правило, заключается между существующим, выше и ниже стоящими планами, между вчера, сегодня и завтра, между сотворением, поддержанием и разрушением.

Человек, приходящий в мир, не есть «чистая страница», и приходит он тоже не на пустое место. Интуитивное и инстинктивное первичное знание в процессе развития дополняется знанием переданным, накопленным самостоятельно и проверяется практикой. Есть и четкая система допусков и погрешностей, в пределах которой данная система работает без особых сбоев и ошибок.

Она достаточно гибка и в то же время устойчива; она поддерживает себя и контролирует себя. Вот почему нам не следует так переживать по поводу наших несовершенств, будь то несовершенство ощущения, чувства, восприятия, суждения или действия. Не стоит и пытаться переложить язык нашей человеческой жизни на язык макро- или микромира, нас там нет и никогда не было…

Однако все это так лишь на стадии поддержания. Далее равновесие начинает нарушаться. Система одновременно испытывает действие центробежных и центростремительных сил; что-то нисходит «сверху», что-то поднимается «снизу» и (обязательно!) что-то стремится «наружу».

Прежняя реальность начинает «трещать по швам», в ней появляется нечто новое, непривычное и даже пугающее. Именно это, еще не осознавшее себя новое — источник всех предстоящих перемен. Оно ищет своих пророков, мастеров и исполнителей, стремится к реализации и рано или поздно достигает ее.

Древняя  истина «Уж коли мы созданы «по образу и подобию», то оно должно быть сохранено любым путем. Мы должны жить так, как привыкли жить  и как жили наши предки; мы должны сторониться всего нового, ибо «новое» — всего лишь основательно забытое старое», — начинает вызывать сомнение, а затем и отторжение. Необходимость изменений становится императивной, постепенно формируя план того, что, как, зачем и на что менять.

Так что мы готовы изменить сегодня? Только ли систему восприятия? Да нет! МЫ  ГОТОВЫ  ИЗМЕНИТЬ  ВСЕ!  АБСОЛЮТНО  ВСЕ, НАЧИНАЯ  С  ФИЗИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ  И  КОНЧАЯ  ПРИРОДОЙ  СОЦИАЛЬНОЙ  И  ДУХОВНОЙ !

Однако мы отчетливо понимаем: поворот восприятия в сторону самой продвинутой экстрасенсорики хоть и возможен, но недостаточен, а в определенных случаях и вреден, и опасен. Мы привыкли решать подобные вопросы на уровне техники, технологии и инженерии, пусть это даже генная инженерия или психотроника. Подобное возможно лишь в ограниченном и строго функциональном смысле.

Что даст человеку, например, резкое расширение спектра восприятия всей полосы электромагнитного излучения?  Ясновидение? Новые возможности диагностики и целительства, основанные на биополевых, ауральных и квантовых реальностях? Определение полевых структур и управление ими?  Возможность розыска пропавших  людей по  фотографии? Реализация всех возможностей телекинеза и телепатии? Свобода выхода в земное энергоинформационное пространство для просчитывания и предупреждения катастроф различного рода? Для контакта с умершими родственниками, друзьями и выдающимися личностями прошлых времен? Или еще выше — с внеземными цивилизациями, существами и сущностями космического плана бытия?

Напомним: новый этап этих «старых песен на новый лад» насчитывает не менее полувека. И каков результат? Куда делись секретные лаборатории, огромные ассигнования и великие надежды? Что стало с кумирами 80-х  и
90-х? «Одних уж нет, а те далече»… Остался  Интернет и сонм коммерциализованных экстрасенсов, гадалок, диагностов кармы, белых и черных магов, колдунов, заклинателей и иже с ними… Зато прежде инертная и скептическая наука в лице физики и психологии сделала огромный шаг вперед. Так что же, вопрос с «тонкими мирами», их силами и обитателями можно считать закрытым?

Не торопитесь с ответом — он не так однозначен, каким кажется на первый взгляд. Резко изменяя одну из важнейших систем, мы неизбежно вызываем общий дисбаланс, чреватый уже непоправимыми системными ошибками.
Трансформация физической основы с сохранением нынешней природы  грубовитальной, низкоразумной, псевдосоциальной, антигуманной, бескультурной и бездуховной способна привести к самым ужасающим последствиям… Обещаю — мы еще вернемся к этой теме чуть позже. Сейчас же нам предстоит обратиться к  следующему, еще более важный этапу — этапу формирования представлений, систем представлений и общей картины мира.

*** 

ПРЕДСТАВЛЕ;НИЕ — процесс мысленного воссоздания образов предметов, процессов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств.  Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у философа — мыслительный и т.д.

Они могут быть единичными, комплексными схематизированными, возникшими на основе восприятия, мышления, воображения. Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например, грёзы. Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в творческой и профессиональной деятельности. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. 

Представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым.

Представления — это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет, процесс или  явление, одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Благодаря нейрофизиологическим исследованиям было доказано, что
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ МОЗГА отвечает за абстрактно-логическое мышление человека, т.е. мышление связанное со словесной (вербальной) интерпретацией понятий и явлений. Здесь появляется речь. С помощью левого полушария мозга человек может говорить, думать, логически мыслить и анализировать ситуации, включая процесс индукции.

Люди с ведущим (доминирующим) левым полушарием головного мозга обычно обладают развитым вербальным интеллектом, большим словарным запасом, они отличаются разговорчивостью, активностью, способностью прогнозирования и предвидения.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ МОЗГА ответственно за пространственно-образное мышление (невербальное), которое обеспечивает целостность восприятия.
Человек с преобладанием правого полушария головного мозга обычно предрасположен к мечтательности, фантазиям, к тонким и глубоким чувствам и переживаниям, у него развит невербальный интеллект, он неразговорчив и медлителен.

Было обнаружено, что некоторые слова, имеющие высокий индекс значения, а также слова-образы способны участвовать в построении уже новых, куда более сложных представлений. Вместе с тем по поводу сущности представлений
по-прежнему есть разногласия. Предмет собственно представлений трудно определить: он «размыт» в психологии восприятия, памяти, мышления и воображения.

Таким образом, «представления» включают в себя собственно представления, образы и понятия, а также связанные с ними оценки и коннотации (смысловые значения единицы или категории); они есть субъективное отражение множества взаимосвязей и эмоциональных отношений внутренней и внешней реальности, характеризующихся образностью, функциональной компенсаторностью и оценочностью.

Если добавить сюда социальное восприятие, т.е. создание представлений о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях и включить его в единую культурно-историческую теорию, то становится ясно, с какой сложной и многомерной системой мы имеем дело.

С понятием «представление» тесно связано понятие  образа, т.е. отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления — понятия, суждения и умозаключения.  Образ  объективен по своему источнику — отражаемому объекту и субъективен по способу  существования.

Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. Своеобразие образа заключается в том, что он есть нечто субъективное, идеальное; он не имеет самостоятельного бытия вне отношения к своему материальному субстрату — мозгу и к объекту отражения — и в то же время обладает собственной  реальностью. Однажды возникнув, образ приобретает относительно самостоятельный  характер и играет активную  роль в поведении человека и его деятельности.

Как бы странно это не звучало, но именно разнородность, противоречивость и парадоксальность представлений  диктует их потребность в объединении. При этом основным стимулом является не максимальное формальное  сходство, а наоборот, явное или скрытое противоречие, могущее быть разрешено лишь во взаимодействии. Так возникают системы представлений, тяготеющие ко все большему и большему укрупнению. Само понятие «система» теряет свой механистический характер и входит во внутренний мир человека как  восприятие и понимание себя и других.

Такая сложная система представлений являет собой проявление высших психических функций, которые не сводятся к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. «Я-концепция» создает специфическую направленность личности. Это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ сугубо личного, собственного «Я», включающий три составляющих его компонента: познавательный (кто я?), эмоциональный (какой я?) и поведенческий (что и как я делаю и почему так поступаю?)

Следующим крупным объединением является понятие парадигмы, имеющее весьма почтенную историю . Возникло оно в эпоху античной  философии и декларировало  сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; в средневековой философии и схоластике — как попытку объединения идеального и материального в единое целое.

С развитием научного мировоззрения парадигма стала обозначать  исходную концептуальная схему, модель постановки проблемы и ее решение, сумму методов исследования, господствующих в  течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигмы отождествлялась с  началом научной революции.

В конце ХХ века произошла существенная гносеологическая  подвижка — теперь это понятие стало обозначать сущностное ядро любой крупной системы- научной, философской, культурно-исторической, религиозной, психологической и социальной. Однако на этом дело не закончилось — разобщенный мир нуждался во все более и более масштабной интеграции, во все более и более высокой истине и законе существования; в хотя бы начальной базе, от которой можно было бы двигаться  дальше.

Такой базой стала КАРТИНА МИРА — совокупность представлений о структуре действительности и способах ее функционирования, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Оказалось, что в силу исторического характера знаний и опыта людей, на каждом этапе развития человечества картины мира различаются, сменяя и дополняя друг друга. Эти различия определяются не только уровнем развития общества и его культуры, науки, производства, но и мировоззренческими установками людей.

Каждый человек, стремясь определиться в себе и всеобщем существовании, выбирает такой идеальный соборный образ, который в наибольшей степени соответствует потребностям его личности, души и духа. Кто я — творец или творение? Что я могу дать миру и что он мне? Каков смысл моего существования? Каково мое предназначение?

Следует особо подчеркнуть, что картины мира формируются в мыслях человека, но, сложившись в определенный образ, определяют не только наше отношение к миру, но и характер нашей в нем деятельности. Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в сознании общественном. И это во многом будут РАЗНЫЕ  КАРТИНЫ , что объясняется не только несовпадением установок и способов восприятия, но и разным предназначением части и целого, в котором  часть не есть самое слабое звено, а, скорее, наоборот.

Массовое, общественное сознание более абстрактно, более механистично, более безлико, статично и объективно; индивидуальное — более  субъективно, пластично, активно, созидательно; оно куда более «живое» и «живущее».

Картина  мира для человека такая же реальность, как он  сам  и  как мир  физический, материальный; столь же ценная, как великая картина, написанная великим живописцем или поэма, созданная  великим  поэтом. И каждая из этих великих  картин и  великих  поэм содержит основную проблему, нуждающуюся в разрешении, и каждый творец, мастер, учитель,  капитан, поэт и художник есть великая  идея, предлагаемая нам  в качестве помощи в решении этой проблемы.

Большое видится на расстоянии, поэтому  иногда очень полезно отступить назад и окинуть картину внимательным и непредвзятым взглядом. Мы многое, очень многое способны увидеть… Например,  Город… Его богатство, блеск и нищету, его небоскребы и жалкие лачуги, его роскошные машины и потрепанные повозки, его явную и скрытую жизнь, любовь и ненависть, счастье и горе, жизнь и смерть, то, что его объединяет и разъединяет, создает и  разрушает.

Мы увидим  вечное движение, которое есть вечное  действие; мистерию, которая всегда была, есть и будет… Ощущение, чувство, восприятие, представление, суждение, мышление, историю, культуру, искусство и науку,  рожденных движением и ставших действием… Увидим, что уже на уровне материи мы  ЧУВСТВУЕМ; на уровне ощущения и чувства ПОНИМАЕМ  И   ДЕЙСТВУЕМ; на уровне мышления РАБОТАЕМ; на уровне души и духа  СОЗИДАЕМ.

И в то же время по-прежнему считаем действием, поступком лишь нечто телесное, физическое, материальное и технологическое. Мы в плену множества стереотипов, касающихся не только действия в прямом смысле, но и чувствования, и восприятия, и  мышления, и интерпретации.

Многое кажется непривычным, чуждым, непонятным, трудно объяснимым, нереальным , недостижимым и непостижимым... Возьмем, к примеру, тот же ОККУЛЬТИЗМ — общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с особыми способностями или посвящённым.

С чем и кем у нас ассоциируется  этот термин? В первую очередь с чем-то неприятным, зловещим, древним, темным, замшелым, покрытым паутиной и  копотью. С колдунами,  гадалками, магами, чародеями, упырями, оборотнями и вообще со всеми темными силами. Это не только наше атеистическое наследие,  но и глубоко скрытое в подсознании  наследие религиозное и языческое. Еще в Ветхом Завете было сказано:

«Не должен находиться у тебя … прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего».

 А вот что пишет  русский религиозный  философ  Н. Бердяяв: «Оккультизм принципиально сталкивается с христианством и вызывает со стороны христианского сознания резкую реакцию всякий раз, когда он выступает притязаниями  создать  религию без Бога, когда он хочет заменить собой христианство.»

Сегодня перечень оккультных учений  и опасных для духа практик возрос неимоверно. В «оккультисты»  попали  всемирно известный психолог, основатель аналитической психологии К.Г.Юнг, один из основателей трансперсональной  психологии  С.Гроф, российские академики Бронников, Левашов, физик П. Гаряев, не говоря уже об «одержимых бесами»  А.Чумаке и А.Кашпировском. Список можно продолжать до бесконечности…

К  вредным и «безбожным» практикам  отнесена  практически  вся йога… Вот мнение духовенства: «Занятие йогой неприемлемо для православных христиан, несовместимо с учением и догматами нашей веры, поскольку является формой отречения от православной Истины и хулой на Духа Святого, приводящей к служению демонам».

Опасения Православной  Церкви и комиссии по антинауке при РАН  вполне можно понять — слишком много скопилось негативной информации по этой непростой проблеме, слишком много откровенного мошенничества, шарлатанства, игры на темных суевериях, невежестве и банальной жадности. Однако, если убрать все лишнее и надуманное, то останется вот что:

«ОККУЛЬТИЗМ означает правильное использование скрытых сил нашей природы, ума, души, жизненной силы и возможностей тонкого физического сознания.

Одновременно с ментальной эволюцией человека начался процесс другой эволюции, который подготавливает появление духовного и супраментального существа. Он протекал по двум направлениям, одно — открытие оккультных сил, тайно присутствующих в Природе, и скрытых планов и миров, которые
материя прячет от нас; другое — открытие души человека и духовного «Я».

Ныне кривая, похоже, начинает новый виток поиска, стартующий от достигнутого в прошлом и идущий к более высокому будущему. Но всегда, даже в эпоху Вед или в Египте, духовное достижение или оккультное знание было доступно немногим, они не были распространены во всей человеческой массе.

Цель нашей йоги — установить прямой контакт с Божеством свыше и принести вниз Божественное Сознание во все центры. Оккультные силы, принадлежащие ментальному, витальному и тонкому физическому планам, не являются нашей целью.

Можно иметь контакт с различными Божественными Силами и Персоналиями, в то же время наша йога должна быть пластичной и допускать все необходимые работы Божественной Силы в соответствии с природой, представленной в каждом индивидууме.

Духовная реализация имеет первостепенную важность, она совершенно необходима.  Сначала лучше было бы пройти духовное и психическое развитие, прежде чем входить в оккультные регионы. Те, кто входит сперва в них, могут столкнуться со значительной задержкой  духовной реализации,  другие попадают в запутанные ловушки и уже не могут выйти из них в этой жизни. Некоторые, без сомнения, могут совместить то и другое, оккультное и духовное, и делать их помощниками друг для друга, но процесс, о котором я говорю, надежнее.

Руководящими факторами для нас должны быть дух и психическое существо, объединенное с Божеством. Оккультные феномены и законы знать нужно, но лишь как инструментальные, а не руководящие принципы. Оккультное — это широкое поле, запутанное, не без своих опасностей. Его не нужно отвергать, но и не нужно ставить на первое место.

Деятельность на астральном плане в контакте с астральными силами, сопровождающаяся оставлением тела, не является духовной целью. Эта цель, похоже, внушена вам как часть поиска оккультных сил. На такие поиски большинство духовных учителей Индии смотрит неодобрительно, ибо эти поиски принадлежат низшим планам и обычно толкают искателя на путь, который может завести его очень далеко от Божественного. Особенно контакт с силами и существами астрального (или, как мы называем его, витального) плана чреват великими опасностями.

Существа этого плана часто враждебны к истинной цели духовной жизни;  они входят в контакт с ищущим и предлагают ему силы и переживания только для того, чтобы получить возможность увести его с духовного пути, или чтобы установить над ним свой собственный контроль, или чтобы овладеть им для своих собственных целей. Часто, представляясь божественными силами, они уводят с пути, производят обманывающие внушения, вызывают сбивающие импульсы и извращают внутреннюю жизнь.

Много было тех, кто, привлеченные этими силами и существами, кончили полным духовным падением или ментальной или физической болезнью . С расширением сознания, которое является результатом внутреннего раскрытия, неизбежно вступают в контакт с витальным планом и входят в него, но никогда нельзя отдавать себя в руки этим существам и силам или позволять себе следовать их внушениям и импульсам. Это — одна из главных опасностей духовной жизни, и искателю здесь необходимо быть настороже, если он хочет достичь своей цели.

Это правда, что множество супрафизических или сверхъестественных сил приходит с расширением сознания в йоге, однако  искать этих сил не следует, они придут естественно и не будут обладать опасным характером. Также они должны использоваться чисто духовным образом, то есть Божественной Волей и Божественной Силой, как их инструменты, но никогда как инструменты сил и существ витального плана. Искать их помощи ради таких способностей  — великая ошибка.»

Мне представляется, что после этого комментария вопрос об оккультизме можно считать закрытым. Зато в полный рост встает вопрос куда более масштабный — А ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЙОГА?

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии